Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.1 из 5

Голосов: 102

Проголосовать
Уже идет 101

Римас Туминас никогда не придерживается текста как Библии. «Горе от ума» — не исключение, зато герои у него пляшут натурально от печки: она возвышается посреди сцены, похожей на московский символ — колокольню Ивана Великого. Главный герой — Фамусов (Сергей Гармаш), у которого в доме крепостные танцуют балет, а дочь прячет книжки: папа увидит и порубит.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 5
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1336 спасибо

Посреди сцены возвышается высоченная печка, ростом и очертаниями — колокольня Ивана Великого. У печки отогреваются гости — задирают подолы и отогревают попы, пока от задов не повалит пар. Открывают заслонку, пытаясь прикурить от уголька, — из печи валит дым. И пар этот, и дым, и режиссерские туманности, которых за три часа будет в достатке, — все не просто так: в «Современнике» поставили спектакль про дым отечества.
К печке, вбежав с мороза, припадает и Саша Чацкий — шумный... Показать полностью

Посреди сцены возвышается высоченная печка, ростом и очертаниями — колокольня Ивана Великого. У печки отогреваются гости — задирают подолы и отогревают попы, пока от задов не повалит пар. Открывают заслонку, пытаясь прикурить от уголька, — из печи валит дым. И пар этот, и дым, и режиссерские туманности, которых за три часа будет в достатке, — все не просто так: в «Современнике» поставили спектакль про дым отечества.
К печке, вбежав с мороза, припадает и Саша Чацкий — шумный мальчик, которого Фамусовы приютили, когда тот осиротел; который бежал из их дома в том возрасте, когда мальчики ищут свободы, и вернулся в том возрасте, когда ищут любви. Ни того ни другого ему найти не удастся — это, допустим, известно из пьесы. Саму же пьесу, побывавшую в руках у литовского режиссера Римаса Туминаса, не узнать. В особенности все эти гневные речи Чацкого, расхватанные на цитаты, — их Чацкий (Иван Стебунов) выкрикивает с той только целью, с которой щелкают пальцами перед чьим-то лицом, — чтобы привлечь к себе внимание: эй-эй, это я! Но в его сторону не смотрят — ни Фамусов (Сергей Гармаш), ни разъяренная Софья (Марина Александрова) отъезда Чацкого и трехлетнего молчания ему не простили.
К Фамусовым Чацкий заявляется этаким европейцем, за которым кочуют его бесчисленные чемоданы. Зритель следит за происходящим его глазами: словно впервые видит, что поставленный на широкую ногу московский дом — натуральная изба в центре варварской Руси. Видит, как Фамусов расхаживает в серой крестьянской рубахе, как надевает тулуп вместо халата, что ему жмет воротничок бальной рубашки и что никто, кроме него, не замечает — включая выряженную брюлловской наездницей Софью, — как на бал к фраку Фамусов надел сапоги. По той же причине (замылился глаз) Софья не замечает в Молчалине (Владислав Ветров), как легко этот видный мужчина с усиками прогибается.
Режиссерскую фантазию Туминаса (чей почерк, вообще-то, здесь давно известен и чья вольность в обращении с классикой уже никого не шокирует) ничто не сковывает и на этот раз, он свободен в «Горе от ума», как был когда-то свободен в лермонтовском «Маскараде». Он снова пишет рисунок поверх текста и придумывает целые сцены, в которых нет ни слова, — они снова врезаются в память, подминая под себя десятки интерпретаций. Полковник Скалозуб у Туминаса ноет, как баба, старуха Хлестова, напротив, стала дюжим мужиком в чепце, подвязанном под серебрящимся щетиной подбородком (Валерий Шальных). Хлестову вкатывают на коляске, княжон Тугоуховских, превратившихся в охапку кукол, сваливают у стены. Перед балом дают крепостной балет по мотивам пушкинской «Черной шали» — похоже, в хореографии самого Фамусова: он кряхтит и хлопает себя по коленям, пока скачут по сцене Лиза и Петрушка, тот самый Петрушка, что всегда с обновкой, а у Туминаса это еще и блохастый пес, и раб, и единственное существо, отзывающееся на несчастье Чацкого. Сам же бал — сильнейшее место в спектакле: выстроившись в шеренги, гости маршируют от стенки к стенке (Фамусов, не зная, куда деть руку, кладет на зад партнерше), и от этого нестройного марша под искореженный, срывающийся в диссонанс грибоедовский вальсок становится не по себе (музыку писал Фаустас Латенас).
Лет десять назад этот спектакль назвали бы антирусским и брызгали бы по его поводу слюной. Сейчас как-то попривыкли уже к тому, что литовцы отчетливей домашних режиссеров рассказывают русские сюжеты. Антирусские спектакли литовцев на поверку оказались самыми русскими — и «Три сестры» Някрошюса, и спектакль Карбаускиса по «Мертвым душам», и «Маскарад» Туминаса, теперь вот его же «Горе от ума». К тому же литовцем Туминас выглядит только в Москве: в Литве он, с его советским детством и московской юностью, гитисовским образованием и Чеховым на афишах его вильнюсского театра, выглядит натуральным русским. Среди груды чемоданов Чацкого, образно говоря, есть и его саквояж: вместе с Чацким в Москву возвращался он сам. Оставив в Вильнюсе созданный им театр, толпу учеников, несколько домов, которые он строил и в которых так и не прижился. Приехал руководить Вахтанговским театром, где когда-то ставил «Ревизора», а первый спектакль поставил в «Современнике» — здесь играют еще иногда его спектакль по Шиллеру. Политически верней было бы ему дебютировать в московских худруках с постановки по месту работы и не проезжаться так едко по Москве. Но сказано же — он Чацкий, а не Молчалин.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Лучшая рецензия

Оценка: 1 из 5
Спасибо! 14
karandash

1 рецензия · 1 оценка · 14 спасибо

Я, бывало, видел скучные спектакли. Пару раз в театре засыпал. Но на спектакле режиссёра Р. Туминаса я из театра впервые в жизни сбежал. Он (спектакль) вызвал у меня тот род отвращения, которое возникает от неталантливого, но навязчивого человека.
Неладное я заподозрил уже на первых минутах, когда Лиза начала пьесу голосом Снегурочки на детском утреннике. Она дошла до слова: «Расходитесь!» — и я подумал, что она обращается к зрителям (и впоследствии похвалил её про себя за... Читать полностью

Пойдут на Горе от ума

Элис Никон
Элис Никон

0 рецензий · 0 оценок · 0 спасибо

Arulya Kirakosyan
Arulya Kirakosyan

0 рецензий · 18 оценок · 0 спасибо

Olga Timonina
Olga Timonina

0 рецензий · 38 оценок · 0 спасибо

Алексей Маркин
Алексей Маркин

0 рецензий · 0 оценок · 0 спасибо

Denis Bondarenko
Denis Bondarenko

0 рецензий · 1 оценка · 0 спасибо

Ксюша Михайлусь
Ксюша Михайлусь

0 рецензий · 15 оценок · 0 спасибо

Отзывы пользователей

Оценка: 1 из 5
Larisa Obuhova

1 рецензия · 1 оценка · 0 спасибо

Отвратительный спектакль. Жалею о том, что очень много девушек и юношей, в том числе и мой сын, видели эту похабщину. Ощущение полного разочарования после блистательных спектаклей "Три товарища", "Пигмалион". Второй день не могу отмыться от грязи, наплевательского отношения к зрителям. Единственный прискорбный плюс состоит в том, что после спектакля очень хочется пересмотреть великолепные постановки советских времён! И показать их сыну!

Оценка: 5 из 5
Alex Antonina

6 рецензий · 6 оценок · 6 спасибо

понравилось,интересная постановка,особенно во втором акте!

Оценка: 4 из 5
Alla

120 рецензий · 120 оценок · 14 спасибо

Смотрела спектакль два раза. Первый - в июле 2016, второй - в июле 2017. Необходимо было подождать больше года. Во второй раз меня уже не так сильно поразили ни монологи Чацкого в исполнении Шамиля Хаматова, ни зажигательные танцы и ужимки Евгения Павлова, ни сумасбродство отца в исполнении Сергея Гармаша. Я не почувствовала искры между Чацким (Шамиль Хаматов) и Софьей (Елена Плаксина). Диалоги Шамиль безупречно выучил и воспроизвел, а вот сильной любви его Героя к Девушке я не почувствовала.... Читать полностью

Все рецензии 42

Еда и мир 17 красивых и полезных инстаграм-блогов с мясом

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Подборка Ночь квестов

Лучшие квесты Москвы и Питера с большими скидками

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

За 40 лет своего существования идея проверок с помощью тайных покупателей превратилась в целую...

«Матильда» Алексея Учителя и «Пила-8» в прокате, концерт Машин Ган Келли, ретроспектива фильмов...

Проект Fearless Photographers — международная платформа по поиску свадебных фотографов, которые не...

У балерины Олимпиады Альфа русская мама и папа из Бенина, она жила и училась в Москве, но...