Москва

Все отзывы о спектакле Лоэнгрин

Постановка Новая опера

7.0
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Екатерина Бирюкова
Фото Екатерина Бирюкова
отзывы: 345
оценки: 263
рейтинг: 92
7

Как-то так исторически сложилось, что с Вагнером в Москве большая напряженка. Проще говоря, в пяти московских оперных театрах до недавнего времени было не найти ни одного произведения этого композитора, который вместе с Верди считается главным оперным авторитетом XIX века. Был в Большом театре «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, но прожил он у нас недолго и теперь блуждает по Европе, потому что это была копродукция с Баварской оперой.

Есть громадное количество объяснений этого вагнеровского дефицита. Мы не можем избавиться от последствий советской пропаганды, увязывавшей Вагнера с Гитлером. Наши певцы не знают немецкого языка и не хотят мучить этой музыкой свои голоса. В наших оркестрах плохо с медными духовыми, без которых тут никак не обойтись. Наша публика не хочет слушать эту многочасовую тягомотину. И кроме того, есть Гергиев, который монополизировал Вагнера в нашей стране и с которым бесполезно соревноваться.

Тем не менее на Вагнера замахнулась «Новая опера», главный дирижер которой, эстонский маэстро Эри Клас, в последнее время настойчиво проводит курс на европеизацию. Для первого серьезного знакомства с композитором он выбрал «Лоэнгрина», которого в Москве не ставили 70 лет.

«Лоэнгрин» — это уже довольно зрелый Вагнер, написавший «Летучего голландца» и «Тангейзера», но еще не написавший «Тристана» и только задумавший свой главный манифест, «Кольцо нибелунга». Там уже нет ничего привычно оперного. В «Лоэнгрине» же хотя бы пока есть сюжет, который поддается короткому пересказу. Он про девушку Эльзу, которая все ждала своего принца и дождалась. Только принц выдвинул условие, что должен остаться инкогнито. И тогда злая завистница Ортруда посеяла в душе Эльзы сомнения: та все-таки спросила у принца его имя, тот назвался Лоэнгрином и навсегда уплыл в неизвестном направлении на лебеде.

Это средство передвижения, равно как и тема безоговорочной женской жертвенности, которой только и можно оправдать существование слабого пола, — важные символы вагнеровского культа. Главный же тут, по Вагнеру, смысл — в трагедии гения, который пытается снизойти до простых граждан, хочет жить с ними одной жизнью, очеловечиться, но в результате понимает, что граждане эти все-таки слишком для него просты, мелки и человечны. Вот такая грустная история.

В наше время в ней можно увидеть и пошлость и сексизм: все-таки женщины тут оказываются либо наивными дурами, либо законченными стервами. Справляться со всеми этими проблемами пригласили 34-летнего датского режиссера, артистического директора Royal Danish Opera Каспера Хольтена, который, несмотря на молодость, сделал уже много постановок и даже в прошлом году одолел в своем театре вагнеровское «Кольцо». Судя по предпремьерным высказываниям, он не идеализирует своего главного героя и даже готов сомневаться, герой ли он вообще.

Тем не менее спеть Лоэнгрина — хорошего или плохого — это целая проблема. Для этого нужен мощный драматический тенор. А это довольно дефицитный товар. Для первых двух премьерных спектаклей выписали американца Джона Чарлза Пирса, который специализируется на Вагнере. Остальные солисты найдены внутри «Новой оперы» и спешно учат сложные немецкие тексты и не менее проблематичные бесконечные вагнеровские мелодии.

2
0
...
19 февраля 2008
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 408
1

ДАТСКИЕ КАРИКАТУРЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСКОРБИТЕЛЬНЫ...

Датский режиссер Каспер Хольтен поставил в «Новой опере» Лоэнгрина великого Рихарда Вагнера...
Очень плохо поставил. Ничего не понял господин Хольтен. В своем интервью сказал, что опера – это эмоциональный фитнесс-центр. Это тоже неправда - в фитнессе, по крайней мере, все честно и органично. Чего не скажешь про работу Хольтена, который решил слепить историю о том, что Лоэнгрин - некоторый политик, кандидат в общественные лидеры (очень актуально!). Ну а все остальные - бесплатное приложении… Эльза - подружка кандидата, которая стала задавать вопросы о его истинном лице. Ну как жена Майкла Корлеоне…которая тоже интересовалась… Правда, та дама поумнее была, и успокоилась, услышав нужный ответ... Эльза не успокоилась, хотела правды. И получила... А лебедь у Хольтена – это, вообще, промокашка. Кусок бумаги… Наверное это очень смело и весело.
Глупость это, а не ирония!

Главная проблема датского Лоэнегрина – это изъятие из главных действующих лиц Вагнеровской оперы – его величества Пафоса. Второе, чего не понял Хольтен это то, что Лоэнгрин - мизантроп по своей природе – одиночка, никак не выборный персонаж. Если уж хотелось сделать треш - надо было развивать фантазию. Даю бесплатную идею Касперу Хольтену: Эльза – Адольф Гитлер, Лоэнгрин – Ленни Рифеншталь... Впрочем, наверное, это очень сложно для человека с чухонским лицом, извините…

Ужасная сценография - плоская и дешевая. Невнятная декорация прессом сминает сценическое пространство, опускает сакральное действо до кухонного уровня. Несуразные костюмы. Германский король - из геронтологического отделения. Белые хасидские шарфы массовки в сцене женитьбы - ужасная гадость.
Очень обидно, но придется снимать такого Лоэнгрина из репертуара (даже для Новой оперы стыдно). Полный провал. Увы. Несмотря на неплохой оркестр и вполне достойные голоса. Подставили солистов...

4
0
...
1 марта 2008
Фото Татьяна Мироненко
Фото Татьяна Мироненко
отзывы: 54
оценки: 199
рейтинг: 121
1

Скверное зрелище..........
Ушла и не смогла себя заставить досмотреть. ЗАЧЕМ, господа?!?!
Взялись бы за Щедрина!! Он и счастлив будет, что обратили внимание, да и уровень совершенно иной!..

1
0
...
25 ноября 2011
Фото А С
Фото А С
отзывы: 102
оценки: 62
рейтинг: 107
7

лоэнгрин - трагикомический спектакль (с использование музыки вагнера). наверное так надо было в программках указать. а кроме того, в программе: шоу максима галкина в 3 акте, хор единая россия и много других сюрпризов. меня такое фиглярство скорее повеселило, чем вызвало раздражение - не все же в опере скучать? о главном - о музыке. артисты пели и играли замечательно, но опера - это же музыка в первую очередь. кажется, об этом за играми в драм.кружке, забыли, уж не знаю кто. оч.жаль. и духовые отдельно от оркестра резали слух, на мой взгляд. слух, то есть. а так совет обязательно сходить. титры очень способствуют восприятию сюжетной линии.

1
0
...
30 апреля 2008
Фото Nadejda Kesedy
Фото Nadejda Kesedy
отзывы: 61
оценки: 435
рейтинг: 56
7

а мне понравилось. даже в сон не клонило.
музыка, голоса, действие - всё было хорошо.
даже не побоюсь назвать ее лучшей оперой, которую я видела, хотя видела я их немного и все в москве, а не в европах.

1
0
...
25 сентября 2012
Фото Потёмкинский Матрос
Фото Потёмкинский Матрос
отзывы: 65
оценки: 66
рейтинг: 43
9
Вау, Вагнер!


Перед этим пытался смотреть, какую-то трансляцию оперы (в ещё более "смелой" постановке) на "Культуре", но не смог - сумбур вместо музыки, скука смертная.
Поэтому на спектакль шёл с опаской, запасшись дополнительным "горючим", на случай нехватки денег на буфет во втором антракте.
Но! Вы не поверите, но я всерьёз сопереживал тому, что происходило на сцене (тому, что писал Вагнер, а не тому, что поставил режиссёр).
И это самое главное*!!. И ***** я поставил прежде всего Вагнеру, ну и, конечно, исполнителям и оркестру, которые спасли оперу от "режиссёра".
И всё же "Лоэнгрин" оказался без Лоэнгрина. Вместо него появилось, нечто вроде Ильи Резника в белой двойке (пиджак с двумя шлицами) сером галстуке, который он время от времени поправлял, и длинноносых чёрных туфлях.
Лоэнгрин в виде депутата, явившегося пудрить мозги в районный совет ветеранов**, поющий прощальную арию по заранее подготовленной бумажке это, конечно крутой режиссёрский "креатив".
В таком сниженном формате и с не очень сильным тенором финальной арии, как бы даже и не было. Зато после этого последовала жирная точка, растёкшаяся в кляксу, довершающая впечатление о постановщике.
Нет, ну покажите мне вашего режиссёра. Я ему ничего не сделаю. Я просто посмотрю ему в глаза.
Но Вагнер, оркестр и певцы выдержали всё! А режиссёр пусть идёт ... Ну сами знаете куда.
P.S. Тем не менее согласитесь, что сделать появление и исчезновение Лоэнгрина на лебеде так, чтобы это не было смешно современному зрителю, очень трудно.
_____________________
* Не исключено, однако,это всего лишь эффект первого ряда.
** А может и О. Бендера в васюковском шахматном клубе

0
0
...
26 июня 2014
Фото Yuri_i
Фото Yuri_i
отзывы: 14
оценки: 21
рейтинг: 16
7

Сбылась мечта идиота - сходил-таки на "Лоэнгрин" Вагнера.
И все-таки Вагнер крут. И как Хольтен своей не совсем удачной постановкой ни старался в этом разубедить, у него ничего не вышло. Правда, с либретто Вагнер немного перемудрил, но тему для размышлений дал - было над чем подумать в течение того занудства, а музыка весьма способствовала таковым думам.
Минимализм и символизм в постановке весьма спорны. Так, например, появление пистолета и выстрелы на сцене вызвали смешки в зале - едва ли такие эмоция здесь уместны.
В целом - понравилось. Но еще раз сходить - не пойду.

1
0
...
2 апреля 2011
Фото Svetlana Antonova
Фото Svetlana Antonova
отзывы: 10
оценки: 10
рейтинг: 1
8
Лоэнгрина переодеть и будет идеально!

Удивительно, почему эта опера многие годы не ставилась в России. Она прекрасная, волшебная и очень нестандартная. В том смысле, что опера как обычно заканчивается? «В общем, все умерли», ну, может, за мелким исключением, когда всё всё равно закончилось плохо.

Совсем иначе с Лоэнгрин. Она заканчивается, если не хеппиэндом, то все равно очень светлой верой в волшебство и в то, что все будет хорошо! Какой-то классический конец сказки, после которой на душе остается тепло и хочется делать хорошее :)

Но давайте по порядку. Лоэнгрин — это рыцарь круглого стола из легенд о короле Артуре. А сама опера поставлена по немецкой легенде о рыцаре Лебедя, который спасает деву от гибели, но при условии, что она никогда не должна спрашивать его имени. Разумеется находятся доброжелатели, которые нашептывают всякое на ухо деве, и она в конце концов задает запретный вопрос, и... а вот что будет дальше, узнаете из оперы или википедии :) спойлер тут неуместен :)

Очень понравилась Ольга Терентьева в роли Эльзы, прекрасный голос, прекрасная игра. Как всегда, выше всяких похвал!

А теперь ложка дегтя, которую добавили создатели нынешней версии оперы. Представьте себе сцену, люди в одеждах времен Артура, мечи и меховые плащи... и тут выходит Лоэнгрин в белом брючном костюме-тройке (с пиджаком, жилетом, в галстуке). Видимо, предполагалось, что это должно показать, что Лоэнгрин герой вне времени... Странно. но ок. Но когда в сцене нападения на него с мечом он достает из кармана пистолет и стреляет в нападавшего... это несколько шокирует.

Я знаю, что Новая опера в принципе славится экстравагантным подходом к костюмам героев, и иногда это круто, но вот пистолет был лишним :) Будь главный герой в белом одеянии, соответствующем представляемому периоду, имхо было бы 6 из 5ти. А так опера оставила неоднозначное впечатление. Что, впрочем, не означает, что ее не надо слушать :)

0
0
...
2 декабря 2019
Фото Стася Сысенко
Фото Стася Сысенко
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 1
5

"Лоэнгрин" Вагнера - вещь серьёзная, глубокая, по-немецки фундаментальная и монументальная (почти четыре часа, два антракта - шутка ли). Музыка действительно завораживает, но действо... Первые полчаса всё хорошо и торжественно: собрание древнегерманских рыцарей, прекрасная Эльза - ну может только король Генрих Птицелов в инвалидном кресле вызывает вопрос. Но непосредственно с появлением Лоэнгрина (в белом офисном костюмчике и крошечным бумажным лебедем) опера вдруг превращается в неприятный фарс. Прекрасный сын Парсифаля, посланец Грааля так и норовит нервно закурить, объясняясь с возлюбленной, убивает грозного Фридриха из дамского пистолетика и, обиженный, возвращается к своему офисному рыцарскому братству, оставляя после себя мальчика Готфрида, уже готового клерка среднего звена (только чуть подрасти), в костюмчике и галстучке. Значит, говорите, это пародия на политиков, власть? Да, все эти красные и синие галстуки, глупые ужимочки оставляют привкус чего-то знакомого. Но зачем? О политиках нам всё расскажут и покажут на Первом канале, не волнуйтесь. Мы же хотели насладиться Вагнером.

1
0
...
17 мая 2012