Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Гамлет

Постановка - Апарте
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
«Благородное существо, лишенное силы чувства, делающей героя, гибнет под бременем, которого нельзя ни снести, ни сбросить», — писал о Гамлете Гете. Гамлет благороден? Безусловно. Образованный христианин, интеллектуал с тонкой душой... Слишком тонкой, чтобы выдержать собственные страдания и мощное давление извне. В трактовке Стрелкова главное в судьбе Гамлета — это не история мести за убийство отца, а история выбора пути: уехать, не вняв Призраку и предоставив стране возможность мирного развития (вполне христианский выбор), или — начать мстить, развязав тем самым кровавую бойню. Если бы Гамлет был глуп, ему было бы легче сделать этот выбор. Но он умен, и его основная борьба разворачивается внутри него самого. Режиссер попытался выявить сознательный путь выхолащивания Гамлетом в себе всего того, что мешает ему отомстить - мук совести, страха перед высшим судом... Трагедия Гамлета — это трагедия распада тонкой души. Каждый из главных героев трагедии — Гамлет, Клавдий, Гертруда — стоит перед своим нелегким выбором. Предпочесть путь любви и дух любви — и тем самым искупить и исправить собственную судьбу и судьбы окружающих (да, это тяжело — но это творчество жизни), или — благополучие, амбиции, собственные страхи, политические цели — и, в результате, запустить программу самоуничтожения. Не выбирая любовь, мы выбираем смерть. Гамлет любит Офелию, но, обожествив отца, переступает через свою любовь, ставшую для него препятствием — спасительную любовь, которая могла бы остановить его на гибельном пути. Клавдий любит королеву. Но его любовь испытывается — и он не выдерживает этого испытания. В его личном списке предпочтений Гертруда — лишь на третьем месте, вслед за короной и страной, его собственность, от которой он не может отказаться — и тоже встает на путь смерти. А дальше — тишина... Загадка «Гамлета» — сродни теореме Ферма: каждое поколение ищет свое решение ее извечных вопросов. Спектакль Стрелкова - не иллюстрация к сюжету классика. В нем есть отношение современного художника к хрестоматийной истории, и это отношение выражено необычными театральными средствами, поднимающимися над художественной традицией.
  • Гамлет – афиша
  • Гамлет – афиша
  • Гамлет – афиша
  • Гамлет – афиша
  • Гамлет – афиша
Драматический
16+
Гарольд Стрелков
3 часа 50 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Александр Вислов
30 отзывов, 30 оценок, рейтинг 35
18 октября 2007

Лет десять назад фоменковский ученик Гарольд Стрелков ходил у нас в звании надежды московской режиссуры. Однако, как это бывает, позже он заметно сник и оказался оттерт на обочину сценического процесса более молодыми и активными коллегами. Заточенный под супругу и музу — большую русскую актрису Ингу Оболдину — «Стрелков-театр» остался проектом в большей степени виртуальным. Что же до Стрелкова-постановщика, то он в последние годы обретался в Сургуте, где поднимал на ноги новый музыкально-драматический театр.

Из Сургута и был вывезен в столицу для исполнения главной роли мирового репертуара тамошний премьер Иван Косичкин — юноша бледный со взором горящим, заставляющий вспомнить о плеяде русских провинциальных героев-неврастеников. Исполнитель на пару с режиссером старательно лепят образ чистой виттенбергской души, студента в очочках, которого большая политика и жестокосердная реальность учат конкретно — наотмашь, повергают в безумие и в конце концов перемалывают со всеми его книжными представлениями о жизни. Если вспомнить об известном положении, что каждое время рождает своего Гамлета, то лучшей иллюстрации к портрету нашего безгероического сегодня не придумаешь: Гамлет Косичкина — славный парень, но слабачок, случайно угодивший под паровой каток истории.

Стоило ли ради воплощения этого нехитрого посыла городить огород на четыре часа, тем более что театр «АпАРТе», аффилированный со всеми сценическими затеями Стрелкова, не располагает для полноценного прочтения Шекспира ни материальными, ни людскими ресурсами. Вопрос оставался бы риторическим, если бы в этом диковатом спектакле, порой адресующем нас прямиком к бессмертной постановке с участием Юрия Деточкина, не случилась одна прелюбопытнейшая актерская работа и прямо вытекающая из нее новация.

Главное действующее лицо здесь вовсе не принц. Не Клавдий, не Офелия и даже не Гертруда, в роли которой мне не довелось увидеть Ингу Оболдину (ее в тот вечер заменяла Галина Виноградова). Пружиной и двигателем происходящего выступает вообще не человек, а бесплотный — естественно, с учетом театральной условности — дух. Призрак отца Гамлета в яростно бесшабашном исполнении Александра Орловского (представьте себе человека с фактурой Гоши Куценко и Максима Суханова и с эмоциональным зарядом, которого достало бы на обоих) правит здесь свой инфернальный бал. Ему так дьявольски скучно там, в вечной темноте ночи, в обществе придуманных режиссером аморфных бесенят — вот и торопится подсобрать компанию из числа былых своих подданных: ведет Офелию к воде, направляет шпагу Гамлета, не забывая при этом нашептывать ему хрестоматийные реплики. Тема мертвецов как поводырей живых тоже не новость, но здесь она отрабатывается жестко и последовательно, с прямо-таки завораживающей истовостью. Насколько она созвучна нашему времени, судить не берусь, но одно могу сказать с уверенностью: решение заигранной до дыр трагедии в стилистике мистического триллера куда интереснее и живее (если это слово применимо к мистике), нежели набившие оскомину ритуальные актерские завывания: «Бы-ы-ыть или не бы-ы-ыть…»

1
0

Отзывы

9
Amehska
15 отзывов, 248 оценок, рейтинг 32
26 января 2013

Только что со спектакля. Впечатление колоссальное. Великолепная режиссура, проникновенная игра актеров! Это первый спектакль Апрте, который я видела, но явно не последний.

1
0
7
Maria
6 отзывов, 9 оценок, рейтинг 2
5 марта 2016

В театре очень интересная атмосфера. В ней нет величавости академических театров, но и духа капустников, к сожалению, часто встречающихся в маленьких труппах, не ощущалось тоже. Сотрудники, администрация, актеры театра чем-то неуловимо схожи и этим же резко отличаются от классических "людей театра". Это что-то для меня трудно вербализуемое, но хорошо видимое глазом и почти осязаемое.
Сайт рассказывает, что, "долгие годы существуя в неприспособленных помещениях, театр «АпАРТе» в 2015 году наконец обрел свой дом: новую сцену, которая станет основной!" Та площадка, на которой шел "Гамлет", с одной стороны, была явно не приспособлена ни подо что: полуподвал, узкий коридор, микрогардероб. С другой стороны, каменная кладка, налет техпомещения, необходимость подниматься по лестнице, выворачивать из-за углов и пригибаться при входе - все это хорошо вписывалось в атмосферу средневекового замка, башен и ниш.

Мне понравилось, что в постановке Принц Датский - не мститель, летящий на крыльях ночи, у которого все вокруг не правы, один он "так чувствует" (с), а потому выступает в роли Немезиды. А человек, пытающийся выжить и выбрать между внутренними демонами и внешними обстоятельствами и требованиями. Очень реалистично и оттого страшно показано, как Принц по мере определения с выбором отсекает все, что связывает его с тем, от чего он отказывается.
Чем мне нравится классика, так это тем, что я живу с ней бок о бок, считай, всю жизнь. В первый раз читала в детстве в школе, потом в универе или сама, потом во взрослом возрасте регулярно вижу отсылки или хожу на спектакли. И часто мнение о героях, об их мотивах со временем меняется чуть ли не на диаметрально противоположное.
Вот в 14 лет меня вполне удовлетворяла кажущаяся безапелляционность Гамлета-мстителя, Клавдия-отравителя, Призрака-жертвы.
Но сейчас для меня все ровно наоборот. Сейчас я вижу жаждущего крови Призрака, разрывающего собственного сына ради мщения, вконец заплутавшего в своих поступках и попытках их скрыть Клавдия, зажатого между внутренним и внешним принца, то крушащего все вокруг в отчаянии, то интеллигентного и расчетливого маньяка. И именно этот вариант отлично, на мой взгляд, показали актеры театра.

Ну и декорации. Чем еще хороши первые ряды партера, так это возможностью увидеть декорации в деталях. А в антракте успеть рассмотреть их, пока не унесли. Спектакль шел на маленькой сцене, почти на линии прибоя. Никаких тебе задников, "скрыться в тени" и чего-то подобного. Но при этом замковые комнаты, перемещения по территории Дании и даже по территории внутри головы Гамлета происходили, то есть зрелище не было статичным. Колесо с перегородками, подъемными мостами, створками, канатами и деревянными стенами - это очень здоровское решение, как мне кажется. Емко и многослойно. И чисто по-детски любопытно и красиво.

0
0
7
Flying
10 отзывов, 10 оценок, рейтинг 1
5 марта 2016

В этот раз мы решили провести эксперимент. Один из нас знает и любит произведение Шекспира, посещал театральные постановки по нему – в общем, имел некий опыт. Второй – читал Шекспира аж еще в школе (это было очень давно), не проникся, и ему никогда даже в голову не приходило смотреть постановки. И мы подумали, что будет круто посмотреть один и тот же спектакль исходя из столь разных точек восприятия.
Из этих двух людей я была вторым :-)
Не знаю уж, как так вышло, но до этого спектакля вся суть трагедии прошла мимо меня. Для меня это была довольно запутанная история об особо не интересующих меня временах, с не близким эмоциональным бэкграундом. Но мне таки периодически становилось интересно, о чем весь сыр-бор :-) Поэтому, когда появилась возможность, я решила посмотреть постановку. При этом мы договорились, что до просмотра я не буду перечитывать произведение (это было частью эксперимента).
В общем, результат таков.
Во-первых, мне стан понятен сюжет :-) Мне наконец стало ясно, кто есть кто, кто кому кем приходится, кто с кем в каких отношениях, кто кому чем насолил и т.п. Кажется, что в этом сложного? Ан нет. Вот, к примеру, когда мы смотрели «Бурю» в «Et Cetera», было ровно наоборот – в произведении все понятно, а в спектакле все запутано донельзя. «АпАРТе» мне «Гамлета» распутал.
Во-вторых, это было интересно. Очень динамичное действие; постоянная смена декораций; яркие, цельные персонажи; живые эмоции. Ни секунды не было скучно, я была вовлечена в происходящее.
В-третьих, мне кажется, суть я тоже поняла. Гамлета играл Максим Михалёв, и он был нереально крут. Меня поразила трансформация его героя – из ребенка, тихого, погруженного в себя; через травму, через почти слепое следование чужой воле – в мятежного подростка, брызжущего готовностью действовать, но не понимающего, кто он и зачем он. Четкая и жесткая картина роста в обход взросления; роста под тяжелым прессингом, роста в результате насилия над сутью личности. Два совершенно разных человека в начале и в конце спектакля – но в то же время один и тот же ребенок, только более потерянный, потерявший себя. Во всяком случае, именно так я это увидела.
Мне очень понравился спектакль, я очень благодарна его создателям за свежий взгляд, за такую, насколько я понимаю, не вполне классическую интерпретацию. Я думаю, что постановка будет интересна каждому, кто хотел бы посмотреть на давно и хорошо известное произведение под новым углом.

0
0
5
ДЕНИС ЩИТОВ
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 0
15 февраля 2016

В конце января супруга предложила сходить на спектакль "Гамлет" в театр "Апарте", что в Филипповском переулке. Опыт посещения камерных театров у меня был и был достаточно положительный, поэтому я не особо упирался на счет похода.

Театр меня поразил своими более чем скромными размерами и такой же внутренней обстановкой и неудобством размещения зрителей в зале. По отношению к сцене, что первый ряд, что самый последний находятся на одном уровне. Даже мне с моим почти двух метровым ростом виделось не многое, супруга вообще смотрела спектакль стоя. А еще по задумке постановщика или декоратора, сцена была многоуровневой, когда актеры перемещались на пару ступеней вниз, приходилось наблюдать только за их лицами.

Оставалось надеяться, что все эти недочеты затмит сама постановка. За основу был взят "Гамлет" в переводе М.Булгагова и казалось бы успех обеспечен. Но постановщик Гарольд Стрелков текст классика сократил до коротких реплик, наделив героев иными чертами и характерами. При этом сокращение оригинального текста не сказались на краткости постановки. Спектакль, на мой взгляд, не оправдано затянут (идет он 3.5 часа). Муки совести терзали не только главного героя, но и меня - уйти сейчас или досмотреть до конца. Кстати, несмотря на то, что Гамлет имеет подавляющее число игрового времени в постановке, главный все же не он, а призрак, превративший сына в орудие своей мести.

Мой вердикт: странно, долго, непонятно. Специально наверно я рекомендовать не буду, но это дело вкуса каждого.

0
0
9
Светлана
38 отзывов, 39 оценок, рейтинг 13
1 февраля 2016

Давненько я не решалась сходить на что-нибудь по Шекспиру, а зря!
Всё таки Шекспир - гений! И перевод Пастернака очень хорош! Текст, заученный ещё в молодости, давно растасканный на цитаты, всё равно и звучит красиво.
Что касается конкретно этой постановки "Гамлета", то мне понравилась трактовка.
Гамлет с такой тонкой душевной организацией, раздираемый сомнениями и страхами Клавдий, Призрак отца Гамлета, появляющийся всегда так неожиданно и так вовремя.

Но больше всего мне понравилась Офелия! Как она пела! Её тонкий голосок до сих пор звучит в моей памяти! Как мне было жаль её, бедняжку!

Время спектакля пролетело незаметно!
Всем рекомендую!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все