Спектакль

Спектакль Тартюф

Постановка Ленком Марка Захарова

5.9
Тартюф – афиша
© Афиша
1/19

Блестящий Максим Суханов в центре мольеровской пьесы

Продолжительность2 часа 40 минут, 1 антракт

Участники

  6

Специальные предложения

Подписаться на email рассылку
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

Это не самый удачный спектакль театра «Ленком» и режиссера Владимира Мирзоева; и тем не менее его обязательно надо смотреть. Надо смотреть, несложно догадаться, ради артиста Максима Суханова в роли Тартюфа (в очередь с ним играют Дмитрий Певцов и Сергей Фролов). Мирзоев все силы бросил на своего протагониста, не особо интересуясь остальными персонажами; и по большому счету он прав. Ведь их история выстроится как производная от функции, когда будет задана главная величина — Тартюф. Когда будет ясно, кто он такой, чем он их купил, зачем ему это надо. Ответы «лицемер», «лестью» и «потому что жадный» оставим школьникам; здесь идет игра по-крупному.

Чтобы зритель не заскучал от мольеровского стиха и слишком известного сюжета, действие несколько осовременено. Из декораций — прозрачная стена-витраж с одной стороны, с другой — винтовая лестница и фасад в испанском стиле (художник Алла Коженкова). Это не старинное поместье, а свежеотстроенная французская Рублевка, где обитает состоятельное семейство: наивный добряк Оргон (Александр Сирин), его жена (Анна Большова) — холеная штучка из телесериала, его бестолковые дети из поколения «Муз-ТВ» и горничная (Наталья Щукина) с ухватками секьюрити. Она ловко обыскивает Марианну (Алла Юганова), расстроенную приказом отца выходить замуж за Тартюфа, на наличие колюще-режущих предметов и пересыпает свои реплики современными комментариями. Местами бытовые сцены перемежаются механистичными танцами под модерн-джаз, которые выглядят очень многозначительно, но не очень вяжутся с происходящим.

Чтобы не потерять нить, остается следить за Сухановым. Слушать его голос, который переходит от бархатного, хорошо поставленного баритона (когда он — будто бы глубоко верующий) к сюсюкающему лепету (когда он — будто бы наивный дурачок), а после — к откровенному блатному лаю, когда ему кажется, что он разоблачен. Его Тартюф — это втершийся в доверие урка, ждущий с минуты на минуту, что его опять посадят; он даже хранит на черный день аккуратный мешочек с едой и папиросами. Это зверь: он то ощерится волком, достав из кармана мокрые кишки, то, решив, что соблазнил жену хозяина, пройдется петухом — синий бушлат, белое трико и красный хохолок (из тех же кишок слепленный). Это зверь среди цивилизованных людей, да; только вот грош цена цивилизации, где старики так глупо-наивны, молодежь безмозгла, а закон дряхл и слеп. Офицер, который в финале арестовывает злодея и возвещает Оргону милосердие от лица гаранта конституции, — да-да, финал спектакля переписан прозой Михаилом Мишиным, — этот офицер больше похож на престарелого тюремного надзирателя. И вот Тартюф привязан к креслу, а члены доброго семейства надевают на него шапку и засовывают в рот сигаретку — на дорогу. Они ведут вокруг него хоровод, сходятся тесным кругом — и он просовывает между их спин улыбающуюся довольную морду. Он выкрутится, пролезет, не пропадет. И целый спектакль за собой на одной этой улыбке вытащит. В общем — браво, Тартюф.

6 февраля 2007
3

Плохой спектакль. По мне - Тартюф с Табаковым. Он интереснее, смешнее, умнее и что очень важно - добрее. Сильно добрее. Так сильно, что никто из зрителей после первого отделения не ушел. В Ленкоме ушли несколько человек. Оставшиеся смотрели грубость, даже пошлость и, самое смешное и почти забытое в конце прошлого века, сатиру на современную политику. Не к стати и грубость и сатира. Тартюф в Ленкоме вообще не к стати.

17 декабря 2008
1ПОЛНЫЙ ТАРТЮФ!

Мольер поправил подушечку и перевернулся в гробу. Вызвать его из мертвых Мирзоеву не удалось. Великие классики переживали и не такие кощунства.
Ленком - это театр, который хорош предвкушением и не более. Вы покупаете билет, предвкушаете великое действо достойное масштабных театральных имён, а в итоге получаете несварение по причине отравления пищей духовной.

1. Постановка. Ну что тут сказать. К концу первого акта, я уже понял, что просто бесполезно искать смысл в происходящем на сцене. Для начала я наблюдал за лицами зрителей. Они выражали только одно - "ничего". Такое глубочайшее "ничего", как после просмотра новостей центральных каналов. На напрягшихся от мучительных вопросов лбах, можно было разгадать фразы вроде "Где я?" "Кто эти люди?" "Почему потолок белый?" и так далее... Чтобы как-то унять скуку, я решил занять свой мозг и пофантазировать на тем, как должна выглядеть афиша спектакля, и получалось у меня что-то вроде "Гастроли НИИ им. Кащенко" или "Генеральный спонсор - завод амфетаминовых препаратов." "Каждому купившему билет - реабилитация в подарок."
Спектакль построен на "гипер-эйфорическом гротеске" (с). Это когда вы по сценарию должны скорбно и тихо произнести "да" и опустить глаза в пол. А в итоге вы орёте "блять, да!" а потом смачно плюёте в лицо партнеру, бъёте ему по морде, потом по печени, отрываете кусок декораций, ломаете ему хребет, после чего расчленяете труп прямо на сцене, декларируя строчки из Ветхого Завета, далее зрители в исступлении аплодируют.

2. Игра. Хм... Тартюф в исполнении Соколова - это странное зрелище. Особенно оно становится странным при смене костюмов прямо на сцене. Например в одевании на себя юбки Эльмиры и торжественного водружения себе на голову вазы для фруктов, после чего хлестание себя плетью с криками, писками и чтением молитвы. Вообще ощущение такое, что сами актеры не понимают, что они играют. НУ вот им режиссер сказал "Дай мне страсть!", они и дают. А нужна она там или нет, никому не интересно. Все уже привыкли к конвейерным спектаклям. Но конвейерный бред - это что-то новое. По моему мнению лучшая сыгранная роль была у деревянной лавки! Лавка эта участвует в каждой сцене и справляется со своей ролью на ура. Когда надо она стоит, когда надо двигается, когда надо она становится возможным орудием убийства или супружеским ложем, или местом грехопадения. Короче говоря, я не удивлюсь, если в этом году "Золотая маска" заслуженно достанется деревянной лавке театра Ленком, потому что остальные актеры просто блекнут на фоне её гениальной игры.

3. Декорации и костюмы. Я не могу отнести сюда, упомянутую мною лавку, так как она может обидеться. Но всё остальное вполне соответствует спектаклю. Особенно порадовала "находка" режиссера выгнать в последней сцене всю труппу на коньках и заставить их наряжать ёлку. Я считаю, не нужно было останавливаться и пойти дальше. Дать всем в руки топоры или автоматы Калашникова. Ярко запомнились белые перчатки на руках актеров, в сцене соблазнения Тартюфа Эльмирой, причем тех актеров которые не участвовали явно в сцене, а танцевали "триллер" Майкла Джексона в тени на заднем плане. Особо порадовало белое трико натянутое на тело Соколова и защитную хоккейную чашечку на гениталии.

Итог. К подобным спектаклям нужно всегда писать инструкцию по применению. Которая во-первых должна состоять из выписки психиатра по поводу состояния режиссёра и актеров, и дальше подробное объяснение смысла происходящего на сцене с минутным таймингом, вроде "на 32-ой минуте второго акта, Тартюф в белом трико, прыгающий по сцене, олицетворяет собой глубокий драматизм несправедливости судебной системы и переживания главного героя по поводу плохой погоды".
Но как всегда, публика во сто крат интереснее спектакля. Так интересно наблюдать, за тем, как люди, тщетно пытающиеся проникнуться к искусству, стараются всеми силами найти смысл там, где его просто нет. Эти забавно растерянные выражения лиц, на которых написано "надо сделать задумчивое лицо и соглашаться с одобрительными возгласами, а то вдруг кто-нибудь догадается что я НИЧЕРТА не понял!"

Мольер сказал "Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением". Если б он только знал, что это будет относится и к его пьесам...

25 апреля 2012
1

Режиссер Мирзоев как-то внезапно закончился для меня. Скучная сценография, страсти как в самых дешевых сериалах и тяжелый Максим Суханов. Иной раз смотришь такое и никак понять не можешь зачем театру худруки?! Вот куда смотрят те сотрудники театра Ленком, которые должны подбирать репертуар, режиссера, литературный материал, актеров на главную роль?! Результат крайне печальный.

20 сентября 2011
1

Сегодня были с мужем на спектакле, хуже пока ничего не видела. Ушли в антракте. Много пошлости, сцен с намеком на извращения, да и игра актеров оставляет желать лучшего. Впереди нас сидел мужчина со своей дочерью, которой лет 14, видимо хотел приобщить к театру, мне было стыдно, знаете как бывает, вроде ничего плохого сам не делаешь, а за других стыдно....

7 декабря 2008
9

Замечательный спектакль, игра актеров, их костюмы - все очень понравилось! Душа порадовалась и посмеялась. Время пролетело не заметно.
Спасибо Ленкому за тепло.

Кстати, кто-то писал про узкие проходы и упирающиеся колени в соседние кресла.... Я со своим ростом 175 в соседа не упиралась, конечно, чтобы пройти другому человеку, нужно встать, но мои длинные ноги чувствовали себя вполне комфортно :))
Если разваливаться, пятой точкой спускаясь с кресла, то конечно упрутся колени, либо если кто под два метра ростом, но можно выбрать ряд с местом большим свободным впереди, там такое имеется, хоть и немного.
Это все мелочи, все равно пятерку ставлю :)

29 апреля 2012
Все отзывы
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость