Москва
7.8

Опера
Кармен

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Опера
Дэвид Паунтни

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Екатерина Бирюкова
338 отзывов, 342 оценки, рейтинг 99
15 апреля 2008

Следуя курсу обновления самого что ни на есть золотого репертуара, Большой ставит одну из главных опер всех времен и народов — «Кармен» Бизе. Чтобы придать этому проекту свежести, решено впервые в истории театра делать ее с разговорными диалогами, а не с речитативами, дописанными Эрнестом Гиро уже после смерти композитора для венской постановки 1875 года. (Премьера оперы в том же году прошла в Париже.) Лет уже пятьдесят как во всем мире от этой версии отказались, поскольку давно в моде только все аутентичное. Теперь очередь дошла и до Большого театра.

Это значит, что певцам периодически придется с привычного пения переходить к непривычному говорению, изображая, насколько возможно, естественность. По трудности эта задача может сравниться только с тем, что всю оперу надо исполнять на французском языке. «У любви, как у пташки, крылья» мы больше не услышим. Про этот бессмертный текст надо забыть.

И про розу в волосах главной героини, судя по всему, тоже. На эту заманчивую роль приглашена болгарка Надя Крастева, у которой имеется полный набор необходимых достоинств: черные кудри, чувственный тембр и солидный опыт работы в качестве главной оперной покорительницы мужских сердец — Кармен она пела даже в Венской опере. Двое ее кавалеров тоже импортные: американский тенор Жерар Пауэрс в качестве Хозе и проживающий в Европе бас Александр Виноградов в роли его удачливого соперника Эскамильо.

К этому козырному составу (спектакли 22, 24, 26 и 28 апреля) прилагается маэстро Юрий Темирканов (спектаклями со вторым составом 25 и 27 апреля руководит Павел Сорокин), на которого у театра, не избалованного в последние годы знаменитыми дирижерами, имеются некоторые надежды.

Но, конечно, самые большие, разнообразные и в том числе тревожные ожидания связаны с постановкой. Как уже сказано, на наличие розы в волосах надежд мало. Уже ходят слухи про груды телевизоров на сцене, придуманные художником Робертом Иннесом-Хопкинсом — постоянным коллегой режиссера спектакля Дэвида Паунтни. При всем при том британская постановочная команда вовсе не относится ни к каким радикалам. Паунтни хоть и бравирует фирменными бакенбардами и подчеркнутым ретроартистическим стилем в одежде, является очень уважаемым оперным режиссером с невероятным количеством работ по всему миру, включая Санкт-Петербург (очень дельная «Чародейка» Чайковского в Мариинке). Огромный период его жизни связан с Английской национальной оперой — вторым по значению после Ковент-Гардена театром Лондона. С 2003 года он является интендантом фестиваля в австрийском Брегенце — это один из самых знаменитых оперных оупен-эйров.

Паунтни обычно связывают с так называемым политическим театром. Это не значит, что он собирается вводить в свой спектакль предвыборные лозунги и персонажей из телевизора. Он просто считает, что стоит обсудить проблему свободы — скажем, сексуальной — пусть ее острота сейчас и не так очевидна, как когда-то.

2
0

Отзывы

7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
27 апреля 2008
Коррида с любовью


«Кармен» - очень странная оперная история. Сплошные загадки и казусы. Начать с того, что в истории оперы - «Кармен», наверное, главный провал (на премьере 1875 г.), при том, что это гениальный музыкальный материал. Затем, совершенно не ясно, как и откуда у француза Ж.Бизе могла взяться такая музыка - ни на что не похожая, всегда актуальная, яркая, доступная и одновременно глубокая. Загадка - как вообще в «Кармен» сочетаются противоречивые вещи - энергетическая пружина, карнавальность и главная драматическая линия фатума «любовь и смерть – едины»?
Режиссер новой московской «Кармен»- Дэвид Паунтни не пытался раскрыть этих загадок, а следовал зову прекрасной музыки и, в целом, не ошибся. Получилась неплохая работа. Как раз тот самый случай, когда и традиции на месте и признаков нафталина нет. Есть, конечно, забавные вещи, которые без объяснения самого режиссера не понять – например, телевизоры – очень красивые, но совсем не «по теме», или горы из картонных коробок. Впрочем, это мелочи…

Оперная «Кармен» - это шекспировский масштаб, история, открытая для интерпретаций и прочтений. Дэвид Паунтни делает из Карменситы не просто женщину вамп, но образ бессмысленной мощной энергии, требующей жертв, сметающей любого на своем пути. Кармен - это черный и мощный бык, от которого не скрыться и не уйти.
Кармен не любит, она охотится. Выживают только тореадоры...(да и то не все).

«Кармен» Д.Паунтни - плотный динамичный яркий театр - отличное пополнение в репертуаре ГАБТа. Солисты меняются, но музыка и хор – тут жутко хороши! Смотреть во всех сезонах, как болеутоляющее и антидепрессивное!

2
0
7
roman_genis
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
23 апреля 2008

Уже много лет мониторю новости культурной жизни столицы на предмет постановки моей любимой оперы. И вот, о долгожданная новость! Кармен в Большом! Два билета купил в начале марта у спекулянтов (в кассе исчезли в первый день продажи, но это другая история). Все предвкушал красочное представление в классических оперных канонах, форма и содержание. Большой - это же институт, оплот сохранения лучших традиций русского оперного театра! Начитался интервью всяких наших правительственных деятелей культуры, а "миссия" на сайте большого....
Итак, через 5 минут после того, как раздался третий звонок и плавно погас свет, моё настроение с небес упало на бренную землю и пришло горькое понимание, что я пришел не на ту оперу, на тему которой так много читал, слушал разные варианты исполнения и смотрел фотографии. Форма, декорации и костюмы не имели ничего общего с тем, что я знал об истории постановок Кармен. Исполнение музыки и вокал главных героев были на высоте. И постепенно, я просто стал слушать, не заостряя внимания на модернистские творения художников по декорациям и костюмам (некоторые решения по декорациям совершено безвкусны, например, горный пейзаж во время столкновения Торреодора и Хозе вообще представлял стену из коробок от телевизоров; костюмы были солянкой из одежды 50х, 60х и 70х вперемешку с какими-то рембовскими и клоунскими костюмами, нет слов). После песни Торреодора мое настроение вообще поднялось. Драматическая игра оперных актеров была на высоте, особенно понравился Хозе (Жерар Пауэрс). Он, перед тем как заколоть, очень артистично ударил её пару раз лицом о подиум. Если честно, он вправду очень хорошо играл и пел. Надя Крастева очень органично смотрелась в образе Кармен, у меня даже создалось реальное впечатление, что она цыганка. Голос Микаэлы (Екатерина Щербаченко) произвел сильное впечатление, она просто супер!
Актеры смогли показать историю роковой Кармен. за это им большое спасибо!!! Художников НА МЫЛО. Режиссер пусть живет, слаженная игра такого числа актеров его заслуга, но автопогрузчик был явно лишний. Главному хормейстеру спасибо!
Вообще, я рад, что в наше время находятся талантливые люди выбирающие такие не благодарные профессии, как музыкант или оперный певец. Без Вас наша жизнь была бы скука:)

P.S.
Большой театр не просто аттракцион для туристов и не место для панков, играющих ногами на электро-арфах. Классический репертуар требует деликатного обращения.

О СЕБЕ: 26 лет, закончил МГТУ им.Н.Э.Баумана, женат, подрастает сын. С детства люблю классическую музыку, слух есть, но музыкального образования нет. В Большом смотрел Богему, Евгений Онегин, Пиковая дама, Борис Годунов, Тоска, Царская Невеста.

2
0
5
Julia Sobkanyuk
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 января 2013

Я родом из СССР. Для меня "Кармен" - это Образцова и Соткилава, а сама Кармен цыганка в платье с пышной юбкой и алой розой в волосах. Но когда я вижу Кармен в короткой ночной рубашке, ее подружек, напоминающих лядей из перестроечного кино 90-х, кордебалет один с один -группа поддержки в американском футболе, катающихся на роликах клоунов, декорации к русской масленице, жк телевизоры и ездящий грузовик, действие перенесенное из 19 века в 20-й...... В общем к такой трактован Мориме я не была готова.Ко второму действию, бредовая фантазия несколько подиссякла, и девчушки в розовых платьицах из поселковой самодеятельности появлялись реже и на сцене уже была не вся вышеперечисленная срань, а страдающий мужчина и своенравная женщина и, несмотря ни на что: великолепные голоса солистов Большого, потрясающего мастерства музыканты оркестра и конечно же Бизе не дали пропасть вечеру.

0
0
7
Александр Сыромятников
133 отзыва, 381 оценка, рейтинг 147
17 декабря 2012

Не стоит, если только не нужно <<украсить вечер>> походом в Большой, осознание этого факта, осознание последующего факта, что это ажно Бизе и ажно Кармен (hot, so hot!, ну вы понимаете...)

0
0
7
evilham5
60 отзывов, 61 оценка, рейтинг 31
14 июля 2009

Постановка, конечно, очень необычная. От классической сценографии не осталось и следа :) Действие разворачивается не в Севилье 19 века, а, как мне показалось, где-то в глубинах Мексики 70-х годов 20 века. В общем, сплошной балаган и "цирк с конями". НО! Я ничуть не пожалела, что сходила именно на такую постановку. В классическом варианте Кармен я уже видела, так что в качестве расширения кругозора на предмет богатой фантазии отдельных режиссеров, постановка крайне порадовала :)

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все