Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Евгений Онегин, Москва

7.6
  • жанр
    Опера
  • 2 часа 50 минут, 1 антракт
    12+

Опера Чайковского по мотивам произведения Пушкина в режиссуре Станиславского

Единственная дожившая до наших дней опера в постановке Станиславского, датируемая 1922 годом. Если по поводу аутентичной модели актерского существования сегодня можно только фантазировать, то внешний рисунок, система мизансцен, декорации с костюмами передают живой привет от оперной студии Художественного театра, из которой впоследствии вырос нынешний Музтеатр имени обоих отцов — основателей МХТ. Ведь современный логотип театра представляет собой не что иное, как знаменитые колонны из сценографии Бориса Матрунина к «Онегину», напоминающие о Леонтьевском переулке, откуда студия переехала на Большую Дмитровку, получив статус государственного профессионального театра. Помимо прочего, над нынешнем обликом последнего восстановления работал легендарный сценограф Давид Боровский.

Место проведения

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
То, что осталось от здания, в котором когда-то размещался Московский купеческий клуб, закрыто от прохожих длинной фасадной стеной. Из-за нее кажется, что здание небольших размеров, хотя на самом деле по величине и по значению это второй (после Большого) музыкальный театр Москвы. Оперной труппой уже много лет руководит режиссер Александр Титель, а во главе балета в начале 2017 года стал именитый французский мастер Лоран Илер, что стало кульминацией доброй традиции приглашать европейских режиссеров и хореографов.
телефон+7 (495) 723 73 25
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
отзывы:
370
оценок:
275
рейтинг:
93
7

Важнейшей составляющей спектакля являются декорации покойного уже Давида Боровского. Это хорошо узнаваемый, лаконичный стиль классика. Главным элементом его сценографии к «Евгению Онегину» является ряд колонн, поворачивающихся к зрителю то белой, то черной своими сторонами. Мизансцены главного режиссера театра Александра Тителя — под стать колоннам, очень сдержанны и графичны. Даже во время выяснения отношений герои не портят строгой дизайнерской картинки и почти не обращают внимания друг на друга. Самый рискованный момент — когда убитого Ленского в поэтичном исполнении Алексея Долгова элегантная толпа дворников сгребает красивыми швабрами вместе с неестественно белым снегом.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Евгений Онегин»

Фото Сергей Бесшапов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
7

Поход в оперу не разочаровал. Во-первых, благодаря чудесной компании. Во-вторых, благодаря самому спектаклю.

Голоса были довольно приятны, единственное, Татьяна оказалась немного визглива, но в целом - очень красивые тембры. Правда, иногда они пели спиной к зрителям и в глубине сцены, так что даже мне во втором ряду ничего не было слышно. Оркестр иногда глушил артистов, словно это "Саломея" Штрауса, а не камерный "Онегин". Ленский немного подсвистывал звук "с", но "Пиду ли я, дрючком пропертый" ("Что день грядущий мне готовит") спел очень и очень неплохо. Вообще музыкальная часть была очень приличной. Оркестр звучал здорово, не считая пары киксов у кларнетов, вылторны и грязи у струнных. Темпы хорошие, правда, во время котильона в третьей картине пару раз казалось, что некоторые танцоры вот-вот уронят своих партнерш. Особенно это было заметно по Онегину, которому приходилось подхватывать и подкидывать не самую миниатюрную Ольгу. Иногда дирижер загонял, и певцы просто не успевали петь в темпе. Временами он вообще начинал пыхтеть от усилий - очень забавно. Пляску крестьян из первой картины выкинули, и какой-то танец из шестой - тоже.

Сценография - под девизом "весь спектакль при одной декорации", что, впрочем, требует достаточной изобретательности. Конечно, "кто там в малиновом берете" было без всяких беретов, "а чепчик ваш-то на боку" - без чепчиков, "дай, няня, мне перо, бумагу" - без пера и бумаги. А из последней картины вообще сделали какую-то сцену у канавки. Но классный вокал покрывал все недостатки сценографии. И неважно, что под "Девицы-красавицы" девицы занимались не сбором ягод, как положено, а развешивали белье, а под стремительный пассаж после этого хора на сцену вбежала не Татьяна, а два "работника сцены" в камзолах и со скамейкой, на которую потом Татьяна и рухнула. Понравился "мостик", который тянулся из одного конца сцены в другой и то поднимался, то опускался. Так, сцена письма, очень хорошо, кстати, спетая, происходила где-то между небом и землей. Но самое забавное было, когда во время полонеза в шестой картине труп Ленского швабрами убирали со сцены. Получился этакий керлинг гробовщиков, и собственно танец ставить не потребовалось.

В общем, "все это юмор, господа", но в целом спектакль очень неплохой.

4
Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
3

Евгений Онегин для бабушек с подростками

Еще одна Тителевская опера, которые он печет по своему фирменному рецепту: неоклассика, адресованная бабушкам и мамам с подростками, отборные банальности и буквальности. Титель за свой узнаваемый рецепт и любим среди своей аудитории "для семейного просмотра". Вобщем, новый ЕО вполне вписывается в продуктовую линейку МАТМ. Впрочем, я не о том хотел сказать. Опера потому и есть главный жанр, что проваливаясь в одной из своих ипостасей, может существовать в других. Ну вот в данном случае- Феликс Коробов ничего не портит в гениальном музыкальном материале, можно слушать. Но главное, что есть в новой постановке ЕО - это Ленский Алексея Долгова, который оправдывает все прочие недостатки. Этот Ленский - поэт, жертва, знает почему погибает. Отличный, честный тенор. Но, кажется, у А.Долгова зарубежный контракт в кармане и, по всей видимости, потеряем скоро... Но оно и к лучшему, ну не место хорошему в МАМТе. Увы!

2
Фото Ирина О.
отзывы:
18
оценок:
18
рейтинг:
11
9

Я совсем не опытный зритель и слушатель оперы.
Вчера вечером мама мне рассказывала, что «Онегина» видела в Большом, Ленского пел Иван Козловский, а было это - лет 65 назад.
Я на «Онегине» была впервые, и моя оперно-зрительская практика - «Снегурочка» с Ириной Архиповой в роли Весны... тоже довольно давно — лет 40 прошло.

Поэтому когда ЖЖ-сообщество "Люблю Москву" пригласило в Театр Станиславского и Немировича-Данченко... ну, честное слово: грех отказываться от хорошего (и даже очень хорошего), надо быстро прибежать и оставить коммент типа «хочухочухочу».

Красивое фойе театра, замечательный зал (смотрела тут только балет «Конек-горбунок»... и тоже — давненько это было), очень дорогой буфет (однако набор предлагаемых напитков и закусок обширный)... моё хорошее место в 7 ряду.

Я уже как-то писала, что меня очень заинтересовала сценографическая работа Давида Боровского. И — да! - как всегда у Мастера: скупыми средствами, но эффектно и очень красиво.
Еще до начала действия — белоснежные колонны (в сцене дуэли они обернутся наклоненными черными деревьями) в потолок, рядом с которыми — неподвижные белые же скульптуры, которых босоногие дворовые девушки будут шутливо засыпать яркими осенними листьями.
Скульптуры окажутся «живыми», двинутся... и будут время от времени появляться на сценической площадке, как безмолвные и почти равнодушные к исходу свидетели действия.

Первая сцена, опять же по моей зрительско-оперной неподготовленности, «пошла» тяжело: голоса и музыка прекрасно перелетают в зал... текст — нет; не понятно совершенно, о чем «говорят» четыре женщины на сцене. Такая текстовая невнятность, насколько я могу наблюдать (да, оперного опыта у меня нет совсем, но, скажем, в Оперетту я хожу регулярно), характерна именно для женского вокала — текст, правда, дублируется строкой на английском языке... увы, и тут я совсем не сильна).

С выходом на сцену Онегина и Ленского положение исправилось: я по-прежнему не понимала, «что ОНА сейчас сказала», но из того, что «говорит» ОН, можно было понять общий смысл.

(Тут специалисты мне скажут: музыку надо слушать, а содержание — знать. Так с музыкой-то все хорошо, Чайковский прекрасен, я наслаждалась... Что до текста — и тут я не профан, но кто ж из неофитов мог предвидеть, что известное всем «Моей дядя самых честных правил» «переедет» из зачина пушкинского романа в стихах в середину второй сцены).

По-настоящему, действие для меня началось со сцены развешивания девушками белья («Девицы, красавицы, душеньки-подруженьки...») - тут был и замечательный дворовый мальчик - «в салазки Жучку посадив», и Жучка очаровательная была... и отповедь Онегина — среди белоснежных простынных полотен...
Потом — подготовка к балу у Лариных, с колоннами, обвитыми елочными гирляндами, и сам бал, когда на длинной вешалке гости оставляют верхнюю одежду и цилиндры.

Сцена бала очень хорошо по-режиссерски построена: перемещение танцующих или гуляющих по залу пар... куплеты Трике... объяснение-ссора Ленского и Онегина...

Второе действие вообще, что называется, «на ура» у меня прошло. Возможно, потому, что музыка... Чайковский...
Но! - Александр Титель добавил в музыкальное произведение нерв и дополнительный смысл, которые присущи в большей степени драматическим постановкам.
Актеры тоже молодцы: отличное следование режиссерскому плану, энергетика, драматизм...
Просто покорила в двух местах сцена дуэли. Сегодняшние враги протягивают друг-другу руки для примирения... но не пожимают их. После чего, через пару минут, один из них будет убит... второй останется жить с чувством постоянной беды и вины.
И еще. Когда над телом Ленского, после долгой тишины, звучит очаровательный вальс — ах, только бы и кружиться под него с любимой... но лишь фигуры в черном, стоящие между колоннами-деревьями в диагональ сцены, стоят молча...

Хороша и московская «ярмарка невест», когда мужчины, как покупщики, разглядывают дам, которые, передвигаясь, поворачиваются к ним то так... то эдак...

Насчет голосов — тут я и правда совершенно не специалист (судя по наличию, и даже обилию цветов от зрителей-специалистов, голоса были очень хорошие).

Костюмы. Белые рубашки, черные сюртуки и накидки у мужчин. Платья дам одинакового покроя, и лишь цвет выделяет главных героинь. Дворовые девушки — в просторных холщовых рубашках, а в зимних сценах еще и в трогательных вязаных носочках.

Довольна ли я вчерашним вечером? ОЧЕНЬ довольна; это был один из лучших моих вечеров в театре с начала сезона.

За приглашению благодарна Сообществу.
И, конечно, Театру за замечательный спектакль.

1
Фото Артём Станкевич
отзывы:
350
оценок:
349
рейтинг:
462
7

Отличная постановка!
Помимо голосов, музыки и самой атмосферы больше всего впечатлили декорации: минималистичные колонны, поворачивающиеся то чёрной, то белой стороной, интересные геометрические постороения артистов, замечательное решение с разделением сцены на несколько частей теми же артистами. Просто чудесно!
Обязательно надо идти, слушать и видеть.

1
Фото Dasha Shkie
отзывы:
19
оценок:
19
рейтинг:
41
7

Были в новогодние праздники.
С точки зрения театральной составляющей - идеальный спектакль, построенный на декорациях из шести колонн и работы со светом. Невероятно передан дух времени и эффект присутствия с первой же сцены. Актеры играют, а не просто поют. Татьяна в этом плане очень хороша - если стояла задача сыграть настоящую русскую женщину, справилась на сто процентов. Можно пойти только ради этого. В этом плане абсолютный восторг.

Насколько хорошо они поют - видимо не очень, в 14 ряду партера не было слышно голосов за оркестром, приходилось весь спектакль напрягать слух. Половину текста разобрать было невозможно (спасали только субтитры на английском и относительное знание текста). Сначала казалось, что это, наверное, акустика плохая или просто оркестр такой громкий, пока во втором акте в роли Гремина не вышел человек, которого, видимо, правильно научили петь. Ввиду того, что он пел раза в два громче всех остальных актеров и сам заглушал оркестр, логично было заключить, что дело было не в акустике и не в оркестре, а в том, что хорошо знакомый мне педагог по классике называет "утратой школы дыхания". Гремину и аплодировали в два раза громче, зрителя-то не обманешь.
Абсолютно та же картина наблюдалась на старой сцене Большого в прошлом году - пока певица в роли третьего плана не выдала настоящий голос, все сидели и терпеливо прислушивались к издалека раздающимся голосам вроде-как-звезд. Да и в Новой Опере было не лучше.
Что-то неладное нынче с оперой. И это при том, что вроде бы у края сцены было несколько микрофонов (!). Видимо, скоро будут лепить оперным певцам индивидуальные микрофоны, как в мюзиклах.

0