В премьере Михаила Левитина Бендер в исполнении Арсения Ковальского — последний идеалист в мире приземленных стоителей коммунизма.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Александр Вислов
Фото Александр Вислов
отзывы: 30
оценки: 15
рейтинг: 37
5

По форме премьеру «Эрмитажа» отличают обилие аттракционов, активное стремление к актуализации популярной прозы и «вещественное оформление», включающее натуральное авто типа «лорен-дитрих», многоэтажье строительных лесов и водную гладь с парком деревянных лодок, куда усаживают с полсотни зрителей. И если не углубляться — благо воды в приспособленном под бассейн партере только по щиколотку, — трудно уберечься от культурологической параллели, плавающей, что называется, на поверхности: происходящее на сцене «Эрмитажа» так и подмывает уподобить незабвенному представлению «Женитьбы» в Театре Колумба.

Впрочем, по зрелому размышлению, все творящееся здесь адресует к представлению иному, но также описанному на страницах бессмертной дилогии. Речь о шоу-программе, которая должна была исполняться в некоей деревне, на пути из Черноморска (читай: Одессы) в направлении Восточной магистрали. Сорвал дело, как известно, Паниковский. Отчаянная кража гуся не только не принесла Паниковскому успеха, но и приблизила его драматическую кончину.

Исход главного героя в этом спектакле почти столь же печален. На подмостках откупоривается шампанское чеховской марки «Ich sterbe»: какие уж тут вам румынские пограничники и идея переквалификации в управдомы?!

Однако наряду с «нездоровой тягой к культуре» (которая ставится в вину Васисуалию Лоханкину, но куда сильнее выпирает у самих создателей спектакля), в «Эрмитаже» есть и натуральный живой гусь. Его с веселым гиканьем гоняют по фойе в антрактах: в самом сценическом действе, которое размахнулось на три с половиной часа, на птицу не осталось времени. Оно ведь и без гуся вмещает великое множество идей и настроений — ровно по примеру вышеупомянутой сельской антрепризы.

За «Чтеца-декламатора» в нынешнем спектакле отвечают общая пафосность да легкий налет фрондерства с кукишами в кармане (непонятно, кому адресованными). Взамен антирелигиозных карточных фокусов — смена, туды его в качель, дискурса. Действительно, ну не поединок же обаятельного жулика-поэта с малопривлекательным приземленным проходимцем сегодня играть — печально-обреченный Бендер Арсения Ковальского с мерцающей улыбкой на устах напоминает данный человеческий подвид менее всего. В нем вообще превалирует этакая нездешность сына турецкоподданного, почти напрочь затмевающая прагматичную ипостась великого комбинатора. И вся погоня за миллионом, плутовская фабула существуют в спектакле как дань проформе. Речь — бери выше! — о поиске ни много ни мало небесного града Одессы, который, говорят, существовал в реальности и даже породил на свет постановщика и автора пьесы. Но который с некоторых пор стал столь же недостижим для нас, как для такого вот Остапа полумифический Рио-де-Жанейро.

Весь этот глубинный смысл прояснится и побежит холодком за ворот в третьем, самом кратком и четком действии. Однако желающим достичь просветления предстоит пережить два первых, весьма мрачного свойства. С гиперболически надувными костюмами геркулесовцев и хорами дурных голосов. С унылым обличением русского антисемитизма в лице жутковатых обитателей «Вороньей слободки». Наконец, с активно подаваемой, невесть с чего присобаченной ленинской фразой про интеллигенцию, которая не мозг нации, а говно.

0
0
...
5 февраля 2008

Лучшие отзывы о спектакле «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу»

Фото Люба О
Фото Люба О
отзывы: 140
оценки: 220
рейтинг: 177
5

Спектакль никаких эмоций у меня не вызвал. Лучше было бы пересмотреть фильм. Актеры играют бездушно.
Сам театр - пространство необычное, перед началом спектакля и в каждом антракте "костюмированные" актреры, задействованные в постановке, развлекают сценками из "Золотого теленка" зрителей. В фойе исполняют очень красивую живую музыку пианист и скрипачка.

1
0
...
4 ноября 2009
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 406
9

«Золотой телёнок» - настолько общеизвестная вещь, что в очередной раз создать её визуальное воплощение и не заставить зрителя заскучать – практически то же самое, что изобрести велосипед и оказаться при этом оригинальным. Однако эта трудновыполнимая задача «Эрмитажу» оказалась по плечу: их история о великом комбинаторе – действительно старая сказка на новый лад, и, со всеми её достоинствами и недостатками, она заслуживает своё место в ряду уже ставших привычными интерпретаций. Первое отличие бросается в глаза сразу же, как только действие стартует от прибытия героев в Одессу: понимаешь, что в свите командора он сам – отнюдь не единственный интеллигентный человек, как все считали раньше с его же слов; более того, в эрмитажевской постановке Паниковский – вовсе не «профессиональный нищий», а, напротив, прирождённый дворянин, ибо играет его замечательный актёр Борис Романов с такой же выправкой и статью, с какой играл графа Абольянинова. Второе отличие – сам Остап: чем дальше развивается действие, тем меньше он похож на «свободного художника», благородного разбойника, чьими авантюрными похождениями движет любовь к искусству, и тем больше – на расчётливого хищника, всеми средствами стремящегося к счастью, то бишь к деньгам. Первые два действия красавец мужчина Арсений Ковальский играет трикстера Бендера энергичным и харизматичным подонком, улыбка и повадки которого имеют претензию на сексапильность, но чем симпатичнее по мере вглядывания кажется внешний образ героя, тем более отталкивающим по мере развития событий в этих действиях кажется его внутренняя сущность. Отличие третье и самое приятное: при прочтении романа и просмотре экранизаций подпольный миллионер Корейко вырисовывается персонажем однозначно отрицательным, и над махинациями Бендера, направленными на раскулачивание этого типа, всегда смеёшься с лёгким сердцем, как над заслуженной карой, постигшей вредный элемент от руки идейного мошенника. А Корейко в исполнении Евгения Кулакова (блестяще эмоциональном и убедительном, стоит признать, исполнении) не просто человечен, а по-настоящему трагичен, и пропавший без вести Севрюгов, едва упомянутый в книге Ильфа и Петрова, а в спектакле выведенный на один из передних планов, звучит для него камертоном: его одиночество равнозначно одиночеству лётчика, затерявшегося и забытого среди вечной мерзлоты, пустоты и безмолвия. Этот Корейко вызывает значительно больше приязни и сочувствия, нежели командор: если для Бендера счастье – это миллион в кармане, то Корейко вполне искренне утверждает, что «не в деньгах счастье», и очевидно, что потеря части капитала его не ранит – в отличие от потери любимой девушки, увлёкшейся более молодым Остапом. Сцена получения Бендером заветной суммы, переломный момент сюжета спектакля, стала для меня наиболее яркой, запоминающейся и символически знаковой: когда издёрганный шантажом «советский мышонок» кидает пачку купюр под ноги своему привыкшему повелевать и властвовать мучителю с возгласом: «На, подавись!» и тот бросается её подбирать подачку, не остаётся никаких сомнений относительно того, в ком из них сохранилось больше человеческого достоинства. Но, конечно же, ожидаемого счастья Бендер в деньгах не находит – и в третьем действии появляется уже с грустью в глазах и движениях, тут же становясь на порядок притягательней, наконец-то вызывает свою долю сочувствия, трогательно обнаруживая закоренелую привычку подбирать с земли окурки, а затем и вовсе признаваясь, что-де «вырос в бедной еврейской семье, учился на медные деньги»… после такого прессинга на жалость чертовски мило со стороны авторов постановки переписать финал романа на хэппи-энд. В конце спектакля Остап не теряет всё нажитое своим комбинаторским умом на румынской границе – он бросает в море гнетущий его миллион, с которым он не знал, что делать, и снова отправляется в компании соратников навстречу новым приключениям, все в белом, все пьют шампанское. За такую славную трактовку с такой славной философией и такими замечательными актёрами можно простить и нарочитую карикатурность и бестолковое мельтешение второстепенных персонажей (в первом действии зрителей на лодках даже как следует обрызгали и немного поиграли с нами в мячик), что немало мешает созданию одесского колорита, от которого ожидаешь большего темперамента и сочности. В общем и целом, «Эрмитаж» снова меня не разочаровал, снова взяв букву классика и отсебятину в таких пропорциях, чтобы при смешении получилось аппетитное блюдо, то бишь красивое и увлекательное зрелище, рекомендуемое всем.

21.008.2009
Комментировать рецензию

1
0
...
22 августа 2009
Фото utro-v-geneve.livejournal.com
Фото utro-v-geneve.livejournal.com
отзывы: 1
оценки: 3
рейтинг: 1
9

Отличный спектакль! Первое действие немного неактивное, но со второго начинается отличный экшен, а под конец вообще невозможно оторвать глаз от сцены. Актеры выкладывались по полной. В отличие от многих современных спектаклей очень хотелось сказать - "Верю!"

1
0
...
24 ноября 2008
Фото Николай Богомолов
Фото Николай Богомолов
отзывы: 2
оценки: 18
рейтинг: 2
1

Очень плохой спектакль. Ужасно. Порадовало только самое начало, в фойе театра, когда была живая музыка (пианист и скрипач) и когда выходили актеры, и здоровались с публикой.
Много людей уходили в первом антракте. Те кто читали книгу не поймут ничего тоже.

0
0
...
11 января 2010
Фото 6op3a9
Фото 6op3a9
отзывы: 5
оценки: 7
рейтинг: 7
1

Отвратительно. Пошло. Некрасиво. Половина людей уходит со спектакля в первый антракт. Тем кто сидит на задних рядах основного действия (в машине) не видно, декорации так расположены. Тем кто не читал произведение вообще ничего понятно не будет.

0
0
...
11 августа 2008