Театральная афиша Москвы

Спектакль Череп из Коннемары

Постановка У моста
7.7
оценить
Театр: Череп из Коннемары

МакДонах в постановке Сергея Федотова

В постановке пьесы Мартина МакДонаха наибольшего внимания заслуживает актер Владимир Ильин. Его роль — гробовщик, который, кажется, убил свою жену, а может, и не убил, — разыграна как по нотам: психологические мотивировки, петельки-крючочки актерской логики. К концу спектакля гробовщик близок зрителю, как родной, но убил или не убил, остается неясным.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Павел Руднев
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
18

Секрет постановок Сергея Федотова в том, как внутри подробной, очень ­де­ликатной и реалистической декорации соединяются узнаваемый и унылый советский коммунальный быт с небогатым скарбом героев-ирландцев, воспроизводится ощущение тождества между провинциальными ирландскими дураками и российскими чудаками — горемычными, туповатыми, упрямыми, но родными и такими заповедно-замшелыми. Мартин МакДонах — драматург, известный по части сценических кошмаров и жестокости, при этом отменный комедиограф. Он мастер сочетать смешное и страшное, грубое и интимное. В его трагикомедиях жизнь предстает как сладкий, но ядовитый фрукт — чем больше травишься, тем больше хочется.

За исключением социальной утопии «Человек-подушка», что идет в Московском художественном театре, МакДонах пишет о родной Ирландии — причем о самой ее глубинке, где до сих пор остались люди, говорящие только на ирландском языке. Линэнская, первая макдонаховская трилогия, рассказывает об ирландцах материковых; герои связаны между собой общим бытом (это фактически соседи), и истории, которые только упоминаются в одной пьесе, становятся центральными в других. МакДонах смешит в начале и холодит в конце. Смешно-смешно, а потом страшно-страшно — самый эффектный театральный прием. В «Королеве красоты» он показывает мать, пьющую соки из своей дочери. В «Черепе из Коннемары» гробовщик, утилизирующий кости давно усопших, наталкивается на могилу когда-то им же самим убитой жены и только тогда осознает потерю. В «Сиротливом Западе» священник, уподобив себя Иисусу, ­пы­тается помирить двух братьев-идиотов, враждующих между собой. Враждебный и зловещий мир у МакДонаха выглядит натуральным куском подлинной и безумной жизни. Может быть, поэтому ирландец так популярен именно в России. Сергей Федотов и его театр с двадцатилетним стажем разглядел у МакДонаха еще и другое: как в ядовитом, враждебном к человеку мире внезапно заводится человечность.

1
0
17 октября 2008

Лучшие отзывы о спектакле «Череп из Коннемары»

Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
785
7

Мрачная комедия про Россию и Ирландию
В прошлом году Пермь поразила весь Санкт-Петербург своей инициативой стать культурной столицей России. Не знаю про столицу, но знаю, что в Перми существует театр, славе которого позавидовала бы любая провинциальная труппа. Хотя, слово «провинциальный» к театру «У моста» не относится. Представленный на недавних гастролях в Петербурге спектакль «Череп из Коннемары» по пьесе Мартина МакДонаха еще больше в этом убедил.

Главное достоинство этого коллектива – его совершенно не медийные актеры. Нам неизвестны их лица, они не испорчены амплуа, но играют не хуже столичных звезд. И важное здесь: именно отсутствие «звездности». Иван Маленьких в главной роли – актер достаточно высокого уровня, который своим присутствием украсил бы любой театр. Его гробовщик Мик Дауд в «Черепе из Коннемары», его коллеги до того похожи на ирландцев (они именно такие – невеселые, взрывные, несчастные и где-то в глубине души очень добрые), что им веришь: вот сейчас они действительно на кладбище, сейчас зрителей окружает настоящий туман, становится жутковато, а потом смешно.

Однако, мрачная комедия не достойна была бы того внимания, если бы в финале она не превращалась в драму. Если бы не финал, если бы не молча сидящий почти минуту главный герой, смысла в постановке найти было бы сложно. Но в итоге режиссер (Сергей Федотов) через все эти ужасы и смех подводит зрителя к сопереживанию, к тому самому, чем, наверное, и должна заканчиваться любая хорошая комедия, пусть даже мрачная. Оказывается, гробовщик вовсе не глупый маленький человек, убивший свою жену. Оказывается, он любил её и любит до сих пор. Эту свою любовь он понимает только на сцене, сидя на стуле в своей комнатушке. Сидит он так долго и с таким несчастным лицом, что становится неудобно: мы в зале будто подсматриваем за чужим горем.

Режиссер с актером невольно заставляют зрителя как минимум не осуждать главного героя. А максимум – понять его, приблизить к нам угрюмого ирландского гробовщика, который так похож на нашего с вами отечественного обывателя. Оказывается, ничто человеческое таким людям не чуждо. Только поэтому «Череп из Коннемары» - спектакль нужный. Ни всякий петербургский театр за три часа по классической пьесе может заставить зрителя сопереживать маленькому человеку. Пермский театр первым в России начал ставить пьесы Мартина МакДонаха и теперь, похоже, мало кому удастся обогнать «У моста» в умении вывести несчастных ирландцев на сцену, немного над ними подсмеяться, потом заставить нас сопереживать им, а в итоге превратить их всех в наших соседей, в нас самих. Психологический театр живее всех живых.

0
0
5 марта 2010

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена театром «У моста»

Весь мир пытается проникнуть в писательскую лабораторию Мартина МакДонаха и объяснить природу его жестокого парадоксального комедийного таланта. Гротесковый психологизм, абсурдная неразрешимость ситуации, черный юмор, характерные для МакДонаха, в этой пьесе умножены и доведены до предела. Мик Дауд, линэнский могильщик, должен в компании с братьями Хенлон извлечь из могилы останки своей жены, погибшей семь лет назад при весьма таинственных обстоятельствах. Между тем все жители городка подозревают в ее убийстве самого Мика…

Главная фотография: vk.com/teatrumosta