Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Новая опера

9.1
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Екатерина Бирюкова
Фото Екатерина Бирюкова
отзывы: 345
оценки: 263
рейтинг: 95
7

Как-то так исторически сложилось, что с Вагнером в Москве большая напряженка. Проще говоря, в пяти московских оперных театрах до недавнего времени было не найти ни одного произведения этого композитора, который вместе с Верди считается главным оперным авторитетом XIX века. Был в Большом театре «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, но прожил он у нас недолго и теперь блуждает по Европе, потому что это была копродукция с Баварской оперой.

Есть громадное количество объяснений этого вагнеровского дефицита. Мы не можем избавиться от последствий советской пропаганды, увязывавшей Вагнера с Гитлером. Наши певцы не знают немецкого языка и не хотят мучить этой музыкой свои голоса. В наших оркестрах плохо с медными духовыми, без которых тут никак не обойтись. Наша публика не хочет слушать эту многочасовую тягомотину. И кроме того, есть Гергиев, который монополизировал Вагнера в нашей стране и с которым бесполезно соревноваться.

Тем не менее на Вагнера замахнулась «Новая опера», главный дирижер которой, эстонский маэстро Эри Клас, в последнее время настойчиво проводит курс на европеизацию. Для первого серьезного знакомства с композитором он выбрал «Лоэнгрина», которого в Москве не ставили 70 лет.

«Лоэнгрин» — это уже довольно зрелый Вагнер, написавший «Летучего голландца» и «Тангейзера», но еще не написавший «Тристана» и только задумавший свой главный манифест, «Кольцо нибелунга». Там уже нет ничего привычно оперного. В «Лоэнгрине» же хотя бы пока есть сюжет, который поддается короткому пересказу. Он про девушку Эльзу, которая все ждала своего принца и дождалась. Только принц выдвинул условие, что должен остаться инкогнито. И тогда злая завистница Ортруда посеяла в душе Эльзы сомнения: та все-таки спросила у принца его имя, тот назвался Лоэнгрином и навсегда уплыл в неизвестном направлении на лебеде.

Это средство передвижения, равно как и тема безоговорочной женской жертвенности, которой только и можно оправдать существование слабого пола, — важные символы вагнеровского культа. Главный же тут, по Вагнеру, смысл — в трагедии гения, который пытается снизойти до простых граждан, хочет жить с ними одной жизнью, очеловечиться, но в результате понимает, что граждане эти все-таки слишком для него просты, мелки и человечны. Вот такая грустная история.

В наше время в ней можно увидеть и пошлость и сексизм: все-таки женщины тут оказываются либо наивными дурами, либо законченными стервами. Справляться со всеми этими проблемами пригласили 34-летнего датского режиссера, артистического директора Royal Danish Opera Каспера Хольтена, который, несмотря на молодость, сделал уже много постановок и даже в прошлом году одолел в своем театре вагнеровское «Кольцо». Судя по предпремьерным высказываниям, он не идеализирует своего главного героя и даже готов сомневаться, герой ли он вообще.

Тем не менее спеть Лоэнгрина — хорошего или плохого — это целая проблема. Для этого нужен мощный драматический тенор. А это довольно дефицитный товар. Для первых двух премьерных спектаклей выписали американца Джона Чарлза Пирса, который специализируется на Вагнере. Остальные солисты найдены внутри «Новой оперы» и спешно учат сложные немецкие тексты и не менее проблематичные бесконечные вагнеровские мелодии.

2
0
...
19 февраля 2008
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 270
оценки: 401
рейтинг: 432
1

ДАТСКИЕ КАРИКАТУРЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСКОРБИТЕЛЬНЫ...

Датский режиссер Каспер Хольтен поставил в «Новой опере» Лоэнгрина великого Рихарда Вагнера...
Очень плохо поставил. Ничего не понял господин Хольтен. В своем интервью сказал, что опера – это эмоциональный фитнесс-центр. Это тоже неправда - в фитнессе, по крайней мере, все честно и органично. Чего не скажешь про работу Хольтена, который решил слепить историю о том, что Лоэнгрин - некоторый политик, кандидат в общественные лидеры (очень актуально!). Ну а все остальные - бесплатное приложении… Эльза - подружка кандидата, которая стала задавать вопросы о его истинном лице. Ну как жена Майкла Корлеоне…которая тоже интересовалась… Правда, та дама поумнее была, и успокоилась, услышав нужный ответ... Эльза не успокоилась, хотела правды. И получила... А лебедь у Хольтена – это, вообще, промокашка. Кусок бумаги… Наверное это очень смело и весело.
Глупость это, а не ирония!

Главная проблема датского Лоэнегрина – это изъятие из главных действующих лиц Вагнеровской оперы – его величества Пафоса. Второе, чего не понял Хольтен это то, что Лоэнгрин - мизантроп по своей природе – одиночка, никак не выборный персонаж. Если уж хотелось сделать треш - надо было развивать фантазию. Даю бесплатную идею Касперу Хольтену: Эльза – Адольф Гитлер, Лоэнгрин – Ленни Рифеншталь... Впрочем, наверное, это очень сложно для человека с чухонским лицом, извините…

Ужасная сценография - плоская и дешевая. Невнятная декорация прессом сминает сценическое пространство, опускает сакральное действо до кухонного уровня. Несуразные костюмы. Германский король - из геронтологического отделения. Белые хасидские шарфы массовки в сцене женитьбы - ужасная гадость.
Очень обидно, но придется снимать такого Лоэнгрина из репертуара (даже для Новой оперы стыдно). Полный провал. Увы. Несмотря на неплохой оркестр и вполне достойные голоса. Подставили солистов...

4
0
...
1 марта 2008
Фото Татьяна Мироненко
Фото Татьяна Мироненко
отзывы: 54
оценки: 222
рейтинг: 163
1

Скверное зрелище..........
Ушла и не смогла себя заставить досмотреть. ЗАЧЕМ, господа?!?!
Взялись бы за Щедрина!! Он и счастлив будет, что обратили внимание, да и уровень совершенно иной!..

1
0
...
25 ноября 2011
Фото А С
Фото А С
отзывы: 102
оценки: 62
рейтинг: 109
7

лоэнгрин - трагикомический спектакль (с использование музыки вагнера). наверное так надо было в программках указать. а кроме того, в программе: шоу максима галкина в 3 акте, хор единая россия и много других сюрпризов. меня такое фиглярство скорее повеселило, чем вызвало раздражение - не все же в опере скучать? о главном - о музыке. артисты пели и играли замечательно, но опера - это же музыка в первую очередь. кажется, об этом за играми в драм.кружке, забыли, уж не знаю кто. оч.жаль. и духовые отдельно от оркестра резали слух, на мой взгляд. слух, то есть. а так совет обязательно сходить. титры очень способствуют восприятию сюжетной линии.

1
0
...
30 апреля 2008
Фото Nadejda Kesedy
Фото Nadejda Kesedy
отзывы: 61
оценки: 435
рейтинг: 55
7

а мне понравилось. даже в сон не клонило.
музыка, голоса, действие - всё было хорошо.
даже не побоюсь назвать ее лучшей оперой, которую я видела, хотя видела я их немного и все в москве, а не в европах.

1
0
...
25 сентября 2012
Фото Потёмкинский Матрос
Фото Потёмкинский Матрос
отзывы: 65
оценки: 66
рейтинг: 44
9
Вау, Вагнер!


Перед этим пытался смотреть, какую-то трансляцию оперы (в ещё более "смелой" постановке) на "Культуре", но не смог - сумбур вместо музыки, скука смертная.
Поэтому на спектакль шёл с опаской, запасшись дополнительным "горючим", на случай нехватки денег на буфет во втором антракте.
Но! Вы не поверите, но я всерьёз сопереживал тому, что происходило на сцене (тому, что писал Вагнер, а не тому, что поставил режиссёр).
И это самое главное*!!. И ***** я поставил прежде всего Вагнеру, ну и, конечно, исполнителям и оркестру, которые спасли оперу от "режиссёра".
И всё же "Лоэнгрин" оказался без Лоэнгрина. Вместо него появилось, нечто вроде Ильи Резника в белой двойке (пиджак с двумя шлицами) сером галстуке, который он время от времени поправлял, и длинноносых чёрных туфлях.
Лоэнгрин в виде депутата, явившегося пудрить мозги в районный совет ветеранов**, поющий прощальную арию по заранее подготовленной бумажке это, конечно крутой режиссёрский "креатив".
В таком сниженном формате и с не очень сильным тенором финальной арии, как бы даже и не было. Зато после этого последовала жирная точка, растёкшаяся в кляксу, довершающая впечатление о постановщике.
Нет, ну покажите мне вашего режиссёра. Я ему ничего не сделаю. Я просто посмотрю ему в глаза.
Но Вагнер, оркестр и певцы выдержали всё! А режиссёр пусть идёт ... Ну сами знаете куда.
P.S. Тем не менее согласитесь, что сделать появление и исчезновение Лоэнгрина на лебеде так, чтобы это не было смешно современному зрителю, очень трудно.
_____________________
* Не исключено, однако,это всего лишь эффект первого ряда.
** А может и О. Бендера в васюковском шахматном клубе

0
0
...
26 июня 2014
Фото Yuri_i
Фото Yuri_i
отзывы: 14
оценки: 21
рейтинг: 16
7

Сбылась мечта идиота - сходил-таки на "Лоэнгрин" Вагнера.
И все-таки Вагнер крут. И как Хольтен своей не совсем удачной постановкой ни старался в этом разубедить, у него ничего не вышло. Правда, с либретто Вагнер немного перемудрил, но тему для размышлений дал - было над чем подумать в течение того занудства, а музыка весьма способствовала таковым думам.
Минимализм и символизм в постановке весьма спорны. Так, например, появление пистолета и выстрелы на сцене вызвали смешки в зале - едва ли такие эмоция здесь уместны.
В целом - понравилось. Но еще раз сходить - не пойду.

1
0
...
2 апреля 2011
Фото Елизавета Ефремова
Фото Елизавета Ефремова
отзывы: 126
оценки: 127
рейтинг: 12
Браво
10

В прошедшую субботу, сидя в прекрасном зале Новой Оперы, я отчаянно завидовала самой себе. Давали "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера, и это были почти четыре часа абсолютного счастья. Как только в начале увертюры зазвучали длинные, тягучие пассажи, мое сердце замерло в ожидании прекрасного, в прозрачном звучании скрипок возникло видение царства Грааля - страны несбыточной мечты.
Увлекшись средневековыми легендами и германскими мифами, Вагнер написал оперу, в которой соединил различные сказания о рыцаре Грааля. Этот неведомый герой всегда появлялся в сияющих доспехах на ладье, запряженной лебедем, чтобы защитить невиновного.
"Лоэнгрин" принято считать одной из самых совершенных опер гениального композитора. Музыка этой оперы отличается редкой поэтичностью и одухотворенным лиризмом. Сам Вагнер так описал ее в романтически-возвышенном стиле: "Восторженному взгляду, исполненному жажды возвышенной, неземной любви, представляется сначала, будто прозрачнейший голубой эфир небес облекается в едва уловимые, но в то же время с волшебной силой приковывающие взор, чарующие образы." А Шарль Бодлер вспоминал: "с первых же тактов я ощутил одно из тех счастливых состояний, которые почти все наделенные воображением люди переживают в грезах, во сне", и я могу лишь скромно присоединиться к мнению гения.
В этот вечер, партию Лоэнгрина исполнял Михаил Губский, обладатель звучного и разнообразного по тембру голоса. С поразительным совершенством Михаилу Анатольевичу удалось в развертывании единого поэтического образа, показать духовное и нравственное одиночество своего героя. Одиночество Лоэнгрина - героя, пришедшего из иного мира,- можно назвать полным. Он надеялся, как надеялся и Летучий голландец, найти женщину, которая бы полюбила его бескорыстной любовью, не властвуя над ним и не ревнуя его. Прозрачная пелена, окутывающая героя, не может быть разорвана. Каждая душа, особенно избранная, хранит тайну, хранит свою часть ирреальности.
Но Эльза (Ольга Терентьева), не смогла устоять перед примитивным женским любопытством, разорвала пелену, погубила любовь. В этот вечер Ольга Терентьева продемонстрировала невероятное совершенство звучания и потрясающе яркий, сочный и глубокий тембр. Разнообразие красок ее голоса великолепно передавало чувства Эльзы, принцессы Брабантской. Диалог Лоэнгрина и Эльзы "Чудным огнем пылает сердце нежно" один из лучших эпизодов оперы. Михаил Губский и Ольга Терентьева с поразительной глубиной передали смену чувств - от упоения счастьем, к столкновению и катастрофе.
А счастье было так возможно, так близко, но темные силы зла, вероломства и коварства (они сконцентрированы в образе Ортруды - Анастасия Бибичева) запустили ядовитые щупальца в душу Эльзы.
Поступки героев, лихорадочные и бурные, окрашивались благодаря великолепному оркестру Новой Оперы (дирижер Валерий Крицков) в интенсивный цвет с той примесью неоднозначности, которую Вагнер умеет придавать действию и конфликтам между героями.
Ну и конечно же хор! Хор Новой Оперы это отдельная тема, это полноценный герой каждой постановки, это сообщество не просто певцов, а талантливых актеров, которые могут украсить любую сцену. Ликованием был полон знаменитый свадебный хор "Радостный день", хоровые сцены во всех трех действиях были пронизаны непрерывно нарастающим драматическим напряжением.
Но всему приходит конец, заканчивается и эта волшебная опера. Закольцованное действие "Лоэнгрина" в финале опять нас приводит на берег Шельды, близ Антверпена. Герой в сияющих доспехах не нашел счастья на грешной земле и удаляется в свою сказочную страну.
Девушка, выходящая передо мной из театра делилась по телефону впечатлениями: "Так, понравилось, так понравилось, просто супер, еще пойду!". И я тоже еще пойду.

0
0
...
13 апреля 2021
Фото Tatyana Lipina
Фото Tatyana Lipina
отзывы: 62
оценки: 61
рейтинг: 4
7
Музыка и исполнение - прекрасно, а режиссерский подход - странен

Появилась странная тенденция одевать в современные костюмы тех, кто по сюжету действует в совсем других временах. И по странному стечению обстоятельств последние такие примеры я видела именно на спектаклях по операм Вагнера, и ладно бы их ставили во всех театрах, но их у нас по пальцам можно посчитать.
Тангейзер в спектакле Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко удивил меня стриженной наголо головой и пальто. А вот Лоэнгрин в одноименной опере, поставленной театром Новая опера, предстал в образе нового русского, этакого бизнесмена или политика, жестами приветствующего своих избирателей. Честно, такой образ никак в моем представлении не вязался с образом рыцаря святого Грааля. Как я прочитала впоследствии – не сама додумалась, нет – происходит некоторое смещение акцентов, и режиссер встает на сторону Эльзы, которая не может до конца поверить человеку, становящемуся ее мужем и не хотящему назвать даже свое имя. Ну, ладно, то, что он ходит в костюме-тройке на фоне всех остальных в длинных плащах и с мечами, я могу понять – такой Рыцарь из будущего, герой вне времени. Но когда он смотрит на часы, достает сигареты, а в некоторых вариантах оперы (да, они, оказывается, отличаются) звонит по мобильнику, вот такого я понять не могу. И, видимо, не только я, поскольку в момент, когда Лоэнгрин выстрелил из миниатюрного пистолетика в нападавшего на него Фридриха, захохотал весь балкон. И все это действо проходило на фоне очень минималистичных декораций и разъезжающего в инвалидном кресле короля Генриха Птицелова.
Ну, ладно, может, это такое видение режиссера. Тем не менее, опера осталась оперой, и она прекрасна. Музыка Вагнера – это нечто! И слушать его музыку - огромное наслаждение! Кроме оркестра в боковых ложах над сценой периодически звучали трубы - это было здорово.
Голоса тоже меня порадовали. Больше всего, наверное, мне понравились женские партии: Эльза в исполнении Ольги Терентьевой (она еще и красивая очень) и Ортруда - Анастасия Бибичева. Лоэнгрина пел Михаил Губский, пел хорошо, но вот пиджак и вообще вся его внешность…, но это я опять возвращаюсь к недостаткам (на мой взгляд). Тем не менее, опера прекрасна. И я рада, что в Новой опере ее поставили. Как-то так)

0
0
...
11 февраля 2020
Фото Людмила Нел
Фото Людмила Нел
отзывы: 12
оценки: 12
рейтинг: 1
8
Лоэнгрина переодеть и будет идеально!

Удивительно, почему эта опера многие годы не ставилась в России. Она прекрасная, волшебная и очень нестандартная. В том смысле, что опера как обычно заканчивается? «В общем, все умерли», ну, может, за мелким исключением, когда всё всё равно закончилось плохо.

Совсем иначе с Лоэнгрин. Она заканчивается, если не хеппиэндом, то все равно очень светлой верой в волшебство и в то, что все будет хорошо! Какой-то классический конец сказки, после которой на душе остается тепло и хочется делать хорошее :)

Но давайте по порядку. Лоэнгрин — это рыцарь круглого стола из легенд о короле Артуре. А сама опера поставлена по немецкой легенде о рыцаре Лебедя, который спасает деву от гибели, но при условии, что она никогда не должна спрашивать его имени. Разумеется находятся доброжелатели, которые нашептывают всякое на ухо деве, и она в конце концов задает запретный вопрос, и... а вот что будет дальше, узнаете из оперы или википедии :) спойлер тут неуместен :)

Очень понравилась Ольга Терентьева в роли Эльзы, прекрасный голос, прекрасная игра. Как всегда, выше всяких похвал!

А теперь ложка дегтя, которую добавили создатели нынешней версии оперы. Представьте себе сцену, люди в одеждах времен Артура, мечи и меховые плащи... и тут выходит Лоэнгрин в белом брючном костюме-тройке (с пиджаком, жилетом, в галстуке). Видимо, предполагалось, что это должно показать, что Лоэнгрин герой вне времени... Странно. но ок. Но когда в сцене нападения на него с мечом он достает из кармана пистолет и стреляет в нападавшего... это несколько шокирует.

Я знаю, что Новая опера в принципе славится экстравагантным подходом к костюмам героев, и иногда это круто, но вот пистолет был лишним :) Будь главный герой в белом одеянии, соответствующем представляемому периоду, имхо было бы 6 из 5ти. А так опера оставила неоднозначное впечатление. Что, впрочем, не означает, что ее не надо слушать :)

0
0
...
2 декабря 2019
Фото Стася Сысенко
Фото Стася Сысенко
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 1
5

"Лоэнгрин" Вагнера - вещь серьёзная, глубокая, по-немецки фундаментальная и монументальная (почти четыре часа, два антракта - шутка ли). Музыка действительно завораживает, но действо... Первые полчаса всё хорошо и торжественно: собрание древнегерманских рыцарей, прекрасная Эльза - ну может только король Генрих Птицелов в инвалидном кресле вызывает вопрос. Но непосредственно с появлением Лоэнгрина (в белом офисном костюмчике и крошечным бумажным лебедем) опера вдруг превращается в неприятный фарс. Прекрасный сын Парсифаля, посланец Грааля так и норовит нервно закурить, объясняясь с возлюбленной, убивает грозного Фридриха из дамского пистолетика и, обиженный, возвращается к своему офисному рыцарскому братству, оставляя после себя мальчика Готфрида, уже готового клерка среднего звена (только чуть подрасти), в костюмчике и галстучке. Значит, говорите, это пародия на политиков, власть? Да, все эти красные и синие галстуки, глупые ужимочки оставляют привкус чего-то знакомого. Но зачем? О политиках нам всё расскажут и покажут на Первом канале, не волнуйтесь. Мы же хотели насладиться Вагнером.

1
0
...
17 мая 2012
Фото Пользователь Афиши №4522063
Фото Пользователь Афиши №4522063
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 0
10

Спектакль 5 декабря 2020 главные исполнители- Ольга ТЕРЕНТЬЕВА, Александр Скварко, Анастасия Бибичева, Анджей Белецкий, Алексей Антонов. Замечательный спектакль. Очень понравилось пение Ольги Терентьевой ( Эльзы) прекрасная кантилена, нюансировка, прекрасные верхние ноты, певица прекрасно играла, настоящая нежная Эльза.

0
0
...
6 декабря 2020