Театральная афиша Москвы

Спектакль Роберто Зукко
Постановка МТЮЗ

6.9

Эдуард Трухменев играет немотивированного убийцу в сочинении Камы Гинкаса по мотивам пьесы Кольтеса.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

В Петербурге видели почти все спектакли режиссера МТЮЗа Камы Гинкаса, поэтому нет нужды пояснять, что хоть спектакль и приглашен в петербургский ТЮЗ на фестиваль «Радуга», адресован он взрослой публике.

Лет двадцать Кама Гинкас ставил Достоевского и Чехова, поэтому уже сам тот факт, что он принялся за современную пьесу, должен сообщать: «Роберто Зукко» — вещь из ряда вон. И это истинная правда.

В 80-х Бернара-Мари Кольтеса ставил его друг — Патрис Шеро. Последнюю и главную его пьесу, «Роберто Зукко», на сцену вывел Петер Штайн. Она, с одной стороны, связывает французский авангард с волной молодой драматургии, поднявшейся уже после Кольтеса в Европе и России. С другой стороны, она превосходит самые дерзкие опыты и британского «нью-райтинга», и нашей «новой драмы». В ту пору Запад, которому искусство заменило род антропософии, был озабочен распространившимся феноменом — немотивированным убийством. «Роберто Зукко» как раз о таком убийце. Молодой человек выкинул отца в окошко, попал за решетку, бежал, задушил мать, полицейского, в конце концов убил ребенка — и все это без всяких на то причин.

Казалось бы, мразь, о чем разговаривать — между тем существо это обладает странной, мистической притягательностью. Зукко не движет нужда, страх или психическое расстройство. Он не бунтует и никого не эпатирует, не пытается встать над толпой или потягаться с богом — для него попросту не существует ни христианского бога, ни выработанных цивилизацией табу. Только в финале выясняется, что им движет: он видит солнце, выжигающее все живое, подобно атомному взрыву. Двигаясь навстречу солнцу, Зукко уподобляется ему и вытаптывает все, что оказывается на его пути.

Это солнце можно трактовать как поэтическую метафору, тем более что и вся пьеса — это один поэтический текст, обрамленный обрубками человеческой речи, почти вербатимом. Между тем Кольтес не фантазирует: он позаимствовал свое солнце из древнеиранского культа бога Митры — источника равновесия, бога рождающего и бога-убийцы.

Сам же Зукко не философ и тем более не поэт — он слепая сила и бессознательный чистильщик. Сыграть Зукко — значит сыграть его индифферентно. Это трудно для актера, ведь актеры бывают либо адвокатами своих героев, либо прокурорами (есть еще актеры ни рыба ни мясо, но это не про Зукко — этот должен быть беззаконной кометой). У Гинкаса Зукко играет молодой харизматик Эдуард Трухменев, и ему почти удается эта роль. Почти, потому что и актер, и режиссер остаются глухи к кольтесовской поэзии. И еще потому, что помимо актера Зукко играет окружение — подобно тому, как короля играет свита. У Кольтеса окружение — это буржуазный коллектив, в котором якобы работают законы и табу. А Кама Гинкас гарнировал главного героя отребьем с самого дна и двумя комиками, чьи разросшиеся репризы приканчивают поэзию окончательно и безоговорочно, — и оттого вся история разом обернулась социальным комментарием. Люди настолько ничтожны, настаивает режиссер, что их не жалко.

С пьесой Кольтеса на сцене МТЮЗа произошло то же самое, что когда-то стало с «Прирожденными убийцами» в руках Оливера Стоуна: движением руки брюки превратились в шорты. Тарантино тогда снял из титров свое имя. Кольтес не стал бы такого делать: Гинкас не первый, кто ставит «Зукко», и тем более не последний. Да и не смог бы: в 1989 году Кольтес умер от СПИДа.

Отзывы пользователей о спектакле «Роберто Зукко»

Фото Павел Лягин
отзывы:
99
оценок:
184
рейтинг:
246
1

я ещё никогда не выходил после спектакля К.Гинкаса...безразличным.... мне кажется это самое ужасно чувство... НИКАК
зачем было показано это действо всё целиком за гранью фола??
пьеса - дрянь - постановка ужасна, К.Гинкас...зачем????
Вы не такой, это не Вы!!! Я не хочу!!!
Зачем этот неоправданный мат??? Что за излищний эпатаж?? что за эксцентрика???
Больше ничего не хочу говорить, просто не хочу плохое об одном из своих любимых реж-ов...
Хочу только спросить у тех, кто "оцинил и проникся"... зачем и к чему это слово "THE TUNNEL" что это??? туннель...замкнутое пространство...клоака...??
P.S. срочно пересмотреть Даму с собачкой или Чёрного монаха! срочно)

Фото Naya Алпатова
отзывы:
18
оценок:
21
рейтинг:
112
5

Нас было трое: я, моя подруга и НЕЛЕГКАЯ, которая занесла нас в МТЮЗ на Роберто Зукко. Это странный спектакль про несчастных и безумно одиноких людей. Без идеи. Так сложилось, что в жизни нас окружают грязь, разврат и насилие. Но я знала об этом и до просмотра спектакля и ничего нового для себя не вынесла. Вышла как оплеванная. Без надежд на светлое будущее. А хотелось выйти с надеждой.
Это как Груз-200, как Волчок. Такие фильмы легко снимать, такие сценарии пишутся без особых проблем. Пара убийств, немного мата, размазанная по полу кровь, один инцест, три предательства. Заверните.
Зато Эдуард Трухменев был божественно красив. Он мог бы просто ползать по сцене и рычать, и женщины (а мужчин в зале было 5 с половиной штук) были бы счастливы. Впрочем, примерно этим он и занимался пол-спектакля. Вообще играли хорошо и показалось, что много импровизировали.
Но я так ждала, что мне хоть кто-нибудь объяснит, откуда зло. А мне никто не объяснил. Может в этом и была идея.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить