Как всегда у Кальмана, в этой оперетте — рассказ о любви. Индийский принц Раджами страстно влюбляется в артистку парижского варьете Одетту Даримонд и хочет на ней жениться. На его пути встают всевозможные препятствия. Одно из них грозило перевернуть судьбу героя — строгий индийский закон запрещал индусским князьям жениться на иностранках, иначе они теряли право на престолонаследие. Но это и все остальные препятствия разбиваются, наталкиваясь на непреодолимую силу любви Раджами. Он отказывается от престола и женится на любимой. В начале XX века вся Европа увлекалась восточной экзотикой. На экранах кинотеатров появлялись весьма заманчивые названия типа «Харакири», «Индийская гробница» со знаменитым героем экрана Конрадом Файдтом, а также фильмы с участием Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд. Когда молодые либреттисты предложили Кальману необычный сюжет на такую же тему, композитор заинтересовался и вскоре создал прекрасную музыку, которая завораживала слушателей неподдельной красотой мелодий, совсем не построенных на индийском мелосе. Композитор создал свои собственные «восточные» напевы, покоряющие пряной страстью Востока. На другой день после премьеры, которая состоялась в венском Карл-театре 3 декабря 1921 года, на улицах Вены уже распевали чудесную арию Раджами «О, Баядера». Кроме того, в новой оперетте Кальман талантливо использовал музыкальные интонации парижских бульваров и танцевальные ритмы также входивших в моду американских танцев — тустепа, фокстрота и шимми.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Рубцова
Фото Юлия Рубцова
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 10

Новых оперетт сегодня не пишут: жанр в целом признается за какой-то безнадежный, невыветриваемый, ничем не перешибаемый нафталин. Устойчивый и весьма узкий набор компонентов: любовь, ревность, чувство долга и гордость смешиваются в равных пропорциях, иллюстрируются двумя контрастными парами — лирической и комической, приправляются интригами и венчаются счастливой развязкой. Ставить оперетты, однако, продолжают: зритель идет. Между тем жанр требует глубокой реставрации и адаптации к настоящему моменту.

О том, что очень неплохо это получается у венгров, в петербургском Театре музкомедии поняли после премьеры «Веселой вдовы» в постановке Миклоша Синетара. Поэтому «Баядеру» Кальмана доверили Миклошу Габору Кереньи, директору практически уже побратима нашей Музкомедии — Театра оперетты из Будапешта. Изначальный сюжет «Баядеры» таков: на опереточных сценах Парижа царит Одетта Даримонд. Примадонна разбивает сердца окружающих ее мужчин, в том числе индийского принца Раджами. На эту незамысловатую канву легко нанизывается букет перипетий: влечение и борьба двух сильных личностей, противостояние и взаимный интерес Востока и Запада, закулисные интриги. Кереньи в первую очередь взялся за обновление либретто: в каждом интервью он с гордостью сообщает, что одобренный им вариант был двадцать восьмым по счету. Все действующие лица в нем оказались людьми ХХ века, будь то толпа суетливых журналистов или индийские гости. У комической героини появился любовник — театральный критик Иштван (видимо, представители прессы окончательно доконали практиков). Одетта и Раджами не чураются откровенных сцен: полем для баталий между восточным и западным сознанием оказывается постель, а героине очень идут гаремные наряды. Индийский принц — воспитанник лондонских университетов — связан с примадонной еще и деловыми отношениями, он пишет для нее музыку. Динамика чувств подчеркивается стремительной и невероятно частой сменой декораций: вот на сцене гаснет свет — и видны лишь лица поющих героев, а через секунду софиты освещают уже не восточные палаты, а парижское закулисье. Ритм мюзикла, соответствующий требованиям времени, — одна из главных особенностей «Баядеры». Есть и другая, не менее удивительная и значительная. Разговорные диалоги и вся комическая составляющая сюжета сведены к минимуму, зато музыкальные номера исполняются с настоящей оперной страстностью и едва ли не оперными голосами. И эта вокальная щедрость на основе одной из самых богатых в музыкальном отношении оперетт Кальмана выглядит куда лучше вопящих бродвейских мюзиклов, докатившихся десятилетия спустя до российских клубных подмостков.

3
0
...
27 апреля 2007

Лучшие отзывы о спектакле «Баядера»

Фото Кати Binosh
Фото Кати Binosh
отзывы: 29
оценки: 57
рейтинг: 37
9

Баядера порадовала неизбитостью, легкостью, музыкой и отсутствием пошлости!!!
Совершенно шикарный, легкий спектакль.
Приходишь в театр, а оказываешься во дворце Алладина!!

0
0
...
16 ноября 2012
Информация от организатора
Информация предоставлена Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии
Как всегда у Кальмана, в этой оперетте — рассказ о любви. Индийский принц Раджами страстно влюбляется в артистку парижского варьете Одетту Даримонд и хочет на ней жениться. На его пути встают всевозможные препятствия. Одно из них грозило перевернуть судьбу героя — строгий индийский закон запрещал индусским князьям жениться на иностранках, иначе они теряли право на престолонаследие. Но это и все остальные препятствия разбиваются, наталкиваясь на непреодолимую силу любви Раджами. Он отказывается от престола и женится на любимой. В начале XX века вся Европа увлекалась восточной экзотикой. На экранах кинотеатров появлялись весьма заманчивые названия типа «Харакири», «Индийская гробница» со знаменитым героем экрана Конрадом Файдтом, а также фильмы с участием Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд. Когда молодые либреттисты предложили Кальману необычный сюжет на такую же тему, композитор заинтересовался и вскоре создал прекрасную музыку, которая завораживала слушателей неподдельной красотой мелодий, совсем не построенных на индийском мелосе. Композитор создал свои собственные «восточные» напевы, покоряющие пряной страстью Востока. На другой день после премьеры, которая состоялась в венском Карл-театре 3 декабря 1921 года, на улицах Вены уже распевали чудесную арию Раджами «О, Баядера». Кроме того, в новой оперетте Кальман талантливо использовал музыкальные интонации парижских бульваров и танцевальные ритмы также входивших в моду американских танцев — тустепа, фокстрота и шимми.