Москва

Спектакль
Евгений Онегин

Постановка Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

7.7
оценить
2 часа 50 минут, 1 антракт
12+

Опера Чайковского по мотивам произведения Пушкина в режиссуре Станиславского

Единственная дожившая до наших дней опера в постановке Станиславского, датируемая 1922 годом. Если по поводу аутентичной модели актерского существования сегодня можно только фантазировать, то внешний рисунок, система мизансцен, декорации с костюмами передают живой привет от оперной студии Художественного театра, из которой впоследствии вырос нынешний Музтеатр имени обоих отцов — основателей МХТ. Ведь современный логотип театра представляет собой не что иное, как знаменитые колонны из сценографии Бориса Матрунина к «Онегину», напоминающие о Леонтьевском переулке, откуда студия переехала на Большую Дмитровку, получив статус государственного профессионального театра. Помимо прочего, над нынешнем обликом последнего восстановления работал легендарный сценограф Давид Боровский.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Евгений Онегин»

Фото Сергей Бесшапов
Фото Сергей Бесшапов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 4
7

Поход в оперу не разочаровал. Во-первых, благодаря чудесной компании. Во-вторых, благодаря самому спектаклю.

Голоса были довольно приятны, единственное, Татьяна оказалась немного визглива, но в целом - очень красивые тембры. Правда, иногда они пели спиной к зрителям и в глубине сцены, так что даже мне во втором ряду ничего не было слышно. Оркестр иногда глушил артистов, словно это "Саломея" Штрауса, а не камерный "Онегин". Ленский немного подсвистывал звук "с", но "Пиду ли я, дрючком пропертый" ("Что день грядущий мне готовит") спел очень и очень неплохо. Вообще музыкальная часть была очень приличной. Оркестр звучал здорово, не считая пары киксов у кларнетов, вылторны и грязи у струнных. Темпы хорошие, правда, во время котильона в третьей картине пару раз казалось, что некоторые танцоры вот-вот уронят своих партнерш. Особенно это было заметно по Онегину, которому приходилось подхватывать и подкидывать не самую миниатюрную Ольгу. Иногда дирижер загонял, и певцы просто не успевали петь в темпе. Временами он вообще начинал пыхтеть от усилий - очень забавно. Пляску крестьян из первой картины выкинули, и какой-то танец из шестой - тоже.

Сценография - под девизом "весь спектакль при одной декорации", что, впрочем, требует достаточной изобретательности. Конечно, "кто там в малиновом берете" было без всяких беретов, "а чепчик ваш-то на боку" - без чепчиков, "дай, няня, мне перо, бумагу" - без пера и бумаги. А из последней картины вообще сделали какую-то сцену у канавки. Но классный вокал покрывал все недостатки сценографии. И неважно, что под "Девицы-красавицы" девицы занимались не сбором ягод, как положено, а развешивали белье, а под стремительный пассаж после этого хора на сцену вбежала не Татьяна, а два "работника сцены" в камзолах и со скамейкой, на которую потом Татьяна и рухнула. Понравился "мостик", который тянулся из одного конца сцены в другой и то поднимался, то опускался. Так, сцена письма, очень хорошо, кстати, спетая, происходила где-то между небом и землей. Но самое забавное было, когда во время полонеза в шестой картине труп Ленского швабрами убирали со сцены. Получился этакий керлинг гробовщиков, и собственно танец ставить не потребовалось.

В общем, "все это юмор, господа", но в целом спектакль очень неплохой.

4
0
...
20 октября 2008
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 431
3
Евгений Онегин для бабушек с подростками


Еще одна Тителевская опера, которые он печет по своему фирменному рецепту: неоклассика, адресованная бабушкам и мамам с подростками, отборные банальности и буквальности. Титель за свой узнаваемый рецепт и любим среди своей аудитории "для семейного просмотра". Вобщем, новый ЕО вполне вписывается в продуктовую линейку МАТМ. Впрочем, я не о том хотел сказать. Опера потому и есть главный жанр, что проваливаясь в одной из своих ипостасей, может существовать в других. Ну вот в данном случае- Феликс Коробов ничего не портит в гениальном музыкальном материале, можно слушать. Но главное, что есть в новой постановке ЕО - это Ленский Алексея Долгова, который оправдывает все прочие недостатки. Этот Ленский - поэт, жертва, знает почему погибает. Отличный, честный тенор. Но, кажется, у А.Долгова зарубежный контракт в кармане и, по всей видимости, потеряем скоро... Но оно и к лучшему, ну не место хорошему в МАМТе. Увы!

2
0
...
4 августа 2008
Фото Ирина О.
Фото Ирина О.
отзывы: 19
оценки: 19
рейтинг: 12
9

Я совсем не опытный зритель и слушатель оперы.
Вчера вечером мама мне рассказывала, что «Онегина» видела в Большом, Ленского пел Иван Козловский, а было это - лет 65 назад.
Я на «Онегине» была впервые, и моя оперно-зрительская практика - «Снегурочка» с Ириной Архиповой в роли Весны... тоже довольно давно — лет 40 прошло.

Поэтому когда ЖЖ-сообщество "Люблю Москву" пригласило в Театр Станиславского и Немировича-Данченко... ну, честное слово: грех отказываться от хорошего (и даже очень хорошего), надо быстро прибежать и оставить коммент типа «хочухочухочу».

Красивое фойе театра, замечательный зал (смотрела тут только балет «Конек-горбунок»... и тоже — давненько это было), очень дорогой буфет (однако набор предлагаемых напитков и закусок обширный)... моё хорошее место в 7 ряду.

Я уже как-то писала, что меня очень заинтересовала сценографическая работа Давида Боровского. И — да! - как всегда у Мастера: скупыми средствами, но эффектно и очень красиво.
Еще до начала действия — белоснежные колонны (в сцене дуэли они обернутся наклоненными черными деревьями) в потолок, рядом с которыми — неподвижные белые же скульптуры, которых босоногие дворовые девушки будут шутливо засыпать яркими осенними листьями.
Скульптуры окажутся «живыми», двинутся... и будут время от времени появляться на сценической площадке, как безмолвные и почти равнодушные к исходу свидетели действия.

Первая сцена, опять же по моей зрительско-оперной неподготовленности, «пошла» тяжело: голоса и музыка прекрасно перелетают в зал... текст — нет; не понятно совершенно, о чем «говорят» четыре женщины на сцене. Такая текстовая невнятность, насколько я могу наблюдать (да, оперного опыта у меня нет совсем, но, скажем, в Оперетту я хожу регулярно), характерна именно для женского вокала — текст, правда, дублируется строкой на английском языке... увы, и тут я совсем не сильна).

С выходом на сцену Онегина и Ленского положение исправилось: я по-прежнему не понимала, «что ОНА сейчас сказала», но из того, что «говорит» ОН, можно было понять общий смысл.

(Тут специалисты мне скажут: музыку надо слушать, а содержание — знать. Так с музыкой-то все хорошо, Чайковский прекрасен, я наслаждалась... Что до текста — и тут я не профан, но кто ж из неофитов мог предвидеть, что известное всем «Моей дядя самых честных правил» «переедет» из зачина пушкинского романа в стихах в середину второй сцены).

По-настоящему, действие для меня началось со сцены развешивания девушками белья («Девицы, красавицы, душеньки-подруженьки...») - тут был и замечательный дворовый мальчик - «в салазки Жучку посадив», и Жучка очаровательная была... и отповедь Онегина — среди белоснежных простынных полотен...
Потом — подготовка к балу у Лариных, с колоннами, обвитыми елочными гирляндами, и сам бал, когда на длинной вешалке гости оставляют верхнюю одежду и цилиндры.

Сцена бала очень хорошо по-режиссерски построена: перемещение танцующих или гуляющих по залу пар... куплеты Трике... объяснение-ссора Ленского и Онегина...

Второе действие вообще, что называется, «на ура» у меня прошло. Возможно, потому, что музыка... Чайковский...
Но! - Александр Титель добавил в музыкальное произведение нерв и дополнительный смысл, которые присущи в большей степени драматическим постановкам.
Актеры тоже молодцы: отличное следование режиссерскому плану, энергетика, драматизм...
Просто покорила в двух местах сцена дуэли. Сегодняшние враги протягивают друг-другу руки для примирения... но не пожимают их. После чего, через пару минут, один из них будет убит... второй останется жить с чувством постоянной беды и вины.
И еще. Когда над телом Ленского, после долгой тишины, звучит очаровательный вальс — ах, только бы и кружиться под него с любимой... но лишь фигуры в черном, стоящие между колоннами-деревьями в диагональ сцены, стоят молча...

Хороша и московская «ярмарка невест», когда мужчины, как покупщики, разглядывают дам, которые, передвигаясь, поворачиваются к ним то так... то эдак...

Насчет голосов — тут я и правда совершенно не специалист (судя по наличию, и даже обилию цветов от зрителей-специалистов, голоса были очень хорошие).

Костюмы. Белые рубашки, черные сюртуки и накидки у мужчин. Платья дам одинакового покроя, и лишь цвет выделяет главных героинь. Дворовые девушки — в просторных холщовых рубашках, а в зимних сценах еще и в трогательных вязаных носочках.

Довольна ли я вчерашним вечером? ОЧЕНЬ довольна; это был один из лучших моих вечеров в театре с начала сезона.

За приглашению благодарна Сообществу.
И, конечно, Театру за замечательный спектакль.

1
0
...
26 октября 2017
Фото Артём Станкевич
Фото Артём Станкевич
отзывы: 348
оценки: 348
рейтинг: 478
7

Отличная постановка!
Помимо голосов, музыки и самой атмосферы больше всего впечатлили декорации: минималистичные колонны, поворачивающиеся то чёрной, то белой стороной, интересные геометрические постороения артистов, замечательное решение с разделением сцены на несколько частей теми же артистами. Просто чудесно!
Обязательно надо идти, слушать и видеть.

1
0
...
13 января 2015
Фото Tatyana Orlova
Фото Tatyana Orlova
отзывы: 1
оценки: 3
рейтинг: 0
1
Пушкин&Чайковский vs режиссёр-постановщик

Я воспринимаю это как обман и профанацию. Зрители пришли в театр не только послушать, (так-то можно с любого мобильника!), а именно смотреть, впитывать этот шедевр оперного искусства. ДЕКОРАЦИЙ НЕТ!!! Происходит какой-то полный бред на сцене...
Татьяна с подушкой, водит пальцами в воздухе (типа, пишет), поёт лёжа на полу...
Прачки, бегающие по сцене... развешанные простыни и саду, где происходит объяснение Онегина с Татьяной, - спасибо, что не трусы, конечно! - за одной из них прячется Татьяна... Собачка в санках... Труп Ленского катится по сцене - его выметают дворники с щётками... Татьяна целуется (!) с Онегиным (хоть не отдаётся прям там, ладно!)
Ощущение, что это не великая и самая любимая моя опера, а палата номер шесть!...
Кошмар и ужас. Позор театру.

0
0
...
21 января 2019