Все развлеченияМосквы

Все отзывы о спектакле «Бесприданница»

8.0
оценить
Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1107
7

«Мастерская Петра Фоменко» с января живет на два дома: камерные спектакли идут в старом здании, требующие простора — по соседству, в только что построенном на берегу Москвы-реки и похожем на затейливый оползень. В новом здании есть большой зал и есть амфитеатр в фойе, из окон которого открывается вид на мерцающие в темноте башни Сити — архитектурную метафору новой, капитализирующейся Москвы. «Бесприданница», первой вышедшая на новой сцене, — об эпохе, похожей на нынешнюю: семидесятые пореформенные годы, либеральные реформы, промышленный взлет, электричество на улицах. Все в точности по тексту: купцы и фабриканты переобуваются из смазных сапог в ботинки, их пассии сбрасывают платки и нахлобучивают шляпки, они отличают уже бордо от ярославского пойла, ездят в Париж на промышленную выставку. Они хорошо считают деньги, а как они гуляют! От шампанского и перемен головы идут кругом, и за что держаться — непонятно; почва под ногами зыбка, а новые основания жизни — при всей ее внешней цивилизованности — все более смахивают на законы леса.

Петр Фоменко, впрочем, на своевременности пьесы не настаивает. Об этом зрителю должен говорить уже сам факт, что пьесу вывели на сцену. Ни единого движения к современной форме режиссер не совершает, даже напротив: «Бесприданница» полна режиссерских самоповторов и выглядит архаичной даже на фоне старых спектаклей самого Фоменко. Но рассказчиком он остался замечательным: казалось бы, сидят люди двадцать минут на месте, курят и бу-бу-бу, бу-бу-бу. Ну пробегутся по проходам между зрителями, вскрикнут что-то в коридоре, пропоют что-нибудь из другого, старого спектакля. Все это уже видано-перевидано — а внимание держит. Может быть, именно подробностью истории.

Выясняется, к примеру, что Лариса не единственная дочка у Хариты Игнатьевны. Было еще две, одна вышла за порядочного человека — тот оказался авантюристом; вторую взял горец и до дома не довез — прирезал в пути. Приторговывавшая дочками Харита Игнатьевна в свете этих подробностей видится этакой мамашей Кураж, оплатившей свой кусок хлеба жизнью детей. Такой ее и играет Наталья Курдюбова — женщиной богатой выделки, но в сущности — фронтовой маркитанткой.

Есть вещь, которой «Бесприданница» отличается от других спектаклей «Мастерской». Особенно от других постановок Островского — и от вахтанговского спектакля «Без вины виноватые», и от «Волков и овец», сыгранных старшими «фоменками». В «Бесприданнице» играет последнее поколение «Мастерской», и в ней нет комедиантства, лукавства, сообщавших тем пьесам оттенок театральности: мол, «волки», «овцы», жестокие страсти — все это лишь театр, преувеличение. В «Бесприданнице» все всерьез, театральна только Лариса Огудалова.

Лариса, какой ее играет Полина Агуреева, — девушка содержательная, но молодая, она, что называется, самоопределяется. То, вообразив себя Сарой Бернар, примется выпевать свою роль на классицистский манер, то притворится пейзанкой, то вдруг заговорит с последней простотой. И только когда поправляет непослушную прядь да когда поет романсы, талантливо вскрикивая на высоких нотах, наружу прорывается натура. Она и притягивает к себе как магнит бряхимовских магнатов.

Хотя не будь Ларисы, они нашли бы другой повод для соревнования, благо у каждого есть свой козырь. У Васи Вожеватова (Андрей Щенников) — его молодость; он против Кнурова с Паратовым — щенок, но быстро учится. У Кнурова (Алексей Колубков) красиво растет борода — и Вася отпустил бородку; увидел Паратова (Илья Любимов) в артистической, расстегнутой до пупа рубахе — бежит переодеваться. Единственный козырь Карандышева — человека с говорящим именем Юлий Капитоныч — то, что на его уговоры сдалась Лариса. Хотя Евгений Цыганов играет его приятным человеком. Такого несложно было бы полюбить, но простое и приятное — не для Ларисы.

В достоинства Ларисы входит еще и то, что она отдает себе отчет в вульгарной романтичности своих предпочтений. Чем покорил ее Паратов? Тем, что стрелял в монетку у нее в руке и не побледнел. Она хорошо знает про себя: коли Паратов снова начнет стрелять по стаканам и монеткам — у нее вскипит кровь. И тот ее хорошо изучил: знает, что если начнет палить — дивная, неглупая Лариса сойдет с ума и поедет с ним за Волгу. Одного он не знает: что произойдет после этого.

Неизвестность эта страшит и его и Ларису, для обоих эта ночь и эта заволжская темень — разрешение их истории. И чем она разрешится — страшно подумать, но ясно одно: то, о чем поет старая цыганка, позаимствовав слова у Мандельштама, — «сегодня ночью, не солгу, по пояс в тающем снегу…» — следует понимать как утверждение: «сегодня ночью не солгу».

И что тут скажешь: вернувшаяся из ночной прогулки Лариса в исполнении Агуреевой ошарашивает не только Паратова. Она отбрасывает наконец свои маски и оборачивается русалкой, расхристанной и мокрой; она обвивает паратовский стан ногами и водружает ему на чресла розовую свою голую пятку. Илья Любимов смотрит на эту композицию у себя между ног и теряется, как мальчик. Обороняться от этой обнажившейся натуры можно одним способом: последней честностью — что он и делает.

Развязка известна: «Вещь», — говорит о себе Лариса, «Так не доставайся ты никому», — выпаливает Карандышев. И вот что удивительно: в спектакле — где никто не рычит зверем и не выпускает клыков — финал выглядит как развязка животной схватки: четверо волков собрались у трупа, один из них волочит по земле свой безжизненный трофей.

16

Отзывы пользователей

Фото InnaP
отзывы:
28
оценок:
118
рейтинг:
38
5

НЕ ВЕ-РЮ! Впервые театр Фоменко меня разочаровал... Спектакль слегка затянут. Откровенно не понравился Вожеватов в исполнении П. Баршака, особенно в начале, когда идет неспешный разговор Васи и Мокия Парменыча. Речь Васи пространная, длинная, и весьма нечеткая - потому что он то прикрывает рот ладонью, то подпирает щеку, то чай пьет, то жует, то как бы жует (все остальное время). И как-то неискренне обо всем рассуждает.
Все время пыталась понять, что же такого нашли в Ларисе Дмитриевне все эти мужчины... она в исполнении П.Агуреевой постоянно напоминала Полину из "...счастливой деревни". А во втором действии - и вовсе вульгарную бабу, тронувшуюся умом. Но жалости к ней я не испытала, и не смогла понять всей трагичности ее ситуации.
Как всегда, великолепно играли А. Колубков и Н. Курдюбова. Очень понравилось фоновое оформление сцен.
Да, про драму. Все-таки вполне естественно, что спектакль многие воспринимают сквозь призму "Жестокого романса". И если образы героев могут быть самостоятельными, то главную идею все-таки хочется видеть такой же. Ан нет. Главная идея плавно стекла на нет, когда Карандышев, застрелив Ларису, потащил ее бездыханное тело вглубь сцены аки мешок с картошкой... В зале не смогли сдержать смех. Вот и кончился спектакль...

6
Фото Владимир Безваль
отзывы:
48
оценок:
40
рейтинг:
77
3

Провал

Спектакль идеально подойдет в качестве учебного пособия для ленивых школьников, которым перед сочинением по произведению Островкого А.Н. "Бесприданница" ломает читать книжку, а видак с Рязановской нетленкой папа как назло сдал в ремонт.

Постановочная читка в образах:
- Что он написал то и поставили.
- Спасибо, но мы это ещё в детстве проходили.
- Пожалуйста, а что же вы хотели?
- Театр, а его здесь нет...

Хотя вру, одна очень интересная актерская работа там есть, это слуга в кофейной - Иван. Николай Иванович столько о нём не написал, сколько нашел, пережил и замечательно сыграл Томас Моцкус, среди каких-то обрывков и кусков ролей далеко не бездарных коллег-мастеров.

4
Фото Анна К
отзывы:
54
оценок:
264
рейтинг:
139
9

Очень живая и нетривиальная постановка классики, как и всегда у П.Н. Фоменко. Необычная трактовка образа Ларисы - талантливейшая Полина Агуреева играет эдакую "городскую сумасшедшую", по ее собственному выражению, наивную максималистку с все-таки затуманенным денежной мишурой сознанием. Главный мужской персонаж здесь Карандышев, гениально исполненный Евгением Цыгановым - эту работу обязательно надо увидеть! А Паратов Ильи Любимова - точно герой нашего времени, в любом модном московском ресторане вы встретите его - "блистательного барина", самовлюбленного и эгоистичного. Спасибо всем создателям этого театрального шедевра! PS Душа в лоскуты, в финале безумно жалко единственного по-настоящему любящего Ларису героя... И, конечно, саму "городскую сумасшедшую".

3
Фото Irina Se
отзывы:
43
оценок:
55
рейтинг:
30
9

Пьесы Островского проходят в 10 классе. 15-16 летние люди пытаются понять тех, кто жил в прошлом веке и по иным понятиям. В XXI веке понятия чести, достоинства и пр. сильно видоизменились все-таки. Получается, читала эту пьесу я так давно, что даже забыла финал. И вздрогнула, когда раздался выстрел.

Спектакль оставил больше вопросов чем ответов. Наверное, чтобы их понять - надо глубже и детальнее знать историю и быт второй половины XIX века.
Ощущение, что Огудаловы живут в мужском обществе, женщины на сцене - только тетка Карандышева да цыгане. И складывается мнение, что они пытаются жить по правилам мужского мира. Но "что позволено Юпитеру - не позволено быку". Потому женщина, как бы хороша она ни была, - всего лишь приложение к мужчине. У мужчин деньги, власть, право голоса в конце-то концов.

Потому мне так странно решение Ларисы пойти за Карандышева. Она его нисколько не уважает. Неужели она не понимает, что она будет за_мужем, его тенью, навечно разделяющей его судьбу? Немногие женщины того времени решались изменить такую расстановку сил. Но вот эти понятия "брачного рынка" приходят к Ларисе позже, для этого нужен переломный момент. Когда ей предлагают быть содержанкой, она чувствует себя вещью и от отчаяния(я уверена в этом) готова продать себя как можно дороже.

Я все время сравнивала героев Чехова и героев Островского. Какое-то существенное отличие меж ними. Потом дошло - Чехов рассматривает дворян и приближенных (даже Лопахин стремится в эту нишу), а Островский - купцов. Харита Игнатьевна, обедневшая дворянка, понимает, что либо "с волками жить по волчьи выть" либо голодать. Удивительно гибкая женщина, отлично приспосабливающаяся к ситуации. Отчего она не занялась устройством своей судьбы? Хотя женщины за 40 в те времена уже не считались достойным "товаром на брачном рынке".

Ларисе чужды понятия тех людей, с которыми она общается, она птица иного полета. Оттого ей так душно, так некомфортно в том обществе, которое подбирает мать. И единственное, что скрашивает неприглядную жизнь - вспыхнувшая влюбленность к Паратову. Недостойному, порочному человеку - по сути. У Михалкова Паратов этакий масляный чеширский котяра, у Любимова же - циничный и расчетливый человек, делец. Ему не чужды волнения крови, но он не теряет головы, способен управлять ситуацией. Любимову всегда дают роли обаятельных негодяев или есть исключения?)

Вот этот диалог Ларисы и Паратова - отчего он уехал тогда, год назад, да как она страдала... Мне это напомнило ситуацию Кити Щербацкой и Вронского (как раз читаю), для него флирт - приятное времяпровождение, а для нее - обещание любви и потенциальное замужество. Что, впрочем, еще раз подтверждает, что мужчина и женщина говорят на разных языках и один не всегда слышит именно то, что имеет в виду другой.

Лариса очень меняется после поездки за Волгу. Мне это было странно. Вот у Гузеевой сцена "жена я вам теперь или не жена" - это воплощение стыда и скромности, потупленный взгляд, даже край одежды пальчики теребят, кажется. Полина Агуреева - это иная Лариса. Она вмиг становится какой-то развратной. И платье-туника, так строго выглядевшее на обеде Карандышева - вмиг становится вульгарно-прозрачным. Эти жесты соблазняющей кошки, шифоновый подол, облегающе-оголяющий колени и выше, распущенные волосы, блуждающий взгляд... Она знает, что поддавшись соблазну, отдавшись чувству, поступила дурно. Чувствует себя порочной и ведет себя соответственно новому положению?

Полина Агуреева играет дивно. В финальной сцене - истинная чайка. Можно ли сказать, что Лариса, как и Екатерина из "Грозы", - жертвы своей среды обитания?
Хариту Игнатьевну играла Наталия Курдюбова - у нее потрясающее лицо! Эти скулы, точеный подбородок... Харита Игнатьевна порой была краше Ларисы. Последний выход в черном платье с корсетом - прсото глаз не отвести.
Карандышев - Евгений Цыганов. Вот уж не ожидала! Вы же помните симпатичного мальчика из "Питер FM" или Сашу из сериала "дети Арбата" - он везде играл симпатичных и мега-положительных. А тут - невнятный Карандышев. Но достаточно яркий. У Мягкова Карандышев - типичный "ботаник" и бледная моль. У Цыганова - "маленький человек", знающий своё место. Но с понтами, так сказать) С одной стороны он не может поверить своему счастью, что Лариса станет его женой и бахвалится этим. С другой - отчаянно самолюбив и несколько глуповат, ибо не чувствует тонких шуток и откровенных издевательств Паратова. Как говорит Лариса: "У него единственное достоинство - он любит меня".
Друг-Вася - это просто величайшее заблуждение Ларисы. Сначал мне подумалось - отчего он не женится, коли Лариса ему по душе? Потом стало понятно, что ему это не выгодно. Но, блин, разыгрывать ее в орлянку - это низко.
Мокий Парфеныч - солидный человек, не скрывающий своих намерений. Только вот где его семья?) Удивительно точный персонаж вышел у Алексея Колубкова. Основательный такой.
Роль Робинзона в пьесе мне непонятна. Отвлекающий маневр, позволяющий раскрыть некие грани характера героев?

Декорации Мастерской Фоменко всегда создают ощущение незагруженности и простора. С виду легковесные конструкции, но создают уверенное ощущение города, набережной и реки. Театр теней достоен отдельных апплодисментов. Это мега-фишка! И лунная дорожка на водной глади, когда Лариса поет романс - очень впечатляет. Интересно, на роль Ларисы и цыган актеров отбирали по актерскому таланту или по умению петь? Поют изумительно, кстати.

В общем, все секреты рассказала) Надо идти непременно! Очень хороший спектакль. Только, вот жалость, биноклей в гардеробе не дают. С балкона отлично видно, много лучше чем из ложи. А новое здание театра - просто чудо! Вид на реку, многоуровневость и многоплановость - очень впечатляет. Еще пойду, давно не бывала в этом театре.

3
Фото marin
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
7

Со всех ног я бежала на премьерный спектакль, очень хотелось увидеть сразу всё... и любимый театр, и любимую актрису (Полину Агурееву) и, конечно, новую сцену..Как замечательно, что у "фоменков" теперь есть ещё один прекраснейшей театр. Не сразу заходя в зрительный зал, из высоченных окон открывается сумасшедший вид на Москва-реку и строящийся и, уже сияющий огнями Сити... очень здоровские ощущения. Что же о спектакле.. самое главное, что непреодолимой силы воздействие я испытывала от фильма "Жестокий романс" и поэтому не могла девственно ощущать игру актёров, это невозможно мешало.. Очень понравилась Лариса, она притягательна необычайно, и ещё чувство стиля и меры самого спектакля: никаких самоваров, очень выдержанные костюмы, простота и элегантность во всём..Однако, на мой взгляд, чего-то этому спекаклю не достаёт... Остались просто хорошие впечатления, а хотелось "мурашек по коже"

3
Фото sidug
отзывы:
8
оценок:
11
рейтинг:
14
5

В отличие от предыдущего рецензера "Жестокий романс" я видел и не один раз. Поэтому и ощущал на протяжении всего спектакля чувство какой-то вторичности. Артисты видно тоже фильм смотрели, а потому и играли многие похоже, а некоторые никак. Лариса-хороша, Паратов, Вожеватов и Кнуров - никакие, Карандышев - вторичен. На фоне последних очень выигрышно смотрится Ефросинья Потаповна (тетка Карандышева), поскольку образ не выделен в фильме и сыграно хорошо. Про "цыган" и говорить не хочется, как и про их заунывный романс, похожий скорее на блюзовые негритянские страдания. Зато новое здание-великолепно! Сидеть очень удобно, видно и слышно все хорошо (кроме крайних мест в первых рядах, да и пожалуй 1 ряд слишком близко от сцены:человеку невысокому наверное нужно вставать, чтобы увидеть ее глубину). Но, к сожалению, это не "самое важное"...

3
Фото майя сердюкова
отзывы:
30
оценок:
30
рейтинг:
58
9

Спектакль очень понравился, три с половиной часа пролетели незаметно. Действие на мой взгляд не затянуто и совсем не скучно. Понравились декорации, костюмы, идея с тенями, выходом актеров из дверей зрительного зала и многое другое. Агуреева (Лариса) в спектакле мне совсем не полюбилась и никаких эмоций она у меня не вызвала, кроме отрицательных. Сопереживать ей не хотелось и было все-равно, что с ее героиней дальше будет. А вот Цыганов (Карандышев) великолепен, вне всяких похвал, от начала до конца действия ему веришь, и без сомнений его роль в спектакле главная, браво!! Любимов (Паратов) зацепил лишь несколькими моментами, но до мурашек. Не последняя роль Сергей Сергеича в произведении оказалась к сожалению не яркой и второстепенной работой Любимова в спектакле, а как можно было бы сыграть.... Баршак в роли Вожеватова нелеп и ужасен, был какой-то помятый, лохматый, неопрятный, свои реплики произносил как скороговорку, фу! Колубков (Мокий Порменыч) шикарно передал свой образ и сделал роль выдающейся, запоминающейся, браво!
В итоге скажу, что игра актеров была слаженная, отработанная, приятно было смотреть спектакль, просто не все справились со своими ролями. Но это не повлияло на общее замечательное впечатление от спектакля.
Очень советую, спектакль отличный!

2
Фото Ира  Кадыкова
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
5

«Бесприданница» в Мастерской П. Фоменко

«Бесприданница», без сомнения, одна из самых известных и узнаваемых пьес А.Н. Островского. Не каждый вспомнит сразу автора, но пересказать сюжет в двух словах не составит труда, наверное, никому.
Первое, что узнаешь о спектакле «Бесприданница» на сайте театра Мастерская П.Фоменко, - это номинации на Национальную премию «Маска» и победа Полины Агуреевой в номинации «Драма — Лучшая женская роль» за роль Ларисы.
Нет сомнений в компетентности жюри премии, но хотелось бы высказать свое мнение, сложившееся после просмотра спектакля «Бесприданница» в Московском театре Мастерская П. Фоменко.

А.Н. Островский довольно точно описал внешность героев пьесы. О Ларисе Огудаловой он пишет: «одета богато, но скромно». Затем уже в пьесе словами героев, автор дает понять, что Лариса Дмитриевна Огудалова – «женщина, созданная для роскоши». Но первое же появление на сцене Ларисы Огудаловой в исполнении Полины Агуреевой показывает, что ее персонаж показывается несколько жалко, простовато, если не сказать карикатурно.

На фоне собственной матери (Наталья Курдюбова), яркой изящной брюнетки в черном корсетном платье (как подчеркивает автор «одета изящно, но смело и не по летам») сутуловатая Лариса Огудалова в блеклых балахонистых нарядах, бесформенной прической выглядит селянкой-простушкой, что никак не сочетается с развернувшимися вокруг нее событиями в пьесе.

Простоватость, карикатурность образа Ларисы подчеркивается и фонетическими особенностями актрисы. Реплики Ларисы в исполнении П. Агуреевой звучат несколько смягченно, сдавленно. Видимо, в связи этим никак не скрываемым речевым недостатком, крик Ларисы «Прощай мама!», который мог бы стать раскатом грома, звучит слабо, невнятно и вызывает бурный смех в зале.

2
Фото lexxxyy
отзывы:
3
оценок:
12
рейтинг:
1
1

Это просто ужас! Паратов невыносимый! Полный отстой! Смотреть невозможно - стоит на сцене и вспоминает заученный текстб глаза пустые! Все актеры абсолютно слабые - идет просто читка Островского! Я и сама егомогу прочитать - зачем для этого идти в театр? Ушла во время антракта! Единственныйб кто вытягивает этот ужас - Цыганов! Он, как всегда, выкладывается! Все остальные ничего общего с театральным искусством не имеют! Фоменко расстроил! Если собираетесь пойти на этот спектакль - берите подушку, плед и коньячок - чтобы не отвлекаться на тоб что происходит на сцене!

1
Фото Татьяна Мироненко
отзывы:
54
оценок:
199
рейтинг:
165
5

Если честно, то... Не понравилось. Не правильно подобраны актеры. Что там делает Любимов в роли Паратова?

1
Фото Юлия Бедретдинова
отзывы:
57
оценок:
115
рейтинг:
49
7

Мастерская П. Фоменко меня избаловала. Мне хочется выходить из зала с дрожью в коленках - не иначе.
В этом плане, увы, спектакль "Бесприданница" не оправдал моих ожиданий.
1й акт хорош. Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны вызывает сочувствие и понимание. Любимов в роли Паратова впервые понравился мне на сцене(например, в Войне и Мире он вызывал у меня стойкое отвращение). Но не чувствовалось нарастающее напряжение, уж я-то знаю, как фоменковцы умеют его нагонять.
Со 2м актом вышло что-то не то... Лариса - такая вульгарная и вальяжная - никак не вяжется с ее же образом в 1м акте. Концовка - трагичная - не оставляет горечи и сожаленья.
Очень показателно то, как актеры выходят на поклон - угрюмые, уставшие мужчины, и - сияющая улыбкой Полина. Как ни крути, она - одна из лучших своременных актирс.

1
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
464
7

Когда я вычитала в официальном анонсе, что в этой постановке Фоменко «как наждаком, содрал всю романтику», мне романтику стало уже заранее жалко. И действительно, отсутствие этой самой романтики – главное, в чём спектакль проигрывает одноимённому старому фильму; прибавим к этому не совсем тематически и стилистически удачный подбор музыки (хоть это и были русские и цыганские романсы), да и сами цыгане были какие-то квёлые, не зажигали (хотя меня весьма порадовал голос главной их солистки, Мананы Манабде – совсем как у Арбениной). В остальном же, по части оформления, придраться не к чему: декорации и костюмы отличные, а световые решения оригинальны (в частности проекция на задний фон силуэтов, как в театре теней). Что касается актёров, то более всех порадовал Илья Любимов в роли Паратова – я его сразу же, ещё по одному только голосу узнала, поскольку ранее лицезрела его в некоторых фильмах. С объективной стороны, он просто великолепно играет, как профессиональный актёр. С субъективной стороны, мне просто симпатичен его персонаж, который здесь был выведен не лихим романтиком, как в фильме, а наглым циничным подонком, что более соответствует лично моему прочтению пьесы; симпатичен не только и не столько внешне, но и благодаря той особой харизматичности и притягательности, каковая вообще подонкам зачастую свойственна.) В целом же, все актёры были подобраны удачно и играли отлично, кроме… главной героини, собственно Ларисы Дмитриевны (Полина Агуреева). Она сильно меня разочаровала, подлив ложку дёгтя в бочку мёда, своим, по моему скромному мнению, совершенным непониманием роли и созданием слишком вульгарного образа, не вызывающего сострадания. Особенно покоробило три момента: когда она прокричала «Прощай, матушка» с интонацией «Пошла к чёрту», а в финале благодарила Карандышева (Евгений Цыганов) за произведённый им выстрел с сарказмом фразы «Ну ты попал», и когда она после признания Паратова и во время предложения Кнурова (Алексей Колубков) не рыдала, а заливалась истерическим смехом. Может, я слишком строга к ней, ведь меня разбаловала неизменная искренность Покровки: наблюдая за Агуреевой, я постоянно думала, что будь на её месте Гребенкина, зал обрыдался бы ещё после первого действия. Однако заключительная сцена спасла спектакль от тотальной потери трагизма, которую едва не устроила ему Агуреева: в этой сцене Карандышев волок за собой труп Ларисы, как вещь, наконец-то принадлежащую лишь ему одному, и это получилось действительно цепляюще. В общем, три с половиной часа спектакля были сыграны с душой, не утомили, хотя то, что был прочитан, если я не ошибаюсь, весь текст, сложно назвать однозначным плюсом – некоторые эпизоды были затянутыми, их вполне можно было бы сократить.

18.06.2008
Комментировать рецензию

1
Фото Anastasia
отзывы:
17
оценок:
18
рейтинг:
21
9

В рамках театрального фестиваля "Золотая маска" посмотрела спектакль "Бесприданница". Хочу отметить, что спектакль очень понравился, хотя первый акт показался немного затянутым. Хочется отметить как всегда блистательную Полину Агурееву, приятно удивил Павел Баршак (до этого видела его только в кино), честно говоря, не предполагала, что он такой интересный театральный актер, конечно Евгений Цыганов, которого я просто обожаю, играл потрясающе и очень жаль, что он так и не получил "Золотую Маску" за лучшую мужскую роль в драматическом спектакле. А вот Илья Любимов в роли Паратова как-то не очень смотрится, все таки если проводить аналогию с фильмом, то Михалков играл намного лучше и не потому что более талантлив, а просто его типаж более подходит к этой роли, как мне кажется, он более колоритный что ли. Очень понравилась задумка режиссера с театром теней и когда играли сцену застолья у Карандышева, как замирали актеры в различных позах, а вообще спектакль оставил исключительно положительные впечатления, так что всем рекомендую!

1
Фото Кирилл Папернов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
7

Я как-то не сразу смог понять, понравился ли мне спектакль. Ощущения были хорошие, но сознание капризничало: "... цыгане какие-то не цыганские, Сергей Сергеевич какой-то не энергичный..." И играют вроде все хорошо, но вот не хватает чего-то избалованному массмедиа сознанию. ... не укладывается в стереотипы. И вот вчера понял, почему спектакль всё-таки понравился. Вчера на Зиву ходили в БЗК. Как говорится, давали Моцарта. И вот после концерта я вдруг понял, что спектакль Фоименко таже музыка, — безупречно выстроенный он не отвлекает от собственных размышлений, собственного восприятия. Просто для такого театра нужен правильный настрой, как и на классическую музыку. Если настроиться, удовольствие вам обеспечено.

1
Фото Julia__
отзывы:
8
оценок:
27
рейтинг:
5
5

после фильма Рязанова, накрепко привязавшего к раз и навсегда определенным образам из Бесприданницы, решение поставить пьесу Островского лично меня привело к мысли, что у Петра Наумовича есть что добавить к пьесе, есть на что посмотреть с другой стороны... от бесприданницы я ждала откровения и новизны... с первых же минут спектакля в голову приходит неутешительный вывод - от образов из фильма уйти практически невозможно, образы впечатались основательно, поэтому когда половина героев из фильма, а вторая - авторская интерпретация, что-то не вяжется...
мне показалось, что простовата Лариса и назвать пусть талантливую и красивую, но какую-то потерявшуюся в тоске роли Агурееву "блиллиантом, требующим оправы", у меня не поворачивается язык... и весь спектакль вызывает вопросы Паратов... понравилась игра Цыганова, который почти сыграл Мягкова и был в своей роли убедителен, и просто фантастическая Курдюбова (хотя сначала и кажется, что слишком молода для роли мамы :).

Итог: из театра я вышла ни с чем. Хорошо хоть, что вышла в фойе с великолепным видом на реку :)

1
Фото Aleksey_Tolma4
отзывы:
1
оценок:
5
рейтинг:
1
5

Спектакль будет интересен, но далеко ни всем, потому что поставлен хоть и обстоятельно, и со смыслом, но скучно. Это главное. Теперь подробно. У режиссера может быть два подхода: делаю как в жизни, или делаю совсем непохоже на жизнь. Здесь вылезает концепция - будет совсем как могло было быть, еще добавим сюда этакого декаданса, а теперь полюбуйтесь, что получилось. Если честно, то наваяли что-то тоскливо-удручающее. Ведь вот радует глаз помещение театра, отличнейшие декорации и игра светотеней, а то, что происходит на сцене - увы! И ведь актеры хорошо играют, но создается ощущение, что играет каждый из них что-то чужеродное. Вообще, большинство героев спектакля находят свой образ в рефлексии на тему подлючей жизни, которая им выпала на долю. Лариса три действия представляет собой неудовлетворенную во всех смыслах барышню, а потому отрешение, граничащее с всплесками активности, вполне объяснимо (она Карандышева и погладит и за волосы потреплет, а он ей все про цыганский табор, и хоть ты тресни). Зато после ночи с Паратовым она как будто оживает и начинает проявлять интерес к жизни, но ненадолго опять же во всех смыслах. Например, свой монолог о суицидной тяге она произносит очень проникновенно и завораживающе, но создается впечатление, что она находится в этот момент под кокаином (одно из проявлений декаданса). Кстати, о Паратове. Хочется воскликнуть:"Какой типаж!" Но это пока он не начинает говорить. Три действия (!) он гутарит монотонно, без всякой интонации и без какого-либо чувства. С интонацией он произносит одно слово: "Тетенькааа!" И видно, что в этом слове автор хотел увидеть шутку, которая будет повторяться на протяжении спектакля неоднократно. Но зритель так и не посмеется ни разу, потому как давно находится в оцепенении. Настолько брутального образа никто не ожидал. Паратов как будто вышел из вестерна, настоящий ковбой, который любит делать три вещи - курить и стрелять! Все его чувство к Ларисе сводится к сакраментальной фразе: "ты моя лошадь, я твой ковбой!" Опять же, в четвертом действии, после ночи с Ларисой, он немного тает и часть своих чувств и переживаний выдает напоказ, мол, берите все, что накопилось, но ничего не исправить. Карандышев один из тех, кто понравился, но его образ доведен до крайней жалости... Хотя нет. Есть другой герой... богач Кнуров! Вот он жалок по-настоящему! В сцене объяснения с Ларисой, ему хочется дать денег, чтобы бедолага так не переживал. Удаляясь, он почему-то падает на лестнице, что делает его не просто жалким, а тоскливым вумат! Смысла в этом падении не было, поэтому хочется верить, что актер упал случайно... Вожеватов на этом фоне смотрится вполне классическим персонажем. Странно... Зато Робинзон не удивляет, потому что играет вполне заурядного пьяницу. Вот ведь привыкли мы видеть забавных выпивох на сцене, которые веселят и балагурят, но... здесь все как в жизни. А в жизни пьянчуги не очень-то веселые ребята, неинтересные вовсе. И все-таки больше других удивили цыгане! Таких печальных, насилу волочащих ноги, цыган вы не увидите нигде! Даже в жизни! Их заунывный романс ломает всякое представление о цыганах вообще. Трудно описываемое зрелище, которое надо видеть, они явно принимали что-то покрепче кокаина, чтобы дойти до такого невыносимо тяжелого бытия. Мелкие персонажи большей частью порадовали. Особенно получились, по-моему мнению, тетка Карандышева и цыган Илья (его не постигла депрессия соплеменников). Также понравились многие режиссерские ходы, такие как "тени второго плана", "картинная галерея пьянки" и т.д. и т.п. В целом, посмотреть есть на что. Другое дело: готовы ли вы заплатить немалые деньги за такую философию?!

1
Фото Антон Белов
отзывы:
70
оценок:
70
рейтинг:
203
5
На троечку, что для такого театра не здорово.

Спектакль не то, чтобы плохой, просто пьеса столько раз поставлена, и экранизирована, что невольно сравниваешь работу "фоменок" с работами ну, например, Эльдара Рязанова, Михалкова, Гузеевой, Мягкова, Петренко и других блестящих актеров в кинофильме "Жестокий романс". И, на мой взгляд, сравнение не в пользу этого спектакля. Откровенно слабые работы получились у Ильи Любимова (Паратов) и Полины Агуреевой (Лариса Дмитриевна). Паратов просто никакой, он не то, что до Михалкова в той же роли не дотягивает, он просто халтурит. Весь текст произносится таким бесцветным голосом, что поверить в то, что это тот самый барин, которого год все ждали, что это любимец женщин и вообще роковой мужчина совершенно невозможно.
Неожиданно хорош Евгений Цыганов в роли Карандышева. Я с удивлением для себя увидел, что он может играть и вполне живенько, а не с той отсутствующей и унылой физиономией, к которой все привыкли.
Простите, если кого задел, но лучше "Жестокий романс" пересмотреть, чем на этот спектакль идти.

0
Фото Мария Гаврилина
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
1

Полностью согласна с одним из авторов в том, что впервые театр меня разочаровал. Ушла в антракте.
Спектакль сначала затянут, потом возникает ощущение, что ты сидишь в голове сумасшедшего, балаган, нет никакой искры, актеры запинаются.
Больше всего разочаровала Лариса Дмитриевна. Не актриса, а образ, придуманный режиссером. В этом спектакле она не благородная молодая дворянка, а истеричная деревенская девушка. Нет стати, манер, скромности, а вместо этого Лариса носится по сцене с растрепанной косой.
Так что "Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант требует дорогой оправы" явно не про ЭТУ Ларису Дмитриевну.
Паратов. Тоже мимо. Мальчишка, нарцисс.
Все вместе дало впечатление, как от дешевой мелодрамы. Показана ситуация - плебейка влюбилась в красивого молодого человека, который вскружил ей голову пустыми речами.
Роман совершенно о другом и показать это режиссеру не удалось.

0
Фото Natalia
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Никакой лирики, любви, душевных цыганских романсов, фарфоровых сервизов, томных взглядов и прочих охов-вздохов… В общем, полное отсутствие признаков мелодрамы. Вместо этого - жестокость и обреченность, цыганки, больше похожие на ведьм, и лязг дребезжащих вилок… «Бесприданница» от фоменок совсем не похожа на всеми любимый «Жестокий романс». Ну, и странно было бы ожидать от одного режиссера того, что уже сделал другой.
После десяти минут самой первой сцены – беседы Вожеватова и Кнурова – из соседнего ряда слышится: «Как затяяянуто!». Эх, знал бы «неподготовленный» зритель: длиннющие диалоги - фишка фоменковского театра. Как правило, здесь редко отступают от авторского текста. Как говорится, что написано пером… Но то, что написано и вычерчено драматургом, всегда можно раскрасить на свой собственный лад. Эту «раскраску» от Фоменко, судя по первым отзывам от премьеры еще аж целых 8 лет назад, критики приняли прохладно. Но, несмотря на это, «Бесприданница» считается одним из хитов мастерской, билеты лучше покупать месяца за два, а зрители после спектакля аплодируют стоя.
Самая необычная и неоднозначная «краска» в палитре постановки Фоменко – образ Ларисы. Помните трогательную и беззащитную Ларису в исполнении Гузеевой? Так вот, здесь этот стереотип вдребезги разбивается. Здесь она, мягко говоря, странная, местами неуравновешенная, а где-то и развязная.. Агуреева произносит явно интонирующие монологи, которые вначале кажутся даже наигранными. И принять такую Ларису, вспоминая изящно страдающую Гузееву, не просто. Но тем и интересней становится разгадывать режиссерские идеи. Фоменковская Лариса не вызывает особого сочувствия. Она вовсе не бедная овечка, страдающая от безответных чувств. Страдающая, но скорее от обыденности жизни, от скуки, от ничтожных людей вокруг. И не вселенская любовь ей движет, когда она едет на ночной пикник за Паратовым, а отчаяние, когда терять-то особо нечего, но есть шанс рискнуть и попытать счастье – вдруг не устоит блестящий барин против женских чар. В общем, необычная Лариса – находка Фоменко. Полина Агуреева сполна идею режиссера воплотила. И наверно не зря получила за эту роль «Золотую маску».
Номинировался на «Маску» и Цыганов, сыгравший Карандышева. Киношное амплуа героя-любовника он легко спрятал за очками «маленького» человека, который с первого взгляда вроде бы даже «правильный» и самый честный из всех. Но симпатия к нему быстро улетучивается из-за пустых слов и желания во что бы то ни стало приклеиться к высшему обществу. Получилось у Цыганова очень современно, как будто он не из 19 века, а списан прямо из «сейчас».
Как всегда харизматичный Любимов идеально, по-моему, подошел для роли Паратова. И вроде бы, если сравнивать с Михалковым, тако же «блестящий барин», только моложе. Но от этого жестокость его кажется еще острее.
Если зрительнице из соседнего ряда первые минуты спектакля показались затянутыми, то мои первые мысли – почему так мало цыган с песнями? Ведь тут, как говорится, сам Бог велел.. а это и динамика, и музыкальность, и ай-нанэ-нанэ, в конце концов. А те, что вышли, выглядели как будто с вокзала, едва запели и ушли, а потом остались только размытым фоном… Но и здесь сказалась та самая авторская ставка на отсутствие какой-либо лирики и жизнь без прикрас.. Будь цыган чуть больше, будь они чуть холёнее, и акценты бы сразу сместились… А так колоритные цыганки-ведьмы только добавили трагизма в эту историю.
В общем, в отличии от фильма Рязанова, получилось жестоко и совсем не романтично.

0
Фото Lora Versus
отзывы:
8
оценок:
10
рейтинг:
3
9

Мы были с дочерью на спектакле в эту субботу и получили огромное удовольствие. Прекрасная игра актеров, отлично передан сюжет. Конечно, есть своеобразное прочтение и передача образов, но на то воля режиссера. Может Лариса и не такая юная и наивная девочка как у Островского, а здесь скорее немного измученная безответной любовью, молодая женщина, "на нервах", уставшая от своей участи. Зато очень реалистично....Наталия Курдюбова в роли Хариты Игнатьевны просто блестяще сыграла, да и Кнуров с Вожеватовым были очень убедительны...Ну и конечно Сергей Сергеевич, настоящий красавчик, от которых голову теряют. Все динамично и искренне.....Дочка моя, как наверное и все подростки, фальши не приемлет, ее мнения спросила - тоже очень понравилось. Но она пока не смотрела ни Жестокого Романса, ни других постановок.....Для меня Илья Любимов в роли Паратова гораздо более симпатичен, о может это дело личных вкусовых пристрастий, не люблю я Михалкова )). Рекомендую всем друзьям.....Да и сам театр замечательный, первые ряды амфитеатра, середина - лучшие места ( партер низковато), удобные кресла. Чудный буфет.

0
Фото Лариса Сидорова
отзывы:
58
оценок:
60
рейтинг:
79
7

Неоднозначное видение образа Ларисы... Или во мне так сильно "засел" образ, созданный Рязановым (он точно мне ближе!), или понимание, что ТАК не может вести себя девица приближенная к "знатному роду" и воспитанная мамаша с одной целью - выдать замуж. Текст точно по написанному, изредка реплики перекиданы другим героям. Цыганов умничка, вызывает жалость, близкую к отвращению (конечно не сам, а Карандышев). Любимов старается. Харита неподражаема, Кнуров где-то в тени. Цыгане похожи на бомжей, наверное, чтоб не очень отвлекали. Постановка идеальна для школьников и для фанатов Цыганова-Любимова

0
Фото Brigitte  Bardot
отзывы:
7
оценок:
11
рейтинг:
5
9

Влюблена в Цыганова и Полину Агурееву! Смотрела спектакль два раза, и оба раза рыдала, как черт. Любимая постановка в любимом театре!

0
Фото Ксана Елисеева
отзывы:
4
оценок:
12
рейтинг:
2
7

Ходили с мужем. Это одна из мох любимых пьес, поэтому, должно быть, так сложно угодить. Ведь, вроде, и актеры играют отлично, и движения, и свет, и... Но чего-то не хватает. Что-то внутри не дергается. Но спектакль действительно стоящий, хороший вариант проведения вечернего досуга.

0
Фото Вера
отзывы:
6
оценок:
15
рейтинг:
17
1

Спекталь был похож, в лучшем случае, на "прогон" перед отчётным спектаклем первого курса театрального вуза, в худшем, на "Двенадцатую ночь", которую мы ставили, когда были школьниками. Разачарование особенно от того, что это не антреприза (ей бы мы простили), а классика...

0