Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 0 из 5

Голосов: 0

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Нахлебник

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1337 спасибо

Смотреть «Нахлебника» тяжело, как тяжело быть свидетелем чужого унижения, ведь тургеневская «комедия в двух действиях» — не что иное, как стенограмма унижений немощного старика. Хуже того, у Ивана Поповски, поставившего спектакль на малой сцене Театра Маяковского, дело происходит под самым носом у зрителя. Вообще-то, эта пьеса была написана Тургеневым для бенефиса Щепкина, и по-хорошему, все вокруг протагониста должно тушеваться и, что называется, обслуживать его — таков... Показать полностью

Смотреть «Нахлебника» тяжело, как тяжело быть свидетелем чужого унижения, ведь тургеневская «комедия в двух действиях» — не что иное, как стенограмма унижений немощного старика. Хуже того, у Ивана Поповски, поставившего спектакль на малой сцене Театра Маяковского, дело происходит под самым носом у зрителя. Вообще-то, эта пьеса была написана Тургеневым для бенефиса Щепкина, и по-хорошему, все вокруг протагониста должно тушеваться и, что называется, обслуживать его — таков закон бенефиса. Но Иван Поповски, режиссер школы Петра Фоменко, не из тех, кто будет обслуживать бенефициантов: «Нахлебник» — это абсолютно авторский спектакль. Еще он не из тех, кто служит правде жизни, поставленной в пьесе во главу угла, — насколько мог, он эту вещь эстетизировал. Только смотреть его спектакль от этого не легче — даже, напротив, тяжелей.

Дело разворачивается на фоне простых и теплых декораций Рустама Хамдамова: в углу вывешен пейзаж среднерусского леса; посреди сцены стоит обширный стол, который накрывают белой скатертью, а поверх расставляют звонкий хрусталь или хрупкий фарфор. В имении ждут хозяйку, которая после долгой отлучки едет домой с новым мужем. Услышав об их прибытии, румяная грудастая девка впопыхах рассыпает румяные яблоки, и они катятся, как катились когда-то яблоки по роялю в «Приключениях», первом спектакле Поповски. Появившись, хозяйка щебечет с мужем: «По-о-оль…» — «Полина…» — «По-о-оль…» И эта трель на высокой ноте, заимствованная у протагонистки «Приключения» Галины Тюниной, служит камертоном для маленького оркестра, поначалу окружившего стол, а потом перебирающегося на хоры. Хозяйка и ее приживал старик Кузовкин — сама простота и естественность. Муж ее и соседи-помещики — напротив, дистиллированный гротеск, и этот карнавал уродств, вдруг выплескивающийся посреди уютной гостиной, наблюдать нет сил. На столкновении естественности и преувеличения, переведя стрелки с этического на эстетическое, Поповски и строит весь спектакль. Но видеть его стоит ради тихой сцены между Кузовкиным и хозяйкой, которая неожиданно для себя оказывается его дочерью, — их играют натуральные отец и дочь Анатолий и Елена Солодилины. Старик рассыпает ненароком свой узел с пожитками и, рассказывая дочери, какие унижения терпела ее мать, все пытается запихнуть непослушными пальцами в зеленый платок то валенок, то тряпку, то баранки, и стук этих сухих баранок о пол красноречивей слов, которые Кузовкин, словно с трудом, выталкивает из себя.

Лет пятнадцать назад в Театре армии Кузовкина играл замечательный Николай Пастухов, выводя в том старомодном, беззубо-реалистическом спектакле невероятно щемящую мелодию человеческого достоинства, ни в каких материальных доказательствах не нуждающегося и ничем, кроме истинного смирения, не обеспеченного. Анатолий Солодилин играет совсем другого Кузовкина: под спудом стариковской немощи его Кузовкина тлеет острый ум, а смирение его растет из осознанной необходимости и суровой порядочности. Если и вырвалось из его уст признание, которое в итоге принесло ему выгоду, то исключительно в сердцах: по природе своей, придушенной обстоятельствами, он и широк, и горяч.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Музыкальные премьеры «Плачу на техно»: рейв, слезы и Истомина в клипе группы «Хлеб»
Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Волшебные игры для всей семьи

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

В Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности открылась большая — на четыре...

В сегодняшнем выпуске самых интересных ресторанных открытий — Carne Vino Юлии Высоцкой, московская...

Почему мальчикам нельзя плакать, а девочкам играть с роботами? Британская поэтесса Холли МакНиш...

На Москву можно посмотреть как на город умерших ночных клубов и распавшихся кружков друзей. «Афиша...