Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 14

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 1
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1337 спасибо

Олег Табаков пригласил в свой подвал на Чаплыгина очередного молодого режиссера — это Константин Богомолов, ни к какой труппе не приписанный, действительно молодой, но уже довольно известный в театре режиссер. На его счету — около десяти спектаклей в Москве, среди его авторов — Еврипид, Брехт, Шекспир, Ионеско. Минувшей весной он поставил спектакль в жанре physical theatre в Самаре, и высокопарное его название («Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси») — вкупе с... Показать полностью

Олег Табаков пригласил в свой подвал на Чаплыгина очередного молодого режиссера — это Константин Богомолов, ни к какой труппе не приписанный, действительно молодой, но уже довольно известный в театре режиссер. На его счету — около десяти спектаклей в Москве, среди его авторов — Еврипид, Брехт, Шекспир, Ионеско. Минувшей весной он поставил спектакль в жанре physical theatre в Самаре, и высокопарное его название («Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси») — вкупе с именами тех, кого Богомолов ставил в Москве, — должно сообщать о режиссере, что он как минимум человек фундаментального образования, а может быть, и умен. Не могу утверждать последнее (поживем — увидим), но с образованием у режиссера все в порядке: до ГИТИСа он закончил филфак МГУ. Даже в антрепризе Богомолов ставит не каких-нибудь итальянцев-драмоделов, а Макиавелли. Дебютируя на сцене статусной «Табакерки» с «Процессом» Кафки, режиссер еще глубже утверждается на позициях интеллектуала.
Впрочем, каким бы ни вышел «Процесс» на сцене, режиссер все равно прослывет за умного. Кто только не толковал «Процесс» — никто содержания не исчерпал, но и дураком никто не прослыл. Эстетическая позиция режиссера тоже может быть какой угодно. Ценитель абсурдизма? Пожалуйста, ведь Кафка даже более последовательный абсурдист, чем какой-нибудь Ионеско. Кондовый натуралист? Извольте: абсурд человеческого существования выведен у Кафки во всех натуралистических подробностях. Символист? Да ради бога: работая с Кафкой, можно и вовсе отказаться от правдоподобия, превратив все в притчу, иносказание. Или в готический детектив. В психологическую параболу. В социальную критику.
«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест», — так этот роман начинается. В финале двое людей ведут Йозефа куда-то за город, укладывают на плаху и вонзают нож в сердце. Последние слова умирающего героя: «Как собака». Между этими точками Йозеф К. исправно по выходным ходит на допросы, в будние дни работает в банке, между делом затевает интрижки с различными женщинами. Но процесс над ним, цели которого он не понимает, захватывает его все больше. Со временем он ни о чем уже думать не может: он строчит оправдательные речи, он ходит по чиновничьим инстанциям, он составляет ходатайство, посещает адвоката. В трудную минуту этот здравомыслящий человек тридцати лет призывает на помощь логику; роман переполнен этими логическими выкладками, но они только оттеняют абсурдность происходящего.
Социальная критика — самый очевидный способ трактовать роман. В самой первой сцене спектакля Йозеф К. заявляет своим надсмотрщикам, что он-де живет в правовом государстве, и раз они пришли за ним — значит, произошла какая-то чудовищная ошибка. На что один из надсмотрщиков говорит ему: «Тут ошибок не бывает. Наше ведомство… само среди населения виновных не ищет: вина, как сказано в законе, сама притягивает к себе правосудие». Публику, которая купится на эти заявления в надежде услышать еще что-нибудь острое о времени и системе, ждет разочарование. Социальность — это то, чего Богомолов в театре больше всего не любит. Он вынимает из романа другое: театральность тех подмен и превращений, к которым Йозеф К. относится как к естественным вещам. Жилая комната у Кафки оборачивается полицейским участком, густонаселенный дом — судейским участком, настоятель храма — церковным капелланом и т.д. Герой не фиксируется на этих вещах, не анализирует их — но подсознание его работает в правильном направлении. В самом финале, когда двое приходят за Йозефом К., он принимает их за вышедших в тираж актеров: «В каком театре вы играете?»
Режиссер живо хватается за театральность кафкианского мира: он множит превращения, отдавая каждому из актеров по несколько ролей, все женские роли делит между сухопарой, закованной в платье Евдокией Германовой и Яной Сексте, у которой как следует прикрыта только поясница. Он одни символы объясняет через другие, театральные. С самого начала он врубает Баха, герой уже в первом действии спит на тележке, напоминающей гроб на колесиках, следователь носит черные крылья за спиной. Художник Титорелли, у которого Йозеф К. придет искать покровительства, будет совать ему в руки пейзажи, составленные из могильных крестов. В финале священника выходит играть громогласный, мечущий молнии из глаз мхатовец Борис Плотников. В этот момент орган гремит во всю мощь, Йозефа К. укладывают на гроб, и внезапно органная труба пикирует из-под колосников, втыкаясь ему прямо в грудь.
Как вы понимаете, речь в новом спектакле «Табакерки» идет ни много ни мало — о человеческом уделе. Но отчего же эта речь не слишком впечатляет? Может, дело в том, что Кафка балансирует между абсурдным и логичным, естественным и фантастическим, будничным и трагичным, а спектакль по Кафке — только между шутовским и серьезным. На премьере главного героя играл Игорь Хрипунов, играл отлично: всерьез, сосредоточенно, противопоставляя свою стертую индивидуальность и свое сдержанное недоумение скачущим вокруг паяцам (Сергей Угрюмов, Игорь Верник, Евгений Миллер тоже исправно делают свое дело). Но сказать, чтоб история Йозефа К. пронзала так же, как пронзают его самого, — не скажешь. Ведь это лишь театр — уверяли нас битых три часа, — не более того.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Лучшая рецензия
Оценка: 2 из 5
Спасибо! 1
Иоган  Лайер

7 рецензий · 125 оценок · 6 спасибо

Для поклонников театра, не для поклонников самой книги.
Если бы я посмотрел только эту постановку, не прочитав до этого несколько книг лучшего классика германской прозы - я бы не стал читать его в принципе.
Постановка неудачна исключительно по той причине, что Кафку ставить в театре нельзя, по крайней мере, базируясь только на диалогах, которые вовсе не являются главной составляющей его творчества, а скорее приятной щепоткой соли к главному блюду - прозе, утягивающей в чужое сознание, полной... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 1
Корней Брусков

40 рецензий · 40 оценок · 43 спасибо

Если для тебя в театре на первом месте актерское мастерство, то эта постановка для тебя, актеры великолепны. Но если же первое место занимает атмосфера, идея, или возможность посмотреть со стороны на чужую, а может быть и на свою жизнь, то лучше взять книжечку, которая все еще пахнет деревом, и наслаждаясь ее запахом заодно прочитать, представляя происходящее)

Оценка: 3 из 5
WIngs

1 рецензия · 1 оценка · 0 спасибо

Произведение Кафки в сценической интерпретации Богомолова вышло весьма неоднозначным. Ряд весьма удачных режиссерских находок и интерпретаций удачно передает сюрреалистическую атмосферу произведения. Так, все роли распределены между всего 8 актерами, постоянно меняющими амплуа. Символ, удачнее чем этот передающий атмосферу обезличености, цикличности и безвыходности системы, найти было бы сложно. Замкнутое пространство сцены, давящее и не пускающее героев прочь, открывается перспективой лишь в... Читать полностью

Все рецензии 5

Трейлеры 25 главных трейлеров недели
Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Волшебные игры для всей семьи

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

К выходу на экраны «Тельмы» Йокима Триера «Афиша Daily» вместе с Mastercard подготовила список еще...

В субботу группа «Хлеб» дает концерт в Stadium, и билетов в 7-тысячный клуб в продаже уже не...

В Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности открылась большая — на четыре...

В сегодняшнем выпуске самых интересных ресторанных открытий — Carne Vino Юлии Высоцкой, московская...