Театральная афиша Москвы

Спектакль Сорок первый. Opus Posth
Постановка МХТ им. Чехова

7.7

Советская классика в постановке режиссера «Бытия №2» и «Кислорода».

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Перед первым зрительским рядом натурально пролегла полоса прибоя. На берегу расставлены: кувшин, верблюжий, кажется, череп, масляная лампа, пробитая пулей каска — всего не упомнить. По краям сцены — кнехты с закрепленными на них канатами, концы переброшены через блоки и тянутся к деревянной доске. В разные моменты доска эта будет то забором, то школьной доской, то ботиком, на котором, как на качелях, герои будут качаться по волнам, а по заднику сцены побегут заснятые на пленку морские волны. Но до того еще, как доска превратится в лодку, груда армейских ботинок станет красноармейским отрядом, а рассыпанная из мешка мука — пустыней Каракумы, до того еще, как ружейные гильзы покатятся по сцене со звуком набежавшей на берег волны, — в самом-самом начале к публике выйдут три актера в майках и джинсах. Девушка напишет мелом на доске: «Борис Лавренев «Сорок первый».

Повести этой немногим за восемьдесят. Не такой уж и срок, но звучит она сегодня как классицистская трагедия долга и чувства. Если не сказать больше — как античный миф. Миф о братоубийственной войне, на обочине которой сошлись враги, он и она, чтобы полюбить и погибнуть. У Лавренева он — петербургская голубая кровь, она — астраханская сирота.

Он — книжный червь, она — одержимая стихосложением деревенщина, не прочитавшая ни одной книжки. Он — белогвардеец, она — красная снайперша, давшая подписку «об отказе от бабьего образа жизни» и получившая приказ доставить белого кадета в штаб.

Виктор Рыжаков — и в предисловии к программке, и самим спектаклем — расписывается в том, что сегодня сыграть эту вещь на голубом глазу совершенно невозможно, как невозможно произнести слова «долг» и «чувство», тем более «любовь», не сопроводив их ироническим подмигиванием. Невозможно — но хочется: «Вот мы и пытаемся вернуться назад и начать… складывать по капле… по строчке забытые смыслы».

«Мы» — это он и трое актеров, Яна Сексте, Максим Матвеев и Павел Ворожцов, для которых на три голоса Рыжаков разложил лавреневскую прозу.

Они не первые, кто разглядывает самих себя через увеличительное стекло советской, насквозь мифологичной литературы. Но они первые, на моей памяти, кто делает это с таким неистовством. Может, дело в Яне Сексте, которая задает тон в этой компании по праву самой опытной актрисы. Порой кажется, что она пытается вытравить экспрессивностью своей игры память об Изольде Извицкой, бывшей Марюткой в экранизации полувековой давности. Или, наоборот, равняется на энергичную Аду Войцик, игравшую в немой картине Протазанова, снятой аж в 1927-м. А может, просто пытается кровь из носу оправдать горячность своей героини, стучащей себя кулачками в грудь: «А ежели душа у меня кипит? Если вот мечтаю означить, как мы, голодные, холодные, по пескам перли! Все выложить, чтоб у людей в грудях сперло».

Отзывы пользователей о спектакле «Сорок первый. Opus Posth»

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
1

Opus posthumum – сиречь посмертное сочинение. То бишь, дабы не звучало как оксюморон, – посмертное издание. Так режиссёр Рыжаков попытался воскресить дважды экранизированную повесть Лавренёва «Сорок первый», которая отнюдь не про сорок первый год, а про гражданскую войну. Сюжет жестоко избит многими поколениями последователей жанра «лямур алягер»: восторженная красногвардейка Марютка (Яна Сексте) из скитающегося по Каракумам потрёпанного отряда недострелила белого офицера Говорухо-Отрока (Матвеев), посыльного Колчака к Деникину, а тот возьми да и выкинь белый флаг. Девушку приставили стеречь выпендривающегося пленника, а затем доставить его в штаб, переплыв на плоту Аральское море. Плот потерпел крушение, парочка зависла на необитаемом острове, догадайтесь с трёх раз, что произошло потом, – и, конечно же, всё закончилось плохо. В спектакле по сравнению с фильмами ничего не изменилось в идеологическом плане – зато оформление стоит того, чтобы над ним поиздеваться. Сценография образцово безвкусна: за полоской воды, налитой на авансцене, аккуратно расставлены различные предметы – книги, оловянные солдатики на мучных барханах, лошадиный череп и прочая; на заднем плане во внушительные кучи свалены солдатские сапоги, шапки и пустые гильзы. Актёры предстают перед зрителем современными студентами – подкидывают мяч, рисуют мелом на стене, декламируют текст, как стихи, потом устраивают минутку стриптиза: двое парней с серьёзной неторопливостью обнажаются до костюма Адама и облачаются в белое исподнее, перевоплощаясь в своих героев. Такое (и отнюдь не единственное) напоминание о том, что происходящее в течение полутора с лишним часов – не более чем игра, немало скрадывает у психологического воздействия сюжета, но, видимо, создатели постановки попытались тем самым установить контакт с молодой аудиторией; множество смешных моментов, запланированных или незапланированных, окончательно превращают трагедию в комедию. Видеозадник – вот что действительно трагично: невозможно воспринимать без недоумения проекции, на которых бред заболевшего белогвардейца иллюстрируется компьютерной стрелялкой, романтический эпизод – хрестоматийными кадрами из «Титаника», вместо любовной сцены – летнее пасторальное полюшко с народными песнями, плюс однажды ни к селу ни к городу успели промелькнуть зелёные коды на чёрном фоне из «Матрицы». Паузы же заполнялись громкими легко узнаваемыми аккордами из «Песни о любви» Чижа, в финале публике даже удалось услышать пару куплетов, но полностью эта замечательная песня, к сожалению, так и не прозвучала – однако успела стать одной из наиболее веских причин, по которым у спектакля появилась-таки какая-никакая, а атмосфера, оставившая какие-никакие, а впечатления от нашей истории. Другая причина – вполне достойная игра Сексте, а именно – живая, эмоциональная, непосредственная, без переигрывания. Да и безжалостно-сочный, натуралистически-образный язык Лавренёва ничем не испортишь – даже пред самые очи подсунутыми «иконами» современного масскульта. В остальном же – и без «Опуса» вряд ли кто усомнится в том, насколько страшная штука – война, вбивающая в голову инстинкт убивать настолько глубоко, что он начинает преобладать над инстинктом любить. А сентиментально сочувствовать трусоватому «беляку», для которого личный покой в кресле с книжкой дороже судьбы Родины, после спектакля я, хоть убейте, так и не научилась. Впрочем, такой цели Рыжаков и не ставил: по его высказанному в программке мнению, театр, в котором играют «про любовь», уже умер. Остаётся играть про игру в любовь…

25.03.2010
Комментировать рецензию

Фото Натали Дунаевская
отзывы:
87
оценок:
99
рейтинг:
133
9

Спектакль, безусловно, достойный! Ни на минуту не было скучно, все действие актеры держат тебя в напряжении, заставляя то смеяться, то плакать. Искренне поверила игре Яны Сексте, многие фразы можно просто на афоризмы пускать, да и все актеры молодцы!
Сама пьеса, наверное, более актуальна была для начала 20 века, но сейчас приобрела другой смысл: не то, что все революционеры супергерои, а то, что большинству людей никакая война и революция не нужны, что хочется просто жить и радоваться жизни..., но не у всех получается. Интересные находки режиссера с игрой декорациями, чем часто отличается малая мхатовская сцена. В общем, спасибо актерам и режиссерам! Советую для просмотра)

Фото KARRAMBA GOMEROVNA
отзывы:
30
оценок:
32
рейтинг:
15
9

ОТЛИЧНЫЙ СПЕКТАКЛИК.
ОТЛИЧНЫЙ ЛУЧШИЙ АКТЁР ОТЛИЧНО ИГРАЕТ (Павел Ворожцов,конечно).
ОРИГИНАЛЬНОЕ ПРОИИЗВЕДЕНИЕ ВООБЩЕ ТРУДНОВАТО ЧИТАЕТСЯ,НО ЭТИ АКТЁРЫ ХОРОШЕНЬКО ПОСТАРАЛИСЬ,ЧТОБ НАМ БЫЛО ПРОЩЕ.
НУ ТО ЕСТЬ ВМЕСТЕ С РЕЖИССЁРОМ,КОНЕЧНО.
ДЕКОРАЦИИ ТАКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ....СЦЕНА С ПЕРЕОДИВАНИЕМ В САМОМ НАЧАЛЕ-ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!!!!!(поймет только кто видел!!!!!!!).
СЕКСТЕ---НУ ПРОСТО КАК СО СТРАНИЦ КНИЖКИ СОШЛА---КОПИЯ МАРЮТКИ,ИМЕННО ТАКОЙ Я ЕЁ СЕБЕ И ПРЕДСТАВЛЯЛА.
ВСТАВИТЬ КЛЯП ЕЙ,КОНЕЧНО,ХОТЕЛОСЬ....НО ЭТО Ж РОЛЬ ТАКАЯ,ТАКОВА ЕЁ ГЕРОИНЯ.
СХОДИТЬ ЕЩЁ РАЗ ХОЧЕТСЯ,ЕСЛИ ЧЕСТНО,НО НЕ ПРЯМ СРАЗУ,А ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ.

ВОРОЖЦОВ-РЕСПЕКТ!!!!!

Фото Александра  Лавренова
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
9
5

Борис Лавренёв "Сорок первый".
Ну что сказать вам,господа,даже не знаю.Сходила я на этот спектакль 15 марта 2009 года,в 19.00 по московскому времени.Ждала чего-го потрясающего,а получила как всегда.Но обо всем по порядку.

Сцена,как и подабает для такого рода спектаклей,маленькая,но уютная.Создает атмосферу дружеской беседки,где только актер и зритель.Сразу замечается немного реквизитов на сцене:подвешенная доска,которая в разное время будет спасать героев,служить доской и просто быть предметом интерьера,сапоги,шапки,бутыль с мутным содержимым и прочее.Честно,сначала немного перепугалась от наличия странных предметов на сцене,но потом успокоилась:так надо.Аудитория,преимущественно,были семейные пары и молодежь,половина из которой,скорее всего,учится в Школе-Студии МХАТ.
И вот,когда уже все места были заняты,времени стало 19.10(у нас любят опаздывать),на сцену вышли главные герои спектакля(Яна Сексте,Максим Матвеев,по совместительству муж актрисы,и Павел Ворожцов) в джинсах и майке.И началось непосредственно действие.
Расскажу немного о главной теме спектакля:главная героиня Марютка была принята в ряды большевиков снайпером.До этого ни разу не промахнувшись,она не выстреливает в 41 белого офицера(вот,собственно,почему такое название).Потом пустыня Каракума,слово за слово,комиссар Евсюков просит Марютку отослать белого в штаб.Но как и и в каждой пьесе,тут их плот выбрасывает на необитаемый остров и они влюбляются друг в друга(если,кто запутался они-это белый офицер и девушка и ружьем в руке).Они ждут подмоги,строят планы на будущее,забывают,кто красный.кто белый.Но как только на горизонте появляется подмога белые,Марютка вспоминает указание комиссара не отдавать офицера белым живого.Тут,где на одну часть весов положен долг,а на другую любовь,побеждает,как это не обидно,долг.

Свою актерскую игру показывает лучше всех Сексте,потом Ворожцов,ну а в конце наш любимый по "Стилягам" Фред(Максим Матвеев).Очень жаль,что молодый человек,который единственный из этой тройки дебютировал в кино,так себя и не проявил в спектакле.

Плюсы.Их мало.Ну,во-первых,спасибо,Рыжакову,за постановку!Ему удалось хорошо распредилить силы между актерами,придумать декорации.
Во-вторых,приятный спектакль.С удовольствием посмотрела,хорошо провела 2 с половиной часа.

Минусы.Их,к моему сожалению,много.Ну второй раз я на этот спектакль не пойду:это не то,что можно смотреть постоянно,находя всё новое и новое.Один раз посмотрела-и хватит!Потом излишняя эмоцианальность Яны Сексте под конец выводит из себя и хочется взять и засунуть кляп(да простит меня Олег Табаков!).Ещё не очень понятные перепады в её голосе при произношении тексте:нельзя друзья работать только на первые ряды и рассчитывать,что другие тоже услышат!а если и нет,то додумают.
Следующее,это излишняя натуралистичность в начале,когда Матвеев и Ворожцов раздиваются до гола.Всё,без чего можно обойтись в спектакле,нужно убирать.В крайнем случае,если бы этого момента не было ничего бы не изменилось.Ах!хотя нет!женщины перестали бы брать бинокли,чтобы рассмотреть мужское достоинство(извините,по-другому это назвать нельзя).

В общем,свои 250 рублей,заплаченных мною за этот спектакль,они отработали.

Фото Gleb Pisarev
отзывы:
1
оценок:
8
рейтинг:
0
5

Спектакль достойный, декорации на самом деле интересные, хотя часть их абсолютно не участвует в происходящем , хотя перед постановкой интересно обсудить , что бы они могли значить , собственно этот диалог заинтересовал гораздо больше чем сама постановка, играют не плохо , но особенного нерва не прослеживается.Впечатления 50 на 50 , интересно вмонтирован видео ряд , хотя иногда совершенно абсурден , пытаясь сплести атмосферу произведения и новомодные "фишки" , все только испортили , спактакль на 3+++ можно сходить для общего развития.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить