Театральная афиша Москвы

Спектакль Кармен. Исход
Постановка Театр наций

4.4

Спектакль режиссера Андрия Жолдака: то ли новый шедевр, то ли очередное свидетельство профнепригодности.

Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
9

В прошлом году Андрей Жолдак поставил в Театре наций «Федру» с Марией Мироновой. Для краткости скажем так: был успех. Теперь там же Жолдак выпустил «Кармен» — с той же Марией Мироновой, но на сей раз под ее продюсерским началом и для проката непременно на большой сцене. Премьеру играли в огромном Театре им. Моссовета.

У спектакля есть второе название: «Исход». Речь о библейском исходе, когда евреям был спущен свод законов: Мироновой хотелось не столько сыграть роковую красавицу, сколько пофилософствовать. Ей удалось и то и другое. Жолдак тоже выложился полностью, постановка выглядит этакой антологией современного театра. Но ближе к финалу в зале начался натуральный исход. Стоит ли объяснять почему или не морочить голову? Понятно же: если публика бежала с премьеры — кто пойдет на такой спектакль?

Действительно, в потоке театрального ширпотреба, которым завален город, «Кармен» выглядит вещью диковинной и непрактичной. Есть масса спектаклей, куда можно выгуливать полезных знакомых и родню. Есть несколько таких, которые стоит показать самым близким. «Кармен» — другое. Это надвигающийся танк, под который нужно ложиться в одиночку. В принципе, всегда остается шанс сбежать из окопа (там достаточно эпизодов, когда на беглеца никто со сцены не посмотрит с укоризной: добрую половину спектакля актеры глядят в зал не со сцены, а с экрана). Но если выдержишь — ухватишь пару моментов, от которых реально захватывает дух.

Увесистую долю сценического времени Жолдак пожертвовал времени экранному. Двумя экранами служат распятые по бокам сцены картонные коробки, третьим — занавес с пером. Это диковинное перо (его, как и все декорации, придумал художник Юрий Купер) слегка мерцает, когда по нему бежит изображение. Изображение — то долгие планы раскачиваемой ветром рощи, то Мария Миронова, заснятая оператором Сокурова Алексеем Федоровым: вот она надкусывает яблоко, вот игриво натирает платком пистолет. Влюбленная камера запоминает, как блестят ее глаза и матово отсвечивает пистолет, параллельно звучит монолог актрисы — рассуждение об ограничивающем свободу правиле и о дающем свободу праве. Первое действие представляет развернутый комментарий к «Исходу»: Кармен выполняла все заветы, жила по правилу, дожила до старости и теперь коротает век с пожилым Хосе. Но осталась все той же безудержной Кармен, которой палец в рот не клади: своих близких бабуля натурально кусает за пальцы. Второе действие — о Кармен, давшей себе волю.

На сцене Миронову окружают красивые молодые люди, Кармен показывает им свои великолепные ноги, молодые люди не отводят от них восхищенных взглядов. Среди подруг на панели Кармен опять-таки — что королева среди подданных. Но истинной Кармен выглядит даже не она, а режиссер Жолдак: уж кто действительно дал себе волю, так это он. Жолдак не церемонится с Мироновой — она проводит целые сцены, запертая в картонную коробку, покуда оператор снимает ее через щель. Он не жалеет Елену Кореневу, после большого перерыва вернувшуюся на сцену, — и заставляет великолепную актрису читать лекцию про волков. Он гордится тем, что видит сны, и эксплуатирует их в хвост и в гриву. Он напридумывал массу сцен-сновидений — и даже натуралистическая воровская сходка выглядит как страшный сон. Оперные партии Жолдак монтирует внахлест с киберпанком, лекцию — с рок-н-роллом, вульгарное — с эстетским. В живой спектакль врезаются то видеозапись репетиции, то классическая «латерна магика» (реальная тетка протискивается с кастрюлей в дверь, на экране мы видим тетку, выбравшуюся на балкон). То вдруг начинают показывать многозначительные безмолвные планы из классики итальянского неореализма, то современную городскую съемку: по дороге мчится машина, из нее выглядывает Кармен и кричит во всю мочь, как ей нравится Москва.

Фантазия Жолдака захлестывает. Он испытывает на предел возможностей и сцену, и экран. За видимой легкостью и небрежностью «Кармен» скрывается непосильная для нашего архаического театра сложность. Технические службы Театра наций, допустим, со своим делом справились. Другое дело публика. Публика в какой-то момент попросту зависает — как старый лэптоп, на который по недоразумению установили навороченную «Висту».

5

Отзывы пользователей о спектакле «Кармен. Исход»

Фото pisatel_o
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
3

Что такое Кармен? Страсть и свобода.
Что нам показали? Фантазии нездорового необщительного подростка, выросшего с больной и шумной мамой в коммуналке и шумно дышащего при подглядывании во все дырки за многочисленными соседями.
Что прикольно? Тосты цифрами, разговоры формулами, видеозапись репетиции. Паузы в тексте и движениях. Коренева хороша. Костя Райкин, Рената Литвинова, Ксюша Сабчак и много других распиаренных селебритис в зале – прикольно. Маша - от нее ожидаешь большего, чем исполнения неинтересных фантазий капризного и бесталанного режиссера. Жаль. Видимо, после Федры и Кармен на Машу больше не пойду. Похоже, ей нравится делить пустоту с г-ном Ж = или, если угодно, искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет .
Что хорошо? Конфеты. шампанское. Особенно хороши натренированные гламурные девушки, норовящие хапнуть твой бокальчик с шампанским. Бармен понравился – этакий Бэримор («овсянка, сэр») Соответствие названия спектакля действиям зрителей - исход прям библейский, массовый. Из зала.
Что плохо? Стулья жутко неудобные. Душно. Периодически рвутся кадры (пленку, видимо, заедает) и режиссер прямо в зале громко проявляет недовольство. Ужасно долго и тосливо все это действо происходит, так что перестаешь понимать, а куда это ты пришел?
Что вааще мерзко? Червяк , извивающийся на лице Лены Кореневой крупным планом (интересно, что, по задумке г-на Ж, зритель должен был понять из этого?) Незатейливая смена тихих сцен оглушительной роковой бомбежкой. Маша с автоматом, в течении 10 минут громко стреляющая во всех, напоследок в зал , с неизменной сигаретой в руках. Все сцены в картонных коробках.
Чего нет вообще? Нет искусства. Есть набор чего-то скучного с чем-то громким, навязчивым и пустым. Пусть Вы, господин Жолдак, нетрадиционалист. Но боже мой, покажите это талантливо ! Как обожаемый мной Педро Альмадовар. Или не делайте вовсе. Скучно, знаете ли...
Заключение. Господину Жолдаку , по все видимости, незнакомы иные отношения с женщинами , как с отношения с проститутками. Он явно что-то перепутал. Кармен - это не пьяная проститутка в парике и не примитивные телодвижения в гофрокартонном коробе на сцене, за которым подсматривает камера, сопровождаемые примитивными словами типа: "Меня зовут Кармен. А как ты хочешь, чтобы я это делала?" И в конце концов, господа, совсем уж пошло и кощунственно арию Нормы употреблять вместо пластыря, когда очередная сцена становится невыносимо скучной.
Вообще, если бы не музыка Беллини, Бьорк и Manu-Chao - была бы просто дырка от бублика.
Чисто ради любопытства можно один раз сходить. Правда, нужна серьезная спортивная подготовка, чтобы выдержать 3-часовое сидение в неудобных креслах в душном зале.
Впечатление. Грязно. Скучно. Неинтересно. Хочется помыться и подышать воздухом. Кстати, за окном была просто сказочная метель !!!
В общем, я свое любопытство с г-ну Ж. удовлетворила навсегда.
Целую крепко, Ваша репка.

3
Фото alza
отзывы:
2
оценок:
13
рейтинг:
1
1

За всю свою немалую театральную жизнь я успела посмотреть более 200 спектаклей, но ещё ни разу до этого не уходила со спектакля! Всё бывает в первый раз, и это случилось 19 ноября... Возможно, я что-то не понимаю в "современном искусстве", НО.... Если вы фанат крика с надрывами, видов трупов с кровью, детской японской порнографии на экранах... то вам сюда.
За весь спектакль (вернее 2/3 что я просмотрела) я поняла только одно, что у проститутки-Кармен - конвеер, и каждому клиенту она говорит: "Привет! Меня зовут Кармен. Как ты меня хочешь???" На буднях московских проституток я ушла из зала... Первое действие (если можно его так назвать) состояло из неотрепетированной игры актёров, когда экраны не успевали за актёрами, а актёры произносили не те слова, что были на экране.
Вобщем, я такого Г никогда ещё не видела!!!

1
Фото Azamarskaya
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
8
5

Безусловно, современный театр не должен вписываться в академические, устоявшиеся нормы и традиции. И это прекрасно, что появляется синтез разноплановых идей и решений в лице видео поддержки, нестандартных музыкальных материалов, записанных диалогов, фрагментов репетиций.
Главное, за стремлением к новшеству, не забыть что актерская игра как движущая сила театра не должна сводиться к нулю.

0
Фото Kaneko
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Даже не знаю как это возможно оценить! Спектакль прекрасен в своем маразме,немного корежат совершенно не кстати появляющиеся порнографические вставки с японскими малолетками(одна несчастная женщина притащила на спектакль своего сына лет 8-ми),а так,мы с подругой все время смеялись до слез просто (естественно тихо,т.к. актеров все-таки жалко,и так болезные согласились играть в подобном ), хотя явно не это было задумкой режиссера ! Автор видимо хотел объять необъятное,в спектакле присутствуют все жанры: сам спектакль,кино,рок концерт,триллер,авангард,опера,порнуха ,чувствуется,что режиссеру не дают покоя лавры Тарантино(не забудьте захватить беруши-во втором отделении стреляют часто,ОЧЕНЬ громко и от души!) и тд. и тп. Если хотите посмеяться-идите! Рекомендую!

0
Фото yard_man
отзывы:
9
оценок:
27
рейтинг:
24
1

Об этом спектакле стоит упомянуть. Шокирующий своей вульгарностью синтетический театр, вот, малая толика того, что я увидел. Давненько я не видел ничего подобного, но это лишь эмоции, далее постараюсь по существу...

Абсолютно ничего не предвещало беды, я пришел в уважаемый мной РАМТ (в связи с ремонтом Театра Наций действие разворачивалось там), на спектакль нашумевшего режиссера с ознакомительной целью. Первой ласточкой измора зрителей, ставшего (по моему мнению) лейтмотивом действа под названием "Кармен. Исход" стала задержка спектакля на 20 минут.

Войдя в зал я увидел интригующую декорацию, которая вполне располагала к довольно приличному продолжению вечера, которого к сожалению не последовало. Сопровождаемая почти непрерывным видеорядом история Кармен, смешанная с фантазией режиссера (не вполне, опять же по-моему мнению, здоровыми) и цитатами из библейских книг Исход и Экклезиаст развернувшаяся изначально в отдельно взятой квартире мегаполиса (первом получасовом действии), продолжавшаяся на протяжении всего второго действия в картонно - фантомном, местами винтажном, городе, казалась мне пошлой и отсеченной от столь претенциозного названия.

От Мериме осталось мало, сюжет не выглядел целостно. А видео с репетиции в котором в голос было провозглашено: "Дзеффирелли - мертв, Жолдак - жив", - повергло меня в ужас, а продолжение, начавшееся песней в исполнении Марии Мироновой, заглушавшей пространство, и сопровождаемой ню фотографиями азиаток насмерть отбило желание досматривать спектакль и присутствовать в храме при осквернении алтаря.

Но спектакль я досмотрел, досмотреть советую всем, разнообразие задумок порой даже умиляет (особенно обилие картона и видео). Этот спектакль стал для меня ярким примером режиссерского театра, в котором личность актера не важна, по сути и зритель тоже. Во время аплодисментов, захотелось возродить традицию тухлых яиц.

Хотя режиссер явно своей цели добился, провокация, не стоит гроша в базарный день, но всёж отзыв я как мог написал, значит Жолдак добился своей цели, о спектакле говорят, хотя и не стоит.

P.S. Выше изложено сугубо личное мнение автора отзыва.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить