Драматический |
16+ |
Петр Фоменко |
20 ноября 2006 |
1 час 20 минут, без антракта |
Пока основной состав «Мастерской» репетировал с Евгением Каменьковичем «Самое важное», Петр Фоменко выпустил спектакль с другим загадочным названием — «Как жаль…». Коротенькая пьеса Габриеля Гарсиа Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» — монолог жены в день серебряной свадьбы, который разыгрывает Людмила Максакова. Маленький ноктюрн о прошедшей жизни и наступающей старости и о том, что бывает семейное счастье без взаимной любви. Как всегда у Маркеса, встречи и события — составляющие предопределения, и, раз выбрав дорогу, уже нельзя свернуть. Поэтому когда потом, в Париже, встретится тот, настоящий, у них ничего не случится. Один целомудренный вечер, корзина белых роз и записка: «Как жаль…» Двадцать лет назад в фильме Фоменко «Поездки на старом автомобиле» героиня Максаковой в ореоле золотистых кудрей пела про «тихое счастье окнами в сад». Теперь она сидит на полу в черном берете, углы губ вниз, и выдавливает из себя: «Жизнь прошла, прошла к чертям собачьим, псу под хвост…»
Максакова — Грасиела появляется в простом черном платье. Почти девичья фигура — и предательское лицо, которого она не прячет. Произносит не то что с самоиронией, а с фантастическим самоехидством: «Не помогают маски из огурцов и плаценты». И — печально: «Старится не кожа, что-то непоправимое происходит с душой». Это сцена ее воспоминаний о поездке по Швейцарии: она сидит в своем гардеробе, наполовину выглянув между шторок, как бы в окно вагона. Или, как в зеркало, подсматривая за собой — молодой. Будто надевает маску своей графини из «Пиковой дамы» в Театре Вахтангова, делает карикатуру на старуху. «Мы старимся на рассвете», «В жизни не надо платить только за одно счастье — счастье забвения», — звучат из-под маски маркесовские трагично-пряные откровения.
Он (Максим Литовченко) сидит в мягком кресле, прячется за газетами, она вспоминает — и ловит мужа на давних и долгих изменах. Их дом — дворянское гнездо: старинный шкаф, портреты предков на стенах. «Фальшивые предки, фальшивые Веласкесы», — прокричит она. Портрет его любовницы, фотографии их друзей — все это выглядит как-то небрежно, случайно. В общем, и сам спектакль производит похожее впечатление. Фирменные интонационные рулады не срабатывают, электричество в воздухе есть, но слабое. Только у Максаковой проскакивают искры — острый взгляд вам в глаза, меткое слово; но фокус не получается. Может быть, потому, что это камерный спектакль и публики на нем надо бы раза в три меньше. А может быть, достаточно было просто и не заботясь об искусстве сказать одно: «Жизнь прошла». В ней не случилось самого главного, хотя тому, что случилось, надо быть благодарным. Ведь есть за что. Право же, есть.
Начиталась рецензий и с ноября месяца пыталась попасть на спектакль.И вот попала , да еще и друзей с собой притащила. Печальное зрелище.Конечно Максакова замечательная актриса , но в данной роли слишком бросается в глаза разница в возрасте. Неужели никто со сторны не может сказать , что энергетика уже не та,не тянет она на женщину возраста серебряной свадьбы. Да и осветители " подмогли" . Друзья не зная содержания , вообще не могли понять кто это мать или жена. После спектакля осталось неприятное ощущение,жалко времени и денег и неудачно сбывшегося желания.
Первые 20 минут это просто проверка, то что происходит потом перекрывает ее с лихвой, понравилось очень, ходить обязательно
"Очень жаль" - сказала мама выходя из зала. Я говорю ей - "Мама, не очень жаль, а как жаль". А она - "Очень-очень жаль, что закончился".
Я хотела сделать маме подарок на день рождения, и долго не могла выбрать какой именно. И пригласила ее в театр. К тому же, она давно была влюблена в мастерство Фоменко, плюс в качестве главной героини Максакова - выбор был сделан.
И я не ошиблась. Не знаю даже кому понравилось больше, мне или маме. Мне кажется, что я даже с большим удовольствием смотрела. На эту старую, но безумно красивую женщину, на ее всхлипания, слезы и ее литературный мат.
Какие-то похожие краски, отголоски найдут отражение в судьбе каждой женщине, на каком бы языке она не говорила - она говорит на языке любви.
Никому не нужной любви, которой есть огромное количество, нерастраченные запасы, которые горы могут свернуть...
Но как жаль...что эта любовь ни к месту
Во время спектакля меня не покидало ощущение, что передо мной молодая, легкая и гибкая артистка. Полтора часа Людмила Максакова держит зал. В каждой ее интонации, в каждом движении - Школа. Та самая, о которой говорят с большим уважением и легкой грустью, что больше такого нет. Все смотрится на одном дыхании, а камерность зала старой сцены попросту снимает границы между зрителем и действом. Мы все включены, вовлечены. Мы все - там, а они, артисты - здесь.
Великолепие легкой классической музыки на фоне, аккуратных вкраплений чисто "фоменковского" волшебства в виде снежинок из перьевой подушки, заставляет чувствовать себя счастливым как в детстве и в который раз убеждаться, что Мастерская — это вершина.
После спектакля оставалось много вопросов к себе. Например: а пошел бы я на этот спектакль, зная заране, что он, к примеру, неудачный? Отвечаю сам же: да, пошел бы. Потому что если повезло родиться так, что можешь увидеть живую Людмилу Максакову на сцене, в постановке самого Петра Фоменко - надо идти и смотреть просто потому, что это - Максакова с Фоменко.
К тому же, спектакль оказался прекрасным.
и как все талантливое просто, легко и качественно: игра, декорации, атмосфера. На сцене два действующих лица, не считая местами проявляющего слугу, а пробегает целая жизнь, судьбы, радости и трагедии.
Сюжет на века, каждый найдет в нем кусочек своей жизни, улыбнется, погрустит, задумается.
Ходила дважды, готова пойти и третий раз.