Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Жизнь и судьба»

7.5
оценить
Фото Кристина Матвиенко
отзывы:
28
оценок:
21
рейтинг:
18
7

Спектакль Льва Додина, гастролями которого открывает свой сезон Театр наций (спектакль, правда, пройдет на сцене театра Et Cetera), — вещь глубоко старомодная и актуальная одновременно. Казалось бы, инсценировка романа пятидесятилетней давности говорит о делах минувших — о тоталитаризме и истреблении народов в двадцатом веке. Но с другой стороны, все три с половиной часа, пока идет спектакль, думаешь о том, что тоталитаризм и национализм — это не прошлое, а тренд тысячелетия.

На сцене, залитой летним светом, какого умеет добиваться один только гений театральных фонарей Глеб Фильштинский, и разделенной металлической сеткой (художник Алексей Порай-Кошиц), молодые и еще счастливые люди играют в волейбол. Это единственный момент спектакля, который хочется назвать задорным, — все остальное черным-черно. Виктор Штрум (Сергей Курышев), советский ученый-ядерщик, живет вопреки тоталитарной лжи, но в согласии со своей совестью — сопротивляясь угрозам антисемитов и номенклатурщиков от науки. Звонок Сталина, предложившего ученому поддержку, обольщает Штрума, и он подписывает подлое коллективное письмо. В это же время разворачивается судьба комдива Новикова (Данила Козловский). Жестокий пролетарский вояка влюблен в золовку Штрума Женю (Елизавета Боярская). Во время Сталинградской битвы он щадит своих солдат вопреки приказу и ради уважения своей возлюбленной идет под трибунал — на смерть. В спектакле две большие любви — Штрума к жене и Новикова к Жене — проходят рядом, как и бывает у Додина, не по-театральному откровенно. А вокруг кипит жестокая жизнь. По эту сторону границы — Норильлаг, в который отправляют бывших коллег Штрума, по ту — Освенцим. От нашего остались разрушенные стены с торчащей арматурой, польский превращен в аккуратный музей. Заключенных обоих лагерей в спектакле играют одни и те же артисты, меняя полосатые робы на ватники и наоборот.

Безмятежный дачный волейбол к концу спектакля обернется коллективным закланием: десяток молодых людей встанут диагональю поперек сцены и под команды на немецком разденутся догола — чтобы взять духовые и, развернувшись к залу лицом, сыграть напоследок Шуберта: согласно тексту романа, эти люди погибнут в газовой камере. Эта патетическая сцена кого-то может довести до слез, у кого-то вызвать раздражение своей прямолинейностью, но действует она не хуже бухенвальдского набата, про который раньше пели в школе.

2
0
...
11 сентября 2007
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
743
9

Актрисы появляются во всем белом — легкие платьица, белые гольфики, лаковые туфельки, две косички. Они играют в волейбол. Мяч взлетает вверх и летят вверх косички. В волейбол играют на пляже рядом с сосновым лесом — благодаря костюмеру, художнику-постановщику, режиссеру, актрисе. Эта сцена длится не больше минуты. Она создана ради одного — показать, как прекрасна любовь и её начало. Таких сцен в этом спектакле десятки. Увидеть эти сцены, запомнить их, полюбить — зрительское счастье, которое дарит спектакль «Жизнь и судьба».

Счастье это парадоксальное, так как спектакль не о любви. Он о том, о чем в искусстве сегодня не принято говорить — о Родине, о совести, о человеческой свободе, о национализме и фашизме. Додин преподает невыученный урок истории и напоминает о том, о чем мы забываем, а должны помнить. После этого урока (на котором не заснёшь, от которого не оторваться три часа) у зрителя язык не повернётся сосредоточить внимание на чьей-то национальности. Потому что в МДТ вслед за Гроссманом убеждены, что делить людей на евреев, русских и таджиков — должно быть стыдно. Что все наши нынешние «беды и несчастья» нам только кажутся таковыми — ведь мы никогда не испытывали и не испытаем те муки, через которые прошли наши деды.

Додин настаивает — человеческая свобода важнее всех «-измов» вместе взятых. Доброта старухи, покормившей пленного немца — такая доброта важнее всех коммунизмов и демократий. И сажать талантливого полковника за то, что он не погубил своих солдат — нечестно. Шантажировать гениального ученого — бесчестно. Ключевое слово — «честь».

Обо всем об этом говорится в театре — без пафоса и надрыва, без истерики и криков. Со сцены звучит монолог матери, попавшей в еврейское гетто — и Татьяне
Шестаковой хватает просто смотреть в зал, чтобы зал сидел притаившись, словно маленький испуганный ребенок. Многослойное повествование позволяет режиссеру показывать удивительные сочетания людских судеб и пока в одной счастливой квартире люди любят друг друга — в это же время где-то в Сибири урка убивает их сына. А потом как всегда бесподобный Игорь Черневич, играя две роли, показывает, как вроде бы добропорядочный гражданин походит на урку и ничем от него не отличается, только бьет другим, не ножом, так предательством. И когда, наконец, в современном театре показывают сцену войны — тогда режиссер с актерами добиваются такого эмоционального напряжения, что переносят весь зал махом в 42-й год в окопы Сталинграда — и шум бомбежки за сценой, и ругань генерала в трубку, и несъеденная яичница — всё настоящее.

В легендарных додинских «Братьях и сестрах» вопрос о чести ставится во главу угла. В спектакле «Жизнь и судьба» главному герою опять предстоит дилемма, подписывать или нет подлое письмо. И каждый раз зрителя спрашивают — подпишет ли он. Среди повседневной суеты театр задаёт нам вопрос, который больше никто не задаёт. Мама далеко или мамы нет — с мамой не поговоришь о главном. И в МДТ Татьяна Шестакова читает письмо матери, обращенное к зрителю. Мама верит в лучшее в нас, она нас любит и просит: «Живи вечно».

На мой взгляд, киноверсия теряет от отсутствия вопросов о свободе и тоталитарном государстве. Эти темы сейчас необходимо озвучивать. В качестве работы над ошибками. Так было бы более честно перед зрителями. В театр придут тысячи, а телевизор посмотрят миллионы.

«Братья и сестры» идут на сцене 27 лет. «Жизнь и судьба» — еще одна дипломная работа, только уже нового поколения додинских учеников. Ему шесть лет. Именно он придет когда-нибудь на смену программным «Братьям и сестрам». «Жизнь и судьба» — спектакль, который надо посмотреть по той же причине, что и прочесть «Архипелаг ГУЛАГ».

3
0
...
2 ноября 2012
Фото Оксана Васько
отзывы:
305
оценок:
482
рейтинг:
100
9

Спектакль поставлен по роману Василия Гроссмана о событиях Великой Отечественной войны, написанного в 1950—1959 годах. Завершает дилогию, начатую романом «За правое дело» (1952, издан в 1954). Центральными действующими лицами становятся члены семьи Шапошниковых, судьбы их родственников и знакомых. Спектакль очень хороший и даже раздевание ряда героев (что так присуще Льву Додину) до гола в этот раз очень кстати и усиливает эффект от спектакля.
Идти обязательно тем более потому, что его редко показывают

0
0
...
10 декабря 2014
Фото Светлана Улановская
отзывы:
34
оценок:
36
рейтинг:
60
9

Очень люблю этот театр, спектакль идет 4 часа, но это того стоит) с крайних левых мест не очень хороший обзор, берите ближе к середине

0
0
...
15 июня 2015
Фото love_piter
отзывы:
28
оценок:
30
рейтинг:
46
9

Гениально. Другой оценки быть просто не может. Поражает продуманность каждой детали, каждого слова, каждого движения в спектакле. Декорации - как ещё одно действующее лицо. Без них всё было бы иначе, без них могло вообще ничего не быть.
Завораживает и завлекает многоплановость, многослойность того, что происходит на сцене. За решётками лагерей гибнут сотни, тысячи людей, и в то же время двое страстно предаются любви; в доме учёного праздничный обед, а советские войска освобождают Сталинград. Жизнь не стоит на месте, она постоянно идёт вперёд...
Актёры играют так, что зал не дышит, боясь нарушить или хоть чуть-чуть помешать процессу. После спектакля - овации и задумчивые лица зрителей. Уверена, многие придут на "Жизнь и судьбу" ещё не раз...

5
0
...
5 декабря 2007
Фото Veriq
отзывы:
24
оценок:
24
рейтинг:
32
5

«Ну, что вам рассказать про Сахалин»:)) Как все у Додина, добротно… Все-таки репетируют годы!!! Но на меня впечатления не произвело. Хоть я и боялась. Тема лагерей меня всегда задевает, будто там сгинули все мои родичи (наверно, так оно и было - генетическая память). Ничего нового для себя я не увидела. Солженицын, Шаламов читаны… Все уже сказано. Только вот Сталин снова стал лицом России...
От спектакля потрясения не испытала. Ничего такого, ради чего нужны были репетиции в Освенциме, а премьера в Норильском лагере, не усмотрела. То, что фашистские лагеря и советские – близнецы братья (как и системы) для меня не откровение. Удивила только тяга Мэтра к всеобщему обнажению:) Антитеза: там за решеткой лагерь, здесь постель и страсти – понятна. Но мне ближе, как выразился Гафт, когда играют страсть, не снимая штанов:)
Меня больше эмоционально затронул рассказ подруги. Ей одна дама изливала свое возмущение этим спектаклем. Мол, это плевок в лицо России! Все о евреях! Она хотела во время спектакля встать и выразить свое возмущение, «но посмотрела вокруг – а в зале одни евреи!!» Удивительно, что многие к таким откровения безразличны (а меня, не еврейку, от этого трясет). Видимо, люди умеют не думать, что однажды так придут к ним…
В общем, для кого-то это, видимо, хоть оскорбительное, но потрясение. Для меня, так не большая потеря не посмотреть – холодное, даже менторское повторение известного.

1
0
...
23 сентября 2008
Фото Зинаида Худошина
отзывы:
61
оценок:
34
рейтинг:
19
9

Впечатления потрясающие! Герои трогают, актеры великолепны. Обязательно нужно идти, если вы хотите получить настоящие эмоции от театра.

0
0
...
29 апреля 2016
Фото demosfenich
отзывы:
17
оценок:
167
рейтинг:
17
5

Все выводы и смыслы "Жизни и судьбы" до мелочей идентичны выводам и смыслам додинских спектаклей двадцатилетней давности. Как каша, которую давно уже пора проглотить, а ее все жуют и жуют. Додин здесь становится на трибуну не человеком, который ищет (и которого, соответственно, интересно послушать), а человеком, который давным давно все понял и теперь только занудно и пафосно брюзжит. Хотя делает это - и правда - в высшей степени профессионально.

2
0
...
12 апреля 2008
Фото Sukhanova Olga
отзывы:
11
оценок:
30
рейтинг:
13
9

Я не любитель военной тематики,пошла за компанию,но меня этот спектакль так зацепил что смотрела не отрываясь и пойду еще раз!!

0
0
...
27 марта 2013
Фото Галина Снопова
отзывы:
16
оценок:
16
рейтинг:
8
7

Очень тяжелая тема. Очень-очень тяжелая тема. Еле досидела до антракта, ушла. Сильно, впечатляюще, но... уж больно много сегодня отовсюду такой сюжетной "тяжести", с ней бы справиться-одолеть. За прошлое болеть уже не осталось моральных сил.
А что касается "ню" Лизы Боярской, то в антракте слышала, как мужчины обсуждали, что "такой фигурой можно было бы и не раздеваться". Присоединяюсь. Полупрозрачная рубашка на актрисе была бы, на мой взгляд, уместней.

0
0
...
25 июня 2016
Фото Александра Климова
отзывы:
33
оценок:
39
рейтинг:
7
9

Пару лет назад Владимир Познер рассказал зрителям историю о двух студентках Московского текстильного университета, которые на вопрос, что такое Холокост, ответили: Холокост – это клей для обоев. Звучит как дурной анекдот, ужасный, шокирующий, но, к сожалению, эта история - правда. В мире огромного потока информации мы забываем очень многое из того, о чем забывать нельзя. Я говорю сейчас не только о Холокосте: проблема отношения к прошлому и исторической памяти сегодня актуальна как никогда. Забывать нельзя – хотя бы для того, чтобы страшные страницы истории не повторялись.

И очень важны те минуты, когда можно отключить хотя бы на пару часов мобильные телефоны, социальные сети и прочие мессенджеры, остановиться, и просто подумать. Бешеный ритм жизни оставляет все меньше возможностей, и одна из них – театр, в который, по словам Робера Лепажа, человек сегодня идет просто для того, чтобы оставаться человеком. Такие спектакли, как "Жизнь и Судьба", "Братья и Сестры", "Губернатор", "Крещенные крестами" помогают сохранять и передавать память, не забывать, какой ценой мы вырывали победы в многочисленных войнах, как тяжело жили, как боролись и как стремились остаться людьми.

"Жизнь и судьба" – спектакль о жизни и смерти, героизме и предательстве, любви и долге. Огромный роман умещается в трехчасовое действие, со статичной сценографией и тремя десятками действующих лиц. На заднем плане в центре стоит большое зеркало, и, в отличие от других предметов декорации, участия в действии оно не принимает. Но, на мой взгляд, это один из самых важных элементов. Зеркальным отражением нацистского концлагеря представлен советский трудовой лагерь. Не важно, что скрывается за колючей проволокой: абсолютно одинаково звучат и крики офицеров, и перекличка узников, даже мелодия строевой песни у них одна и та же.

А еще в этом зеркале отражаются истинные качества человека, попавшего в воронку действующей системы. Беззаботная девушка с косичками превращается в уставшую женщину, готовую декабристкой поехать за нелюбимым мужем в лагерь. Полковник откладывает начало танковой атаки в важнейшей битве.
- Мне машины жалко.
Но мы-то понимаем, что это лукавство, что ему жаль солдат, что он просто не может “посылать их на смерть недрожавшей рукой“. И весь зал, затаив дыхание, мысленно отсчитывает секунды вместе с мальчишкой-адъютантом…

Лучше уж совсем на свете не жить, чем жить без совести. Кажется, так говорила в Братьях и сестрах Лизка Пряслина. Но каково же будет академику Штруму, который устоял против системы, но согласился подписать подлое письмо против своих коллег? Уже ощущая во рту металлический привкус предательства, Штрум все же спрашивает с надеждой:
- А кто еще подписал? Иоффе, Чепыжин, Курчатов?
Думаю, ответ ему был уже известен и он понимал, что точка невозврата пройдена. На фоне этого перелома особенно трагично звучат слова матери: "Витенька, живи, живи вечно". А как ему жить-то теперь, ведь у академика Штрума, в отличие от Ковченко, совесть как раз есть.

Спектакль очень тяжелый, он бьет наотмашь, и очень хочется плакать. Но он необходим, чтобы мы не забывали о всех тех людях, которые погибли в газовых камерах лагерей смерти и застенках ГУЛАГа, или были растоптаны машиной тоталитарного строя. Чтобы мы помнили, что в любой ситуации главное оставаться человеком. И, в конце-концов, чтобы никто никогда не сказал, что Холокост – это клей для обоев.

0
0
...
28 марта 2018
Фото Елена Иванова
отзывы:
5
оценок:
11
рейтинг:
5
9

Спектакль, который держит внимание зрителей до последней минуты. Заставляет думать, переживать, сочувствовать. Это одна из тех постановок, ради которой стоит ходить в театр. Три с половиной часа на одном дыхании! Спасибо режиссеру и актерам, я до сих пор нахожусь под впечатлением.

0
0
...
11 июля 2016
Фото Александр Иванец
отзывы:
9
оценок:
13
рейтинг:
3
9

Прекрасный, замечательный, душевный спектакль по военной тематике. Та история, которую нужно знать. Замечательная игра актеров. Проникаешься в спектакль весь. Всецело уходишь в историю. И остаешься в ней до занавеса. Очень рекомендую!

0
0
...
15 февраля 2018
Фото Мария
отзывы:
1
оценок:
0
рейтинг:
2

Рыки мумии

29 октября, Малый театр, Москва. Вначале в сценическое пространство вторглись Министр культуры, Президент Золотой маски, сам Додин. Долго воздавали хвалу, а у меня выворот уже шел на уровне психическом. Куда же вы? Что же вы на сцену то залезли?! Ладно. Ушли.
Произведение качества Льва Николаевича Толстого. Иерархия есть, а главных не существует. Всё где-то рядом и рука об руку: война, любовь, предательство. Судьбы людей, отдающие эхом в стенах гетто и лагерей. Останься человеком с большой "Ч" и в топку. Но жить ведь каждому хочется: и гестаповцу, и коммунисту, и кулаку, и еврею. 20 веков, говорите, вопрос решаем? Еще 20 будем решать, пока уважать друг друга не научимся. Это размышление на тему.

Теперь долг. Искренняя благодарность актрисе Татьяне Шестаковой, жене Льва Додина. Вы едва ли не единственный честный человек на сцене. Спасибо за суть материнского чувства. Я сопереживала.

И основная часть. Начну так: не спорю, Додин, наверное, гений. Но явно не моего поколения, и, думаю, даже не моих родителей. Тогда что уж там Елизавете Боярской из себя барыню строить, а Курышеву в самом начале дуть шею, рычать и шипеть. Не ве-е-ерю! Пытаюсь и не могу! И все туда же. Вы поймите: я еще не там, меня еще нет в этой трагедии, я еще не сопереживаю! Да, и, простите, я не свечку пришла держать.
Положа руку на сердце, мне правда очень хотелось получить тему, ощутить этот самый катарсис. И я не хамлю, заметьте. Спасибо Додину, ну не знаю за что, просто за честь увидеть вживую. К сожалению, способ существования актеров смазал все впечатление от спектакля. Научите же своих актеров быть до конца честными перед зрителем, современностью и историей. Театральные рыки пора бы оставить, мумия должна храниться в музее, а не в современном действующем театре.

2
0
...
4 ноября 2008
Фото Borisytch
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1

Потрясающий спектакль. Смотрится неотрывно, несмотря на дикую духоту в переполненном зале. Великолепные актеры. Почти без перебора, если не считать сцены, когда "голый коментерновец" Мостовской принимает ванну, ну по сравнению с членопредставлением в Короле Лире, этим можно пренебречь за малостью. Додин, конечно великий режисер, после Товстоногова такого не было

1
0
...
20 апреля 2007