Театральная афиша Москвы

Спектакль Иванов

6

Черный водевиль по мотивам пьесы Чехова

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Андрей Пронин
отзывы:
90
оценок:
75
рейтинг:
84
7

Сначала не Чехов, а скорее Шолом-Алейхем. Суровый еврей Абрамсон отдает Богу душу, а душа непокойна: глупая дочь Сарра пошла наперекор закону замуж за необрезанного. Далее — то ли пьеса Чехова «Иванов», то ли кошмарный сон папаши Абрамсона. Гои здесь и впрямь неопрятны и более всего напоминают исступленных жрецов приапического культа. Уже в первой сцене управляющий Боркин выскочит абсолютно голым, с голодным, похотливым взглядом. Член Земской управы Иванов — местный языческий божок, которого страстно вожделеют не только жена-еврейка и молодая возлюбленная Саша, но буквально все — от вдовушки Бабакиной до доктора Львова. Каждый своим путем приближается к полному забытью: доктор, болтая сам с собой, напивается до бесчувствия, вдовушка (прекрасная Татьяна Колганова) ловко сворачивает петельку и норовит повеситься на первом подвернувшемся столбе. Тщетно герои ищут удовлетворения друг в друге — вдовушка в Сашеньке, дядя Иванова Шабельский в Сарре etc. Иванов же никого удовлетворить уже неспособен: бессмысленно улыбающийся лысый очкарик лет тридцати (Константин Шелестун) бродит посреди содома и гоморры, и даже нагота юной блондинки вызывает у него лишь дурноту…

Провокационный режиссерский почерк Льва Эренбурга с чужим не спутаешь. Впусти в этого «Иванова» других молодых артистов города, была бы в лучшем случае детская песочница, в худшем — дешевый бордель, тогда как актеры «Небольшого драматического» в самых рискованных ситуациях выглядят органично. Хрестоматийная пьеса у Эренбурга прочитана как черный водевиль: управляющий оповещает зрителя о Сарриной чахотке, плюясь вареньем в носовой платок, а в самой драматичной сцене — когда смертельно больная женщина является в дом, куда ее муж ежевечерне ездит развлекаться, — все персонажи один за одним по-клоунски валятся в обморок.

К чему все это, долго гадать не приходится. Чеховскую тему нравственного истощения русской интеллигенции заменили на более конкретную и современную — тему ее буквальной импотенции и развращенности. Летом на фестивале «Радуга» петербуржцы стоя аплодировали «Грозе» Магнитогорской драмы, которая сейчас видится одним из вероятных претендентов на «Золотую маску» за лучший спектакль прошлого сезона. Режиссер там тот же самый Эренбург: и каждого второго фигуранта мрачного купеческого царства он умудрился оправдать так убедительно, как и лучшему адвокату не удалось бы. Для образованного класса у Эренбурга не нашлось доброго слова; и несмотря на избыток обнаженной натуры, о любви к героям «Иванова» не может быть и речи. Только показывать пальцем — как в обезьяннике.

Отзывы пользователей о спектакле «Иванов»

Фото Xeloput
отзывы:
18
оценок:
42
рейтинг:
42
1

Посмотрел "Иванова".
На спектакли, иногда, ходят с детьми и подростками. Почему нет предупреждения о голых, дряблых, мужиках и целюллитных актрисах?
Если это режиссерские находки, то режиссер у Вас думает только ниже пояса!
Спектакль Не о чём - жил был подлец, вокруг бегает стая неудовлетворенных тёлок, он переживал, в конце концов застрелился, по ходу пьесы ВОНЬ от сигар и брызги воды.
Впечатление - облили помоями за мои же деньги.

Фото Марфа Некрасова
отзывы:
47
оценок:
45
рейтинг:
96
9

Эренбург в «Иванова» вводит родителей Сарры-Анны, не могущих простить ее за отказ от веры, от них ради него. С трясущемися руками отец спрашивает мать: «Думаешь о ней?» - «Ты не велел. Снится…» - отвечает она. Сам Иванов там этакий Обломов, ходит в халате, в карманах у него измятенькие бумажки, весь он уже потертый, отживший, не интересный, а только маящийся и мающий других. Всех. Абсолютно. Носит очки и курит сигары, наряжается перед поезками к Лебедевым, но это все больше от прошлого. Но он любил Сарру… или думал, что любил, и сейчас еще чувствует что-то, но боится полюбить заново, а она скоро умрет, и тошно ему от всего этого. А она любит его безумно, всепоглощающе, и любовь эта усиливается с каждым часом от все большего его невнимания к ней. Анна здесь уверенна в себе, ложно довольна, целует мужа со страстной благодарностью, пытаясь соблазнить его своей нарочитой веселостью, якобы легкостью. И этим соблазняются все, кроме него. Шабельский и Львов от нее без ума, но, может, это не только от ее обаяния, это и от жалости к ней, к ее чахотке и к ее положению. Она развлекается с ними по очереди, но все это со скуки. Здесь все со скуки. Пьют, говорят, ругаются, живут. Даже с ума сходят. Шабельский под конец просит денег у Лебедева не на поезку в Париж, как в пьесе, а на поездку жидовочки в Крым лечиться. И на свадьбе Саши с Ивановым он одевается шутом, в белое платье и белый парик, и наровит присесть на корточки и насрать, чтобы хоть какую-нибудь «гнусность сделать». У Чехова все на грани самоубийства, у Эренбурга еще и на грани сумасшествия, и все изначально странны.

Львов отбирает у Миши вишневое варенье, накладывает его себе в рот, плюется им, оря: «ЧАХОТКА!». Шабельский хранит в собачьей будке коньяк, выпивает его, заедает костью и хлебом из собачьей миски, а потом и сам залезает в будку. Иванов вдруг берет и совершает кувырок на полу, вперед и назад. И потом все, говоря о нем, кувыркаются, и этот ивановский кувырок – то секундное движение, которым можно рассказать все его состояние. Пытается он что-то сделать, что-то понять, почувствовать, а продвигается он на метр. На один метр. Он не может открыть бутылку вина, Саша кладет эту бутылку в свой чулок, делает в ней отверстие своим каблуком и наливает в туфлю. Марфа Егоровна вешается на занавеске, но Миша ее спасает, и сразу зовет замуж. А потом ему самому становится плохо, и она кричит ему: «Миша, прыгай!». И они вместе прыгают высоко-высоко, а больше сделать ничего нельзя, потому что у него «врожденный порок сердца, каждую минуту могу скоропостижно умереть» - повторяет он в каждой сцене как заведенный. И Иванов прыгает, говоря Лебедевой «живем как в Австралии», изображая кенгуру. А на свадьбу он приходит в костюме старца. Шляпа, горб, живот, посох и седые пейсы на нем. Саша в восторге от этой смехотворной выходки своего жениха, она же любит его за остатки в нем Иванова прежнего, деятельного и выдумывающего. И если Чехов давно похоронил того Иванова, то Эренбург вызывает иногда его дух. Ненадолго. На кувырок.


Фото Veriq
отзывы:
24
оценок:
24
рейтинг:
35
9

НДТ не разочаровал и на этот раз – «Ивановъ» замечателен.
Хоть без нынешнего джентльменского набора не обошлось: бассейн, огонь и голые, от девиц пальма первенства в обнаженке политкорректно переходит к мужчинам – наверно, с учетом, что в театр ходят преимущественно женщины:) – все, как положено (правда, Чехов обошелся без мата – что уже редкость в наше время адаптации классики под культурный уровень публики).
Но так, как театр Эренбурга уже работают нечасто: настолько выстроены характеры, так организованы те самые подводные течения, что все сказано одним поеданием курицы или открыванием бутылки – замечательно! Не плоско, не скучно. Что для Чехова в современном театре уже супер! Даже еврейские и гомосексуальные мотивы звучат органично.
Все по-чеховски хороши и несчастны. По-эренбурговски все о любви (в этом смысле «Ивановъ» в унисон с «На дне» - любовная трагикомедия в русском духе).
Настоящий театр – не все одинаково хорошо, на мой взгяд, можно о многом поспорить, но посмотреть, однозначно, стоит.

Фото Роман Ос(ь)минкин
отзывы:
56
оценок:
58
рейтинг:
13
7

на входе мистер малой, почему-то живой но пополневший и бабка давящая на жалость билетеров причитаниями-просьбами о том чтобы пропустили безвозмездно как пенсионерку и ветерана труда. "а что делалось на галерке, то этого невозможно себе и представить: там происходило целое побоище между шикавшими и аплодировавшими" ("Вокруг Чехова", с. 187-188). \ вот так кипели страсти сто с лишним лет назад на премьере пьесы чехова "иванов". не чета нонешним. хотя в актуальности пьеса с тех пор не убавила ничуть, а энергия артистов небольшого драматического театра льва эренбурга готова была завести мотор даже самого холодного сердца. \чехов оно конечно писатель здравомыслящий: если тараканиться то на кровати, так как на диване неудобно, а кондуктору, пишущему стихи, живется лучше, чем стихотворцу, не служащему в кондукторах и т.д. но вот пока еще здравый смысл не ослюденел в его голове чехов родил сомнительного здравомыслия «иванова». а лев эренбург гипертрофировал это сомнение в разы. иванов местный помещик сживает со света свою еврейку жену сару, узнав что ее родители не дали ей приданного и одновременно ищет новый выгодный вариант женитьбы. он будто танатос разрушает на своем пути все то живое что еще осталось, а в конце и сам застреливается. остальные мечутся вокруг него и внутри своих несчастных судеб. мечутся натурально - то есть телесно. (телесность у эренбурга вообще один из неотъемлемых инструментов по донесению содержания до зрителя, наряду с диалогами на max volume и спорадическими разрывами ткани повествования в самых неожиданных местах, обозначаемые полным затемнением и громкой музыкой). они кувыркаются и прыгают, пытаясь вылезти вылезти каждый из своего колодца, но все время срываются и падают. здесь чехов словно адвокатствует диаволу - наша ментальность тщетно ищет какого из этих страдальцев выбрать для сострадания и жалости и не найдя таковых пребывает в тяжёлом смятении уже до конца и даже нарочитый комизм некоторых сцен не снимает напряжения а только подталкивает нас все ближе к краю дощечки под названием безнадежность. убивать наши надежды одну за одной – миссия чехова, суть его патологического здравомыслия. но эренбург не может пожрать своих зрителей. он груб и суров с ними, но ключик к толике надежды в темном углу все же повесит. и в спектакль он вставляет два кусочка, которых нет у чехова - в начале и в конце. в конце парализованный отец сары говорит ее матери давай сделаем новую дочку и резко вскакивает на поклон.

Фото riffel
отзывы:
25
оценок:
31
рейтинг:
23
7

странное впечатление у меня оставил этот спектакль. случайно посмотрев "школу злословия" на НТВ с Серебренниковым я запомнил название этого питерского театра, которое произнесла Дуня Смирнова, какова же была моя радость, когда я узнал, что неБДТ приезжают в театр наций, чтобы сыграть своего "Иванова", билеты были сразу заказаны и выкуплены, а дальше оставалась только ждать... и час настал, 19 в 19.00 я уже сидел на своем месте сгорая от любопытства, что же это за театр, сценография сразу заинтриговала, но с первых же минут действа разочаровала, игра актеров была хороша, но почему-то исполнительниЦЫ играли лучше своих коллег мужчин, были интереснее и органичнее. не шокировало голое тело, к которому на сцене я очень предвзято отношусь, но отталкивало одно...одно единственное, но продолжающееся весь спектакль - грязь! остатки реквизита, следы варенья на полу и мокрые занавески на сцене, забытый насок и измятая мокро-грязная бумага... в остальном же, прекрасная маркиза, все хорошо!все ХОРОШО!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить