Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Опера Джакомо Пуччини «Тоска» написана по мотивам одноименной драмы Викторьена Сарду. Композитор увидел ее постановку в Милане, сразу увлекся сюжетом и попросил своего издателя Джулио Рикорди получить согласие автора на использование сочинения в качестве основы для либретто. Одновременно пьесу Сарду рассматривали как возможный оперный сюжет еще два именитых итальянских композитора – Джузеппе Верди и Альберто Франкетти. Благодаря усилиям Рикорди право на создание оперы досталось Пуччини. В 1900 году состоялась премьера в Театре Констанци в Риме. Своеобразие оперы – в ее тесной привязке к историческим событиям. Любовная драма разворачивается на фоне освободительной борьбы сторонников Римской республики против оккупировавших город войск Неаполитанского королевства. Реальный эпизод, упоминаемый в опере – битва при Маренго, в которой войска Наполеона разбили австрийцев и их союзников. Сарду писал роль Тоски в расчете на Сару Бернар, и традиция исполнения заглавной партии незаурядными певицами перешла на оперную сцену. Постановка Людмилы Налетовой, идущая на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, сосредоточена вокруг трех главных героев оперы – певицы Флории Тоски, художника Марио Каварадосси и начальника тайной полиции Рима барона Скарпиа. Эти партии исполняют ведущие солисты оперной труппы театра.
  • Тоска – афиша
  • Тоска – афиша
  • Тоска – афиша
  • Тоска – афиша
  • Тоска – афиша
Опера
12+
Людмила Налетова
30 января 2004
2 часа 50 минут, 2 антракта

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2114
15 марта 2010

Оценка должна быть одна - суммарная, видимо. А суммируется она из нескольких составляющих, неравномерных в моем восприятии. Итак:
Во-первых, музыка. Потрясающая волшебная музыка - струящаяся как прохладный ручеек, вливающаяся прямо в душу. Захлебнуться ею нельзя, а напиться можно. Идеальная сбалансированность инструментов, много "сердечных" (альты, виолончель, мягкие духовые). Драматизм лиричный, музыка совершенна как белый греческий мрамор.... и в первом акте слишком "полированная", гладкая. Второй и третий акты идеальны.
Голоса, к сожалению, не тянут. Для итальянских опер нужны голоса - как черные очи - страстные, глубокие, влажные, с поволокой. Они вплетаются в крепкую музыкальную ткань, и ты на лице чувствуешь дыхание морского солоноватого бриза....
Наши голоса, увы, не живут в Италии, они суховаты. Лучше всего "вплетаться" удалось, на мой взгляд, Тоске (Ирина Ващенко).
Отдельно хочу сказать об арии Каравадосси в исполнении Дмитрия Полкопина. Она в его исполнении ОТМЕННО ХОРОША. Я специально послушала все достпуные версии от Пласидо Доминго до Паваротти. Ее нельзя "передраматизировать" - она должна быть без рывков, гладкая и полная, нежная и сильная. И голос должен быть жизнелюбивый, с ЛЮБОВЬЮ к жизни. У него, на мой вкус, все очень хорошо вышло, он выдержал сравнения со всеми. Ну разве что Паваротти.
Голос Скарпиа не поглощал, не был похож на темноту, внутри которой яростный страстный дикий зверь....
Он был неплох, правда.
Постановка не понравилась почти совсем. Я способна оценить графичность, попытки сделать конфетку, но ... шикарные итальянские оперы требуют шикарных декораций...
На месте убогого "массажного стола" должна была быть конторка-рококо с изогнутыми ножками, а "портрет" должен быть все-таки стенной росписью и никак не позднеготического стиля....
Я понимаю, что постановщик выкручивался, но.... невнятные платья Тоски туда же. Мне понравились лишь ее покрывала и массовая сцена в конце первого акта.
А в целом вышла твердая четверка - а у меня появилась мечта послушать Тоску в Ла-Скала...

2
0
9
Swanilda
43 отзыва, 259 оценок, рейтинг 39
3 февраля 2010

Не любительница опер, но очень понравилось. Не смогла удержаться от слез на протяжении спектакля. Волшебный голос Натальи Мурадымовой в роли Тоски, их трогательный дуэт с Михаилом Векуа звучали в ушах несколько дней, долго не могла потом уснуть, все вспоминала :) Да, декорации весьма условные, но актеры живут на сцене и им веришь. Баскин - потрясающий Скарпиа. Красивейший итальянский язык льется прямо в уши. Единственный, кто не понравился, мальчик-монашек, слабый голосок, пел с микрофоном, но, видимо, никого лучше не было. Сзади нас постановку обсуждали иностранцы, говоря "это поддельная Тоска", однако после 2-го акта замолчали и не ушли домой. Думаем пойти еще через какое-то время. Уже купили билеты в Большой театр, чтобы сравнить постановки. Стоит сходить в любом случае, это классика.

1
0
8
Катерина Мелимук
116 отзывов, 119 оценок, рейтинг 22
30 января 2019

В прошлую пятницу пишет знакомая:

- Какие планы на вечер?
- В оперу иду. Тоска
- Ну, не всегда. Бывает интересно. Хорошего вечера!

И что имею сказать, эта ТОска отнюдь не тоскА.
Она прям огонь! Если вам кажется, что ваша женщина сложная, ревнивая и любительница полакомиться вашим мозгом.. сходите издалека посмотреть на Тоску. Вам с ней не жить.. Марио (мужчине ее) кстати тоже. Царствие небесное. Мы все умрем, но ему совсем не повезло. Вот так я убила всю интригу, перейдя сразу к финалу либретто. Да, там все умерли.

Но в операх и положено знать все ещё до начала.

И наслаждаться настоящей музыкой. Хоть и говорят, что Джакомо Пуччини всегда был в первую очередь человеком театра, а «Тоску» считают одним из наиболее драматичных его произведений, музыка потрясающая, голоса, арии - на уровне. Потрясащее сопрано Натальи Мурадымовой, красивые сольные арии и в дуэте с Николаем Ерохиным. Музыка - это всегда короткий путь к чувствам. Особенно когда красиво и талантливо.

А вообще опера - для людей с фантазией. Чтобы поверить в историю недостаточно, как в кино, просто смотреть.. надо увидеть в том артисте, кто на сцене того, кого задумывал автор, ибо кастинг в опере отличается от киношного и даже театрального. Там петь надо. И вот в той Тоске, что была на сцене было много противоречий с моим представлением о ней. Сам Пуччини в создании образа вдохновился Сарой Бернар. Наталья Мурадымова (исполнительница главной и единственной женской роли) не похожа на Бернар. А ещё любопытно какой Тоской была Каллас.. но очевидно, чтобы быть такой капризной и сумасшедшей (она там дел наворотила, скажу я вам), надо быть достаточно красивой, чтобы вызывать очарование и реакцию «прелесть какая дурочка», а я «не ужас, какая дура».

Мужские партии, на мой взгляд, были поубедительнее. Во втором действии предполагался нешуточный накал страстей: там и сцены с эротическим подтекстом, и муки пыток, и смерти одна за одной. У нас прошло все драматично, но на мой вкус слишком символически. Хоть и красиво.

Мое резюме: я по-прежнему с оперой на вы, наслаждаюсь музыкой и упражняю воображение, стараюсь не ждать от неё киношной, или хотя бы театральной натуралистичности.

0
0
10
Tatiana
74 отзыва, 319 оценок, рейтинг 38
26 января 2019

Я не знаток классической музыки и сто лет не была на опере, но когда меня пригласили в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко на «Тоску», не смогла отказаться. Ведь эта опера Джакомо Пуччини – одна из самых репертуарных в театрах мира. Более ста лет трагическая история любви свободолюбивого художника Марио Каварадосси и оперной певицы Флории Тоска будоражит сердца зрителей.
Лично для меня «Тоска» сейчас особенно актуальна, потому что я только пару месяцев назад впервые в жизни побывала в прекрасной Италии, и в моей памяти еще живы ее великолепная архитектура, величественные храмы, море и солнце. А ведь именно в Италии разворачивается драма Викторьена Сарду, послужившая основой для написания либретто «Тоски». В опере бушуют воистину итальянские страсти, присущие людям южного темперамента. Здесь есть всё: любовь и страсть, жестокость и коварство, мужество и верность.
Режиссер-постановщик Людмила Налётова и художник-постановщик Елена Степанова поставили оперу в очень скромных, чисто символических декорациях. Из сценографических ухищрений присутствует только светящийся задник сцены с тёмным занавесом, который то открывает, то закрывает его. Этот светящийся экран изображает то рассветное, то закатное небо, а то как будто бы море, создавая особое настроение для той или иной сцены.
Но главное в опере – конечно же великолепная музыка Пуччини в исполнении оркестра МАМТа под управлением дирижера Вячеслава Волича и волшебное пение солистов:

Флория Тоска - Наталья Мурадымова
Марио Каварадосси - Николай Ерохин
Барон Вителлио Скарпиа - Евгений Поликанин

Повторюсь, я не являюсь знатоком оперного искусства, но даже для меня очевидно, что все трое актёров, исполняющих главные роли, обладают великолепными вокальными данными. Особенно впечатляет Наталья Мурадымова. Красивейшее сопрано! Ее мощный голос льётся легко и свободно на всём диапазоне, в самых верхних и самых нижних нотах. Как проникновенна она была в арии, обращенной с сетованиями к Богу на несправедливость! Зрительный зал ответил на эту арию овацией. Ее дуэтами с Николаем Ерохиным и Евгением Поликаниным можно было заслушаться. Такая сила голосов, широчайший спектр чувств, передаваемый пением!
В общем, я вышла из театра с ощущением, что приобщилась к настоящему высокому искусству, побывала зрителем волшебства, творящегося на сцене. Огромное спасибо коллективу МАМТа!

0
0
8
Надежда Матвеева
16 отзывов, 18 оценок, рейтинг 5
28 ноября 2018
Нестареющая классика

Именно под такое определение как нельзя лучше попадает "Тоска" в МАМТе. Спектаклю уже больше 10 лет, а он всегда собирает полные залы, в чем я и убедилась, прослушав эту бессмертную оперу. Постановка лаконичная, с прекрасным исполнением музыки оркестром и партий артистами театра. Красивые костюмы, стилизованные под эпоху событий, разворачивающихся в опере, минималистичные декорации - все это попадают под определения классика жанра оперы без дополнительных идей и концептов. Понравится, думаю, и любителям классики, и любителям более радикальных постановок, к коим, например, я себя причисляю.


0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все