БДТ открывает первый сезон без Кирилла Лаврова не слишком-то обнадеживающей премьерой. Вся молодежь театра, а также артист Сергей Лосев осваивает «Ночь перед Рождеством» из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Кто забыл, в рассказе фигурируют черт (и не один), ведьма, множество пьяных малороссийских сельчан рангом вплоть до местного головы. А также красавица Оксана, кузнец Вакула и Екатерина II, к которой кузнец отправляется верхом на черте просить для Оксаны черевички с царственных ног. Подозреваю, что львиная доля трудов выпала на долю не режиссера Николая Пинигина, который в деле своем далеко не мастер, а балетмейстера Николая Реутова — вот он по лихим пляскам большой дока.
В БДТ сегодня Гоголь. В преддверии Рождества театр зазывает нас на "хутор близ Диканьки". Нельзя сказать, что "Ночь перед Рождеством" вышла удачной: уж больно затянуты и невзрачны колядочные интермедии. Сами колядки, исполненные под фонограмму, утомляют. Но главное здесь другое: мы со школы помним всю эту гоголевскую чертовщину, и вместе с тем религиозность, святочность в произведениях русского классика. Это мир знакомой с детства сказки!
Мое воображение еще с тех школьных времен занимало так ярко показанное у Гоголя противостояние человека всякой нечисти, искушениям. Мне кажется, что лучше этого писателя никто не смог передать метания души человеческой от добра ко злу. Нет, не так. Правильнее будет сказать - добро и зло здесь борется за души людей. Весьма показательно это было в "Вие", например.
Можно возразить: а как же Достоевский? Федор Михайлович в этом вопросе, разумеется, персона не последняя. Но у него все пропитано суровым, "взрослым" психологизмом. Гоголь же умудрился облечь серьезные темы в несерьезные сказочные оболочки: украденный в рождественскую ночь месяц, застывший от мороза хутор - ясное темно-синее небо, усыпанное звездами, дым валит из печных труб белыми клубами, дивчины и парубки колядуют, катаются на горках, лепят снежных баб, местный Голова поедает вареники и вытирает сметану с усов, а к Солохе наведываются ухажеры, среди которых сам дьяк! И все это в последний день строгого поста! В то же время черти беснуются где-то рядом, выискивая поддавшиеся соблазнам души!
Атмосфера праздничного веселья здесь наполовину трагическая, она неразрывно связана с глубоко религиозными, христианскими поучениями о смирении, послушании, стремлении к добрым делам. Пересказывать повесть смысла нет, перечитайте ее или сходите в театр.
Кстати, в спектакле БДТ, помимо актеров, задействованы куклы (они обыгрывают аудиенцию кузнеца Вакулы с императрицей Екатериной II), что навеяло приятные воспоминания о гоголевском же "Вие" в Большом театре кукол. В БТК с удовольствием сходил бы еще раз!
P.S. Неожиданным, приятным подарком сегодня в театре стало поздравление зрителей: в конце спектакля, под аплодисменты зала, актерская труппа, взявшись за руки, хором, дружно и весело выпалила:
- С новым годом!!!
А вас актеры с праздниками поздравляли? :)
Слава БДТ манит публику в театр словно Каа бандерлогов.
Вынести на суд зрителя проблему сложно, а поставить сказку оказалось еще сложнее. Расставлю сразу все точки над i. Мистику, которой овеяно произведение Н.В. Гоголя попросту устранили: черт – не «проворный франт с хвостом и козлиною бородою», у которого «ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке», а старый толстый жид, с нелепыми монологами и репликами из Шекспира, вызывающий лишь чувство брезгливости. Да не буду я упрекаема в антисемитизме, но весь спектакль мне казалось, что украинские танцы очень похожи ритмом и мелодией на «7:40». Ах да, про фольклор…, который немыслим без мистики и волшебства, по-модному превратили в некую солянку популярных произведений: черт отказался нести Вакулу по воздуху в Петербург, а по-жи… молчу-молчу, посадил его в «печь», напоминавшую то ли ракету, то ли пепелац из «Кин-дза-дзы» и они улетели с возгласом Ю.Гагарина «Поехали!». Находка постановщика? Может быть, но лет так 10 назад. А теперь такие трюки на каждом углу.
«Ключом к образной подаче литературного материала стал украинский фольклор, который позволил артистам, а вместе с ними и зрителям, погрузиться в красочный мир народных празднеств». Так объясняет этот «фольклор» брошюрка о спектакле. Фольклор! Да уж… Весь культурный мир борется с фонограммами, а у нас, в культурной столице, в БОЛЬШОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ украинские колядки исполняются под фанеру! Зачем ставить мюзикл, если петь никто не может? Один Вакула, мил человек, спел своим голосом! Спасибо ему! Кстати, только Вакула и Чуб оказались близки к гоголевским персонажам. Все остальные были очень непонятными, особенно Оксана, чрезвычайно похожая на сериальных беднонастьевских кукол. Колоритную Оксану превратили в бледную моль – ни внешности, ни характера! Игры действительно было мало, ее не хватало не только Оксане: через одного актеры попросту отрабатывали. А ведь некоторые их них способны на большее!
Совсем неплохой спектакль, разве что главная героиня (мало напоминающая гоголевскую Оксану) явно не вписывалась в роль и своим комичным исполнением придавала спектаклю некоторый оттенок фарса. А в остальном всё было на высоте и песни, и танцы, и оригинальные решения, и в целом атмосфера спектакля.
Совсем неплохо.Очаровательный черт в исполнение А.А. Шаркова, прекрасны куклы-марионетки Потемкин, Императрица...и кукловоды. Очень оригинальное перемещение Вакулы в пространстве и времени почти ковер-самолет.