Театральная афиша Москвы

Спектакль Золотой теленок, или Возвращение в Одессу
Постановка Эрмитаж

4

В премьере Михаила Левитина Бендер в исполнении Арсения Ковальского — последний идеалист в мире приземленных стоителей коммунизма.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Александр Вислов
отзывы:
30
оценок:
15
рейтинг:
35
5

По форме премьеру «Эрмитажа» отличают обилие аттракционов, активное стремление к актуализации популярной прозы и «вещественное оформление», включающее натуральное авто типа «лорен-дитрих», многоэтажье строительных лесов и водную гладь с парком деревянных лодок, куда усаживают с полсотни зрителей. И если не углубляться — благо воды в приспособленном под бассейн партере только по щиколотку, — трудно уберечься от культурологической параллели, плавающей, что называется, на поверхности: происходящее на сцене «Эрмитажа» так и подмывает уподобить незабвенному представлению «Женитьбы» в Театре Колумба.

Впрочем, по зрелому размышлению, все творящееся здесь адресует к представлению иному, но также описанному на страницах бессмертной дилогии. Речь о шоу-программе, которая должна была исполняться в некоей деревне, на пути из Черноморска (читай: Одессы) в направлении Восточной магистрали. Сорвал дело, как известно, Паниковский. Отчаянная кража гуся не только не принесла Паниковскому успеха, но и приблизила его драматическую кончину.

Исход главного героя в этом спектакле почти столь же печален. На подмостках откупоривается шампанское чеховской марки «Ich sterbe»: какие уж тут вам румынские пограничники и идея переквалификации в управдомы?!

Однако наряду с «нездоровой тягой к культуре» (которая ставится в вину Васисуалию Лоханкину, но куда сильнее выпирает у самих создателей спектакля), в «Эрмитаже» есть и натуральный живой гусь. Его с веселым гиканьем гоняют по фойе в антрактах: в самом сценическом действе, которое размахнулось на три с половиной часа, на птицу не осталось времени. Оно ведь и без гуся вмещает великое множество идей и настроений — ровно по примеру вышеупомянутой сельской антрепризы.

За «Чтеца-декламатора» в нынешнем спектакле отвечают общая пафосность да легкий налет фрондерства с кукишами в кармане (непонятно, кому адресованными). Взамен антирелигиозных карточных фокусов — смена, туды его в качель, дискурса. Действительно, ну не поединок же обаятельного жулика-поэта с малопривлекательным приземленным проходимцем сегодня играть — печально-обреченный Бендер Арсения Ковальского с мерцающей улыбкой на устах напоминает данный человеческий подвид менее всего. В нем вообще превалирует этакая нездешность сына турецкоподданного, почти напрочь затмевающая прагматичную ипостась великого комбинатора. И вся погоня за миллионом, плутовская фабула существуют в спектакле как дань проформе. Речь — бери выше! — о поиске ни много ни мало небесного града Одессы, который, говорят, существовал в реальности и даже породил на свет постановщика и автора пьесы. Но который с некоторых пор стал столь же недостижим для нас, как для такого вот Остапа полумифический Рио-де-Жанейро.

Весь этот глубинный смысл прояснится и побежит холодком за ворот в третьем, самом кратком и четком действии. Однако желающим достичь просветления предстоит пережить два первых, весьма мрачного свойства. С гиперболически надувными костюмами геркулесовцев и хорами дурных голосов. С унылым обличением русского антисемитизма в лице жутковатых обитателей «Вороньей слободки». Наконец, с активно подаваемой, невесть с чего присобаченной ленинской фразой про интеллигенцию, которая не мозг нации, а говно.

Отзывы пользователей о спектакле «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу»

Фото Люба О
отзывы:
142
оценок:
222
рейтинг:
184
5

Спектакль никаких эмоций у меня не вызвал. Лучше было бы пересмотреть фильм. Актеры играют бездушно.
Сам театр - пространство необычное, перед началом спектакля и в каждом антракте "костюмированные" актреры, задействованные в постановке, развлекают сценками из "Золотого теленка" зрителей. В фойе исполняют очень красивую живую музыку пианист и скрипачка.

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
9

«Золотой телёнок» - настолько общеизвестная вещь, что в очередной раз создать её визуальное воплощение и не заставить зрителя заскучать – практически то же самое, что изобрести велосипед и оказаться при этом оригинальным. Однако эта трудновыполнимая задача «Эрмитажу» оказалась по плечу: их история о великом комбинаторе – действительно старая сказка на новый лад, и, со всеми её достоинствами и недостатками, она заслуживает своё место в ряду уже ставших привычными интерпретаций. Первое отличие бросается в глаза сразу же, как только действие стартует от прибытия героев в Одессу: понимаешь, что в свите командора он сам – отнюдь не единственный интеллигентный человек, как все считали раньше с его же слов; более того, в эрмитажевской постановке Паниковский – вовсе не «профессиональный нищий», а, напротив, прирождённый дворянин, ибо играет его замечательный актёр Борис Романов с такой же выправкой и статью, с какой играл графа Абольянинова. Второе отличие – сам Остап: чем дальше развивается действие, тем меньше он похож на «свободного художника», благородного разбойника, чьими авантюрными похождениями движет любовь к искусству, и тем больше – на расчётливого хищника, всеми средствами стремящегося к счастью, то бишь к деньгам. Первые два действия красавец мужчина Арсений Ковальский играет трикстера Бендера энергичным и харизматичным подонком, улыбка и повадки которого имеют претензию на сексапильность, но чем симпатичнее по мере вглядывания кажется внешний образ героя, тем более отталкивающим по мере развития событий в этих действиях кажется его внутренняя сущность. Отличие третье и самое приятное: при прочтении романа и просмотре экранизаций подпольный миллионер Корейко вырисовывается персонажем однозначно отрицательным, и над махинациями Бендера, направленными на раскулачивание этого типа, всегда смеёшься с лёгким сердцем, как над заслуженной карой, постигшей вредный элемент от руки идейного мошенника. А Корейко в исполнении Евгения Кулакова (блестяще эмоциональном и убедительном, стоит признать, исполнении) не просто человечен, а по-настоящему трагичен, и пропавший без вести Севрюгов, едва упомянутый в книге Ильфа и Петрова, а в спектакле выведенный на один из передних планов, звучит для него камертоном: его одиночество равнозначно одиночеству лётчика, затерявшегося и забытого среди вечной мерзлоты, пустоты и безмолвия. Этот Корейко вызывает значительно больше приязни и сочувствия, нежели командор: если для Бендера счастье – это миллион в кармане, то Корейко вполне искренне утверждает, что «не в деньгах счастье», и очевидно, что потеря части капитала его не ранит – в отличие от потери любимой девушки, увлёкшейся более молодым Остапом. Сцена получения Бендером заветной суммы, переломный момент сюжета спектакля, стала для меня наиболее яркой, запоминающейся и символически знаковой: когда издёрганный шантажом «советский мышонок» кидает пачку купюр под ноги своему привыкшему повелевать и властвовать мучителю с возгласом: «На, подавись!» и тот бросается её подбирать подачку, не остаётся никаких сомнений относительно того, в ком из них сохранилось больше человеческого достоинства. Но, конечно же, ожидаемого счастья Бендер в деньгах не находит – и в третьем действии появляется уже с грустью в глазах и движениях, тут же становясь на порядок притягательней, наконец-то вызывает свою долю сочувствия, трогательно обнаруживая закоренелую привычку подбирать с земли окурки, а затем и вовсе признаваясь, что-де «вырос в бедной еврейской семье, учился на медные деньги»… после такого прессинга на жалость чертовски мило со стороны авторов постановки переписать финал романа на хэппи-энд. В конце спектакля Остап не теряет всё нажитое своим комбинаторским умом на румынской границе – он бросает в море гнетущий его миллион, с которым он не знал, что делать, и снова отправляется в компании соратников навстречу новым приключениям, все в белом, все пьют шампанское. За такую славную трактовку с такой славной философией и такими замечательными актёрами можно простить и нарочитую карикатурность и бестолковое мельтешение второстепенных персонажей (в первом действии зрителей на лодках даже как следует обрызгали и немного поиграли с нами в мячик), что немало мешает созданию одесского колорита, от которого ожидаешь большего темперамента и сочности. В общем и целом, «Эрмитаж» снова меня не разочаровал, снова взяв букву классика и отсебятину в таких пропорциях, чтобы при смешении получилось аппетитное блюдо, то бишь красивое и увлекательное зрелище, рекомендуемое всем.

21.008.2009
Комментировать рецензию

Фото Николай Богомолов
отзывы:
2
оценок:
18
рейтинг:
2
1

Очень плохой спектакль. Ужасно. Порадовало только самое начало, в фойе театра, когда была живая музыка (пианист и скрипач) и когда выходили актеры, и здоровались с публикой.
Много людей уходили в первом антракте. Те кто читали книгу не поймут ничего тоже.

Фото utro-v-geneve.livejournal.com
отзывы:
1
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Отличный спектакль! Первое действие немного неактивное, но со второго начинается отличный экшен, а под конец вообще невозможно оторвать глаз от сцены. Актеры выкладывались по полной. В отличие от многих современных спектаклей очень хотелось сказать - "Верю!"

Фото 6op3a9
отзывы:
5
оценок:
7
рейтинг:
7
1

Отвратительно. Пошло. Некрасиво. Половина людей уходит со спектакля в первый антракт. Тем кто сидит на задних рядах основного действия (в машине) не видно, декорации так расположены. Тем кто не читал произведение вообще ничего понятно не будет.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить