Театральная афиша Москвы

Спектакль Пиковая дама
Постановка Большой театр

6.5
Создатели
Режиссёр

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
отзывы:
370
оценок:
275
рейтинг:
93
7

Большой театр с невозмутимой последовательностью продолжает свои попытки по-новому взглянуть на хрестоматийную русскую оперную классику. После прошлогодних «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» нынешний сезон открывается премьерой «Пиковой дамы». Как выясняется, дело это психологически очень непростое — все равно что сменить уютные старые домашние тапочки, знакомые с каждой хозяйской мозолью, или вынести Ленина из Мавзолея.

Как и в случае с прошлогодними двумя названиями, предыдущая «Пиковая дама» в Большом — это спектакль-долгожитель, переживший несколько эпох. Он был поставлен еще в годы войны Леонидом Баратовым и в оттепельное время восстановлен Борисом Покровским. И уже так вжился в пурпурный бархат театра, что кажется, его оттуда не вытравишь. Ситуацию, впрочем, упрощает то обстоятельство, что и пурпурный бархат, и сам театр сейчас на ремонте. А более-менее нормальное течение театральной жизни на новой сцене для спокойствия названо экспериментальным.

На сей раз эксперимент заключается в том, что ставить оперу Чайковского приглашены два человека, никогда еще оперой не занимавшиеся. Это режиссер Валерий Фокин и дирижер Михаил Плетнев. И еще неизвестно, от кого следует ждать большего взбаламучивания привычных ценностей. Как показывает практика самого Большого театра (скажем, его сотрудничество с Эймунтасом Някрошюсом), драматический режиссер, впервые оказываясь на оперной сцене, начинает стесняться, что все вокруг так громко и красиво поют, а он им мешает, и ведет себя довольно смирно. Правда, с «Пиковой дамой» — особое дело. Над театральным человеком тут витает тень Мейерхольда и его знаменитой постановки, в которой он с Чайковским был совсем на ты и перекроил его шедевр так, что не узнать.

Впрочем, как поет Герман в спальне Графини (ею, кстати, будет Елена Образцова), «не пугайтесь, ради бога, не пугайтесь». Про радикализмы ничего такого из-за стен Большого театра не слышно. Никакого осовременивания не будет: Герман (им будет голосистый Бадри Майсурадзе) в камзоле, Лиза (эту роль репетируют Татьяна Моногарова, прославившаяся год назад в качестве Татьяны в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова, и Елена Поповская из «Новой оперы») в кринолине. Только все ч/б.

Что же касается маэстро Плетнева, то это такой тихий омут с чертями, что от него можно ждать чего угодно. Недавно он всех огорошил своим решением прекратить играть на рояле и пока этого решения строго придерживается, отменив свои самые престижные западные ангажементы, включая Зальцбург. Теперь его страсти — это пилотирование самолета и дирижирование оркестром.

Петр Ильич Чайковский — один из любимых композиторов Плетнева. Еще в 90-х, в самом начале существования его Российского национального оркестра, фирменным знаком Плетнева-дирижера стала подборка всех симфоний Чайковского, записанных на Deutsche Grammophon. Это был совершенно новый Чайковский, выскобленный, вычищенный, без привычной слезливой задушевности, обжигающий холодом, невероятно свежий, острый и выразительный. И совсем уж сильное впечатление производил в последние годы на концертах Плетнева-пианиста его фортепианный Чайковский, исполнение которого становилось очень личным и довольно беспросветным высказыванием.

Есть еще и Плетнев-композитор. Давным-давно он сделал фортепианные переложения балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», которые теперь в большом почете у пианистов. А теперь, говорят, заочно спорит с братом композитора Модестом Ильичом, меняя текст в его либретто к «Пиковой». В общем, не исключено, что и музыку, и слова в новой постановке мы немножко не узнаем. А это значит, что как минимум не будет скучно.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Пиковая дама»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
7

Вот у меня с Пиковой дамой П.И.Чайковского всегда были напряженные отношения…С одной стороны, понятно, что это трагедия с большой буквы, но при этом что-то мешает полностью понять всю глубину драматизма… На чем она основана? Ничего такого особенного, чему можно сочувствовать - не происходит. Любовь – не любовь, страсть – не страсть… Ну разве, что безумие… Но сумасшествие редко вызывает сострадание…

Проблема понимания, собственно, заложена Петром Ильичем, поскольку у А.С.Пушкина в «ПД», более или менее, все на месте: пьеса об иронии судьбы. Облом с Германном случился… (не надо быть таким доверчивым…). У П.И.Чайковского «ПД» – несправедливость великая, засада для ЧЕЛОВЕКА… С чего бы это? Откуда этот «драматизм партитуры»? Казалось бы – это скорее системная слабость оперы. Но вот парадокс – этот кажущийся недостаток стал весьма эффективным генератором для театральной рефлексии…и В.Фокин попался в сети этой загадочной стихии и явил отличный пример копания в бесконечном (по свой гениальности) материале!

«Пиковая дама» В.Фокина – не бежит от стереотипов, но рассказывает историю заново (пытаясь разрешить противоречие-синдром Чайковского-Пушкина). Не могу сказать, что все получилось… Более того, главный герой – Герман вообще провальный вышел. Почему-то он спятил задолго до всей этой истории с картами и Лизой. Да еще странный очень – корчит Наполеона, постоянно сутулится, держась за живот, словно у него острая диарея. Еще – это ужасное нижнее белье в финале… Одним словом, беда с Германом!

Но, удивительно, это выпадение главного героя в новой «ПД» совсем не лишает её достоинств и интересных находок. Одной из которых, конечно, является мистический треугольник: Герман-Лиза-графиня. Именно треугольник – судьба каждого связана и подчиняется другому в этой тройке. Кстати, на мой взгляд – у В.Фокина, именно, Лиза - первичное звено в треугольнике. Выражаясь кинематографическим языком – является «воронкой» этой мистической проблемы. От Лизы все проблемы!

Надо отметить, конечно, точность и тонкость сценографии Фокина: двойное пространство сцены с ажурным мостом, тени и пр. Любопытно, что все живые у Фокина в черном, а инфернальные в сияюще-белом ! Сцена с проекцией повторяющегося подъема Германа по лестнице к графине – тоже хороша! В целом «Пиковая дама» В.Фокина – это сон. Приснившаяся Герману история с ужасами и красивостями одновременно. Отдельный разговор о сцене игры (кульминация), которая решена очень непривычно: пространство сцены окрашено в разные цвета – агрессивные темно-оранжевый и зеленый. Хор выстроен, словно готовится встретить врага. Эстетика конструктивизма как-то особенно прорывается и на миг забываешь вообще о сюжете. Объяснить ничего невозможно, но чувствуешь тревогу и восторг одновременно. Возникающие сомнения в верности решения сцены вмиг развеиваются убедительным музыкальным напором от маэстро М.Плетнева.

Музыка новой «ПД» -это что-то совсем другое, к чему мы привыкли в этой опере. Каждая музыкальная фраза (каждая!), «произнесена» со смыслом и абсолютно личным бережным отношением к ней.
Знаю, что это некорректно, но не мог отделаться от мысли, что Михаил Плетнев в «ПД» это такой русский Вильгельм Фуртвенглер, по крайней мере, по способности играть всегда СВОЮ музыку, при этом, ничуть не обделяя ее истинных гениальных авторов.

4
Фото Павел
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
7

Безусловно постановка заслуживает внимания, поскольку и музыка, и режиссура на высшем уровне. Однако есть и отрицательные моменты.

Да, прежде всего Герман - явная неудача - и по игре, и по голосу, и по внешности. Абсолютно непонятен и выпадает из действия. Хотя его трагедия, если ее раскрыть с метаниями от любви до жажды наживы - и могла бы дополнить постановку недостающей живостью и понятливостью.

Игра Лизы тоже не впечатлила. Вообще складывалось впечатление, что все второстепенные персонажи исполнены лучше, чем двое главных героев (графиня Образцовой - не в счет - это выше всех похвал).

Общее решение сцены удачно, но утомляет обилием черных и давящих цветов, причем сделано все стильно, но как-то немонолитно. Хотя находка с разделением живых и мертвых по цветам интересна, но не впечатляет. Видимо сей киношный ход в опере смотрится совсем по-другому. Ну а вот подъем тени Германа по лестнице смотрится отлично.

В общем, стоит сходить и оценить самим. Ну и, конечно, музыка - разнообразная, живая, искренняя, которая живет отдельной жизнью в постановке - и становится самым родным персонажем в пьесе.

1