Театральная афиша Москвы

Спектакль Банкрот
Постановка Театр на Литейном

5.6

Озорная игра по Островскому с неожиданно мрачным финалом

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Андрей Пронин
отзывы:
90
оценок:
75
рейтинг:
84

Выпускали спектакль тяжело. Многое стачивали и рихтовали на ходу. Смотревшие «Банкрота» в пятницу не находили общего языка со смотревшими в субботу — каких-то сцен в субботу уже не было, каких-то еще не было в пятницу. Вскоре после премьеры — кошмарное известие о гибели Евгения Меркурьева, выдающегося актера, для которого роль купца Большова, предательски обманутого дочерью и управляющим, могла стать заслуженным бенефисом. Срочный ввод Александра Рязанцева — и снова лихорадочные репетиции…

А между тем режиссеру Наталье Леоновой, кажется, как раз хотелось легкости, игры, театрального лукавства: скорее зеленых лугов, чем темных пропастей. Уже в прологе, когда купеческая дочка Липочка (Татьяна Тузова) выходит на авансцену не традиционной вульгарной дурищей, а трепетной мечтательницей, понимаешь: будет как минимум мило. Дальше эфирные девичьи грезы материализуются, и вот уже четверка бонтонных кавалеров приглашает на вальс зрительниц из первого ряда. Никакого тебе темного купеческого царства — вслед за фантазеркой Липочкой пойдет куролесить галерея прелестных суетливых чудаков. Вертлявый недотепа стряпчий, сладкоречивая сваха, кликуша ключница явно не в своем уме… Социальную драму Островского преобразовали в лирическую комедию. Впрочем, по-настоящему забавной ее делают только двое. Ольга Самошина — купчиха Большова — импровизирует с узнаваемым образом «простой русской бабы», существа беспорядочного, но не лишенного обаяния: благодушие сменяется внезапным гневом, гнев — слезами, слезы — смехом, начинай сначала. И тут не шарж, а только еле заметный зазор между актрисой и образом, акварель доброй иронии. У Александра Рязанцева краски гуще, мазок размашистей. Его старый купец смахивает на мольеровского Журдена — в этом ворчливом, но безобидном самодуре трудно заподозрить хоть толику практицизма, но наблюдать, как он читает домочадцам морали, попутно борясь с геморроем, отчаянно смешно.

Впрочем, бесконечно лить патоку было бы невозможно: «Банкрота» недаром называют самой жесткой из пьес Островского, в которой — ни единого положительного героя. Дочурка с муженьком-приказчиком все же должны отправить отца в долговую яму, прикарманив все его денежки. И тут-то спектакль дает слабину, да такую, что ее приходится компенсировать откровенным китчем. Приказчик надевает красный пиджак, милое дитя Липочка трансформируется в крикливую стерву, танцоры из девичьей мечты — в жующих жвачку головорезов, жестоко избивающих рохлю стряпчего. Грубо говоря, эффект выходит такой, будто финал для спектакля Петра Фоменко пригласили поставить Кирилла Серебренникова. Хоть бы намекнули, что за гниль такая в одночасье поела замоскворецкую Аркадию.

Отзывы пользователей о спектакле «Банкрот»

Фото Маргаритка Ромашка
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Спектакль откровенно слаб! Начало затянуто и даже нудно. Большинство актеров переигрывают. Во второй части события развиваются живее, но это не спасает постановку.

Фото Шквал Спб
отзывы:
33
оценок:
37
рейтинг:
20
9

Очень добротный, милый спектакль. На злободневную тему о том, что не надо ничего заранее отдавать нашим великовозрастным (как мы их пытаемся называть) детям. Пройдут еще по не успевшим умереть родителям и не заметят. Как всегда блистательная Ася Ширшина - на своем уровне. Несколько фишек от режиссера - танцы артистов с девушками из первого ряда, прыжки в зал со сцены. Молодцы. Не в чем не уступили по качеству театру Миронова который культивирует Островского уже давно с гораздо более звездными артистами.

Фото Marsela
отзывы:
28
оценок:
35
рейтинг:
33
3

Если первая часть еще куда ни шло, то вторую вообще смотреть невозможно! Вместо продуманного и расчетливого Лазаря-истероидный дебил, простите за выражение. Осовременивание спектакля и попытка сделать его ближе к современности ограничилась только опошлением некоторых сцен. О чем режиссер думал-не понятно! Островский, наверно, в гробу перевернулся от такого ужаса! Искренне обидно за наш театр и жалко актеров, которым пришлось играть такую...

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить