Театральная афиша Москвы

Спектакль Мистерия-буфф. Вариант Чистых
Постановка АРТО

6.6
  • жанр
    Драматические
  • (1'20'', без антракта). Совместно с Theatre de la Manufacture (Франция).

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Лет десять назад Николай Рощин выпустил в ГИТИСе дипломный спектакль «Пчеловоды» — пантомиму, давшую у нас повод говорить, что появился физический театр, так популярный на Западе, а на Западе — во Франции, где Рощина особенно полюбили, — что у нас работают с их средневековой площадной традицией. Все это были слова вокруг да около, понятно только, что Рощин а) в некотором роде поэт, б) он не намерен сливаться с махровой театральной попсой и в) погоду в городе Москве он и его неистовые актеры не изменят.

Позже Рощин с образовавшейся вокруг него труппой поставил несколько мудреных и недолговечных спектаклей. В программках к ним писались литературные источники — «Корабль дураков» Бранта, малоизвестная античная трагедия или еще менее известная польская пьеса — между тем театр Рощина по-прежнему оставался физическим театром. То есть слова в театре Рощина не несут информации. Говорение в нем используется как любое другое физическое действие — действие интенсивное, раскручивающееся как маховик, завораживающее, неимоверно заряженное. Новый спектакль Рощина заряжен обреченностью и убийственным сарказмом. Слова в нем Маяковского, порядок слов — Рощина.

«Мистерия-буфф» появилась еще год назад по заказу французского фестиваля «Пассаж» и теперь перебралась в Мейерхольдовский центр, где Рощин прописан штатным экспериментатором. У Маяковского семь пар нечистых (рабочие и крестьяне) и семь пар чистых (аристократия с буржуазией) спасаются от мирового потопа. На ковчеге, который строят нечистые, они путешествуют в рай и ад, встречают нового мессию — Просто человека, обещающего вечную жизнь всем, кроме нищих духом. В конце концов оказываются на заполненной вещами земле. У чистых горят глаза, но нечистые изо всех вещей выбирают только орудия труда и строят с их помощью свой мир — с пустого места, славя труд и друг друга.

Рощин ставит свою собственную «Мистерию-буфф» — так называемый «Вариант Чистых»: чистые и нечистые сливаются в сплошную мелкобуржуазную массу, в спектакле ей противопоставлен один-единственный человек — поэт. Перед спектаклем к красному занавесу, отмененному когда-то Мейерхольдом, выходит артист, смахивающий на Маяковского. Это пролог, объясняющий происходящее и запускающий маховик действия. Объяснять происходящее приходится, потому что запутаться в нем легче, чем разобраться: группа граждан, женщины в чем-то декадентском, поп с бородой, офицер с усами и бритый человек во фраке попеременно поют, пьют, истерят, рассуждают; поп созывает их на молитву, крича муэдзином, и они крестятся обеими руками, чертя поперек пуза, кому как удобней. Они жмутся к огромному столу — то это собственно стол, то ковчег, то рояль, то гроб с алой обивкой. В финале стол превращается в эшафот: под Интернационал, аранжированный как легкомысленный вальсок, персонажи с готовностью несут свои головы на гильотину. Маяковский сбрасывает на головы нож, а когда все персонажи пущены в расход, обреченно пускает пулю в лоб. Это, конечно, комментарий к «Мистерии-буфф»: плесень, эта простейшая органическая форма жизни, топи ее или не топи, жги пламенным глаголом или казни революцией, выживает в любых условиях. Плесень, расцветшая после воспетой Маяковским революции, убила поэта. Конечно, общее место — но только когда проговариваешь словами. А слова в театре Рощина, как говорилось, роли не играют.

Отзывы пользователей о спектакле «Мистерия-буфф. Вариант Чистых»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
9

Собственно мистерия. Шедевр.
Сказать, что получилась очень хорошая работа у Николая Рощина – значит ничего не сказать. Хочется соблюсти рамки приличия и сдержанности, не употреблять высокопарных эпитетов и громких восторженных фраз... Хочется, но не буду, потому, что случился шедевр! Ни больше, ни меньше.

Начать с того, что вызывать дух великого В.Маяковского - дело опасное и непредсказуемое для заклинателей. Н.Рощин не только призвал, но и, кажется, теперь надолго задержит среди нас гениального поэта! И это давно стоило сделать, только никто не знал как…
Слово в рощинской мистерии не обременено слоем хрестоматийной патины, а с другой стороны, - никаких потугов на осовременивание, что важно. Выходит эффект чтения В.Маяковского в состоянии эйфории (не без использования галлюциногенов, конечно). Кстати, кто не пробовал, рекомендую.

Сценография Мистерии Буфф – мечта! Рояль-ковчег-эшафот - и др. – прекрасен! Вода (протекающей планеты) на сцену – восхищение! Гильотина – аплодисменты!
Помесь декаданса и русского авангарда – та самая находка, которая не открытие, но, чего сильно не хватает!
Смыслы, вложенные в Мистерию, - доступны, но их много и они на любой вкус… Каждому найдется!
Но главное, конечно, это - текст. Его ценность, его звучание, его энергия. Господа, это поэзия!!!

Право, чем гуще россыпь
Черного на листе,
Тем безразличней особь
К прошлому, к пустоте
В будущем. Их соседство,
Мало проча добра, лишь ускоряет бегство
ПО БУМАГЕ ПЕРА.

Фото Жекус Владимирович
отзывы:
39
оценок:
85
рейтинг:
165
7

Заводной Маяковский

Алый во всю сцену занавес. Из темноты слева выходит… О-ля-ля! Сам Маяковский! И медным голосом зачитывает ремарки к своей же собственной пьесе. Затем он вновь исчезает в темноте, занавес раскрывается… И начинается Мистерия-Буфф!
Черно-белые тона, грамотно приправленные алым, составляют красивую и стильную картину, на которой изображены «Чистые» - буржуазия и интеллигенция, волею судьбы не нашедшая своего места в революционном мире. Скитания этих «Чистых» и составляют основу Мистерии-Буфф.
Режиссер Николай Рощин поставил… графическую новеллу. Пусть на меня ополчаться, но в результате у него вышел натурального вида комикс. Здесь великолепно прописанные типажи, здесь и прекрасное оформление, радующее глаз, здесь и поверхностный социальный подтекст. Да, несомненно, мусульманские напевы тонко оттеняют мировой потоп революции. «Ни одного куска суши не осталось!» - мысль скачет по проторенной новостными блоками дорожке исламского террора. Да, белый порошок, кредитка, а мы, наученные телевидением, моментально вспоминаем процент смертности среди наркоманов. Да, крики о демократии с американским акцентом, на головы зрителей валятся крепко связанные петли, а в памяти всплывает усталое лицо Хусейна, глядящего в объективы мобильных камер. Но все это вполне можно, покопавшись, найти и в произведениях Френка Миллера.
Весьма показательна сцена убийства Бога. Бог Доллар, балабонящий на своем англицком языке что-то про нефть и благодать на фоне стилизованного американского флага и масонского треугольника, неожиданно оказывается на полу. Его избивает Генерал (я уже говорил про типажи?), а добивает Поп. Чем бы вы думали? Конечно, красным молотом. Это настолько именно американская культура комикса, внешней атрибутики, типажа и визуализации, что даже и удивительно, как легла она на Маяковского. Был такой комикс про, вы не поверите, советских супергероев. Вот там были и молот, и генералы, и попам там, думаю, тоже не удивились бы.
Рощин режиссер талантливый. Находок у него хватает. Но в Мистерии-Буфф Рощин заигрался. Выкинув из оригинального текста пьесы «Нечистых» и оставив лишь узнаваемые и богатые типажи «Чистых», Рощин не смог грамотно распределить между ними реплики. Оттого жуткая путаница возникает у зрителя, а этого быть ну ни в коем случае не должно. Куда отправились эти «Чистые»? Зачем? Почему разносят они в клочья ад и рай, как пароходом управляют, кто им его в конце концов построил (а строить они собрались уже в первом действии, тут же противорчиво заявляя, что строить не умеют)? Весь спектакль с отчаянием ждешь, что выйдет сейчас хоть кто-нибудь (может даже сам заводной Маяковский) и разъяснит, что же за кавардак тут происходит.
Если же все-таки отстранится от комиксово-базарных действий и поразмышлять о сути «варианта чистых», то сразу же из недр шумной революции всплывает тихая и тоскливая безвыходность, безвыходность, предопределенность. Мы прекрасно знаем, чем кончил Маяковский, и выстрел в конце пьесы не удивляет. Так же не удивляет «Чистых» красная гильотина, рубящая головы под интренационал. В нашем мире, где даже Бога Доллара бьют ногами, как только снизится курс, уже ничему не удивляешься. Даже попу на люстре.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить