Москва

Спектакль
Банкрот (Свои люди — сочтемся)

Постановка Театр на Литейном

5.4
оценить
Дата выхода
23 марта 2007
2 часа 50 минут, 1 антракт
12+

Озорная игра по Островскому с неожиданно мрачным финалом

История краха купца Большова и краха его семейства в спектакле Театра «На Литейном» — больше человеческая история, чем история финансового банкротства. Социальные темы, проблемы купеческой амбициозности, конечно, и сегодня не утратили своей актуальности. Но сюжет про московских бизнесменов и их семьи середины XIX века интересен в наши дни именно потому, что вновь дает пищу к размышлению о вечной проблеме отцов и детей, смены поколений, смены жизненных ценностей. В спектакле «Банкрот» нет разделения на правых и виноватых, нет положительных и отрицательных героев. Театр не собирается ни обличать «темное царство», ни искать в нем «луч света». Смешной и грустный спектакль о том, как один делец потерпел фиаско — притча о потерянном доверии даже к самым близким людям.
Информация предоставлена Театром на Литейном
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Андрей Пронин
Фото Андрей Пронин
отзывы: 78
оценки: 69
рейтинг: 74

Выпускали спектакль тяжело. Многое стачивали и рихтовали на ходу. Смотревшие «Банкрота» в пятницу не находили общего языка со смотревшими в субботу — каких-то сцен в субботу уже не было, каких-то еще не было в пятницу. Вскоре после премьеры — кошмарное известие о гибели Евгения Меркурьева, выдающегося актера, для которого роль купца Большова, предательски обманутого дочерью и управляющим, могла стать заслуженным бенефисом. Срочный ввод Александра Рязанцева — и снова лихорадочные репетиции…

А между тем режиссеру Наталье Леоновой, кажется, как раз хотелось легкости, игры, театрального лукавства: скорее зеленых лугов, чем темных пропастей. Уже в прологе, когда купеческая дочка Липочка (Татьяна Тузова) выходит на авансцену не традиционной вульгарной дурищей, а трепетной мечтательницей, понимаешь: будет как минимум мило. Дальше эфирные девичьи грезы материализуются, и вот уже четверка бонтонных кавалеров приглашает на вальс зрительниц из первого ряда. Никакого тебе темного купеческого царства — вслед за фантазеркой Липочкой пойдет куролесить галерея прелестных суетливых чудаков. Вертлявый недотепа стряпчий, сладкоречивая сваха, кликуша ключница явно не в своем уме… Социальную драму Островского преобразовали в лирическую комедию. Впрочем, по-настоящему забавной ее делают только двое. Ольга Самошина — купчиха Большова — импровизирует с узнаваемым образом «простой русской бабы», существа беспорядочного, но не лишенного обаяния: благодушие сменяется внезапным гневом, гнев — слезами, слезы — смехом, начинай сначала. И тут не шарж, а только еле заметный зазор между актрисой и образом, акварель доброй иронии. У Александра Рязанцева краски гуще, мазок размашистей. Его старый купец смахивает на мольеровского Журдена — в этом ворчливом, но безобидном самодуре трудно заподозрить хоть толику практицизма, но наблюдать, как он читает домочадцам морали, попутно борясь с геморроем, отчаянно смешно.

Впрочем, бесконечно лить патоку было бы невозможно: «Банкрота» недаром называют самой жесткой из пьес Островского, в которой — ни единого положительного героя. Дочурка с муженьком-приказчиком все же должны отправить отца в долговую яму, прикарманив все его денежки. И тут-то спектакль дает слабину, да такую, что ее приходится компенсировать откровенным китчем. Приказчик надевает красный пиджак, милое дитя Липочка трансформируется в крикливую стерву, танцоры из девичьей мечты — в жующих жвачку головорезов, жестоко избивающих рохлю стряпчего. Грубо говоря, эффект выходит такой, будто финал для спектакля Петра Фоменко пригласили поставить Кирилла Серебренникова. Хоть бы намекнули, что за гниль такая в одночасье поела замоскворецкую Аркадию.

2
0
...
8 мая 2007

Лучшие отзывы о спектакле «Банкрот (Свои люди — сочтемся)»

Фото Маргаритка Ромашка
Фото Маргаритка Ромашка
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Спектакль откровенно слаб! Начало затянуто и даже нудно. Большинство актеров переигрывают. Во второй части события развиваются живее, но это не спасает постановку.

0
0
...
2 ноября 2013
Фото Шквал Спб
Фото Шквал Спб
отзывы: 33
оценки: 37
рейтинг: 20
9

Очень добротный, милый спектакль. На злободневную тему о том, что не надо ничего заранее отдавать нашим великовозрастным (как мы их пытаемся называть) детям. Пройдут еще по не успевшим умереть родителям и не заметят. Как всегда блистательная Ася Ширшина - на своем уровне. Несколько фишек от режиссера - танцы артистов с девушками из первого ряда, прыжки в зал со сцены. Молодцы. Не в чем не уступили по качеству театру Миронова который культивирует Островского уже давно с гораздо более звездными артистами.

0
0
...
11 марта 2012
Фото Marsela
Фото Marsela
отзывы: 28
оценки: 35
рейтинг: 34
3

Если первая часть еще куда ни шло, то вторую вообще смотреть невозможно! Вместо продуманного и расчетливого Лазаря-истероидный дебил, простите за выражение. Осовременивание спектакля и попытка сделать его ближе к современности ограничилась только опошлением некоторых сцен. О чем режиссер думал-не понятно! Островский, наверно, в гробу перевернулся от такого ужаса! Искренне обидно за наш театр и жалко актеров, которым пришлось играть такую...

0
0
...
10 марта 2009
Краткое описание
«Банкрот (Свои люди — сочтемся)»
Информация предоставлена Театром на Литейном
История краха купца Большова и краха его семейства в спектакле Театра «На Литейном» — больше человеческая история, чем история финансового банкротства. Социальные темы, проблемы купеческой амбициозности, конечно, и сегодня не утратили своей актуальности. Но сюжет про московских бизнесменов и их семьи середины XIX века интересен в наши дни именно потому, что вновь дает пищу к размышлению о вечной проблеме отцов и детей, смены поколений, смены жизненных ценностей. В спектакле «Банкрот» нет разделения на правых и виноватых, нет положительных и отрицательных героев. Театр не собирается ни обличать «темное царство», ни искать в нем «луч света». Смешной и грустный спектакль о том, как один делец потерпел фиаско — притча о потерянном доверии даже к самым близким людям.