Театральная афиша Москвы

Все отзывы о спектакле Берег утопии. Часть 1. Путешествие

Постановка РАМТ

8.1
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 994
7

Целиком трилогия длится десять часов, включая перерывы между пьесами и антракты между актами. То есть поход на «Берег утопии» (по крайней мере 20 и 27 октября, потом каждую пьесу будут играть по отдельности) займет целый рабочий день — только пойди еще поищи работу, которая была бы настолько же осмысленной и приносила бы столько же удовольствия, как и «Берег утопии».

В центре первой части, «Путешествия», оказались Бакунин и его семья. Уже там, а также во второй части, «Кораблекрушении», появляется Белинский. А Герцен стал главной фигурой в «Кораблекрушении» и в третьей части трилогии, «Выброшенных на берег». Стоппард рассказывает о центральных фигурах русской мысли середины XIX века — но не только. Речь Стоппарда — о Герцене и Огареве, которых в возрасте тринадцати лет связала клятва отомстить за декабристов. Но еще и о Герцене, Огареве и его жене Натали, которая де-факто ушла к Герцену, хотя де-юре рожала детей от Огарева. Тут важен еще и ракурс: жена Огарева Натали впервые зачала от Герцена в тот день, когда царь назначил комиссию по отмене крепостного права. Словом, «Берег утопии» — это череда человеческих историй в оправе истории России и Европы. Истории, охватившей французскую революцию 1848 года, разгром последовавшей за ней серии европейских революций, отмену крепостного права и появление в России воинственно настроенных молодых людей, которым последовательных реформ было уже мало.

Но и то и другое — и частные истории, и История с большой буквы — еще и повод говорить об их идеях, которые живут и развиваются, равно как и люди, — и, равно как и люди, переживают молодость, перемены, крушения. И приключения этих идей захватывают едва ли не больше, чем истории людей.

Рассуждения об этом спектакле идут в двух направлениях: все отлично, мы кое-что узнали о жизни замечательных людей, но где здесь Стоппард? И второе: отличная просветительская акция, но где здесь режиссура?

Действительно, оттого что мысли героев, как и их биографии, придуманы не Стоппардом, иногда забываешь, глядя спектакль, что у трилогии есть автор. Между тем «Берег утопии» — безусловно, авторская вещь. Взгляд британца виден в том, как монтирует он реальные высказывания Герцена, Бакунина или Белинского, превращая их в классические английские параболы и парадоксы, как сдержанно иронизирует над идеалистической горячкой Бакунина и лукавыми софизмами первой герценовской жены. Рука Стоппарда — автора «Аркадии» и «Розенкранца и Гильденстерна» — видна в конструкции пьес и во флешбэках, заставляющих в финале пьесы по-новому увидеть то, что происходило в ее начале. Он словно складывает пазл, но содержание картины неясно, пока вдруг в какой-то момент не достает он крохотную деталь вроде перчатки утонувшего мальчика Коли Герцена — и картина, до поры казавшаяся пасторалью, вдруг оказывается символистской драмой.

Театр готовился к премьере почти два года, но спектакль вышел легким, ненатужным и даже грациозным. Режиссура в нем естественна и не довлеет над текстом — напротив, она здесь лишь необходимое и достаточное условие для того, чтобы носители идей выглядели живыми людьми, а их слова были услышаны. Замечательную работу сделал Станислав Бенедиктов: его лаконичная сценография превращает сцену в подобие корабля, над которым нависают крылья ветряных мельниц, служащих кораблю парусами. Нос этого корабля глубоко вдается в зал, так что, как в шекспировском театре, публика окружает сцену и нависает над ней на балконах. Вместо перемен декорации слуги просцениума мгновенно, не сбивая ритма спектакля, выносят на сцену качели для усадьбы Бакуниных или обеденный стол для лондонского особняка Герценов, при этом их экипировки и костюмов на героях достаточно, чтобы обрисовать, где в данный момент происходит дело — в революционной Франции, Петербурге или на Лазурном Берегу.

Но сценография, режиссура — это полдела. Главное Бородин сделал задолго до премьеры: он собрал дееспособную труппу, молодую и мобильную, способную поднять трехтомный спектакль, и — что выглядит почти феноменально — когда эта труппа играет людей давно вымершей породы, им веришь. Даже притом что та ирония, с которой молодые артисты играют стоппардовских великодушных философов и практиков, иной природы, чем стоппардовская. У него это ирония британца над идеализмом вообще и усмешка европейского интеллектуала над самим собой: ведь пьеса о крушении одной утопии писалась в тот момент, когда очередная утопия и историческая причуда по имени СССР, с которой давно смирились и которую полагали стабильной на века, обрушилась самым неожиданным для Европы образом. Но одно дело — семидесятилетний Стоппард. Другое дело — рамтовские актеры. Евгений Редько, играющий Белинского неловким провидцем, одолеваемым вшами и нетерпением; Илья Исаев в роли Герцена — оратор, не терпящий фразерства; шумный и непосредственный Бакунин — Степан Морозов; Нелли Уварова, играющая Натали Герцен и еще две роли; певунья Дарья Семенова в роли любимой сестры Бакунина; Алексей Мясников в роли Тургенева, чутьем охотника распознавший нового человека Базарова, — их актерская ирония другой, чем у Стоппарда, природы. Это защитная реакция вменяемых современных людей, которые — как и те, кого они играют, — тоже думают о свободе и справедливом обществе, только никогда в этом не признаются, чтобы не выглядеть глупо и смешно.

Они и не выглядят ни глупо, ни смешно — и это факт, превращающий «Берег утопии» в настоящее театральное событие. Ведь у нас хорошо научились играть про «нее, его и мужа под кроватью». Худо-бедно играют у нас про «быть или не быть» и «отчего люди не летают». А про категории, располагающиеся посередине между койкой и метафизикой — про свободу, допустим, и справедливость, — играть и не брались. Так что если кому-то хочется, чтобы театр сегодня хотя бы отчасти напоминал театр той поры, когда студенты осаждали галерку и носили на руках Ермолову, то «Берег утопии» — как раз такой театр.

5
0
...
18 октября 2007
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 412
7

Очень хорошая пьеса Тома Стоппарда обрела плоть и лицо…Приятно, что лицо это – близкого и интересного вам человека. Местами это ваше собственное лицо. Такие живые, умные, теплые и симпатичные получились персонажи. Том Стоппард реабилитировал, а А.Бородин оживил изрядное количество хрестоматийных персонажей русской истории 19 века. Удивительно, но кажется вопреки всяким ожиданиям (а ждали долго) команде постановщиков удалось обойти все возможные капканы и сложности пьесы. Как это получилось – тайна, но, что получилось очень хорошо – факт!

Несмотря на то, что пьеса, кажется, поставлена слово в слово, без купюр, а многие сцены вполне узнаваемы по тексту, но также очевидно, что режиссерская работа много добавила и объяснила. Какое-то очень бережное и внятное представление о том, как надо было ставить эту гигантскую пьесу.

Надо отметить, что форма Берега утопии, как «театра-на-целый-день» позволяет достичь одного очень важного эффекта - delectatio morose или эффекта замедленного чтения. Чем больше время «приуготовления», тем выше драматизм и уровень восприятия кульминации. Берег утопии – отличный эксперимент в этом смысле…

С одной стороны, конечно, Берег утопии не переворачивает сознание, не открывает новые горизонты восприятия, но это театр, который обладает другой важной способностью – он делает тебя добрее и внимательнее к тем, кто тебя окружает. От этих строк у меня самого немного сводит скулы – слишком банально… Но когда ты втянут в бесконечное действие со всеми этими живыми людьми, взрослыми и детьми, то тебе не кажется, что распускающаяся (давно засохшая) сентиментальность – это что-то постыдное. А это ценно!

Берег утопии – важный, доступный и одновременно очень тонкий театр. С множеством смыслов...
Безумные идеи, концепции, бессчетные парадигмы – сводят с ума, сметают дома и рассеивают народы. Эти ураганы общественных страстей, этот туман социальности заслоняет маленькие радости и невзгоды людей: страх маленького глухого Коли, невозможность увидеть счастливыми своих детей старого Бакунина, моральные тупики думающих людей и т.д. Ничего изменить невозможно…Таков порядок вещей и законы рыжего кота, конечно… Но, что можно сделать, это оглянуться лишний раз, повернуть голову в сторону близких вам людей или просто случайно встреченных, тех, кто нуждается в вашей помощи… Может быть, главное, что сделал Н.Огарев в своей жизни - это подарок губной гармошки мальчику Генри… Так учит Т.Стоппард.

Разгадать загадки мироздания невозможно! Бессильна любая философия! Т.Стоппард устами А.Герцена говорит: «В истории ничего не предопределено, а значит все возможно. В этом и есть наше человеческое достоинство!», и ответственность – от себя добавлю я. Эта такая простая мысль приобретает серьезное значение и вес в конце более, чем девятичасового спектакля. Ох, а от этого надежда начинает подавать знаки из тьмы собственного безверия и жестокости…

Да...., вот реплика вышла совсем сопливая и комплиментарная… Простите, я не виноват. Это все Том Стоппард, А.Бородин и вся его замечательная команда, сделавшая Берег утопии…
Спасибо!

4
0
...
21 октября 2007
Фото Павел Лягин
Фото Павел Лягин
отзывы: 100
оценки: 185
рейтинг: 247
9

это просто ШЕДЕВР!!!
подобных спектаклей я ещё не видел! Такой труд режиссёра, труппы, художников... все и каждый достойны маски!!!

10 часов погружения! 10 часов восхищения! с одинадцатого часа и далее - восторг и катарсис!

Очень рекомендую и советую!!!

1
0
...
28 февраля 2011
Фото kotikus -
Фото kotikus -
отзывы: 61
оценки: 362
рейтинг: 124
9

Сходила на "Берег утопии". По-моему, это грандиозно! Меня переполняют эмоции и очень трудно подобрать нужные слова. У многих постановок и актёров есть такая особенность: они как паровоз постепенно набирают ход и им необходимо время для разогрева. Но этот спектакль захватывает и держит с первых же минут! Каждое мгновение восхищалась талантом Стоппарда: как англичанин смог ТАК написать о России?! Это поразительно. И сама постановка поражает своими необычными решениями. Смотрится на одном дыхании.
Самая большая проблема - это сожаление об ограниченных человеческих возможностях. Потому что первый спектакль ты стараешься впитывать как губка, ловя и обдумывая каждое слово. Но в дальнейшем против воли копится усталость, чисто физическая, и ты уже силишься воспринимать происходящее. Правда под конец открылось второе дыхание =)
Актёрская игра просто изумительна. Я открыла для себя много безумно талантливых людей. Это не может не радовать.
Жаль, что максимальная оценка всего лишь пятёрка))

0
0
...
13 марта 2010
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 88
9

26 апреля 2014 года, суббота. Этот день для меня войдет в историю моих театральных походов.
"Берег Утопии" РАМТ. 10 часов с антрактами и перерывами. Аплодисменты стоя, "Браво!" в конце.
Я много видела, но ТАКОГО еще никогда.

Я давно слышала про этот спектакль, даже книгу скачала. Но в итоге записалась на спектакль и стала читать книгу. На момент начала спектакля я прочла чуть меньше половины. Этого мне хватило. Примерно вникла в героев, сюжет.
У меня был входной на свободные места, место я нашла удачное: приставной стул в 9-ом ряду. Повезло потому, что сцена выдвинута на 6 рядов по центру, поэтому мой ряд получился фактически третьим полным рядом. Те, кто сидел по бокам с 1 по 6 ряд, думаю, были не всегда в удобной позе просмотра действия.
Книга и спектакль состоят из трех частей: "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег". Каждая часть идет 2:30 с антрактом, поэтому некоторые путались во времени и действии из серии, какая это часть, какое действие какой части, во сколько все это закончится. По моим расчетам должны были быть перерывы между спектаклями примерно по часу, но они были примерно 30 минут. То есть до кафе не успеть. Почитав отзывы о том, что нужно запастись едой и водой, я была подготовлена, в отличие от большинства, которые питались бутербродами в буфете. Одна женщина сказала своей подруге, что никогда в жизни за один день столько бутербродов не ела, да и сегодня не планировала. У нее было пожелание буфету хотя бы на такое театральный день прикупить/приготовить хотя бы салатики. Но это всё мелочи. Один день можно и перебиться на бутербродах (думаю, буфет сделал шикарную выручку не на шампанском, на бутербродах).

Спектакль по пьесе Тома Стоппарда, который сидел в библиотеках, изучал биографии героев будущей книги. Герои непростые: Герцен, Огарев, Белинский, Станкевич, Тургенев, Маркс, Чернышевский... Постоянные разговоры о революции, переменах в государстве, философии, но в то же время и личная жизнь.
Кроме того, что сцена выдвинута, очень интересны многофункциональные декорации: то одна часть пола отодвигается и "второй пол" превращается в каток, то поднимаются доски так, что в результате выстраивается корабль, то сверху опускаются и поднимаются доски, которые показывают условные границы. Занавеса никакого нет, поэтому интересно и то, как начиналось действие. Зрители расселись, но свет еще горит. Входят актеры, садятся в позу, затем удар гонга, гаснет свет, действие продолжается.
Каждая часть сделана как отдельный спектакль, который является частью общего, поэтому первые две части не ставят никакую точку вообще, актеры доигрывают сцену и уходят на перерыв. Поклоны только в самом конце. Что касается поклонов, то очень я была удивлена, когда зрителям позволили подняться на сцену и подарить цветы. Не актеры к зрителю подходили, а наоборот. Прямо паломничество какое-то было, которое меня очень удивило.
Спектакль практически слово в слово повторяет пьесу, все соответствует эпохе: костюмы, реквизит, текст.
Актеры для меня стали настоящими героями. Особенно те трое, что накануне играли премьеру. Вечером премьера, а в 12 на следующий день спектакль. И прийти нужно не к 12 часам, а раньше, соответственно, нужно и встать рано. Актеры замечательные, как известные, так и неизвестные мне. Больше всего запомнился Белинский в исполнении Евгения Редько ну и главные герои - Герцен (и его семья), Огарев, Бакунин. Некоторые актеры играют несколько ролей в спектакле, например, Нелли Уварова в первой части играет Натали Беер, во второй - Натали Герцен, в третьей - Мэри (любовница Огарева). Очень интересно было понаблюдать.
Мне спектакль понравился. Все части. Да, было нелегко, но невероятно интересно. К сожалению, к концу спектакля внимание рассеивается, поэтому не всегда сразу я улавливала некоторые моменты. Но эти моменты я осознала, когда дочитала книгу. Я еще раз пересмотрела, но уже заочно, спектакль во время прочтения книги.
Решилась бы я еще раз на такой спектакль?

0
0
...
30 апреля 2014
Фото Владимир Безваль
Фото Владимир Безваль
отзывы: 48
оценки: 40
рейтинг: 69
5
"Театральный сериал" или "Вас тут не играло"

Признайтесь, но только честно, Вам нравятся сериалы? Пустая трата времени, не правда ли?

Берег утопии театральный сериал и здесь все "по взрослому": добротно пошитые костюмы меняются через три сцены на четвертую, гримеры морщинят лбы актерам, стилисты меняют прически, персонажи гримасничают в заданных образах, скелет у спектакля крепкий "мъюзикальный", рабочие сцены - часть спектакля, поклон отрепетирован, динамика нагоняется интенсивной отчиткой текста и прочее и прочее и прочее.

Но не задевает, не цепляет за живое. Зритель в течение целого дня остается лишь наблюдателем. Он не вовлечен в спектакль, происходящее на сцене его не трогает, зритель зырит вглубь сцены и слухает диалоги. А чё дальше?

Отсидев в театре полдня, ну разве есть смысл уходить посредине? Во первых, уплочено, а во вторых, интересно чем кончится? Вот и сидят, вот и зырят...

Берег Утопии это некое подобие театрального Церетели, некая театральная гигантомания, спектакля, растянутого на целый день.

Зачем нужно было "размазывать кашу по столу", когда все мысли, которые хотел донести до нас А. Бородин в достаточно любопытном произведении Тома Стоппарда, были высказаны уже после первого действия. Зачем Лёша "кота тянуть ..."? Ради недешевого РАМТовского буфета?

Разве шедеврально, то что велико по объему, что не форматно, что по сериальному плоско и не заставляет сопереживать? Только что механических аплодисментов спектаклю не хватало.

Но кто-то "прозорливый" присвоил этому РАМТовскому достижению Золотую маску, премию Станиславского, Хрустальную Турандот? Здесь впору позавидовать, не правда ли Зураб Константинович?

1
0
...
3 ноября 2010
Фото Vladimir Sevrinovsky
Фото Vladimir Sevrinovsky
отзывы: 37
оценки: 49
рейтинг: 66
7

Превосходный образец edutainment, со всеми плюсами и минусами этого жанра. Том Стоппард проделал титаническую работу, уместив историю русской критики и философской мысли от Белинского до Чернышевского в огромную трилогию, идущую, с учетом антрактов, 10 часов. Сам факт, что большинство зрителей, и я в том числе, все это время смотрели спектакль с неослабевающим интересом, уже говорит об очень высоком качестве.
Поскольку функция спектакля скорее ликбезная, его герои сознательно сведены до утрированных типажей, общающихся друг с другом, в основном, выдержками из собственных программных статей и писем. Чтобы зритель не уснул, диалоги, и без того весьма насыщенные, разбавлены огромным количеством шуток. К сожалению, некоторые повторяются много раз, но общий их уровень весьма высок. Зачастую кажется, что смотришь вудиалленовский сиквел к "Love and Death". Иногда действие превращается в настоящий фарс. Трагических моментов мало, и цепляют они не так сильно. Метод усиления печали во второй части за счет сентиментальных флешбэков я и вовсе не одобряю.
Постановка - добротная и лаконичная. Декорации сведены к минимуму, в нужные моменты актеры отворачиваются от сцены и, выходя на узкий помост, обращают монологи непосредственно в зал. Больше всего понравилось исполнение роли Белинского, но Бакунин и Герцен тоже очень хороши.
Резюме. По словам Герцена, история России идет зигзагами, так что метания интеллигентов XIX века со временем, увы, не утрачивают актуальности. Поэтому, если вы хотите лучше понять нынешнюю Россию, вам нравятся пьесы Тома Стоппарда и комедии Вуди Аллена, берите друзей, проносите сквозь бдительную охрану в сумках сухой паек (сбегать в кафе в антрактах будет непросто) и наслаждайтесь прекрасным спектаклем.

0
0
...
11 февраля 2013
Фото Светлана Семёнова
Фото Светлана Семёнова
отзывы: 33
оценки: 116
рейтинг: 56
9

Несмотря на большую продолжительность спектакля, совсем не устаешь. За 10 часов происходит полное погружение в эпоху XIX века, из-за чего после окончания спектакля тяжело вернуться в современную действительность. Белинский в исполнении Евгения Редько великолепен, как впрочем и другие герои пьесы: Герцен, Тургенев, Бакунин и др.

2
0
...
27 сентября 2011
Фото Elena
Фото Elena
отзывы: 25
оценки: 86
рейтинг: 56
7

Ко всем хвалебным одам могу отметить лишь один на мой взгляд недостаток - утомляет весь день с маленькими перерывами смотреть этот шедевр. Очень хотелось на часик на два отлучиться подышать свежим воздухом и пообедать в близлежайшие кафе... Утомляемость в свою очередь сказывается и на восприятие происходящего на сцене - тяжело переваривались весьма занятные монологи с немалой смысловой нагрузкой, которые собственно должны сподвигать к некоторому размышлению... но увы и ах - ловила себя на мысли, что много пропустила мимо ушей( - особенно под конец...

Кстати, вы знаете, костюмы были бесподобны)

1
0
...
17 января 2010
Фото Are
Фото Are
отзывы: 25
оценки: 26
рейтинг: 52
7

Хорошо сделанный спектакль с великолепно играющими актерами.
Все хорошо, кроме пьесы. Пьеса мне не понравилась. Это творение Стоппарда на русскую тему -- в основе жизнеописание Александра Иваныча Герцена (по "Былому и думам" и разным воспоминаниям современников). Но, конечно, не подлинное жизнеописание а некая шаржированная картина, фантазия на тему быта и идей русского демократического и либерального круга интеллигенции.
Забавно.
Но то, что у Достоевского в "Бесах" и у Лескова в "Некуда" сгусток боли -- здесь повод для шуток и комических трансформаций.
Поэтому сия пиэса меня оставила равнодушной. "Напрасны ваши совершенства", так сказать.

0
0
...
29 января 2012
Фото Корней Брусков
Фото Корней Брусков
отзывы: 40
оценки: 40
рейтинг: 46
3

Театр текста. Текст идет не от действия, а действие идет от текста. Лучше прочитать книжку и не тратить день на изучение пересказа, ведь она то очень хороша. А поскольку все рисуется буквами смотреть это очень скучно.

2
0
...
3 марта 2008
Фото farraru
Фото farraru
отзывы: 30
оценки: 69
рейтинг: 37
3

Сходила во второй раз и обнаружила чудовищное прямо-таки ухудшение с премьерными месяцами.
Одно радует - теперь Рыжего Кота стало меньше, однако куда-то подевалась и связность. Сюжет - как про людей, так и про идеи - скомкался до полной местами неартикулированности.
Актеров меняют так, что в глазах рябит. Сносную Натали довольно быстро меняют на Натали совсем отвратно играющую. Даже неловко за актрису. Впрочем, и всю актерскую игру прям блестящей не назовешь. С одной стороны, чего жаловаться - знали, что в РАМТ шли, а с другой - вроде в премьерный месяц как-то очень гладко было.
Странно, что так сдулось.
Впрочем, если кого-то уровень РАМТа устраивает - может, вам и понравится. А вот Стоппарда чего-то в этом всем совсем не осталось.

0
0
...
30 декабря 2010
Фото А. Новиков
Фото А. Новиков
отзывы: 43
оценки: 47
рейтинг: 35
9

В принципе, все начиная с прошлого сезона, хорошо описано в Театральном смотрителе, поэтому ограничусь парой комментариев. Безусловно, этот спектакль из разряда обязательных к просмотру, и один факт его присутствия в репертуаре РАМТа говорит о безусловном успехе мероприятия. Далее обычно следует тактико-технические характеристики, не откажу и себе в удовольствии: 3 пьесы - "Путешествие", "Кораблекрушение" и "Выброшенные на берег", идет 10 часов, включая антракты и перерывы, 35 лет русской истории - 1833-1868, 5 стран действия - Россия, Франция, Швейцария, Италия и Англия, 70 персонажей, среди них - Бакунин, Герцен, Белинский, Огарев, Тургенев, а также Карл Маркс и Рыжий Кот.
В сущности удивительно, что именно Том Стоппард, автор великолепного постмодерна "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и попсового "Влюбленного Шекспира", взялся за русскую историю и русскую литературу. При том, что у нас интерес к этой эпохе в широком плане давно пропал (со времен Союза), а русскую литературу принято вспоминать т.о. - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, дальше сразу Достоевский, Толстой, Чехов. Вот об этом "революционном" промежутке и идет речь. На уроке литературы, где только еще и принято упоминать эти имена, я помню у нас в гимназии был суд над Чернышевским перед его, так сказать, потомками. Я был обвинителем и особенно напирал на (мнимую) гомосексуальность Чернышевского, вспоминая общую мечтательную атмосферу снов Веры Павловны и вольности слога писем, что не совсем (совсем не) соответствовало реальности. Мой оппонент, кстати, племянник Владимира Винокура, легко на личном обаянии (в нашей школьной постановке играл и Пушкина, и Онегина) отразил несусветные нападки. Тогда в школе никто всерьез не воспринимал этих революционных памятников. И вот же жизнь никому до них нет дела, кроме как известному английскому драматургу, да и тот толком не может объяснить в чем дело. И в самом деле, почему он обратился к этой русской теме, хотя скажем, в интервью Петру Фаворову он утверждает, что "просто писал пьесу". Этим летом с тем же вопросом о природе интереса к России, я вопрошал своего немецкого товарища, который в четвертый раз приехал в Россию, прошел магистратуру в Питере, и вообще по России путешествовал более, нежели я. Он не смог мне дать внятного ответа - не разумный выбор, но и не вервольф в средней полосе. Похоже они, наши иностранные друзья реально не знают, от чего же их тянет сюда - на самолете ли, на бумаге ли. Некий метафизический маяк. Сюда, сюда! Здесь берег утопии. Здесь кот рыжий бродит, по цепи кругом.
И еще (не по делу, но за 10 часов достало) - с бельэтажа и балкона свисает защитная металлическая сетка см 30 длиной, и это ужасно. Чуть лучше обстоят дела со "звездами" - Алексей Веселкин и Нелли Уварова играют вторые роли, и не так плохо, как сетка.
В общем, я в полном восторге и еще под впечатлением от неровного, как сама жизнь, спектакля в постановке Алексея Бородина.

1
0
...
4 декабря 2008
Фото Anna Stolyarova
Фото Anna Stolyarova
отзывы: 134
оценки: 136
рейтинг: 21
9

Что мы знаем о революционерах середины 19 века ? Кто-то знакомился с их деятельностью на страницах учебников истории, на уроках литературы. Все эти "Что делать?", "Кто виноват?", "Былое и думы"...В основном было скучно и обязательно к прочтению(неохотному). Позже некоторые из нас узнавали любопытные подробности личной жизни классиков из писем и воспоминаний оных, не все, но всё же.
Том Стоппард, замечательный драматург с мировым именем, философ выразил в своих пьесах свой взгляд, со стороны, с "другого берега". Ведь не секрет, что русская классическая литература и история, так порой бездарно вдалбливаемая нам в школьные годы, очень интересует мировую интеллигенцию. И как явление всемирной истории, и как прекрасные образцы беллетристики, романизма и филосолфской мысли. Ну а духовная жизнь людей, в том числе и великих, интересна вдвойне, тем более и личная жизнь, взаимоотношения друг с другом были весьма насыщенны.
Итак, три спектакля : "Путешествие", "Кораблекрушение" и "Выброшенные на берег". От юношей-мечтателей, что поклялись на Воробьевых горах нести революционный огонь в "Путешествии", пройдя через отрезвляющие события европейских революций середины 19 века в "Кораблекрушении", наши герои оказываются в конце пути усталыми, опустошенными, сделавшими выводы в "Выброшенных на берег".
Замечательные и узнаваемые герои- обстоятельный и мудрый Искандер(Герцен), соратник Оарев, любитель охоты Тургенев, нелепый и пламенный борец Белинский, неугомонный Бакунин и множество других известных историчестких персонажей, а также их жены, любовницы, дети.
Спектакль несмотря на свою монументальность очень живой и с большим чувством юмора. Особенно много смеха раздавалось во время первой части, когда герои молоды и горячи.
Актерский сотсав. Тут даже нем могу выделить кого-то одного- все играли на таком уровне, что все 10 часов ты забываешь, что живешь в Москве 21 века. Ты там- в селе Прямухино Тверской губернии, в поместье отца Михаила Бакунина распиваешь чаи с многочисленными сестрами героя, или в тесной квартирке Белинского, или уже в Париже на баррикадах Июльской революции... Или в Ницце становишься свидетелем супружеской измены и феминистических порывов Натали Герцен..
Но очень хочется выделить одну роль. Связующую. Александр Герцен-главный герой трилогии . Его благородство, ум и даже спокойствие во всех жизненных коллизиях прекрасно сыграл Илья Исаев. Это пожалуй мой любимый актер в этом театре. Ещё со времен Буденброкков, где он играл Тома, он поразил меня внутренним благородством и основательностью.
Вот знаете, хотелось выразить мноое в этой рецензии, но не хватает слов, так как все тонет в восхищении перед той мощью спектакля, в которую мы все погрузились на 10 часов.
Хочется ещё отметить доброжелательное отношение театральных билетеров и администрации. Так как спектакль долгий, то в антрактах нас ожидал самовар, баранки с маком и яблоки. Очень приятна такая забота о зрителях.

0
0
...
28 апреля 2016
Фото do-minor
Фото do-minor
отзывы: 8
оценки: 12
рейтинг: 16
9

Фантастическая вещь! Когда мне сказали, что спектакль идет целый день, я подумала - "Какой герой это выдержит?". Но решила рискнуть - и не заметила, как пролетели первые три часа. Когда пролетели вторые 3 часа - подумала - "Боже, я не хочу, чтобы это заканчивалось!". В результате сходила на спектакль уже дважды, и собираюсь идти опять. Великолепная пьеса, живешь вместе с этими героями и абсолютное ощущение, что все они - твои близкие знакомые, умные, талантливые, неординарные, с которыми не хочется расставаться. Играют потрясающе. А в Бакунина просто влюбилась!

2
0
...
1 апреля 2012
Фото anvusp
Фото anvusp
отзывы: 1
оценки: 6
рейтинг: 13
1

Между арт-хаусом и, вежливо говоря, глупостью грань всегда очень тонка. В случае с Утопией, спектакль с грохотом срывается в пропасть глупости. Да осудит меня интеллигенция за эти слова, но если спектакль об "умном", это еще не делает его гениальным.

Начнем с того, что спектакль идет 10 часов. Это значит, что несчастный зритель будет постепенно ощущать медленное, но верное наступление боли сзади. Через какое-то время начнется несварение и где-то на пятом-шестом часу думать о спектакле будет невозможно.

Теперь о сюжете: его нет. Причем не просто нет, а принципиально нет. Весь спектакль о том, как в доме сначала Бакуниных, потом Герцена ошивается интеллигенция и философствует. У меня болит все, от спины ниже, а они философствуют. И философия не особенно оригинальная. К тому же, для тех, кто с первого раза (или часа!) не понял философию, она повторяется еще... даже язык, или пальцы, не поворачиваются написать раз, так как повторяется она не один раз, а раз семьдесят (по количеству сцен в общей сложности).

Весь спектакль бродит призрак, призрак коммунизма, а если точнее, революции. Половина говорит, что России просто нужны принципиальные изменения, другая половина, что срочно нужны (вплоть до немедленной революции). Так как действие за три, 3-часовых части прогрессирует (не волнуйтесь, не волнуйтесь, скачками между каждой частью, чтобы действие слишком быстрым не показалось) от начала до середины 19-ого века, то есть между Французской и нашей революциями, тема их горячих споров не сдвигается ни на йоту -- мол, НАДО в России, так как во Франции. И все.

Бакунин старший выдает замуж дочерей, а то, что они умирают мы (кажется) узнаем из разговора двух слуг, сильно переигрывающий Белинский носится по сцене хотя болен чахоткой, лысый Чаадаев мимоходом заглядывает на сцену и больше ни разу не появляется, Бакунин младший (Михаил) ревнует сестру к Белинскому, а под конец (который, кстати, для меня звучал как божественные аккорды), все мужчины старые, периодически засыпают, седому Герцену является Маркс, и.т.д. Тут уж неизвестно, плакать или смеяться. Впрочем, зрителю уже так паршиво, что все равно.

Назвать спектакль бездарным никак нельзя. Он профессионально поставлен, в нем в целом хорошо играют, хотя как раз главные роли иногда чуточку сдают (как я уже упоминал, больной Белинский забывает, что болен, Герцен и Огарев пару раз забывают, что старики, но если учесть, что они тоже десять часов подряд играют, то это легко простить). Видно, что Том Стоппард старался, но все-таки он не Феллини чтобы даже вещи без сюжета были гениальны (если на то пошло, даже Амаркорд местами несколько затянут, на мой взгляд, но эту точку зрения я отстаивать не намерен). Из хорошей, но относительно короткой пьесы (которую я как раз советую прочесть всем), получился длиннющий спектакль. В результате -- скучно. А через 10 часов, невыносимо скучно.

Если идти на этот спектакль, то делать это надо в разные дни. Не исключаю, что если идти на него как на три разных спектакля, то спектакль воспринимался бы лучше, а если бы его просто разбили на три независимые части, то и актерам было бы проще, но сейчас, честно отмучав свои 10 часов, заявляю: мне кажется я один из немногих, кто открыто заявляет, что это, как говорится, не есть хорошо, отчасти из-за того, что многие немного боятся, что их вкус покажется дурным. Но как я написал в самом начале, если спектакль об умном, а философия интеллигенции 19-ого века в эту категорию попадает, то это еще не значит, что спектакль хороший.

Напоследок остается отметить, что в спектакле есть сцена в которой старому Тургеневу является Базаров. Базаров утверждает, что не любит Тургенева за непрактичность. На просьбу Тургенева привести пример практичной литературы, Базаров называет книгу лечения геморроя. Так как эта сцена происходит где-то на десятом часу спектакля, мне стоило огромных усилий не оторвать ноющие части от кресла и не заорать на весь театр: "У вас, случайно, копии не найдется?"

13
0
...
23 декабря 2007
Фото Вера Шатунова
Фото Вера Шатунова
отзывы: 13
оценки: 32
рейтинг: 11
9

"Любите ли вы театр так, как люблю его я?", - этот вопрос может звучать лишь из уст зрителя "Берега Утопии". Причем не просто зрителя, а того самого, кто провел потрясающие 10 часов в субботу в РАМТе на "Береге Утопии" Тома Стоппарда.

На этот спектакль я собиралась с духом с самого начала. С прогона. На прогон я не попала, а потом и вовсе ушла из Клуба Искусств. Книжка шла тяжело, так как не люблю читать пьесы. В итоге к субботе я осилила лишь "Путешествие" (в первый раз пыталась прочесть книжку в 2006 году, однако посчитала себя тогда для нее еще маленькой). Никак не могла понять, почему все им так восхищаются, пока не пошла сама. Я ожидала нудной галиматьи на тему философских рассуждений. Ох, как же я ошибалась! Сюжет оказался вовсе не таким как мне казалось. Кроме философских идей еще переплетено множество личных отношений.

Безусловно, что первое, на что я обратила внимание - это сцена. Да и глупо ее не заметить :) Она в 2 раза больше, чем обычно и символизирует корабль. Помнится, что на одном из занятий театроведческой секции Станислав Бенедиктов показывал нам макет сцены, кажется 1:20. Но в действительности она просто огромная! Спасибо Саше Тугунову, что подсказал, какие места лучше брать. середина первого ряда бельэтажа - это сказка. Моя мама ходила отдельно, у нее были билеты на 8й ряд (в данном случае он как первый). Утверждает, что видимость оттуда хорошая. Но у нас будто с горы смотришь на приближающийся корабль.

Игра актеров очень хорошая. Какой бы ни был артист, но даже лишь факт запоминания такого огромного количества текста (в спектакле действительно очень много монологов и диалогов), несомненно заслуживает уважения. Отдельное спасибо Дарье Семеновой (*и снова она Татьяна!). Она была великолепна в субботу. Безусловно великолепный Редько! от Белинского к французского социалисту. Конечно же, как всегда порадовала Лариса Ивановна Гребенщикова. У таких Артистов не может быть иначе. Хорош и был Бакунин (Степан Морозов). Чудные детки играли в спектакле.

Отдельного внимания заслуживают костюмы: всегда идеально подобранные по цветовой гамме, поражающие своим многообразием. Чудесные по стилю и тканям. От одного платья так вообще не могла оторвать взгляд: то красное, то зеленое.

Удивительно, что англичанин смог понять русских, нашу историю и идеологию гораздо лучше, чем понимают многие из нас.

Как жаль, что в школьные годы у нас не было "Берега утопии". Насколько проще было бы понять российскую историю. Почти четверть 19 века. Когда-то на вступительных экзаменах в МГУ мне попался вопрос про Огарева, Герцена и Грановского и Аксаковых. Ответила на 5, однако это было не понимание, а зазубривание материала. все было бы иначе, будь я знакома с произведением ранее. В студенческие годы меня неоднократно настигала философия, история политико-правовых учений и политическая социология. С ними тоже хоть чуточку, но проще можно было бы разделаться.

1
0
...
14 октября 2011
Фото Галина Менестрель
Фото Галина Менестрель
отзывы: 6
оценки: 12
рейтинг: 8
9

Неожиданно, ярко и невероятно талантливо! Эти слова можно приложить к любой постановке РАМТа, но тут они особенно верны.
Длинный спектакль смотрится на одном дыхании, а после него на историю смотришь совсем другими глазами! Белинский, Герцен, Тургенев и прочие великие люди начинают казаться не просто персонажами из скучных книг, а живыми людьми со своими переживаниями и чувствами.

1
0
...
19 мая 2011
Фото Ik rinka
Фото Ik rinka
отзывы: 1
оценки: 11
рейтинг: 2
3

Прошло несколько лет с премьеры, тв дало возможность освежить в памяти это чудище... вывод тот же:
1) урра! наконец-то телефонную книгу поставили... как и положено ставить телефонную книгу: без эмоций, телеграфным речитативом , местами пошло (когда девицы галопом проскакивают сцену наискосок), местами глупо ( ни один актер не понимает, что говорит), и всегда - громко!
2) посильное объяснение: это же детский театр ))) так что все наигрыши, вся пошлость, все оглупление героев - только на пользу: детям съедобно, взрослым наплевать...

2
0
...
10 июня 2012
Фото serg_petrofff
Фото serg_petrofff
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 2
9

С ужасом представлял себе проведенную в театре субботу...ан нет...оказалось, что это довольно легко....правда перерывы маленькие, даже кофе выпить толком не успеваешь...
Спектакль замечательный, есть, конечно, шанс, что мне повезло и на премьере актеры выкладывались как никогда....но, зрелище , которое мне посчастливилось наблюдать завораживает и не отпускает..
Даже Нелли Уварова своим вездесуществованием не смогла испортить действие.. Кстати, если говорить об игре актеров, то Евгений Редько прочно занял нишу лучшего театрального актера Москвы (ИМХО), также Илья Исаев был крайне убедителен... Этот дуэт проникал в каждую голову сидящего в зале человека...
Для тех, кто не читал книгу , возможно, спектакль будет труден, т.к. огромный плласт культуры и искусства перекопанный автором-сценаристом столь велик, что в маленькие головы совдеповских школьничков едва ли поместится...Хотя,....можно порекомендовать брать с собой на спектакль учебники русской литературы и истории 19в.
Спектакль был просмотрен на одном дыхании и послевкусием стало его недельное обсуждение в кругу посвященных.

Резюме: отличный сценарий, хорошая постановка, великолепная (за некоторым исключением) игра актеров, послушный зал, довольные критики, и недельное осмысление действия.

2
0
...
17 ноября 2009
Фото Кристина
Фото Кристина
отзывы: 7
оценки: 10
рейтинг: 2
9


Об этом спектакле мы еще будем рассказывать своим внукам. Если к тому времени, конечно..
Как не осталось уже (почти) той стопроцентной интеллигенции, благородных порывов ...
Спектакль буква в букву повторяет книгу Стоппарда (которую очень неплохо прочесть перед спектаклем, она,кстати, невероятно интересная) и не дает скучать ни секунды. Там столько интеллектуального юмора, гениальных философских мыслей - прекрасно читаемых героями в спектакле. Спасибо!

К вопросу о 9 часах спектакля - все очень просто: почему нет? Представьте, что вы весь день на лекции по истории отечества, которую к тому же преподают безумно интересно. И там большие перерывы между спектаклями, можно погулять в центре, поразмышлять ...

0
0
...
9 ноября 2009
Фото Ирина Луговская
Фото Ирина Луговская
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
3

Очень скучно, временами зал хихикает над сравнением Онегина с Жорж Санд. Что можно ожидать от иностранцев, когда они что-либо пишут про Россию? Осилила первую часть, затем ушла.

2
0
...
12 апреля 2009
Фото jk00
Фото jk00
отзывы: 15
оценки: 15
рейтинг: 2
9

«Берег утопии» идет уже больше года и удерживает звание одного из самых впечатляющих спектаклей Москвы. Девятичасовой спектакль-эпопею по трилогии Тома Стоппарда не решались показывать полностью за один день ни в Лондоне, ни в Париже, а Москва выдержала. И нам всем от этого только лучше! Постановка состоит из трех частей - "Путешествие", "Кораблекрушение" и "Выброшенные на берег». Действие происходит в разных странах и охватывает тридцать пять лет и 70 персонажей, жизни героев полностью проживаются на сцене. Белинский, Станкевич, Чаадаев, Герцен, Огарев, Тургенев, Бакунин, Чернышевский ищут смысл жизни, спорят о свободе, России и демократии. За немаленькое время спектакля настолько сродняешься с героями, переживаешь этот самый трудный период в российской истории так живо и ярко, что начинаешь понимать как все происходило на самом деле, как все мы заблуждаемся порой. Нам бы всем у них стоило поучиться вере, нескончаемой энергии и желанию все изменить, умению стоять до конца, биться и метаться, пытаться сделать что-то своими силами, не дожидаясь кого-то. Актеры просто превосходят себя, им веришь до самого конца. Каждый должен пропустить эти хитросплетения чужих судеб через свое сердце и разум. К тому же вовсе они нам не чужие, а кто у нас еще-то есть?! Лишь мыслители, революционеры и писатели…

0
0
...
23 февраля 2009
Фото Руфина Абдуллаева
Фото Руфина Абдуллаева
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 1
9

Хочется описать то, что я почувствовала от «Берега утопии» коротко и емко. Лично я рекомендую его всем думающим людям. Не стоит ходить туда, если Вы не любите читать, несмотря на то, что постановка достаточно легкая, с элементами комедии (10 часов пролетают незаметно).

Этот спектакль – точно литературный оргазм, шоковая терапия, машина времени.. Я побывала там, в том веке, среди тех гениев. Это было полное погружение благодаря великолепной игре мастеров. Некоторые монологи хотелось прокручивать назад, чтобы прослушать снова, чтобы не пропустить ни одного слова, ни одной мысли.

Этот спектакль – трамплин для новых знаний. Я, например, полюбила Белинского. Кто-нибудь знал, что можно читать Герцена? Теперь я этого хочу.

А ещё я думала о концентрации гениев в одном времени. Может быть, именно дух несвободы порождал их. Сколько люди всего делают вопреки, во имя протеста. Иначе неинтересно. А что мы имеем сейчас? Кстати, сегодняшняя «свобода» тоже очень сомнительна. Возможно наших героев оценит кто-то спустя века, но лично я пока не знаю тех, кого бы смогла сравнить с Пушкиным или Достоевским.

1
0
...
9 октября 2017
Фото Анна Дрозд
Фото Анна Дрозд
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 1
9

Несмотря на то, что постановка целиком длится весь день, никакого дискомфорта. Не представляю, какое напряжение царит к концу такого дня среди актёров, если даже просто смотреть на их прекрасную игру всё же физически не так просто.

Достоинства книги постановка нисколько не умоляет, а скорее даже наоборот. Потрясающая игра актёров целиком переносит нас в атмосферу 19го века, заставляя поверить нас и увидеть в идолах литературы настоящих, живых людей.
Впрочем, это , скорее, заслуга самого Стоппарда, нежели актёров и режиссёров.
Идея гениальна по своей задумки. Представлял ли кто-нибудь когда-нибудь Тургенева, влюблённого и качающегося на качелях? Вербализовали когда-нибудь Белинского?

Очаровывает и завораживает эта радость узнавания-будто за 100 с лишним лет ничего не изменилось. Будто ни мысли, ни поведение людей не изменилось. Барышни-по прежнему видят в мечтах Онегина и представляют себя с ним в одной постели, "Бакунины" в вечных поисках и скитаниях, и вечно счастливы, а жизнь идёт как идёт, . Всё _главное_ неизменно.

В целом, спектакль производит впечатление злободневного и актуального по своему замыслу проекта с посылом на широкую аудиторию.

1
0
...
9 февраля 2012