Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.2

Спектакль
Русское варенье

Постановка - Театр на Васильевском
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
На большой сцене театра «Вишневый сад» XXI века — жесткая и ироничная история от Людмилы Улицкой. Если бы Чехов писал в наши дни… Людмилу Улицкую нередко называют преемником русских классиков. Она заняла литературную нишу, которая пустовала на фоне авангарда. При этом писательница создает тексты, понятные и близкие современному читателю — избегая провокаций, но не впадая в сентиментальную мягкость. Едва ли ни с хирургической точностью препарируя характеры своих персонажей, Улицкая оценивает их большей частью отстранено и беспристрастно. «Русское варенье» — пьеса о семье, которая отчаянно цепляется за старый уклад жизни и старается следовать ценностям, заложенным поколениями славных предков. Тех, на кого навесили изношенный ярлык «цвета русской интеллигенции», и к кому, по сути, не имеет никакого отношения пестрая и шумная компания, собравшаяся в дачном поселке, в родовом гнезде. Именно оно становится символом шаткой общности: замшелый сад, дом, который рушится на глазах, засохшее вишневое деревце, обернутое целлофаном и украшенное портретом Чехова… Для того, чтобы сварить любимое всеми варенье, вишни приходится покупать на рынке. А домочадцам приходится искать себя в стороне от благородной семейной идеи. Спектакль - лауреат Санкт-Петербургской театральной премии "Золотой софит", номинант Национальной театральной премии "Золотая маска".
  • Русское варенье – афиша
  • Русское варенье – афиша
  • Русское варенье – афиша
  • Русское варенье – афиша
  • Русское варенье – афиша
Драматический
16+
Анджей Бубень
29 ноября 2007
2 часа 15 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

3
Андрей Пронин
75 отзывов, 114 оценки, рейтинг 77
12 декабря 2007

Чеховский вишневый сад продан, на его месте построили дачи. В одной из них по сию пору проживает семейство Лепехиных — потомки то ли Гаевых, то ли Лопахиных, то ли и тех, и других. Семейство состоит из парящей в эмпиреях вдовы-переводчицы (Наталья Кутасова), ее брата — пенсионера, в прошлом филолога-испаниста, а ныне тихого пьяницы (Евгений Чудаков) — и нечистой на руку домоправительницы (Надежда Живодерова). Молодое поколение, ютящееся тут же, представлено тремя сестрами: богомолкой, сексуально озабоченной женой аутичного музыканта и студенткой — гадким утенком. Есть еще старший брат-бизнесмен (Артем Цыпин), но он, слава богу, живет отдельно, в каком-то своем пентхаусе, вместе с супругой — сочинительницей дамских романов. Бизнесмен щедро оплачивает досуги лепехинской братии, прожигающей жизнь в разговорах об историческом пути России. Дом тем временем разваливается, протекает, погружается во мрак…

Поверить в то, что пьесу «Русское варенье» написала Людмила Улицкая, чья проза как раз сильна точностью деталей и мощью внезапных обобщений, решительно невозможно. Видимо, предполагался саркастический памфлет на злобу дня: злоба есть, а вот живого, узнаваемого, актуального — кот наплакал. По внешним признакам пьеса вроде о российской интеллигенции. Но помилуйте: известная мне интеллигенция, может, и не в ладах с сантехникой, но крутится как белка в колесе на восьми работах и не сидит ни на чьем трудовом горбу. Получается сатира удивительного свойства: бичуются пороки каких-то невиданных людей. Им молоко приносит молочница. Вот вы когда последний раз встречали молочницу?

Зачем эта пьеса понадобилась главному режиссеру театра Анджею Бубеню, тоже загадка. Герои его спектакля постоянно бегают, егозят, спотыкаются, режиссура зависает между социальной сатирой и водевилем. Бубень, как обычно, главные позиции отдал на откуп актерам — куда кривая вывезет. Актеры же едут каждый по своей траектории в рамках давно освоенных амплуа. Кутасова «включает» светскую даму (иронический вариант), Чудаков — трусоватого хлопотуна, Живодерова — хваткую дурковатую бабу. Неплох циничный «прагматик» Артема Цыпина: саму способность актера произнести без улыбки бредовый монолог о строительстве Диснейленда на месте дворянского гнезда уже надо считать недюжинным мастерством. Достаточно точна карикатура Елены Мартыненко на горе-беллетристку — гламурную хозяйку жизни. Другие актеры явно перевыполняют норму по части эксцентрики, а Татьяна Мишина в роли богомолки — перебирает со Станиславским: зачем-то рыдает настоящими горькими слезами.

Два с лишним часа этого «Варенья» были бы трудно выносимы, если бы не декорация Елены Дмитраковой, разместившей действие на дощатом пятачке посреди резервуара с водой. Когда уже невмоготу следить за суетой нелепых персонажей, есть возможность опустить взгляд. На воду, как известно, смотреть можно бесконечно.

2
0

Отзывы

7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
6 июля 2012

Умный разговор о России. Смешно, задорно и в итоге грустно. Прекрасный текст Улицкой прочитан с заметным удовольствием. Приятно угадывать повзрослевших на сотню лет чеховских персонажей. Во время спектакля не покидает ощущение жалости к русским и одновременно восторга от русских.

Улицкая тонко подмечает русскую лень, словоохотливость, любовь к бутылочке, к воздыханиям на тему богоизбранности и душевности. Она верно смеётся над желанием быть дворянами и идти от самих Рюриков. Автор даже про отношение народа и интеллигенции не забывает. Но все эти тонкости вовсе не служат предметом только для смеха. Потому что пока мы смеёмся, мы заодно угадываем себя и своих близких. Соринку в глазу иногда видеть полезно.

Еще полезнее задумываться о своей стране. Почему мы такие? Отчего рабочие сцены уносят все мостки и оставляют героев посреди водной глади? Неужели никто не спасётся с необитаемого острова Русский? В том-то вся и соль, что спасёмся и спасаемся. Не смотря ни на какие проблемы с сантехникой и ленью. Может, нам и не дано достигнуть европейского уюта и комфорта? Может, и не надо? А то, добившись уюта, мы станем похожими на них. А без уюта у нас останется время и порассуждать, и повозмущаться, и повеселиться. Разрушено всё, а любовь остаётся. И герои спектакля - не такие уж и лишние люди, они просто русские люди. И освященные в церкви яблочки с наклейкой "Golden" - это русская такая тема...

Современный деловой человек захочет построить на родной земле диковинный Диснейленд. И среди русских найдётся свой Штольц. Вот только про Диснейленд не верю. Не хочу верить.

1
0
1
Евгения Пеженкова
22 отзыва, 34 оценки, рейтинг 22
23 марта 2010

Русское враньё

Людмилу Улицкую я очень ценю как писателя, но спектакль по ее пьесе до конца не досмотрела (у меня такое впервые в жизни было). Ушли после первого акта. То ли я недостаточно современна, чтобы понять, в чем прелесть подобных постановок, то ли современный театр недостаточно театрален, не знаю. Ясно одно - мне не понять эту радость.

Подзаголовком к спектаклю служит слово «afterchehov», что подразумевает «помотивистость» произведения и его связь с чеховским «Вишневым садом» (сейчас это называется отвратительным словом «римейк»). Вероятно, вся беда в том, что и «Вишневого сада» в театре я, к своему стыду, еще не смотрела. Так бы не пошла и на «after»-версию, скорее всего. Но - не смотрела и пошла.

А теперь подробнее о том, что же именно мне так не понравилось в спектакле так сильно, что я даже до конца не досидела. Во-первых, не понравился «закос под современность» с абсолютно ирреальным сюжетом - ну не бывает такого в жизни, чтоб семья из семи (а то и больше) человек жила в абсолютной почти праздности, да с голоду бы они померли! Нет уже у нас аристократии, нету слуг и крестьян, которые бы трудились на благо своих господ-помещиков. Все работают, от школьников до пенсионеров. Ну, или почти все.

Во-вторых, что это за хамство - курить на сцене? Это положено по сюжету, понятно. Но простите - это как вообще? А если бы я туда ребенка своего привела? Или если человек курить пытается бросить, а тут ему двухчасовую пытку устраивают? Не понимаю... Хотя, сейчас по слухам, и на других спектаклях курят.

В-третьих, катастрофически не хватало неподражаемой «театральной» атмосферы, которая так понравилась на «Бесах» в «Современнике», которых я смотрела месяцем раньше. Все происходящее на сцене было слишком мало похоже на современность, чтобы быть современным, и слишком «нетеатрально», чтобы восприниматься как милый фарс. Актеры, видимо, изо всех сил старались вести себя как в жизни, но тем противнее становилось, потому что мне и в жизни противно было бы столкнуться со столь бессмысленное существование влачащими людьми, как будто ото всего света отгороженными.

В итоге весь первый акт ушел на то, чтоб понять, в чем же заключается интеллигентность этого семейства, а также что за забористую дурь покурила их младшенькая, что всю дорогу ее так не по-детски плющило.

...Кто-то из жж-юзеров написал об этом спектакле «И снова интеллигенция теряет Россию...». А я вот думаю, что нет - это Россия теряет интеллигенцию. Вот только если она у нас такая, как нам ее в «Русском варенье» (чуть не написала «вранье», что было бы куда точней) преподносят, то, может, и черт с ней?..

1
0
9
Наталья Карасёва
15 отзывов, 133 оценки, рейтинг 12
11 января 2009
да,гениально-это про "Русское варенье"

-иронично,легко,интеллектуально,современно...
первое-вся сцена в 15-сантиметровом слое воды-уже наводит на мысли..)
не пожалейте 1500 р. и сходите на спектакль с другом или подругой...
актёры-изумительны,декорации-необычны,сюжет- по-новому)
после выхода из зала душа требовала прдолжения,я ещё потом поразмышляла..о Чехове

1
0
9
Светлана Ивлева
42 отзыва, 54 оценки, рейтинг 91
26 августа 2013

Русское варенье» Улицкой-Бубеня в Театре на Васильевском представляет собой эдакий паноптикум, в котором представлены различные вариации на тему, до чего может дойти интеллигентный человек. Помесь «Трех сестер» и «Вишневого сада» - спектакль является трагикомедией на тему «Россия, которую мы потеряли» (кстати, в декорациях — два не совсем работающих туалета).
В общем, почти что то самое — но есть островок интеллигенции в отдельно взятом поселке — семейство Лепехиных (почти Лопахиных) — людей убежденных в собственной значимости, адекватности и непричастности к чему бы то ни было. Работает только мать — глава семейства Наталья Ивановна (великолепная работа одной из моих любимейших актрис — Натальи Кутасовой). Остальные существуют: старшая дочь Вава молится (но при этом злючая и нервная), средняя Леля чистит чакры в компании мужа Константина, также не утруждающего себя полезной деятельностью. Младшая Лиза — и вовсе недоразумение — маленькая, некрасивая, да и делишки темные — о чем там по телефону постоянно болтает (неприлично и думать). Одна надежда на Маканю (приживалку, жену покойного брата и опору в нехитром хозяйстве), Ростислава — старшего сына Натальи Ивановны — удачливого коммерсанта и, в общем, спонсора всего происходящего, да еще на делового человека Семена, который за доллары чинит все в доме. Кроме всех есть Дюдя — брат Натальи Ивановны, пенсионер 67 лет, блестящий ум, математик, всю жизнь влюбленный в одну женщину романтик (увы, в конце спектакля он теряет в глазах зрителя остатки уважения). Вроде все такие воспитанные, такие чистые, умные, у всех минимум по три языка — но «по этой же причине нет равновесия в голове». У нас не бешенство — у нас легкое помешательство — фраза из спектакля, которую можно назвать девизом происходящего на сцене. В Чеховском стиле герои озадачены тем, что «надо работать, надо много работать», но.... «У Константина рука....», « не на это государство» и т. п. Люди вроде хорошие, а пользы никакой.
Действие разворачивается в уникальных декорациях Елены Дмитраковой — сценическое пространство заполнено водой, актеры находятся на специально установленных мостках, изображающих разваливающееся родовое гнездо. Всюду разруха — с крыши натурально капает, электричество постоянно гаснет, воду отключили. Опорой является своеобразное дерево с приделанной целлофановой крышей (конечно, с прикрепленным к стволу портретом Чехова). Фактически семейство Лепехиных находится на осадном положении — умереть, но не уступить врагам свою усадьбу, а значит свою историю, свое великое прошлое. И пусть дом трещит по швам, а сад давно запущен и не приносит плодов (не считая двух кустов крыжовника у туалета) Лепехины и мысли не допускают о переезде в комфортабельный коттедж, куда их так зовет Ростислав. Но жизнь неумолима и даже эти непрактичные люди вынуждены подчиниться ее ходу...
Наверное, каждого зрителя в театре можно отнести к интеллигенции. Что это за класс, что это за люди? Какова их цель и есть ли от них польза? «Лишние люди» - так называет свое семейство Ростислав. В школе ученикам преподают, что лишние — это значит лучшие, которые в силу тонкой душевной организации не нашли себе места в жестоком обществе. Но так ли хороши Лепехины? Если у человека нет ни желания, ни потребности к труду — есть ли смысл в его существовании? Лепехины вынуждены искать себе источник пропитания — и они пускаются в комичный проект — варку «Русского варенья» - 20 долларов за банку. Рецепты царские, варенье натуральное (иногда не без полевых мышей), но труд ли это? Тот ли это труд, который необходим? И какая от него польза обществу?
Трагокомедия — обязывающий жанр. В монолог Ростислава о Диснейленде никто не верит — интеллигенцию не возьмешь такими сказками. Съезжают от безысходности, от невозможности самостоятельно что-то решать, подчинившись обстоятельствам. Но и на новом месте вряд ли жизнь Лепехиных принципиально изменится. Те же сокрушения о великом прошлом, и то же бездействие в настоящем. Одна надежда на силу искусства — зритель посмотрит спектакль, увидит себя и проведет работу над ошибками. Над собой смеяться ох как полезно. А там, глядишь, и до реальных дел дойдет.

0
0
5
Антон Жерздев
32 отзыва, 34 оценки, рейтинг 27
25 марта 2013
Злая карикатура на отцветающую интеллигенцию 90-х

Трудно сказать, что больше хотела подчеркнуть Людмила Улицкая в своей пьесе – сходство интеллигенции 90-х с чеховскими героями или, напротив, мельчание породы. Что же касается спектакля Анджея Бубня, то его точка зрения ясна. Большинство обитателей некогда прекрасного имения предельно карикатурны. Причём, карикатуры эти злые и плоские как в телесериале. Не карикатурен один лишь Ростик, который хоть и несёт клеймо нувориша, но искренне заботится о родне и старается спасти всё, что можно, даже если не видит в этом никакого смысла. Он и только он вызывает понимание и симпатию. Финальный аккорд спектакля, акцентирующий тот факт, что этим никчёмным людям не нашлось места в новой реальности, таким образом, не вызывает никаких эмоций.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все