Театральная афишаМосквы

Спектакль Женитьба, Москва

Постановка Коляда-театр
8.1
оценить
Расписание и билеты
Театр: Женитьба, Москва

Спектакль Николая Коляды

«Женитьба» в постановке Коляды — это не просто история жениха Подколесина. Это история о России и о любви к ней. От привычной трактовки Гоголя «Женитьба» Коляды отличается буквально всем. Герои вместо шапок носят самоварные крышки, женихи украшают себя павлиньими перьями, Подколесин все время нервничает и падает в обморок, а Степан, крепостной человек, поет — как оперный тенор. Впрочем, веселый и разудалый только первый акт, второй заканчивается не прыжком Подколесина, а откровением о жизни, болезненным и правдивым.

Место проведения

Театральный центр «На Страстном»

Театральный центр «На Страстном»

8.6
Одна из главных прокатных площадок города, находящаяся по соседству с Союзом театральных деятелей. По техническим параметрам и архитектурным признакам сцена Театрального центра «На Страстном» больше похожа на конференц-зал, что, впрочем, не мешает ей принимать здесь разнокалиберные спектакли со всего мира — будь то фестиваль Solo, «Твой шанс» или гастроли «Коляда-театра».
касса +7 (495) 694 46 81
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 12.00–20.00
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Павел Руднев
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
18
9

«Коляда-театр» — место силы уральской индустриальной зоны, сам Николай Коляда — глава мегаконцерна: директор театра, режиссер, актер, драматург, педагог, издатель литературного журнала «Урал». Его театр не то слово как уникален: за пределами Москвы очень туго дело идет с негосударственными формами культуры — не выживают. А «Коляда-театр», частная труппа, где только здание — деревянный двухэтажный особнячок — принадлежит государству, ничего: терпит, колупается, взрослеет. Со скандалами, с голодовками выживает, борется за свое удивительное искусство, в котором нежность и чувственность провинциального театра сочетаются с жестокими, мизантропическими, порой антисоциальными, порой даже антиклерикальными режиссерскими трактовками, которых и не видывал слывущий провокационным столичный театр. Режиссер Коляда начал с того, что со скандалом ушел из Театра драмы, уведя за собой часть труппы. Вслед за тем к нему потянулись лучшие актерские силы Екатеринбурга — и теперь это самый знаменитый негосударственный театр российской провинции, катающийся как заведенный на западные фестивали.

В Москву, в «Современник», Николай Коляда привез пять спектаклей. Самый громкий из них — «Ревизор», где Коляда возводит яростный поклеп на Россию. Девки, воющие «В лунном сиянии», мнут босыми ногами осеннюю грязь, потом туда же сеют лук, и тот, так и не вызрев, втаптывается в ту же грязь мужичьем — гоголевскими чиновниками, которыми заправляет Городничий, блатной воротила в одеянии церковного иерарха. Монументально-карикатурный образ России выжимает слезы — настолько точно Коляда бьет по больному.

В «Гамлете» датский трон — это племя похотливых обезьян, уродующих «джоконд» — портреты да Винчи, символы красоты, которыми Коляда населяет всю сцену. Для Гамлета вопрос заключается в том, взять ли власть над этим племенем и самому стать зверем — или, оставаясь человеком, стать рабом зверя на коротком поводке.

Спектакли «Букет» и «Курица» поставлены по пьесам самого Николая Коляды. Один из самых ставящихся драматургов своего времени, он как режиссер выбирает те тексты, которые по театральной России не разошлись. В «Букете» на примере жизни одного мемориального дома Коляда показывает, как культурная ценность — музей писателя-революционера — превращается в единицу городской экономики, одновременно оценивается и обесценивается. У тех, кто в одночасье попадает из легендарного мира в новую экономическую реальность, не остается ничего, кроме отчаяния. Герои «Букета» молятся морде лося и еретически крестятся — суетливо, быстро-быстро: лоб, пупок, плечо. В «Букете» царствуют граненые стаканы, алюминиевые ложки и баланда; герои ходят в рваных носках, а вечный огонь для них — зарево подожженной водки. Коляда для своего племени придумывает словечко «святота» — нечто среднее между «святостью» и «святотатством».

«Курица» — пьеса Коляды, в которой персонажи, актеры провинциального театра, заигрываются до такой степени, что путают жизнь и сцену; равно как и гоголевская «Женитьба» — это темные лошадки: они приедут в Москву сразу после премьеры.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Женитьба»

Фото pollario.livejournal.com
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Коляда как всегда эпатирует.

И спектакль "Женитьба" - эпотаж на тему русской души. Герои с расписными крышками от самоваров на головах, помахивают статуэтками Пушкина да Гоголя, забрасывают зал вопрос: "Куда несёшься ты,птица-тройка-Русь?", ударяя головаим в конвульсиях не то умиления, не то экстаза в логических сюжетных промежутках под звуки классической музыки...

Рисунок инетересен. Как всегда много символов и немножко поставленный с ног на голову мир: окно, в которое выбрасывается главный герой, - и то представлено ямой в полу.

0
Фото Жекус Владимирович
отзывы:
39
оценок:
85
рейтинг:
165
7

К творчеству Николая Коляды необходимо и при этом довольно-таки сложно быть готовым. Это непростое, неоднозначное, но необъяснимо интересное явление в российском и русском искусстве. И решительно определять его в какую-то уже существующую нишу нет ни смысла, ни необходимости. Коляда своей улыбкой говорит: «Да вы не беспокойтесь, я тут рядом постою», создавая тем самым совершенно отдельное и стоящее наравне со всеми направление в русском театре.
Конечно, при первом поверхностном взгляде может показаться, что на сцене происходит нечто напоминающее утренник в школе, но никак не серьезное представление и уж тем более спектакль. Слишком уж не привык взор современного зрителя к такому обширному набору выразительных средств: от павлиньих хвостов и ковриков до ультрафиолета, бьющего в глаза актерам из-за спины зрителей.
Но по прошествии какого-то времени мозг будто переключается на другой уровень, и там, где раньше виделась нелепость и домашнее безумие, вдруг оказывается очень даже продуманный режиссерский ход. Получается, что искать смысл в произведениях Коляды (конечно, конкретно «Женитьбе») – это как пытаться увидеть лес за деревьями. Сверху все видится четко и осмысленно, а вот если же окунуться с головой в само произведение, то ощущение будет странное. Произведение Коляды (и именно Коляды) получает смысл, если его брать исключительно целиком, а не разбирать по кирпичикам. И тут мы подходим к вопросу о фигуре режиссера в спектакле «Женитьба».
От «Женитьбы» Гоголя осталось название и текст. Текст, который, собственно не очень и важен. Идея и исполнение единственного Автора театра Коляды – Николая Коляды в любом произведении будет именно Коляды, а не Гоголя, Шекспира или (почему бы и нет?) Достоевского. Спектакль по мотивам «Преступления и наказания» довольно неплохо вписался бы в ряд произведений Николая Коляды, на мой взгляд. Об этом я размышлял, наблюдая на сцене мертвого Николая Васильевича и живого и улыбающегося Николая Владимировича за сценой.
Подход Коляды к постановке шедевров мировой классики я бы взялся описать так (уж не бросайтесь камнями): взять «Джоконду» да Винчи и вышить ее крестиком на холсте. И тут уже важно не что, а как. Так же поступил, по моему личному мнению, и Коляда с «Женитьбой» Гоголя. Я ничуть не хочу уменьшить заслугу Коляды, просто Гоголь и Коляда столь масштабные явления в русской культуре, что когда они сталкиваются (а мертвые, как говорится, не кусаются) побеждает сильная натура и личность. В нашем случае, Коляда. Прямо-таки задавив своим духом Николай Васильевича, Коляда превратил «Женитьбу» Гоголя в «Женитьбу» Коляды. И это бы смотрелось совершенно обычно, будь Гоголь одним из современных драматургов новой драмы, но все-таки… классик. (Тут просто уж обида фаната Гоголя, простите).
Хочется добавить, что Коляда и его актеры, скажем так, не играют спектакль. Они играют в него. Так как по большой части актеры исполняют функцию грамотно расставленных исполнителей ролей театра Коляды, то зритель, не видя честной жизни актеров на сцене, с радостью отвлекается на подготовленные Режиссером завлекалочки. Шкафы, банки, самовары, женихи – «павлины», застенчиво трущие и лобзающие свои эм… статуэтки. Невообразимое число повторов и круговых движений, вводящих зрителя в подобие транса, из которого либо выходишь с четким осознанием идеи и роли Режиссера в этом спектакле, либо выходишь ни с чем. Коляда и сам понимает, что игра эта чувствуется в дыхании его новорожденного и вводит в «Женитьбу» гениальный эпизод кукольного спектакля, когда актеры с немного извиняющейся интонацией в голосе пытаются объяснить на примере кукол систему Станиславского. И тут мы наблюдаем три спектакля – кукольный, исполняемый куклами в руках актеров, собственно «Женитьбу» Гоголя, который актеры играют сами по себе, и «Женитьбу» Коляды, которую играют актеры театра Коляды в руках у самого Коляды. Эта телескопическая система выводит нас за рамки спектакля в руки Автора и Режиссера – Николая Коляды. И позволяет увидеть его произведение во всей красе и понять его смысл. Недаром она вставлена практически в самом начале спектакля.
Конечно, остается ощущение, что смотришь не спектакль, а подглядываешь за соседями и их жизненными разборками. Коляда разбирается в грязи, вытаскивая из нее то самородок, то алмаз. Притом, если другим режиссерам важен результат, то Коляда, по-видимому, получает чуть ли не большее удовольствие от самого процесса. И тут вновь всплывает тема игры. Коляда словно большой ребенок играет в свое творчество. Ребенок этот лишен взрослого цинизма, а потому там, где все смеются над грустным, Коляда плачет над смешным. Откровенно и искренне, что в нашем современном мире очень и очень ценно.
Спектакль глубок и интересен, но сам по себе, в отрыве от Гоголя=) (смайл прошу оставить). Единственно, не совсем ясно, зачем нужен был эпизод с избиением жены. То, что и так было понятно, сунули под нос и размяли пальцами. Там, где другой режиссер сказал бы «Стоп. Хватит», Коляда размахивается и бьет зрителя прямо по темечку. С другой стороны, в этом и есть Коляда – в искренности и неожиданном подходе к нашей реальности, вечной и немного балаганной.

0

Информация от организатора

Информация предоставлена «Коляда-театром»

Главное в этом спектакле не история Подколесина, решившегося наконец жениться (сюжет и развязку — «прыжок в окно» от невесты — знает каждый школьник), а скорее размышления о нашей Родине — России, о русской загадочной душе. «Куда ты мчишься, Русь-тройка?», «Кто виноват?» и «Что делать?» — эти извечные русские вопросы, смеясь и плача, задают себе все герои спектакля. Каждый из них примеряет на себя красивые оперные и кукольные страсти, надеясь фальшивой красотой закрыться от жизни настоящей, грубой. Но от нее не уйти. В пух и прах разбивается эта «красота», а уж перед лицом вечности и вовсе вся наша суета становится смешной. Нет так ли и для зрителей этого спектакля? Кто виноват? Что делать? Куда мчимся?

Главная фотография: Коляда-театр