Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Опера
Пиковая дама

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Опера
Валерий Фокин

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Екатерина Бирюкова
338 отзывов, 342 оценки, рейтинг 99
18 сентября 2007

Большой театр с невозмутимой последовательностью продолжает свои попытки по-новому взглянуть на хрестоматийную русскую оперную классику. После прошлогодних «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» нынешний сезон открывается премьерой «Пиковой дамы». Как выясняется, дело это психологически очень непростое — все равно что сменить уютные старые домашние тапочки, знакомые с каждой хозяйской мозолью, или вынести Ленина из Мавзолея.

Как и в случае с прошлогодними двумя названиями, предыдущая «Пиковая дама» в Большом — это спектакль-долгожитель, переживший несколько эпох. Он был поставлен еще в годы войны Леонидом Баратовым и в оттепельное время восстановлен Борисом Покровским. И уже так вжился в пурпурный бархат театра, что кажется, его оттуда не вытравишь. Ситуацию, впрочем, упрощает то обстоятельство, что и пурпурный бархат, и сам театр сейчас на ремонте. А более-менее нормальное течение театральной жизни на новой сцене для спокойствия названо экспериментальным.

На сей раз эксперимент заключается в том, что ставить оперу Чайковского приглашены два человека, никогда еще оперой не занимавшиеся. Это режиссер Валерий Фокин и дирижер Михаил Плетнев. И еще неизвестно, от кого следует ждать большего взбаламучивания привычных ценностей. Как показывает практика самого Большого театра (скажем, его сотрудничество с Эймунтасом Някрошюсом), драматический режиссер, впервые оказываясь на оперной сцене, начинает стесняться, что все вокруг так громко и красиво поют, а он им мешает, и ведет себя довольно смирно. Правда, с «Пиковой дамой» — особое дело. Над театральным человеком тут витает тень Мейерхольда и его знаменитой постановки, в которой он с Чайковским был совсем на ты и перекроил его шедевр так, что не узнать.

Впрочем, как поет Герман в спальне Графини (ею, кстати, будет Елена Образцова), «не пугайтесь, ради бога, не пугайтесь». Про радикализмы ничего такого из-за стен Большого театра не слышно. Никакого осовременивания не будет: Герман (им будет голосистый Бадри Майсурадзе) в камзоле, Лиза (эту роль репетируют Татьяна Моногарова, прославившаяся год назад в качестве Татьяны в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова, и Елена Поповская из «Новой оперы») в кринолине. Только все ч/б.

Что же касается маэстро Плетнева, то это такой тихий омут с чертями, что от него можно ждать чего угодно. Недавно он всех огорошил своим решением прекратить играть на рояле и пока этого решения строго придерживается, отменив свои самые престижные западные ангажементы, включая Зальцбург. Теперь его страсти — это пилотирование самолета и дирижирование оркестром.

Петр Ильич Чайковский — один из любимых композиторов Плетнева. Еще в 90-х, в самом начале существования его Российского национального оркестра, фирменным знаком Плетнева-дирижера стала подборка всех симфоний Чайковского, записанных на Deutsche Grammophon. Это был совершенно новый Чайковский, выскобленный, вычищенный, без привычной слезливой задушевности, обжигающий холодом, невероятно свежий, острый и выразительный. И совсем уж сильное впечатление производил в последние годы на концертах Плетнева-пианиста его фортепианный Чайковский, исполнение которого становилось очень личным и довольно беспросветным высказыванием.

Есть еще и Плетнев-композитор. Давным-давно он сделал фортепианные переложения балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», которые теперь в большом почете у пианистов. А теперь, говорят, заочно спорит с братом композитора Модестом Ильичом, меняя текст в его либретто к «Пиковой». В общем, не исключено, что и музыку, и слова в новой постановке мы немножко не узнаем. А это значит, что как минимум не будет скучно.

1
1

Отзывы

5
Ксения Смирнова
154 отзыва, 443 оценки, рейтинг 967
4 февраля 2019
Спектакль не оправдывает себя

Вообще, честно говоря, за такие деньги спектакль себя не оправдывает. Декорации слабенькие, костюмы не очень, играют скучно, не хватает артистизма. Создаётся впечатление, что артисты просто вызубрили слова наизусть и автоматически пели их на сцене. Никакой экспрессии, не хватает страсти, всё очень банально. Соседние зрители просто сидели и спали. Герман не похож сам на себя, "Три карты" пропевает нечётко, слышится имя "Рикардо"... Верхние ноты не берёт, халтурит! Нет, конечно, если они думают, что пришли не профессионалы и ничего не понимают в сольфеджио, то они глубоко ошибаются. Я не знаю, куда смотрит их руководитель, но технически не хватает " пластики", тональность так себе. Многие зрители после второго антракта собрались и ушли. Казалось бы это Большой театр, такое известное и расхваленное место, но уровнем своим не дотягивает

5
1
7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
6 декабря 2007

Вот у меня с Пиковой дамой П.И.Чайковского всегда были напряженные отношения…С одной стороны, понятно, что это трагедия с большой буквы, но при этом что-то мешает полностью понять всю глубину драматизма… На чем она основана? Ничего такого особенного, чему можно сочувствовать - не происходит. Любовь – не любовь, страсть – не страсть… Ну разве, что безумие… Но сумасшествие редко вызывает сострадание…

Проблема понимания, собственно, заложена Петром Ильичем, поскольку у А.С.Пушкина в «ПД», более или менее, все на месте: пьеса об иронии судьбы. Облом с Германном случился… (не надо быть таким доверчивым…). У П.И.Чайковского «ПД» – несправедливость великая, засада для ЧЕЛОВЕКА… С чего бы это? Откуда этот «драматизм партитуры»? Казалось бы – это скорее системная слабость оперы. Но вот парадокс – этот кажущийся недостаток стал весьма эффективным генератором для театральной рефлексии…и В.Фокин попался в сети этой загадочной стихии и явил отличный пример копания в бесконечном (по свой гениальности) материале!

«Пиковая дама» В.Фокина – не бежит от стереотипов, но рассказывает историю заново (пытаясь разрешить противоречие-синдром Чайковского-Пушкина). Не могу сказать, что все получилось… Более того, главный герой – Герман вообще провальный вышел. Почему-то он спятил задолго до всей этой истории с картами и Лизой. Да еще странный очень – корчит Наполеона, постоянно сутулится, держась за живот, словно у него острая диарея. Еще – это ужасное нижнее белье в финале… Одним словом, беда с Германом!

Но, удивительно, это выпадение главного героя в новой «ПД» совсем не лишает её достоинств и интересных находок. Одной из которых, конечно, является мистический треугольник: Герман-Лиза-графиня. Именно треугольник – судьба каждого связана и подчиняется другому в этой тройке. Кстати, на мой взгляд – у В.Фокина, именно, Лиза - первичное звено в треугольнике. Выражаясь кинематографическим языком – является «воронкой» этой мистической проблемы. От Лизы все проблемы!

Надо отметить, конечно, точность и тонкость сценографии Фокина: двойное пространство сцены с ажурным мостом, тени и пр. Любопытно, что все живые у Фокина в черном, а инфернальные в сияюще-белом ! Сцена с проекцией повторяющегося подъема Германа по лестнице к графине – тоже хороша! В целом «Пиковая дама» В.Фокина – это сон. Приснившаяся Герману история с ужасами и красивостями одновременно. Отдельный разговор о сцене игры (кульминация), которая решена очень непривычно: пространство сцены окрашено в разные цвета – агрессивные темно-оранжевый и зеленый. Хор выстроен, словно готовится встретить врага. Эстетика конструктивизма как-то особенно прорывается и на миг забываешь вообще о сюжете. Объяснить ничего невозможно, но чувствуешь тревогу и восторг одновременно. Возникающие сомнения в верности решения сцены вмиг развеиваются убедительным музыкальным напором от маэстро М.Плетнева.

Музыка новой «ПД» -это что-то совсем другое, к чему мы привыкли в этой опере. Каждая музыкальная фраза (каждая!), «произнесена» со смыслом и абсолютно личным бережным отношением к ней.
Знаю, что это некорректно, но не мог отделаться от мысли, что Михаил Плетнев в «ПД» это такой русский Вильгельм Фуртвенглер, по крайней мере, по способности играть всегда СВОЮ музыку, при этом, ничуть не обделяя ее истинных гениальных авторов.

4
0
7
Павел
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
31 января 2008

Безусловно постановка заслуживает внимания, поскольку и музыка, и режиссура на высшем уровне. Однако есть и отрицательные моменты.

Да, прежде всего Герман - явная неудача - и по игре, и по голосу, и по внешности. Абсолютно непонятен и выпадает из действия. Хотя его трагедия, если ее раскрыть с метаниями от любви до жажды наживы - и могла бы дополнить постановку недостающей живостью и понятливостью.

Игра Лизы тоже не впечатлила. Вообще складывалось впечатление, что все второстепенные персонажи исполнены лучше, чем двое главных героев (графиня Образцовой - не в счет - это выше всех похвал).

Общее решение сцены удачно, но утомляет обилием черных и давящих цветов, причем сделано все стильно, но как-то немонолитно. Хотя находка с разделением живых и мертвых по цветам интересна, но не впечатляет. Видимо сей киношный ход в опере смотрится совсем по-другому. Ну а вот подъем тени Германа по лестнице смотрится отлично.

В общем, стоит сходить и оценить самим. Ну и, конечно, музыка - разнообразная, живая, искренняя, которая живет отдельной жизнью в постановке - и становится самым родным персонажем в пьесе.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все