Театральная афиша Москвы

Спектакль Горе от ума

Постановка Современник
6.1
оценить

Неутешительный, но точный диагноз российской действительности, поставленный Римасом Туминасом и актерами «Современника»

Римас Туминас никогда не придерживается текста как Библии. «Горе от ума» — не исключение, зато герои у него пляшут натурально от печки: она возвышается посреди сцены, похожей на московский символ — колокольню Ивана Великого. Главный герой — Фамусов (Сергей Гармаш), у которого в доме крепостные танцуют балет, а дочь прячет книжки: папа увидит и порубит.

Лучшие отзывы о спектакле «Горе от ума»

Фото karandash
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
14
1

Я, бывало, видел скучные спектакли. Пару раз в театре засыпал. Но на спектакле режиссёра Р. Туминаса я из театра впервые в жизни сбежал. Он (спектакль) вызвал у меня тот род отвращения, которое возникает от неталантливого, но навязчивого человека.
Неладное я заподозрил уже на первых минутах, когда Лиза начала пьесу голосом Снегурочки на детском утреннике. Она дошла до слова: «Расходитесь!» — и я подумал, что она обращается к зрителям (и впоследствии похвалил её про себя за честность). Вышли вялые, как чехонь, Софья-Александрова с Молчалиным-Ветровым, начали читать свои слова, словно они были написаны на мордовском и они их в первый раз видят. Затем выбежал Фамусов-Гармаш, всем обликом показывая, что он в первый раз видит и Ветрова, и Александрову. Его сопровождал прыгучий и визгливый актёр в обносках, изображавший, как я понял, собаку. Гармаш, как будто ему вдруг стало совестно, что он, заслуженный актёр, вынужден играть в таком фуфле, вдруг схватил Ветрова за шею и ну его бросать из стороны в сторону. Человек-собака оккупировала спину Молчалина; остальные прыгали по табуреткам и хлопали в ладоши. Тут мне стало совестно за артистов, и я уже собрался уйти, но решил для полноты картины дождаться Чацкого. Появился и он, тихий, как глист, и жалобный, как сиротская песня. Софья ни с того ни с сего залепила ему безвкусную пощёчину под видом убийства мухи, севшей на щёку, и я больше не мог этого выносить.
В тот вечер (не далее как вчерашний) в «Современнике» порадовали только гардеробщики: когда я вышел, разозлённый за потерю времени и денег, из зала, они приступали к небольшому пиру на прилавке гардероба. На белой скатерти дожидались напитки, красовались фрукты, виднелась прочая закуска. И в этом скромном празднике было больше жизни, чем в двадцати пяти просмотренных мною минут бессвязного нагромождения беспомощных сценок, состоящих из немотивированных поступков героев.
То, чего действительно не хватает в этом спектакле, перефразируя автора «Афиши», так это тонкой и умной режиссуры. Режиссёру не просто нечего сказать: даже если бы и было что, он бы вряд ли сумел.

14
0
15 февраля 2008
Фото Сергей Бронин
отзывы:
68
оценок:
166
рейтинг:
42
7

"Горе от ума" Грибоедова в "Современнике" 11 июля 2011 года. Режиссёр-постановщик - Римас Туминас.

Спорная, но безусловно идейная и, как минимум, интересная постановка, заставляющая живо соучаствовать, анализировать, предполагать, домысливать. Приятно ощущается логичность форм, увязка эпизодов, общая срежиссированность и уравновешенность образов. Вторжения в оригинальный текст Грибоедова обоснованны или простительны. Яркость, а местами и эпатажность в целом оправданны, но предназначены для восприятия именно особой публикой "Современника" - на другой сцене, например, МХТ Чехова многие зрители бы, очевидно, не выдерживали нагрузки на свои бренные телеса и умеренный мозжечок и досрочно покидали бы театр, чего в "Современнике" не наблюдалось. Будучи консерватором и приверженцем оригинальных текстов, идей и мыслей, я с отрадным удивлением для себя открыл, что текст в театре может занимать не 90%, а 60% внимания зрителя, что не всегда отрицательно сказывается на насыщенности и концентрации образов, не всегда разбивает структуру произведения, а между строк и даже вместо них остаётся пространство для сценического творчества, которое, однако, надо очень-очень бережно и очень-очень профессионально расходовать, сводя вторжения к минимуму, что, пожалуй, умело и уверенно удаётся Римасу Туминасу (его яркий, но выдержанный "Играем... Шиллера!" в "Современнике" - тоже тому подтверждение). Перегибы всё же есть: например, нервные дерганья Петрушки, который по оригиналу должен присутствовать на сцене раз в 50 меньше, и эпатажные эпизоды с его участием в первой части надоедают очень скоро. Идея обильного присутствия Петрушки понятна ("стереоэффект сумасшествия" - определение Сергея Бронина), но здесь Туминас палочку всё же перегнул. Зато во второй части крупная и зрелищная хореографическо-цирковая вставка с участием того же Петрушки, которой даже заменяется большая часть оригинального текста, на фоне сцены молчания основных участников смотрится на удивление уместно, а жёсткая сцена насилия Чацкого действенно подчёркивают бедственное положение меньшинств в целом и либерализма в частности в России как первой половины XIX века, так и сегодняшнего дня.

Сергей Гармаш в роли Фамусова вполне убедителен и безусловно заслуживает высокой оценки.

Марина Александрова несколько теряется на фоне более уверенной игры ея коллег, однако старательно и добротно воспроизводит образ Софьи.

Дарья Белоусова в роли Лизы теряется больше, образа не нашла, искания продолжает на сцене, отчего порой излишне эмоциональна, а местами примитивно груба.

Владислав Ветров вполне-вполне достойно изобразил Молчалина.

Иван Стебунов - актёр неплохой, но роль радикального Чацкого не потянул. Ему не хватило свободы в сочетании с молодой самоуверенностью. Спокойный консерватор Молчалин у него получился бы поудачнее.

Александр Берда в роли Скалозуба казался каким-то слишком подвижным и живым для высокостатусного военного в отставке.

Гениально сыграла Наталью Дмитриевну Горич Елена Плаксина. Идеально подобраны интонации, мимика. Трагичность положения Натальи Дмитриевны, не вызывающая и не должная вызывать сочувствие, передана блестяще. Браво!

Это же время Платон Михайлович Гирин у Сергея Гирина остался малопонятен и, просто говоря, никак не получился.

Елена Миллиоти (Графиня Бабушка) и Полина Рашкина (Графиня Внучка) (оставлены без речей) смотрелись мило и забавно.

Кирилл Мажаров (Загорецкий, Г.N., Г.D.) достойно и профессионально осилил трёх героев.

Георгий Богадист (Хлестова) в своём безмолвном появлении достоин высших похвал. Уместно, остроумно и смешно. Браво!

Илья Древнов (Репетилов) с изяществом и лёгкостью поражал виртуозным техническим декламационным мастерством в сочетании с полной выверенностью и уместностью образа. Браво!

Евгений Павлов (Петрушка) выглядел распознавшим сигналы творческих находок Римаса Туминаса. Пожалуй, у него получилась и главная, и сложнейшая роль, с чем актёр справился.

5
0
12 июля 2011
Фото Наталья Петрова
отзывы:
12
оценок:
18
рейтинг:
27
5

Была на спектакле прошлым летом. Похихикала. Немного жаль было потраченного времени, но в целом настроение осталось хорошим.
Всем недовольным хочется сказать: "Господа, чтобы не было "мучительно больно", смотрите, куда идёте. Это же Туминас! А вы ждёте классического прочтения, что ли??"
Туминас великолепно, гениально анти-классичен, это надо принять как факт, который, кстати, очень украшает нашу жизнь, поскольку искусство - это поиск, не так ли? Как было бы и скучно, и грустно, и хотелось бы выпить (много), если бы все спектакли по классическим произведениям ставились, как в Малом театре. Зачем тогда вообще их ставить? Иди в Малый и смотри там, добротно, талантливо, абсолютно классически - с соответствующими костюмами, лексикой, манерами персонажей. А Туминас интересен именно нетрадиционностью во всём облике и поведении персонажей, деталями-метафорами, которые раздражают только до тех пор, пока ты вдруг не поймёшь весь замысел режиссёра. Если "срослось", если понял - восхищаешься, если нет - не судьба, Туминас - не тот режиссёр, на спектакли которого следует ходить именно вам. Ищите своего, благо в современном театре выбор широк.
Что касается постановки именно "Горя от ума", у меня не срослось, по-видимому, из-за неудачи с главным героем.
Один из "приёмчиков" Туминаса - быстрая скороговорка стихотворного классического текста вместо неторопливой пафосной декламации. Вот с декламацией и случается беда. Когда скороговоркой декламирует Князев-Арбенин в "Маскараде" в театре Вахтангова или Неёлова и Хаматова в "Играем...Шиллера" - это одно. Стебунову декламация не удалась категорически, и это испортило всё, ну просто всё и ещё раз всё!
Я могу представить Чацкого каким угодно, благо, персонаж Грибоедова в этом плане совершенно пластичен, для каждого - свой, Чацкий-истерик - тоже вариант, но при этом текст нужно произносить так, чтобы его было слышно! Даже если это скороговорка! Стебунов глотал целые отрывки, и через пару таких монологов хотелось закрыть ему рот и дочитать вслух вместо него. Это утомляет, раздражает, вызывает ощущение, что меня как зрителя не уважают. С этим ведь надо работать, нет?? Если актёр плохо владеет сценической речью, научите его в конце концов, но так же нельзя!
Спектакль помню только по Фамусову-Гармашу, вот то было великолепно! Его появление в бабьем платке, повязанном накрест, и с дровами в руках - НЕЧТО.
Всё остальное пропало, потому что "Горе от ума" можно играть без любого персонажа, но только не без Чацкого, а именно его в исполнении Стебунова там и не было. Хотя актёр, конечно, был. И на сцене присутствовал...:))
Так что, помню, мы просто похихикали над всяким стёбом, которым, как обычно, был наполнен спектакль Туминаса, но обычного глубокого впечатления, которое остаётся у меня от постановок Туминаса, в тот раз не вышло. Обидно, ну что ж... бывает.

4
0
13 июля 2013
Фото Ольга Панженская
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
5
1

Спектакль отвратительный. Зачем опошлять классику!!!!!!!!!! Такое ощущение, что всё происходит в латвийской деревне. Русская классика должна быть русской классикой. 2 отделение противнее первого, очень жаль что в антракте не ушла домой

3
0
12 января 2009
Фото Alla
отзывы:
178
оценок:
178
рейтинг:
381
7

Смотрела спектакль два раза. Первый - в июле 2016, второй - в июле 2017. Необходимо было подождать больше года. Во второй раз меня уже не так сильно поразили ни монологи Чацкого в исполнении Шамиля Хаматова, ни зажигательные танцы и ужимки Евгения Павлова, ни сумасбродство отца в исполнении Сергея Гармаша. Я не почувствовала искры между Чацким (Шамиль Хаматов) и Софьей (Елена Плаксина). Диалоги Шамиль безупречно выучил и воспроизвел, а вот сильной любви его Героя к Девушке я не почувствовала. Бесспорно - "Горе от ума" - код русской нации. В Современнике поставлено сильно, живо, чего только танец и пластика Петрушки (Евгений Павлов) стоят! Актуально и злободневно!

2
0
16 октября 2016

Галерея