Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка МХАТ им. Горького

7.8
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Сергей Горский
Фото Сергей Горский
отзывы: 26
оценки: 28
рейтинг: 156
9
"А еще я люблю жизнь за то, что в ней можно путешествовать,"

- этими словами Пржевальского начинается спектакль - тоже своего рода путешествие длиной в одну театральную репетицию - по саду расходящихся тропок пьесы о любви и смерти Федора Достоевского, разыгранной на два голоса Татьяной Дорониной и Аристархом Ливановым.

Интеллектуал и затейник Эдвард Радзинский написал пьесу о поисках утраченного времени и о Достоевском в своем любимом жанре исторической реконструкции, при этом представил историю писателя в формате театральной инсценировки в стенах богадельни: роль жены Достоевского становится последней работой старой актрисы с великим прошлым, которой выпала трагедия пережить собственную славу и состариться в забвении.

Радзинский искусно пользуется техникой параллельного монтажа, позволяющей ему свободно развивать несколько сюжетных планов одновременно, сочетая почти театр абсурда с целыми пассажами из текстов Достоевского и дневника его жены; в итоге старая актриса играет все больше ролей - тем сложнее становится сюжет, смыслы множатся, проступая сквозь морок театральной импровизации и неясности воспоминаний, а круг тем, которые затрагивает пьеса, разрастается: здесь и драма гения, гибнущего от собственных слабостей, и незадачливая растерянность неожиданно постучавшейся старости, и манифест безумной (губы в кровь) любви к театру.

Визионер и проказник Роман Виктюк поставил пьесу в образной эстетике фильмов нуар или, может, барочной живописи: драматическое освещение, длинные тени, эффектная игра контрастных цветов (на сцене спорят друг с другом и по очереди доминируют черный и белый), силуэты актеров, вписанные в высокий абрис мхатовского занавеса, совершенных пропорций декорация, воспроизводящая фасад старого здания художественного театра, на котором в финале спектакля будет распята лучом софита героиня, и лучший из ноктюрнов Шопена - звучит и обрывается, и снова звучит.

Нужно знать, как сюжет пьесы ложится на судьбу самой Дорониной, сколько для нее лично значит Достоевский и в какую цену ей обошлись "святые -- доски -- сцены" - чтобы понять, почему она так играет эту роль - пластика и неповторимая интонация гениальной актрисы - вернее, сотня тысяч интонаций - как в последний раз.

8
0
...
25 ноября 2008
Фото Марина
Фото Марина
отзывы: 42
оценки: 183
рейтинг: 48
7

Понравилось второе действие, а первое было скучным , хотя и коротким,
Обожаю Доронину, люблю Ливанова. Любопытная пьеса.
Всем Поклонникам Татьяны Дорониной и Аристарха Ливанова - обязательно к просмотру.

0
0
...
29 октября 2016
Фото Irina Se
Фото Irina Se
отзывы: 43
оценки: 55
рейтинг: 26
7

Не могу внятно сформулировать свои впечатления от спектакля.
Актеров всего два - Аристарх Ливанов и Татьяна Доронина.
Ливанов озорной до чертиков, это стало понятно только на поклонах) А Доронина все-таки сильно в возрасте и тяжеловато ей даются длинные спектакли да еще на каблуках.
Про пьесу даже не знаю, что сказать. Двое пожилых людей то ли в дурдоме, то ли в приюте для престарелых. Отличить реальность от домыслов крайне сложно. Перед зрителем разворачивается судьба Достоевского. Судьба игрока и мужа. А в перерывах - судьба тех самых пожилых людей, которые не всегда помнят номер своей комнаты.
Спектакль странный. Странный хотя бы тем, что долго не гас свет в зале после начала спектакля. Впрочем, спектакль Виктюка банальным быть не может по умолчанию, да?)
Актриса - она всегда актриса. Неважно сколько ей лет, где она находится и какую роль играет. Пожалуй, в этом вся соль.

0
0
...
15 января 2010
Фото Anton Morozov
Фото Anton Morozov
отзывы: 12
оценки: 52
рейтинг: 22
9

Одна из лучших постановок, которую я когда-либо видел! Смотрел уже 2 раза и наверное пойду ещё один. В этом спектакле очень много сюжетных линий, очень много вопросов и тем затронуто. Это и старость, и крушение надежд, и преданность своему предназначению, и умение любить, и неприятие современной жизни, и служение гению. Невообразимо, как всего 2 актера смогли столько тем раскрыть за 3 часа. После спектакля остается очень приятное ощущение и ты ещё несколько дней возвращаешься к темам, поднятым во время действия. Советую всем!

2
0
...
7 апреля 2010
Фото kazantsevaalena
Фото kazantsevaalena
отзывы: 6
оценки: 44
рейтинг: 17
9

Потрясающий спектакль! Такой, который не забывается даже если прошло уже несколько лет. Завораживающая игра актеров, невероятно интересный сюжет! Хочется пересмотреть еще раз!

1
0
...
10 февраля 2009
Фото woodworld
Фото woodworld
отзывы: 9
оценки: 16
рейтинг: 8
9

Гениальный спектакль! Пьеса Радзинского сама по себе очень интересна. А тут еще за постановку взялся Виктюк, аж в 88 году. С тех пор уже 20 лет как спектакль неизменно идет с одним актерским составом. Других актеров придумать для пьесы трудно. Т.В. Доронина мастерски ведет действие. Спектакль многогранен, несколько плоскостей задействано в художественном полотне, и не только временных , но и пространственных. Она (актриса) играет и себя, как человека в жизни, и актрису, и жену гения. Потрясающи переходы из одного образа в другой. Действие не скучно, от него невозможно оторваться, захватывает полностью. Поднята и проиграна Тема всей жизни.. Доронина и Ливанов умело и гениально ведут свои роли, главное - убедительно, местами трогательно. Спектакль крайне глубокий, без знаний биографии и творчества Федора Михайловича делать тут пожалуй нечего, а таких в публике было большинство. За криками "Браво!" мало кто реально что-что понял и вынес со спектакля, кроме "юмористических" реплик, смеятся на которыми также было совсем не к месту.
Спектакль не для "развлекухи", здесь зрителя ждет тяжелая внутренняя работа и во время действия и несколько дней после.

2
0
...
11 ноября 2008
Фото prostomarysya
Фото prostomarysya
отзывы: 2
оценки: 64
рейтинг: 4
9

"Театр — храм искусства, в котором нужно молиться сердцем" Т. Доронина. Спасибо, спасибо и еще миллион раз спасибо Татьяне Васильевне Дорониной за то, что она делает! За то, как она играет! Вчера я была на спектакле и честно скажу, ураган в моей душе, вызванный это Актрисой, до сих пор не может утихнуть! А юмор, с которым она говорит о себе, о времени, о старости...
Обидно до слез, что такие Актеры и Актрисы, эти "столпы", на которых держится театр, их остается все меньше и меньше и скоро они исчезнут в веках!А на смену никто не спешит! Торопитесь увидеть, пока не стало поздно!

0
0
...
26 января 2013
Фото dinya-ss
Фото dinya-ss
отзывы: 4
оценки: 5
рейтинг: 4
9

Редко, когда наблюдая за игрой актеров становится не важен ни сюжет, ни декорации.
Это именно тот случай. Ливанов бесподобен, Доронина завораживает.
Но и пьеса достойная.
Пошел на спектакль с осмнениями, но не пожалел ни разу!

0
0
...
8 февраля 2012
Фото arco_iris
Фото arco_iris
отзывы: 13
оценки: 13
рейтинг: 4
3

При всей моей любви к психологическим драмам, эта - далеко не самая лучшая. Очень средненькая постановка, не вызвавшая ни восторга, ни, впрочем, явного отторжения. Совершенно не понравилось то, что первое действие слишком короткое (что-то около 40 минут), потом длиннющий антракт (тоже около 40 минут), потом на их фоне длиннющее второе действие, на самом деле часа полтора длится, но кажется совершенно бесконечным. Игра актерская весьма посредственная - порой их монологи, произносимый нечетко, тихо и слишком быстро совершенно не поддавались восприятию и пониманию. Когда оба героя говорили быстро, нечетко, да еще и одновременно - это вообще что-то ужасное! Хотя, стоит отметить, что местами монологи Т.Дорониной были такими, что мурашки по телу бежали. В целом же спектакль не понравился - сюжет путанный, без очевидного развития событий, не захватывает совершенно, но и совсем зря потраченным временем вряд ли можно назвать - в общем, вещь на любителя.

0
0
...
3 апреля 2008
Фото Лизавета Глазова
Фото Лизавета Глазова
отзывы: 4
оценки: 26
рейтинг: 3
9

"В снах моих мир облагорожен, одухотворен...<...>...проще говоря: в моих снах мир оживал, становясь таким пленительно важным, вольным и воздушным, что мне уже бывало тесно дышать прахом нарисованной жизни". В. Набоков

Во времени спектакль неопределен, сначала наши дни, XIX век, 2008 год, воспоминания о 20-х годах прошлого века. Спектакль в спектакле.

Чтобы удерживать внимание зрителей 3 часа, а тем более когда всего два персонажа на сцене, необходимо быть великим актером.
Сильные монологи Дорониной, полная тишина в зале, ирония, сатира на самих себя, Федя...

К концу второго действия появляется так много новых ролей у двух актеров, что ты уже теряешь контроль. Но все же ситуация проясняется, и даже подводится социальная черта спектакля.
Это необходимо чувствовать.

1
0
...
20 ноября 2008
Фото Кутуша
Фото Кутуша
отзывы: 7
оценки: 29
рейтинг: 2
7

Спектакль хороший, но не более. а артисты играли просто замечательно. стоит сходить только для того, чтобы посмотреть на игру Дорониной. скорее всего, если бы были не очень хорошие артисты, то спектакль оказался бы провальным и скучным.

0
0
...
27 января 2009
Фото Anastasiya Rogovaya
Фото Anastasiya Rogovaya
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
9
воображение безгранично


Бывают спектакли после которых хочется жить с большим размахом. Появляется желание к чему-то новому, к идеальному. Два актера. Внимая всеми возможными уголками сознания. Ни на момент не подумав о времени. Конструкция спектакль в спектакле - смелый ход, который мог бы быть провальным и запутать неподготовленного зрителя. Здесь иначе, здесь интересно проводить параллели и сопоставлять. Здесь весь спектакль вслушиваешься в слова стараясь найти истину, а находишь все больше смысла и больше затронутых проблем. Я насчитала 9!!!! 1)проблема старости (жизнь уже не та, что у молодой актриссы, а душа еще молодая) 2)проблема поколений (нет поддержки от детей) 3)проблема нереализованности (оба героя еще ищут себя) 4)проблема одиночества 5)проблема любви (своих мужей героиня называет “номер 1”, “номер 2” и взаимоотношения между героями на протяжении сцены) 6)проблема гения 7)проблема сознания, мышления (герои воображают, меняют свои мысли и становятся счастливее) 8)проблема несовершенства современного мира 9)проблема театра (его вечность, его высота) и все они достойны обсуждения после просмотра. Я уверена это не все. Актерская игра в жизни это магия, волшебство. Паузы во время монологов гениальны и завораживающие, словно скульптуры на миг. Декорации, которые интересно рассматривать. Воспоминание о “Три сестры” в сцене с запертым роялем. Свет, тени, костюмы. Все идеально и многозначно. А сцена, где герои одеты в белый и черный, словно говорит, что Федя ангел, вдохнувший жизнь, возможно даже плод ее воображения. И мне не дает покоя цитата Пржевальского про любовь к жизни из-за путешествий и то, что дети героини “в отпуске”, наверняка, есть связь. Кстати, это не единственный вопрос, о котором хочется думать после спектакля.
И наконец то, что в спектакле есть третий герой без актера - Достоевский Ф. М. Говорит, о уважении и почтении его деятельности, жизни. О том, что Гений сделал великий вклад в театр и жизнь людей. О том, что есть в нашей жизни вечное.

0
0
...
28 января 2015