Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.6

Спектакль
Балаганчик

Постановка - Театр музыки и драмы п/р Стаса Намина
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Вслед за Мейерхольдом, постановка которого увидела свет под самый 1907 год ­­­­­­— 30 декабря ­­­­­­— молодой московский режиссёр, актёр и драматург Даниил Романов вместе с Театром Стаса Намина представил публике свою версию «Балаганчика» Александра Блока. Премьера состоялась 18 декабря 2018 года на сцене Театрального центра на Страстном. Балаганчик ­­­­­­— это зазеркалье, в которое попадают и зрители, и участники, здесь все иллюзорно, все не по-настоящему. Реальность скрыта (да и есть ли она?) за символами и декорациями. Здесь Коломбина ­­­­­­— призрак, кровь ­­­­­­— сок, меч ­­­­­­— картонный, смерть ­­­­­­— кривляние. Пьеса символов и знаков «Балаганчик» ­­­­­­— грустная шутка и одновременно катастрофа жизни автора и мирового порядка, в котором, как в уравнении, была допущена ошибка, и, как ни решай, не прийти к правильному результату. В символизме Блока авторы постановки обнаружили страстное стремление к красоте и любви при всей невозможности постижения божественного замысла. Режиссёр Даниил Романов, создатель практически всех спектаклей в театре «Комната 4», стал известен благодаря постановкам «Кроткая», «Евангелие от палача», «Псевдорусская быль» и др. Художник-постановщик спектакля Александра Карпейкина успела принять участие в таких проектах, как «Красная ветка мегаполиса» под руководством Кирилла Серебренникова, «Лестница в небо» Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова, «Страх и нищета в третьей империи» Московского театра Олега Табакова. Имя балетмейстера Екатерины Горячевой известно за пределами России ­­­­­­— она создала хореографию для спектакля «Победа над Солнцем», с которым Театр Стаса Намина выступал в Базеле (Швейцария), Париже (Франция), Равенне (Италия), Салониках (Греция), Гаване (Куба). Другие работы Екатерины в театре музыки и драмы Стаса Намина: спектакли «Жилец вершин» и «S-Quark», танцевальные номера для всех спектаклей театра.
Музыкальный
16+
Даниил Романов
18 февраля 2018
1 час

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
АЛЛА ШАРУБИНА
10 отзывов, 10 оценок, рейтинг 0
19 февраля 2021

Посмотрела пьесу Балаганчик в Театре Стаса Намина.
Знаменитое стихотворение Александра Блока, из которого и выросла впоследствии пьеса, так и называлось Балаганчик.
Если заглянем в историю театра, то узнаем, что первый спектакль по ней был поставлен Мейерхольдом. Так что можно сказать, режиссёр Даниил Романов (он же актёр и драматург) не побоялся никаких авторитетов. Не побоялся взяться за такой нелегкий материал.Мне кажется, он сумел уловить что-то блоковское. Сумел, если не проникнуть вглубь символизма, то приблизиться к этому. Соревноваться с самим Мейерхольдом сложно, хотя о его постановках мы можем судить теперь лишь по воспоминаниям.
Но молодой режиссёр, несомненно, обладает тонким вкусом, ощущением стиля. Музыка, костюмы, декорации - все находится в гармонии. Загадочный, таинственый, местами непонятный, но от этого ещё более интересный спектакль. Увлекающий в свою туманно-мистическую атмосферу. Символический смысл этой пьесы, наверное, до сих пор так и не разгадан. И это не важно. Актёры, движущиеся, как марионетки, время от времени застывают в красивых позах, поют или декламируют стихи. Арлекин, Коломбина, Пьеро - основные действующие лица балаганного театра.
Это маски, но мы всё равно сочувствуем им.Истекающий клюквенным соком и размахивающий деревянным мечом паяц вызывает у нас жалость.
Некая зыбкость, неясность, недосказанность и создаёт основу постановки. В этом и заключается её очарование.
Мне спектакль понравился. Не зря я пробиралась сквозь московские снега и морозы на эту встречу с прекрасным. Говорю об этом без всякой иронии.

0
0
10
Mariya Godlevskaya
163 отзыва, 166 оценок, рейтинг 5
2 февраля 2023
Мистический спектакль, похожий на сон и дающий волю фантазии!

26 января я впервые посетила театр "Музыки и Драмы Стаса Намина". Первый спектакль всегда надо выбирать очень тщательно, ведь именно первое впечатление и решает, как правило, дальнейшие взаимоотношения с театром. Мой выбор пал на постановку "Балаганчикъ" Даниила Романова, и выбор оказался верным.

Во-первых, я очень люблю Александра Блока и, особенно, символизм в его ранних произведениях. Я вообще очень люблю символику во всех ее проявлениях, и долго ее изучала. Поступив в аспирантуру, я даже писала диссертацию на тему влияния символов на духовно-нормативную жизнь общества. Во-вторых, меня всегда привлекали постановки в стиле комедии дель арте. И если кого-то соответствующие маски и костюмы пугают, меня напротив манит их неординарность. Есть в этом и что-то мистическое, и одновременно меланхоличное, поскольку напоминает мне о моем давнем путешествии в сказочную Венецию. В-третьих, в последнее время, после очень качественного спектакля, я стала положительно относиться к жанру буффонады, который частично присутствует в этой постановке. Хотя, признаюсь честно, что раньше мне казалось это примитивной клоунадой, которая абсолютно не приемлема в театре. И в-четвертых, меня очень заинтриговал тот факт, что это всего лишь вторая постановка по пьесе Блока "Балаганчик" за последние более, чем сто лет.

Пьесу "Балаганчик" Александр Блок написал в сложный жизненный период, когда его терзали не только переживания из-за революционных событий и семейных проблем, но и настигло разочарование в мистическом символизме. И поскольку он долго являлся ярым приверженцем этого течения, то с легкостью мог указать в своих произведениях на все его недостатки. В "Балаганчике" мы видим очень явную сатиру над мистической атмосферой, которая царила в некоторых слоях общества. С насмешкой он описывает мистические собрания, полные ритуалов и тайн. Разговоры здесь оторваны от реальной жизни, а каждая вещь и каждое действие наполнены тайными смыслами и символами. Ведь даже в милой девушке мистики готовы увидеть саму Смерть. И эта странность, таинственность и поиски смысла в простых вещах привлекают к себе внимание и вовлекают в направление мистицизма новых участников. Но, отвергая мистицизм, Блок одновременно отвергает и реальную жизнь. Вот почему в "Балаганчике" присутствует автор, который то и дело пытается выйти на сцену, чтобы объяснить происходящее, оправдаться за него, ведь в его видении постановка должна была быть реалистичной, но все его попытки тщетны.

"Балаганчикъ" - очень необычный музыкально-вокальный пластический спектакль. Есть там и песни, и какая-то фантастическая музыка, под которую медленно и пластично двигаются герои, создавая еще большее впечатление чего-то нереального. Зритель не найдет здесь привычной для театральной постановки линии сюжета. "Балаганчикъ" - это фантасмагория, в которой, словно во сне, теряется нить происходящего, все скрыто под покровом тумана, и стираются границы между мирами. Словно попадая в Зазеркалье, зритель перестает понимать, где добро, а где зло, где сюжет инфернальный, а где библейский. Что это, собрание мистиков или "Тайная вечеря"? Адам и Ева - порождение любящего Бога или олицетворение греховного Дьявола? Кто этот странный герой под маской автора - слуга или Бог? А персонаж автора, чьи строки разыгрываются в балагане, лишен дара речи, он изъясняется со зрителями пантомимой, и переводит это все паяц, по сути, становясь его голосом. Несмотря на обманчиво-ласкательное название и комедийных персонажей дель арте, которые воюют деревянным мечом и истекают клюквенным соком, происходящее на сцене кажется макабрическим. Этакая "пляска смерти" в назидание всем присутствующим.

Маски, необычные костюмы, фантастическая музыка, немного вводящая в транс, сказочный свет, яркими пятнами мерцающий во тьме сцены, вкупе со строками пьесы Блока создают необыкновенную мистическую атмосферу, которая держит зрителей в напряжении на протяжении всего часа. Спектакль заканчивают прочтением двух знаменитых стихотворений Александра Блока, словно бы подводя таким образом итог, но я немного не поняла этого момента. Постановка вообще полна потаенных смыслов, и после просмотра остается немало вопросов, на которые каждый зритель отвечает для себя по-своему. Лично мне, для того чтобы раскрыть всю глубину спектакля, понадобится непременно посмотреть его второй раз. Казалось бы, недолгий, в замедленном темпе, но как сложно уловить ускользающую во тьме суть, реальность этого нереального мира. Жаль, что спектакль показывают очень редко...

0
0
9
ms_sunshine94
255 отзывов, 255 оценок, рейтинг 16
2 февраля 2023

Спектакль «Балаганчикъ» заявлен на сайте Театра Стаса Намина как «музыкально-вокальная пластическая композиция», и уже это описание привлекает внимание. Как и тот факт, что это всего лишь вторая постановка по мотивам пьесы А.Блока, аж с 1907 (!) года. А первым режиссером тогда был не кто иной, как сам В.Мейерхольд.

Коротенькая пьеса Блока действительно кажется трудной для постановки: она вся пронизана символизмом и обрывочными несвязными эпизодами, которые можно «собрать» воедино, только уводя зрителей в другой мир. Мир снов? Зазеркалье? Сложно сказать. В любом случае, режиссеру-постановщику Даниилу Романову и художнику-постановщику Александре Карпейкиной это удалось в полной мере.

Меня поразило, что в спектакле совсем не чувствовалось горькое разочарование Блока как в мистицизме, так и в чрезмерном стремлении к реализму – образы Мистиков и Автора были выписаны одинаково карикатурно. Здесь же мы видим тройку в черном, которые ожидают пришествия прекрасной невесты – Смерти (Олеся Левина). Но ее же ждет и несчастный Пьеро (Алексей Лысенко), уверенный, что это – его возлюбленная Коломбина. Автор же (Валерий Задонский) – старец в белых одеждах, сопровождаемый маленьким ангелочком (Юлия Пак), передающим его слова людям: и это явно сам Бог.

Скажу честно, мне с первого просмотра удалось уловить только отдельные символы, и не все они сложились у меня в голове в единую картину. Но мне показалось, что в этой постановке акцент был сделан на то, что Автор пытается повернуть ход сюжета в соответствии с собственным «божественным» замыслом, но все герои так и норовят поступить по-своему, и усталый Бог оставляет их, увозя за собой маленькое древо познания, как усталый садовник.

Тем не менее, карикатурность и неестественность, присущие балаганным спектаклям начала ХХ века, сохранены: тут будет и огромный картонный меч, и клюквенный сок вместо крови, и наигранные эмоции. Но это все – сделано специально, а сама постановка с эстетической точки зрения продумана просто великолепно: Арлекин на котурнах, который уводит от Пьеро Коломбину, как черный ангел; Адам и Ева в раю, вознесенные под потолок сцены на фоне гигантского алого яблока; зловещее собрание мистиков у Председателя (Ефим Колитинов), похожее на сатанинскую мессу и «Тайную вечерю». И также, очень впечатляет образ Госпожи N. (Вера Зудина) – женщины в черном платье, которая, не говоря ни слова, присутствует на сцене большую часть времени и в финале побеждает Коломбину. Не она ли является истинной Смертью?

«Балаганчикъ» всего за час обрушивает на зрителя огромное количество образов и смысловых пластов, разгадывать которые – одно удовольствие. А если не хочется думать – можно просто полюбоваться красивой картинкой. Но оригинальную пьесу я перед визитом в театр все-таки советую прочитать – она всего 11 страниц.

Думаю, через некоторое время схожу еще, постараюсь осознать то, что я не поняла сразу.

0
0
10
Мария Маренкова Копирайтер
21 отзыв, 30 оценок, рейтинг 7
25 февраля 2021
Очень красиво, музыкально, метафорично. Визуальное наслаждение.

Попасть в театр под управлением Стаса Намина — всегда большая удача. Легендарный мюзик-холл, в постановке которого я впервые увидела рок-оперу «Иисус Христос суперзвезда» и другие великолепные музыкальные постановки. Здесь всегда традиционно ждёшь чуда, и, к счастью, актёры и постановщики неизменно даже превосходят ожидания.

Театр очень удачно расположен — на набережной Москва-реки, у самого входа в Нескучный сад. Так что прогуляться к нему — отдельное удовольствие, особенно зимним вечером, когда на набережной всё великолепно освещено. Сказочная красота. Помещение самого театра небольшое, но здесь уютно, милый зал, всё такое камерное и чудесное. И кажется, публика тоже подбирается совсем неслучайная — поклонники жанра и настоящие ценители.

Премьера пьесы «БалаганчикЪ» состоялась под самый 1907 год, в постановке великого Мейерхольда. Но у режиссёра Даниила Романова своё прочтение. Вообще пьеса Блока представляет собой этакую «вещь в себе», там нет особого сюжета как такового, это мистерия, волшебство, туман, красивые наброски, в которых каждый ищет свой потайной смысл. И создателям спектакля, как мне кажется, удалось в полной мере передать эту ускользающую красоту, хотя задача и крайне непростая.

Это действо нельзя в полной мере назвать музыкальным спектаклем. Здесь мало поют. Зато очень много красивейшей пантомимы под музыку. Великолепные актёры, необычные костюмы, декорации и совершенно волшебный свет! Действо развивается неспешно, в такт ему под музыку неспешно движутся загадочные актёры-маски в необычных нарядах. Здесь ищут любовь под маской смерти и умирают от удара деревянного меча, истекая клюквенным соком.

Всё понарошку, всё в насмешку и зверски всерьёз.Всё вместе рождает поистине волшебную фантасмагорию. Такую, наверное, какой и задумал её Блок. Здесь смешалось всё — и библейские сюжеты, и мистика, борьба тёмных и светлых сил, всё это в совершенно сюрреалистическом мире.

Очень интересная версия вступлений автора по ходу пьесы — он изъясняется жестами, а девушка «переводит» зрителям. Актёры весьма убедительны, красивы и пластичны. Всё очень метафорично, тем интереснее разгадывать загадки режиссёра.

Я бы сказала, этот спектакль из серии «не для всех». Если вы любите такие музыкальные мистерии, где можно бесконечно любоваться визуальными образами и есть над чем поразмыслить по окончании, то советую посмотреть. Мне лично очень понравилось. Браво-браво!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все