Постановка итальянского мастера на петербургской сцене.

Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе режиссер Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти, всемирно известный кинорежиссер, автор знаменитого фильма «Ночной портье». Внимание Кавани к творчеству Масканьи и Леонкавалло можно объяснить ее интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер веристов характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Сжатый в одно действие напряженный сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке — не мог не привлечь Кавани. «Кино — это сорт психоанализа, которому я подвергаю себя», — говорит режиссер. В оперной режиссуре она также не отказывается от своих принципов. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается тривиальнейшая история любви-измены-тайны.

Создатели
Режиссёр:
Лилиана Кавани

Место проведения

Михайловский театр

Михайловский театр

7.6
Новые времена старого театра
Малый оперный некогда гремел «Пиковой дамой» в постановке Мейерхольда, балетами хореографа-авангардиста Федора Лопухова и музыкой Дмитрия Шостаковича. Последовавшая бомбежка крепости модернистского искусства в газете «Правда» оставила тут лишь выжженную землю, на десятилетия превратив Малый в анемичный клон Мариинки. Выручали в этой ситуации география (два шага от Невского проспекта) да эффектные интерьеры. Однако в 2007 году Малый сделал тур де форс: главой театра назначили не артиста, а менеджера — бананового короля Владимира Кехмана. Обновились состав и репертуар, появились громкие имена и проекты: «Евгения Онегина», скажем, поставил украинский возмутитель спокойствия Андрей Жолдак. Петер Феранец за несколько лет работы музыкальным руководителем и главным дирижером добился достойного уровня исполнения; теперь этот уровень призван поддерживать Михаил Татарников. В 2011 году Михайловский ошеломил всех, зазвав на царство великого испанского хореографа Начо Дуато, а вдобавок сюда перебежала лучшая молодая балетная пара московского Большого театра — Наталья Осипова и Иван Васильев. Актуальный балет сегодня прописан на площади Искусств, и о билетах на премьеры надо хлопотать сильно заранее.
касса +7 (812) 595 43 05
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 10.00–21.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Ольга Манулкина
Фото Ольга Манулкина
отзывы: 435
оценки: 275
рейтинг: 96
7

«Сельская честь» — второй громкий оперный проект на сцене Михайловского театра. Не говорю «в этом сезоне»: Театр оперы и балета имени Мусоргского, как Михайловский назывался в последнее время, не выпускал значимых премьер по меньшей мере лет двадцать. Попробуйте найти рецензии на спектакли второго по исторической значимости петербургского музыкального театра — наткнетесь на зияющие пустоты; писать было не о чем.

«Театр имени Мусоргского ожидает большой подъем. Дальше падать некуда», — говорили в кулуарах прошлогодней «Золотой маски» (на «Маску» театр тоже не выдвигался годами). Репертуар был сверхконсервативный, исполнение не выдерживало критики. Главный дирижер театра — Андрей Аниханов. Какой это дирижер? Чем он прославился на этом посту? Да ничем. В этом, в сущности, все дело. Поразительная ситуация, если учесть, как мало в мире театров в сравнении с числом дирижеров. Меломаны ходить на спектакли перестали; туристов завозили автобусами.

И вот же: Михайловский сдвинулся с мертвой точки. Новый директор Владимир Кехман взялся за дело с отвагой новичка, у которого многое получается просто потому, что он не знает, что это невозможно. В октябре театр предоставил убежище барочному «Борису Годунову» Маттезона — спектаклю Русского фонда старинной музыки. Премьера раритета стала заявкой на самый что ни на есть передовой оперный театр.

Афиши «Сельской чести» выглядят эффектно благодаря итальянской команде постановщиков: кинорежиссеру Лилиане Кавани; дизайнеру и художнику Данте Ферретти, работавшему с Феллини, Пазолини и Скорсезе; художнику по костюмам Габриэлле Пескуччи, получившей «Оскара» за «Эпоху невинности» Скорсезе. Спектакль переезжает из Италии, где был поставлен лет десять назад на фестивале в Равенне.

Говорит ли вам что-нибудь название «Друг Фриц»? «Братья Ранцау»? Боюсь, не больше, чем «Ирис» или «Нерон». Это вторая, третья, седьмая и пятнадцатая оперы Пьетро Масканьи. Первую, «Сельскую честь», он написал в 1890-м, в двадцать семь лет, и ею открыл историю оперного веризма, а прожил до восьмидесяти двух — почти до итальянского кинематографического неореализма, которому стольким обязана нынешняя постановка «Сельской чести». В обыденной жизни простых людей кипят необыкновенного накала страсти. В истории про сельскую честь, измену и месть встречаются детали древних ритуалов вроде процедуры вызова на дуэль: по сицилийской традиции обесчещенный муж и соперник друг друга кусают. Короткие ариозо, яркие мелодии, напряженные сцены, экспрессивный язык — все это умещается в одно действие.

«Сельскую честь» в Михайловском репетировал (чтобы незадолго до премьеры передать в руки итальянского дирижера Даниеэле Рустиони) Федор Леднев — музыкант с открытым слухом, ясной головой, уверенным жестом, чувством формы и стиля. А кого худрук оперной труппы Елена Образцова выбрала на главные роли, на момент сдачи номера в печать еще неведомо. Ясно только, что с «Сельской честью» ее связывают особые отношения: Образцова пела Сантуццу вместе с Пласидо Доминго в спектакле Ла Скала, так что за эту партию можно не волноваться — проработают как надо.

«Борис Годунов» Маттезона был самым радикальным репертуарным шагом Михайловского; «Сельская честь» — традиционное из традиционного. На таком сочетании (при условии достойной постановки) и строится перспективная оперная политика.

2
0
...
21 января 2008
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Информация от организатора
Информация предоставлена Михайловским театром
Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе режиссер Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти, всемирно известный кинорежиссер, автор знаменитого фильма «Ночной портье». Внимание Кавани к творчеству Масканьи и Леонкавалло можно объяснить ее интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер веристов характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Сжатый в одно действие напряженный сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке — не мог не привлечь Кавани. «Кино — это сорт психоанализа, которому я подвергаю себя», — говорит режиссер. В оперной режиссуре она также не отказывается от своих принципов. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается тривиальнейшая история любви-измены-тайны.