Опера |
Андреа Де Роза |
Дирижер Риккардо Мути. Солисты Никола Алаймо, Марио Касси, Лаура Джордано, Мауро Дзеффири и др. |
Есть некоторая ирония в том, что, вопреки питавшему итальянский романтизм XIX века стремлению к независимости и освобождению от австрийского гнета, в XX веке итальянские музыкальные звезды зажигались, как правило, в Вене и Зальцбурге. Вот и первый большой успех Риккардо Мути — это Зальцбургский фестиваль 1971 года и благословение могущественного Герберта фон Караяна. Кстати, дирижировал он тогда «Доном Паскуале», которого везет нынче в Петербург.
В 70–80-е годы Мути ездил по всему миру с концертами и операми, руководил в Италии фестивалями, но главное — начал сотрудничать с Ла Скала, где в результате прослужил почти 20 лет. Мути был лицом миланского театра: звезды сцены приезжают и уезжают, а дирижер — постоянная величина и хозяин. При всем консерватизме Ла Скала Мути удалось даже кое-что в нем обновить: скажем, он упорно насаждал Вагнера. В 2003 году стал первополосной новостью конфликт дирижера с менеджментом, а затем и музыкантами театра. Контракт разорвали. Мути переживал этот кризис так остро, что едва не прекратил выступать вовсе. И все ж не прекратил. В последние годы он концертирует как дирижер-фрилансер и не горюет: «Что мне вам сказать? Я южный итальянский мужчина, а значит, я ленив. Так что наслаждаюсь свободой».
На свободе он завел три года назад молодежный оркестр (с ним-то сейчас и приезжает). Полюбил жанр открытых репетиций, предконцертных бесед и лекций. Мути — музыкант без неожиданностей, его репертуар — самый классический. А с виду он образцовый итальянский дирижер: статный темноглазый брюнет с грациозными жестами. Рецензентам ничего не остается, как констатировать год за годом огненную страстность его интерпретаций. Главное, вероятно, в искусстве Мути — это умение работать с тембром оркестра: самые заигранные партитуры ему удается перекрасить, чтобы света и ярких тонов в них стало так много, как только позволяет композитор. Доницетти в этом смысле очень податлив: его «Дон Паскуале» — комедия положений с чарующими мелодиями — у Мути засверкает подлинным оркестровым блеском.