Драматический |
Гирт Эцис |
1 час 30 минут, без антракта |
В глухой, забытой богом и людьми деревне живут Пахарь и его Женщина. Пахарь сравнивает свою Женщину с полем — сырым, черным от дождя. Он много говорит о земле, лошадях, плуге и проводит больше времени в конюшне, чем с женой, — невидимые сельчане дразнят его «Жеребчиком Вильямом». Пахарь отправляет Женщину к Мельнику, которого те же невидимые сельчане почитают за убийцу, колдуна и обманщика. Мельник разубедит Женщину в том, что все написанное надо сжигать (по той причине, что «Бог посылает все, что в голове у тебя, он и забирает — грех себе это оставлять»), научит пользоваться авторучкой и приведет к решению избавиться от мужа.
Программка — в отличие от оригинала — не дает имен собственных, что оригиналу не противоречит: в дебютной, 1995 года, пьесе шотландца Дэвида Хэрроуэра, вмиг сделавшей его знаменитым, герои — не обычные люди, архетипы.
«Ножами» театр-студия «Человек» — самый маленький и самый странный московский театр, в репертуаре которого Бонавентура, Фернандо Аррабаль и спектакль с интригующим названием «Клопомор», — открывает новую сцену, угнездившуюся в подвале дома напротив. «Ножи» четко вписываются в диковинную афишу камерного театра. Искать свое место вдоль сколоченного из деревянных досок прямоугольного помоста вам придется почти в кромешной темноте, разрезаемой только фонариками капельдинерш. Постановщик «Ножей», латыш Гирт Эцис, работавший актером в Новом Рижском театре Алвиса Херманиса, чурается ярких софитов, предпочитая интимное освещение. Грубая фактура дерева, земли, зерна сочетается с томной, убаюкивающей игрой света. Услышав, что у Эциса вышел суровый и изящный спектакль, вы недоверчиво пожмете плечами. Это в самом деле оксюморон, и тем не менее. Если пренебречь метафоричностью выспреннего текста, инсценировка Хэрроуэра превратится в пошлый деревенский детектив (о сюжет! — баба плюгавого крестьянина запала на инфернального чужака и прибила мужа). Есть и другая опасность. Притча о страсти, земле и Боге — конструкция умозрительная, бесцеремонно переходящая с бытового на бытийный уровень. «Зарезала двух кур и накормила остальных. Выдернула четыре моркови с грядки и вымыла. Сходила к колодцу за водой. Вычесала волосы от вшей. Преклонила колени и помолилась». Тут легко скатиться в скучный символизм и пафосную банальность, и никакой тщательно выстроенный свет не поможет. Постановка Эциса держится не на свете и редких, но резких спецэффектах вроде гигантского мельничного жернова, вращающегося над головами зрителей. А сердце «Ножей» — актриса Милена Цховреба, точеная, пластичная, нездешняя, достоверная в самых нелепых монологах.
Гениальная постановка в одном из самых приятных театров в Москве.
Театр Человек - это один из последних плотов, актеры и постановщики которого отчаянно борятся против течения в реке под названием "театр начинается с отсутствия идеи".
"Ножи в курах" - пожалуй, лучшая постановка из тех, которые мне довелось повидать за свою скромную жизнь (исходя из чувства справедливости стоит отметить, что их не так уж много). Все - от натурфилософии и философии школы имен, заключенных в первых репликах актеров, и до игры света, различных простых, но искусных идей постановщика, а также совершенно измученных и сверкающих безумием глаз актеров по окончанию спектакля, поскольку они не в состоянии выйти из роли, все - безупречно.
Автор книги - Д.Хэрроуэр.
Премьера сезона.
P.S. Корней, спасибо за чудесный совет.
Потрясающее, необъяснимое словами ощущение, которое оставляет игра актеров, приводит к мысли, что больше не хочется посещать "классический" театр с его фиглярством, позерством, желанием любым путем выжать улыбку у зрителя, с его замыленными и набившими оскомину темами, когда даже хорошо известные нам актеры первого эшелона опускаются до сальных шуток, сомнительных поз и "нервического крика", дабы не показаться недостаточно убедительными... В "Ножах..." актеры говорят пронзительным "шепотом" и даже их дыхание, слышное любому зрителю (формат зала позволяет) пробирает до дрожи. Эмоциональное сопереживание и желание поймать неуловимый смысл аллегорий и ассоциаций достигают к концу спектакля такой силы, что быстро напрявляющиеся к выходу зрители начинают раздражать до скрипа зубов, так и хочется крикнуть, когда же вы все пропадете со своей ограниченностью, равнодушием и неблагодарностью. Посмотрев спектакль, чуткий и подвижный душой зритель обязательно скажет СПАСИБО!!!
По поводу театра:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней, неумолимых бег,
Тогда весь мир ты примешь во владение,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.(Р. Киплинг)
По поводу действа:
Безграничность, ограниченная Безграничностью, Спектакль - зритель. Не чего подобного я раньше не видел. Но просто так не поймешь, сначала проснись)