Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Гамлет

Постановка Апарте

7.6

Рецензия «Афиши» на спектакль

7

Лет десять назад фоменковский ученик Гарольд Стрелков ходил у нас в звании надежды московской режиссуры. Однако, как это бывает, позже он заметно сник и оказался оттерт на обочину сценического процесса более молодыми и активными коллегами. Заточенный под супругу и музу — большую русскую актрису Ингу Оболдину — «Стрелков-театр» остался проектом в большей степени виртуальным. Что же до Стрелкова-постановщика, то он в последние годы обретался в Сургуте, где поднимал на ноги новый музыкально-драматический театр.

Из Сургута и был вывезен в столицу для исполнения главной роли мирового репертуара тамошний премьер Иван Косичкин — юноша бледный со взором горящим, заставляющий вспомнить о плеяде русских провинциальных героев-неврастеников. Исполнитель на пару с режиссером старательно лепят образ чистой виттенбергской души, студента в очочках, которого большая политика и жестокосердная реальность учат конкретно — наотмашь, повергают в безумие и в конце концов перемалывают со всеми его книжными представлениями о жизни. Если вспомнить об известном положении, что каждое время рождает своего Гамлета, то лучшей иллюстрации к портрету нашего безгероического сегодня не придумаешь: Гамлет Косичкина — славный парень, но слабачок, случайно угодивший под паровой каток истории.

Стоило ли ради воплощения этого нехитрого посыла городить огород на четыре часа, тем более что театр «АпАРТе», аффилированный со всеми сценическими затеями Стрелкова, не располагает для полноценного прочтения Шекспира ни материальными, ни людскими ресурсами. Вопрос оставался бы риторическим, если бы в этом диковатом спектакле, порой адресующем нас прямиком к бессмертной постановке с участием Юрия Деточкина, не случилась одна прелюбопытнейшая актерская работа и прямо вытекающая из нее новация.

Главное действующее лицо здесь вовсе не принц. Не Клавдий, не Офелия и даже не Гертруда, в роли которой мне не довелось увидеть Ингу Оболдину (ее в тот вечер заменяла Галина Виноградова). Пружиной и двигателем происходящего выступает вообще не человек, а бесплотный — естественно, с учетом театральной условности — дух. Призрак отца Гамлета в яростно бесшабашном исполнении Александра Орловского (представьте себе человека с фактурой Гоши Куценко и Максима Суханова и с эмоциональным зарядом, которого достало бы на обоих) правит здесь свой инфернальный бал. Ему так дьявольски скучно там, в вечной темноте ночи, в обществе придуманных режиссером аморфных бесенят — вот и торопится подсобрать компанию из числа былых своих подданных: ведет Офелию к воде, направляет шпагу Гамлета, не забывая при этом нашептывать ему хрестоматийные реплики. Тема мертвецов как поводырей живых тоже не новость, но здесь она отрабатывается жестко и последовательно, с прямо-таки завораживающей истовостью. Насколько она созвучна нашему времени, судить не берусь, но одно могу сказать с уверенностью: решение заигранной до дыр трагедии в стилистике мистического триллера куда интереснее и живее (если это слово применимо к мистике), нежели набившие оскомину ритуальные актерские завывания: «Бы-ы-ыть или не бы-ы-ыть…»

18 октября 2007

Лучшие отзывы о спектакле «Гамлет»

    • 7

      Да-да! Гамлет/Максим Михалёв в очках :)
      Но необычно это первые несколько минут, потом же понимаешь, насколько правильно, что Гамлет в очках!!!

      а ещё на этом спектакле почти 4 часа наблюдаешь за действием и то и дело ловишь себя на мысли, что тебе ИНТЕРЕСНО! казалось бы любимый, но так давно и, что называется, до дыр знакомый "Гамлет", казалось бы одна из мрачных шекспировских пьес, где "все умерли". а ты смотришь и тебе ИНТЕРЕСНО!

      Режиссёру Гарольду Стрелкову удалось главное: заинтересовать!
      Нет, не метаниями главного героя по поводу "быть или не быть", а каждым из героев!
      Гамлет (Иван Косичкин) здесь утончённый и готовый принимать решения интеллектуал, который одержим планами мести, но не ослеплён ими.
      Гертруда (засл.арт. РФ Галина Виноградова) аристократичная, ранимая, нежно любящая мать и женщина, мечтающая о любви.
      А Офелия (Анастасия Зыкова) - настолько нежный цветок, что хочется смотреть и смотреть, даже если она будет просто ходить по сцене. :) Разве Гамлет мог не влюбиться в неё?

      Уже игры этой троицы достаточно, чтоб считать спектакль удачным!
      Спектакль, который смотрится на одном дыхании.
      Спектакль, в котором нашлось место и удачному юмору, и даже Йорику (как же без него).
      А уж призрак отца Гамлета в исполнении Александра Орловского - вообще, душка, а не призрак! каждое его появление на сцене заметно оживляло зал :)

      Спектакль, который преподнесён так, что интересен и понятен нам сегодняшним, причём не только взрослым, но даже детям.

      Что и как там сегодня в Датском королевстве?
      Сходите в театр!
      Узнайте сами.

      1 февраля 2016
    • 9

      Ну-с, любезные мои, вновь сподвигся я так сказать на Уильяма нашего Шекспира, а именно на обязательную для любого высоко носящего почетное звание "театрал" постановку "Гамлет" в версии трогательно любимого мною театра "АП-Парте". Дополнительным побуждающим мотивом был режиссер спектакля - Г. Стрелков. Я считал его оч. талантливым режиссером. Теперь могу авторитетно заявить - это Маэстро, достойный самых знаменитых сцен. Впрочем, теперь он собственно, весьма успешный глав. реж. Питерского "им. Ленсовета". Однако о спектакле. Я не увидел каких либо неуместных отклонений от классического Шекспира. Спектакль адаптирован для небольшой сцены применением оригинальных вращающихся декораций, что только сообразно действию подчеркивает динамику сцен как и рисунки\надписи мелом на этих декорациях. Суть режиссуры Стрелкова акцентирование проблемы Выбора и Ответственности, противостояние личных желаний и амбиций, путь даже весьма обоснованных, и понимания трагических последствий, к коим воплощение этих желаний приведет. Спектакль крайне эмоционально напряженный, если не сказать жесткий, динамичный, поглощает сразу и полностью, что кроме талантливой режиссуры подразумевает гениальную игру актёров. Особенно хочу отметить ранее незнакомых мне Ивана Косичкина (Гамлет), Дмитрия Дежина (Призрак отца Гамлета) и Юльена Балмусова (актер, могильщик). Постановка гораздо грандиознее камерной сцены "Ап-Парте" будет весьма уместным и логичным увидеть этот великолепный спектакль в стенах театра ми. Ленсовета или хотя бы ТЦ "На Страстном"

      19 апреля 2009
    • 9

      Только что со спектакля. Впечатление колоссальное. Великолепная режиссура, проникновенная игра актеров! Это первый спектакль Апрте, который я видела, но явно не последний.

      26 января 2013
    • 9

      Давненько я не решалась сходить на что-нибудь по Шекспиру, а зря!
      Всё таки Шекспир - гений! И перевод Пастернака очень хорош! Текст, заученный ещё в молодости, давно растасканный на цитаты, всё равно и звучит красиво.
      Что касается конкретно этой постановки "Гамлета", то мне понравилась трактовка.
      Гамлет с такой тонкой душевной организацией, раздираемый сомнениями и страхами Клавдий, Призрак отца Гамлета, появляющийся всегда так неожиданно и так вовремя.

      Но больше всего мне понравилась Офелия! Как она пела! Её тонкий голосок до сих пор звучит в моей памяти! Как мне было жаль её, бедняжку!

      Время спектакля пролетело незаметно!
      Всем рекомендую!

      1 февраля 2016
    • 9

      «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака уже заявка на успех. И все же сделать постановку Шекспира одновременно не банальной и в тоже время близкой к оригиналу - задача не из простых. Как сказала моя мама: «Ой, будет он ходить страдать - быть ему или не быть. Не хочу на эту нудятину». Театру АПАРТЕ удалость поставить «Гамлета», порабощающего внимание зрителя. Спектакль смотрится на одном дыхании.

      В варианте Стрелкова «Гамлет» - это не история мести за убийство отца. Это история выбора принца, правителя: уехать и предоставить стране возможность мирного развития, или начать мстить, развязав тем самым кровавую бойню. Гамлет умен и этот факт только осложняет выбор. В сознании принца выбор этот слишком многомерен и многопланов. Так основная борьба разворачивается внутри него самого. Режиссер показал путь уничтожения Гамлетом в себе всего того, что мешает ему отомстить - мук совести, страха перед высшим судом. Трагедия Гамлета - это трагедия распада тонкой души. И в данном случае, эта трагедия показана ювелирно.

      Я впервые была в театре АПАРТЕ и определенно пойду туда не раз. Театр оставил наилучшие впечатления.

      25 января 2016
    • 7

      В театре очень интересная атмосфера. В ней нет величавости академических театров, но и духа капустников, к сожалению, часто встречающихся в маленьких труппах, не ощущалось тоже. Сотрудники, администрация, актеры театра чем-то неуловимо схожи и этим же резко отличаются от классических "людей театра". Это что-то для меня трудно вербализуемое, но хорошо видимое глазом и почти осязаемое.
      Сайт рассказывает, что, "долгие годы существуя в неприспособленных помещениях, театр «АпАРТе» в 2015 году наконец обрел свой дом: новую сцену, которая станет основной!" Та площадка, на которой шел "Гамлет", с одной стороны, была явно не приспособлена ни подо что: полуподвал, узкий коридор, микрогардероб. С другой стороны, каменная кладка, налет техпомещения, необходимость подниматься по лестнице, выворачивать из-за углов и пригибаться при входе - все это хорошо вписывалось в атмосферу средневекового замка, башен и ниш.

      Мне понравилось, что в постановке Принц Датский - не мститель, летящий на крыльях ночи, у которого все вокруг не правы, один он "так чувствует" (с), а потому выступает в роли Немезиды. А человек, пытающийся выжить и выбрать между внутренними демонами и внешними обстоятельствами и требованиями. Очень реалистично и оттого страшно показано, как Принц по мере определения с выбором отсекает все, что связывает его с тем, от чего он отказывается.
      Чем мне нравится классика, так это тем, что я живу с ней бок о бок, считай, всю жизнь. В первый раз читала в детстве в школе, потом в универе или сама, потом во взрослом возрасте регулярно вижу отсылки или хожу на спектакли. И часто мнение о героях, об их мотивах со временем меняется чуть ли не на диаметрально противоположное.
      Вот в 14 лет меня вполне удовлетворяла кажущаяся безапелляционность Гамлета-мстителя, Клавдия-отравителя, Призрака-жертвы.
      Но сейчас для меня все ровно наоборот. Сейчас я вижу жаждущего крови Призрака, разрывающего собственного сына ради мщения, вконец заплутавшего в своих поступках и попытках их скрыть Клавдия, зажатого между внутренним и внешним принца, то крушащего все вокруг в отчаянии, то интеллигентного и расчетливого маньяка. И именно этот вариант отлично, на мой взгляд, показали актеры театра.

      Ну и декорации. Чем еще хороши первые ряды партера, так это возможностью увидеть декорации в деталях. А в антракте успеть рассмотреть их, пока не унесли. Спектакль шел на маленькой сцене, почти на линии прибоя. Никаких тебе задников, "скрыться в тени" и чего-то подобного. Но при этом замковые комнаты, перемещения по территории Дании и даже по территории внутри головы Гамлета происходили, то есть зрелище не было статичным. Колесо с перегородками, подъемными мостами, створками, канатами и деревянными стенами - это очень здоровское решение, как мне кажется. Емко и многослойно. И чисто по-детски любопытно и красиво.

      5 марта 2016
    • 7

      В этот раз мы решили провести эксперимент. Один из нас знает и любит произведение Шекспира, посещал театральные постановки по нему – в общем, имел некий опыт. Второй – читал Шекспира аж еще в школе (это было очень давно), не проникся, и ему никогда даже в голову не приходило смотреть постановки. И мы подумали, что будет круто посмотреть один и тот же спектакль исходя из столь разных точек восприятия.
      Из этих двух людей я была вторым :-)
      Не знаю уж, как так вышло, но до этого спектакля вся суть трагедии прошла мимо меня. Для меня это была довольно запутанная история об особо не интересующих меня временах, с не близким эмоциональным бэкграундом. Но мне таки периодически становилось интересно, о чем весь сыр-бор :-) Поэтому, когда появилась возможность, я решила посмотреть постановку. При этом мы договорились, что до просмотра я не буду перечитывать произведение (это было частью эксперимента).
      В общем, результат таков.
      Во-первых, мне стан понятен сюжет :-) Мне наконец стало ясно, кто есть кто, кто кому кем приходится, кто с кем в каких отношениях, кто кому чем насолил и т.п. Кажется, что в этом сложного? Ан нет. Вот, к примеру, когда мы смотрели «Бурю» в «Et Cetera», было ровно наоборот – в произведении все понятно, а в спектакле все запутано донельзя. «АпАРТе» мне «Гамлета» распутал.
      Во-вторых, это было интересно. Очень динамичное действие; постоянная смена декораций; яркие, цельные персонажи; живые эмоции. Ни секунды не было скучно, я была вовлечена в происходящее.
      В-третьих, мне кажется, суть я тоже поняла. Гамлета играл Максим Михалёв, и он был нереально крут. Меня поразила трансформация его героя – из ребенка, тихого, погруженного в себя; через травму, через почти слепое следование чужой воле – в мятежного подростка, брызжущего готовностью действовать, но не понимающего, кто он и зачем он. Четкая и жесткая картина роста в обход взросления; роста под тяжелым прессингом, роста в результате насилия над сутью личности. Два совершенно разных человека в начале и в конце спектакля – но в то же время один и тот же ребенок, только более потерянный, потерявший себя. Во всяком случае, именно так я это увидела.
      Мне очень понравился спектакль, я очень благодарна его создателям за свежий взгляд, за такую, насколько я понимаю, не вполне классическую интерпретацию. Я думаю, что постановка будет интересна каждому, кто хотел бы посмотреть на давно и хорошо известное произведение под новым углом.

      5 марта 2016
    • 9

      Уверенное "отлично" "Гамлету" Стрелкова. Хорошая игра актеров. Постановка захватывает внимание и смотрится на одном дыхании. Спектакль - удовольствие!

      25 января 2016
    • 5

      В конце января супруга предложила сходить на спектакль "Гамлет" в театр "Апарте", что в Филипповском переулке. Опыт посещения камерных театров у меня был и был достаточно положительный, поэтому я не особо упирался на счет похода.

      Театр меня поразил своими более чем скромными размерами и такой же внутренней обстановкой и неудобством размещения зрителей в зале. По отношению к сцене, что первый ряд, что самый последний находятся на одном уровне. Даже мне с моим почти двух метровым ростом виделось не многое, супруга вообще смотрела спектакль стоя. А еще по задумке постановщика или декоратора, сцена была многоуровневой, когда актеры перемещались на пару ступеней вниз, приходилось наблюдать только за их лицами.

      Оставалось надеяться, что все эти недочеты затмит сама постановка. За основу был взят "Гамлет" в переводе М.Булгагова и казалось бы успех обеспечен. Но постановщик Гарольд Стрелков текст классика сократил до коротких реплик, наделив героев иными чертами и характерами. При этом сокращение оригинального текста не сказались на краткости постановки. Спектакль, на мой взгляд, не оправдано затянут (идет он 3.5 часа). Муки совести терзали не только главного героя, но и меня - уйти сейчас или досмотреть до конца. Кстати, несмотря на то, что Гамлет имеет подавляющее число игрового времени в постановке, главный все же не он, а призрак, превративший сына в орудие своей мести.

      Мой вердикт: странно, долго, непонятно. Специально наверно я рекомендовать не буду, но это дело вкуса каждого.

      15 февраля 2016
    • 9

      Были с девушкой на "Гамлете". Не могу назвать себя искушенным театралом, поход в театр у меня - редкое событие. Но Апарте гениальны. Постановка очень понравилась, а Александр Орловский (тень отца Гамлета) - просто шедеврален.

      26 мая 2013
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
10 самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость