Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон

Средняя оценка: 4.5 из 5

Голосов: 4

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Опера про русского царя с хорошим концом была написана в Гамбурге в 1710 году. Ее постановка является продукцией питерского фестиваля Earlymusic и впервые в России представляет каноны барочного театра.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Ольга Манулкина

448 рецензий · 285 оценок · 101 спасибо

В эпоху барокко любили названия длинные, подробные и витиеватые. «Борисом Годуновым» дело не ограничилось, было еще «или Хитроумием приобретенный трон». Хитроумием отличается не только герой; это качество также проявили Марк де Мони и Андрей Решетин, директора фестиваля Earlymusic, они же — продюсер и музыкальный руководитель спектакля соответственно. Трудно найти более удачный опус для того, чтобы спустить на российскую воду корабль барочной оперы с полной оснасткой.Показать полностью

В эпоху барокко любили названия длинные, подробные и витиеватые. «Борисом Годуновым» дело не ограничилось, было еще «или Хитроумием приобретенный трон». Хитроумием отличается не только герой; это качество также проявили Марк де Мони и Андрей Решетин, директора фестиваля Earlymusic, они же — продюсер и музыкальный руководитель спектакля соответственно. Трудно найти более удачный опус для того, чтобы спустить на российскую воду корабль барочной оперы с полной оснасткой.
Не потому, что эта забытая на триста лет партитура 1710 года, сколь бы хороша она ни была, превосходит оперы Монтеверди, Рамо и Генделя. Но чтобы разобраться, почему оперы Монтеверди, Рамо и Генделя — шедевры, нужно выучить новый (старый) язык, усвоить правила, почувствовать вкус к условностям. И вот для этого новый, то есть самый старый «Борис» — просто клад.
Опера западная, сюжет отечественный. Полный контраст со святыней русского музыкального реализма. Этакий приквел пушкинско-мусоргского «Бориса», маттезоновский «Борис» кончается там, где мы привыкли начинать, — согласием Годунова на царство. Никакого конфликта народа и власти: народ не причитает из-под дубинки пристава, а танцует. Борис — молодой и оптимистичный. Считается, что это портрет Петра Первого, каким его увидели европейцы в начале XVIII века. Вскоре после победы под Полтавой русская тема была крайне актуальной, и кому было на это реагировать, как не секретарю английского посланника в Гамбурге г-ну Маттезону (1681–1764).
Он изучил историю Смутного времени и гравюры и сам написал либретто, в котором позволил себе немало намеков на современную (то есть уже начала XVIII века) политику. Актуальность, породившая «Бориса», его и сгубила: международная ситуация в одно мгновение изменилась, и оперу попросту не поставили. В автобиографии Маттезон туманно сообщает, что «остался в сомнении, стоит ли ее предоставлять театру».
Сюжеты вокруг «Бориса» и дальше попадают в разряд секретных материалов. Опера была забыта вплоть до ХХ века; когда ею занялся немецкий ученый Вольф, началась Вторая мировая война. В 1944-м спецкомиссия Красной армии вывезла партитуру из Германии; полежав немного в Ленинграде, она попала в Ереванский институт древних рукописей Матенадаран; Армения вернула ее в Гамбург в конце 1990-х.
В 2005 году оперу сыграли на Бостонском фестивале старинной музыки; Решетин сидел в оркестре. В 2007-м — в другой постановке, с другими исполнителями и по другой редакции партитуры — Earlymusic представил «Бориса» в Гамбурге, а теперь показывает в Петербурге и в Москве.
За барочную пышность здесь отвечают костюмы Штефана Дитриха, в которых ссылки на театр 1710 года прихотливы, ироничны и свободны от аутентизма. Сохранившиеся эскизы (к другим спектаклям) художника Гамбургского театра по фамилии Хармс и русская мода Смутного времени использованы в духе Хармса ленинградского: боярские шапки имеют место, но на них колышутся фантастические плюмажи причудливой раскраски; в мужской комплект входит кокетливая боярская юбочка; у Бориса на груди чуть ли не эмблема Короля-Солнце.
Внимание: в барочной опере будет и полноценный барочный балет, который заодно играет роль живых декораций, сплетая узоры и выстраивая архитектурные конструкции. Над ними немецкий режиссер и хореограф Клаус Абромайт, специалист по танцу XVIII века, усиленно работал два месяца перед гамбургской премьерой, превратив петербургских студентов балета в слаженный ансамбль — «Барочный балет Анджолини».
Кастинг на десять оперных партий был международным: выбрали шестерых западных певцов, знающих толк в барокко (Борис — обаятельный бельгийский бас Шади Торбей, ливанец по происхождению), и четверых русских, новичков в этом репертуаре. Судя по рецензиям, разница слышна не была. Арии тут звучат на двух языках. Абромайт объясняет: когда герои остаются наедине с собой — поют по-итальянски, в обществе — по-немецки.
Все в партитуре высшего качества. И даже Генделю, который сегодня — самый исполняемый автор барочных опер, случалось перенимать у Маттезона мелодии. Молодые люди работали в Гамбургской опере и всерьез соперничали: однажды Маттезон на минутку уступил Генделю место за клавесином в оркестре (чтобы выйти на сцену и спеть теноровую арию в собственной опере), а когда вернулся, вероломный Гендель отказался пустить его обратно. Дело кончилось дуэлью — Генделя спасла пуговица. И если бы не глухота, настигшая Маттезона в 40 лет, возможно, это его оперы сегодня игрались бы тут и там на барочных фестивалях. А так он стал великим теоретиком.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 2

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Ulrih

270 рецензий · 348 оценок · 414 спасибо

Счастье для баса континуума...

Истина, господа, скрывается где-то между ритурнелями, менуэтами и пышными головными уборами из великолепных перьев! Теперь это решено наверное! Случилось… Впрочем, значение барочной музыки уже давно никто не подвергает сомнению (а что касается меня лично, то я считаю барокко альфой и омегой системы музыкальных координат). Но одно дело «нести огонь вечной любви» и совсем другое дело отдаваться со всей страстью этому огню…

Нежданно негаданно (и... Читать полностью

Все рецензии 3

Скрытые возможности 14 функций Google Chrome, о которых вы могли не знать
Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Волшебные игры для всей семьи

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Совместный трек Post Malone и 21 Savage «Rockstar» еще в начале октября занял первое место в...

В конце каждого года нью-йоркские таксисты поддерживают семьи эмигрантов и выпускают календарь —...

Что не так с новой скульптурой, установленной во дворе католической школы в Австралии?...

Волна интереса к сникер-культуре в 2017 году достигла своего пика. Если хотите влиться в этот мир и...