Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Божьи коровки возвращаются на землю

Постановка - Новый художественный театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Евгений Гельфонд

Как вам спектакль?

Отзывы

5
Никита Королевич
20 отзывов, 161 оценка, рейтинг 16
5 февраля 2012

Режиссер-постановщик — Евгений Гельфонд
Художник-постановщик: — Вячеслав Харюшин
Музыкальное оформление: В. Чернев, А. Зайков

Действующие лица и исполнители:

Дима — Дмитрий Николенко
Лера — Ксения Бойко
Юлька — Татьяна Кельман
Славик — Алексей Зайков
Аркадий — Артур Каримов
Кулек — Александр Майер

Премьера: 07 октября 2007 г.

Дата Королевского Просмотра: 27 января 2012 г.

Билет: 100 р., программки не продавались, информации на сайте (кроме даты выпуска) нет, так что вся информация – из неофициальных источников.

Традиционно начнем с Королевских Ожиданий. Признаюсь, для меня поход на этот спектакль был таким заведомо экспериментом, проверкой на… Дело в том, что я не люблю эту пьесу, но вместе с тем охотно признаю, что сделана она очень хорошо. В итоге, если ее ставит театр плохой, театр мертвый, то смотреть на это нет никакой возможности – это всегда ужас невероятный и горе театральное. Однако, если за нее берется театр сильный, то это обязательно будет интересно. И мне как раз было чертовски интересно посмотреть на то, как «Божьи коровки…» расположатся в «НХТ». Для удачного спектакля предпосылок было более чем достаточно, но… Опять же, чтобы быть до конца честным, вынужден сказать, что пьеса мне не нравится настолько, что восхититься спектаклем по ней я могу только в каком-то исключительном случае. Иначе говоря, я практически на 100% был уверен, что спектакль мне понравится вряд ли. Но я обязательно ждал чего-то такого вкусного, насколько это вообще можно встретить в «Божьих коровках…». В итоге все так и случилось (а для меня лично, как Критика хоть и Театрального, но прежде всего С…ного, все оказалось прям таки идеально).

В основном мы будем говорить об актерских работах – здесь это главное. Все остальное – было хорошо. Звук, свет – да. Сценография – таки вообще замечательно (образ памятников воплощенный в чемоданах – идея превосходная, Честное Королевское; уверен, все на это уже сто раз обратили свое театральное внимание, так что здесь мы не будем останавливаться).

Итак, начнем. Роль Димы – первое, что удивило меня в этом спектакле. Его играет Дмитрий Николенко – (для меня) основной Николай Ставрогин из НХТовских «Бесов». И сейчас я понимаю, что этому актеру данная роль подходит, ибо Дима получился. Это и как вариант, и как в целом вполне достойная работа. Хотя, конечно, Ставрогин много лучше. Там эта зажатость, стена между эмоцией, которая сидит внутри персонажа, и окружающим его миром, более уместна и удачна как идея в принципе. А моменты, когда актер разбивает эту стену и персонаж с заметным трудом выплескивает наружу то, что накопилось внутри – довольно сильно воздействуют на зрителя. Здесь же, в «Божьих коровках…» это тоже есть, но не столь ярко. И несколько раз, особенно в начале, проскользнули не очень естественные моменты, что, как обычно, можно отнести и к задумке, и к моментам конкретного спектакля. Это пустое и уж точно не главное.

Вторая главная роль – Лера в исполнении Ксении Бойко (прекрасной Мириам в одноименном спектакле ). Образ у актрисы здесь, как и в случае с актером Николенко, был совершенно иной, нежели в других спектаклях НХТ, и от этого все происходящее на сцене становилось только любопытнее. Как результат – Ксении Бойко удалась и эта роль. Пожалуй, в этом спектакле наиболее сложным как раз и является образ Леры. У меня в голове он всегда был совершенно иным, нежели вот от актрисы Бойко. Но именно у нее он получился наиболее убедительным. Так что все что я видел до, и то, что у меня сидело в голове, смело отметаем, и принимаем именно Леру от НХТ.

Юлька, подружка Леры, как мне кажется, получилась не очень точной. Хотя, все зависит от того, что именно режиссер здесь ставил в задачу. Лично я думаю, что до определенного момента (сцены на балконе, когда она просит Димку прыгнуть вниз ради нее) Юлька должна быть спокойной, такой обычной, вообще просто нормальной или даже чуть зажатой (мог Юлька играет перед остальными удивление происходящим, ибо она такая правильная; но это, верно, уж совсем лишнее, хотя попробовать стоит). И лишь после этой сцены на балконе она раскрывается, сбрасывает вуаль скромности, преображается до неузнаваемости, чем жутко удивляет остальную компанию (ее более или менее вменяемую часть). Она должна выстрелить и убить наповал всех, в том числе и Аркадия (о котором мы поговорим отдельно). А здесь практически с самого начала актриса подает небольшие сигналы и намеки на то, какая она на самом деле. И в дальнейшем ее такое «преображение», конечно, становится более обоснованным, но… пропадает ошарашивающий эффект. А ведь Лерка должна дико удивиться тому, какая Юлька есть на самом деле. Она этого вообще не должна подозревать – ни вульгарности, ни предательства, ни надменности и презрения, какой-то брезгливости даже – вообще ничего. Мне кажется, в этом и есть вся суть роли, ее стержень в этой пьесе. И если этого нет, то роль провисает, а вместе с ней и весь финал. Но, опять же, если режиссер трактует все по-своему, и в его задачах были эти намеки на сущность Юльки с самого начала, то актриса сделал все точно, но… в целом, и, по-моему мнению, это лишнее.

Теперь Аркаша, т.е. Аркадий – Артур Каримов. Мне понравилось. Это было классно и сочно. Быть может, не совсем логично, ибо такой Аркаша вряд ли может заниматься…. А хотя… Почему нет? Даже как раз именно такой Аркадий и побрезгует откручивать фотографии с памятников. Более жесткий, простой, такой «вырвавшийся в люди» (по его мнению) гопник, он бы и сам открутил. А этот – именно чуть ли не может это сделать. А в остальном – красота. Роль из тех, за которыми всегда приятно наблюдать. Но в финале – просто куда-то делся. И мне кажется, что причина сему - как раз отсутствие сильной и поразившей всех Юльки. Ему здесь этого не хватило, и в итоге он сник. Нужен был какой-то раздражающий или раззадоривающий элемент. Ну, и плюс – он совсем не жесткий. А здесь это нужно. Об этом чуть ниже.

Кулек – Александр Майер – очень хороший и очень мой. Для меня как раз именно вот такой актер, такая игра пока и ассоциируются с НХТ в целом. А также актеры Николенко, Талан, Бойко, М. Оликер… но я еще очень мало всего видел у них, и все только начинается. Сейчас я о другом. Такая игра – именно моя. И она никак не «по Сигареву». Вот Славик от Алексея Зайкова (не уверен, что точно определил актера) – это точно и это близко к «Божьим коровкам…». Почему? Все просто. Этот спектакль надо играть на порядок жестче, иначе он не работает.

И для меня как раз в этом есть тупик. Я не люблю жесткие пьесы, ибо не вижу в них ровным счетом никакого смысла. А этот текст как раз именно жесткий. Плохой театр будет истерить, орать, бить, шуметь, и как результат – вызовет одно отторжение и даже раздражение. Хороший театр будет делать все то же самое, но со вкусом, с энергетикой, со смыслом – и выдаст очень хороший спектакль, которым я готов восторгаться, но любить его не буду, ибо смысла здесь никакого. А хороший, но интеллигентный театр, театр добрый, близкий мне, будет пытаться сыграть эту пьесу мягче, добрее, как-то легче, в результате чего она вряд ли получится. И вот именно так НХТ и поставил «Божьих коровок…». В этом смысле все получилось, но как раз этого нерва и не хватило (и Юлька должна быть крайне истеричной, потому что она больная, это очевидно по пьесе; Димка должен жестоко бить Кулька, именно бить его, также близко к зрителям, но бить, а не аккуратно и старательно душить – он ведь не маньяк-убийца, а находится под воздействием эмоции; помните его рассказ о том, как он избил соседа в подъезде? – ведь это точно такая же история, где автор дает прямой намек на то, как и почему Дима избивает своего отца; и т.д., и т.д.).

И как результат, для меня такая вот постановка «Божьих коровок…» в НХТ – это просто здорово. Я именно рад и даже счастлив тому, что пока столь приятственный и заинтересовавший меня театр не стал поступаться важными для меня театральными принципами и выдавать жестокое действо, а попытался сделать нечто облагороженное. Другое дело, что в данном конкретном случае таким оно не может быть по определению. Но для меня оказалось более важным то, каков есть театр и режиссер, а не степень удачности одного отдельно взятого спектакля.

Вообще, как мне пока представляется, этот театр для текстов глубоких, вкусных, играбельных, наполненных смыслом и т.д. и т.д. Всего этого много в классике, оно присутствует в массе текстов советского периода, но вот в новой драме отыскать нечто подобное сложнее, как было и в любое другое время истории – сложно выбрать что-то по-настоящему хорошее среди современных текстов. Но кто не ищет, кто не пробует, тот ничего и никогда не найдет. Так что пытаться нужно!

С нетерпением жду дальнейшего знакомства с НХТ!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все