Театральная афиша Москвы

Спектакль Зеленая птичка
Постановка МТЮЗ

5

Спектакль для подростков по пьесе Карло Гоцци.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Репертуар МТЮЗа, если кто не знает, делится на две части: спектакли Гинкаса и Яновской — и прочие спектакли, местами детские. «Зеленая птичка» — премьера из второго раздела. В ней рассказывается сказка о королевских детях, разлученных с родителями, и зеленой птичке — заколдованном принце, который со временем восстановил справедливость, сумев опереться на добрые чувства ожесточенных, в сущности, детей. Принадлежит пьеса перу Карло Гоцци, прославившегося у себя на родине в Италии как человек, вдохнувший новую жизнь в традиционную итальянскую комедию масок. Великий театр бродячих комедиантов успел морально устареть за триста лет до рождения Гоцци, а к тому времени, когда он научился писать, и вовсе был объявлен мертвечиной. Гоцци взялся показать современникам, что почившая итальянская комедия вполне может быть оживлена сначала на бумаге, а затем и на сцене, и воздвиг десять литпамятников comedia del arte, отлитых в форме волшебных сказок. В двадцатом веке свод этих фьяб воспринимали как волшебную лампу Аладдина, хранящую могущественный дух импровизационного (витального, могучего, народного и т.д.), то есть самого что ни на есть настоящего театра. Понятное дело, джинна удавалось выпустить пару раз в сто лет, но лампу из года в год натирает и стар и млад. Одну только «Зеленую птичку» вспоминают второй раз за год: год назад ее поставил в Театре Гоголя молодой Константин Богомолов, написавший на афише «Повар-вор, его жена, близнецы и зеленый любовник». Нынче в МТЮЗе пьесу ставил режиссер Геннадий Тростянецкий, который в профессии тридцать лет. Часть из них он провел в Омске, Новосибирске и Питере, где руководил Театром на Литейном, а часть — в переездах с места на место, среди которых Московский ТЮЗ уже встречался: десять лет назад Тростянецкий ставил здесь спектакль «Мой бедный Бальзаминов». Российская театральная энциклопедия пишет, что «режиссерский почерк Т. — решительный, резкий; его работы ярко театральны, иногда вызывающи». А питерская «Афиша» уточняет: «Тростянецкий, — пишет коллега в связи с постановкой другой сказки Гоцци, «Король-олень», — мастер провоцировать в актерах юношеское воодушевленное дуракаваляние и вдохновенное кривлянье». Коли так, то в нынешнем спектакле режиссер Тростянецкий выглядит вполне как Тростянецкий. С той только разницей, что юношей в его распоряжении не оказалось, а тюзовская молодежь, не так чтоб юная, хотя и еще не помышляющая о пенсии, столь благовоспитанна, что и режиссер притушил фитилек своей вызывающей театральности. «Зеленая птичка» вышла у него изящной черно-белой вещицей, немножко слишком длинной и нудной, чтобы быть детским утренником, немного слишком простодушной, чтобы быть вечерним спектаклем; в целом — культурная вещь для воспитания чувств у юношества.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Зеленая птичка»

Фото enigma enigma
отзывы:
1
оценок:
0
рейтинг:
0
1

Режиссер замахнулся на сложное произведение, но таланта его поставить не хватило. Недостаток таланта режиссер компенсировал, как это обычно бывает, пошлостью. Очень жаль, что бесталанные люди пытаются воспитывать молодых людей, стараясь сделать из них таких же неудачников, как они сами. "Зеленая птичка" - позор ТЮЗа и бездарно потраченное время его зрителей. PS: посетили спектакль с группой 13-летних подростков 5.04.15, ушли из зала не дожидаясь антракта, как и большинство зрителей, очень сожалеем, стыдно за театр

0
Фото Kirill Menchinsky
отзывы:
9
оценок:
11
рейтинг:
3
1

Спектакль не совсем ТЮЗовский (только актеры). Все белое, наглое, глупые шутки и несмешные уроды - таково мое впечатление, с которым я ничего не могу поделать. Постановка совсем не соответствует духу Гоцци - любимому автору немецких романтиков. Можно, конечно, было сделать что-то еще, но эпатаж с силиконовым душком вместо веселой иронии, и полный простой действия заместо романтического энтузиазма - это не то, на что можно променять обычную комедию дель-Арте. Вероятно, режиссеру хотелось сделать что-то эдакое претенциозно-итальянское, но за недостатком смелости и вкуса вышла туфта.

0
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

Без всякого на то умысла с моей стороны я за короткий срок осуществила своё первое знакомство с двумя театрами – сначала Сатириконом, а сегодня МТЮЗом – спектаклями по Карло Гоцци: «Синим чудовищем» и «Зелёной птичкой» соответственно. Сравнения напрашиваются сами собой – и странное дело: «Чудовище», от комедии дель арте отошедшее в цирковые степи, умудрилось сохранить дух венецианского карнавала, а «Птичка» со всеми полагающимися масками и обильно пересыпанная псевдоитальянской речью показалась внепространственной и вневременной. И это скорее плохо, нежели хорошо – с гротескной вычурностью костюмов резко контрастируют пустота вместо декораций, безыскусность реквизита, отсутствие спецэффектов, обидная банальность светового и музыкального оформления. Вторая странность – «Чудовище» было во многих эпизодах отменно забавным, однако сохранило весь наличествующий в произведении смысл, тогда как «Птичка» на удачные шутки поскупилась, а всю философию, лирику и драматизм упростила до пафоса и морализаторства. Быть может, дело в актёрской игре – чувствуется мастерство актёров к перевоплощению, но чрезмерно детский настрой постановки вынуждает их переигрывать, превращая живых персонажей в типизированных клоунов с новогодней ёлки. Вызывают недоумение и попытки пропеть отдельные части текста, особенно финальная песня под фанеру, и выбор женщины, а не мужчины на роль короля – Зелёной птички, влюблённого в одну из главных героинь, Барбарину (вряд ли это обуславливается тем, что в конечном итоге из них получилась вполне эстетично смотрящаяся пара), и – при общей детскости – промельк нижепоясного юмора, и мозолящие взгляд слуги просцениума в чёрном. Но спасибо на том, что заскучать не пришлось – я увидела лёгкую, обречённую на всеобщий хэппи-энд сказку для аудитории младшего школьного возраста, не провисающую в сюжете, но и не вызывающую ярких эмоций и впечатлений (несколько примиряет с этим только не по-гоцциевски трогательный, семейственно-уютный финал со всеобщим снятием масок – человеческие лица, как-никак, симпатичнее будут). Советую как приятное зрелище для разового просмотра в целях отдыха от более серьёзных вещей.

02.11.09
Комментировать рецензию

0
Фото Eleonora O
отзывы:
8
оценок:
16
рейтинг:
8
7

Мне и ребенку спектакль понравился. Гоцци вообще очень трудно ставить, а уж тем более воспринимать. Отвыкли мы к сожалению от такого языка. Но нужно работать над собой))

0
Фото Krupskaya
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Уважаемые господа родители!!! Если вам не жалко психики ваших бедных чад и без того уже измученных порядком изнурительной учебой в наших учебных заведениях, то можете смело посещать с ними сей спектакль!!! Сказать, что это бред собачий - это НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ!!!!! Конечно если вы неадекватный человек с неустойчивой психикой и богатым извращенным воображением и у вас на руках имеется бюллетень из психиатрической лечебницы имени Кащенко, то ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ ИМЕННО ДЛЯ ВАС И ВАШИХ ДЕТЕЙ!!! ОТДЕЛЬНЫЙ РЕСПЕКТ РЕЖИССЕРУ ЭТОГО ШЕДЕВРА!!! Извращенские костюмы, тема инцеста, все время обсасываемая режиссером в спектакле, сюжет, вообще не поддающийся никакому описанию, "невинные" высказывания типа "дети, рожденные от кобеля и сучки" и т.д. и т.п. делают этот детский спектакль поистине неотразимым, особенно учитывая, что на него приходят даже дети дошкольного возраста и на билетах нет вообще никаких указаний относительно рекомендуемого для посещения возраста детей!!! К тому же придя на этот спектакль с вашими детьми, вы можете прождать еще минут 40 в ожидании "молодого актера, который застрял в метро"!!! В общем, впечатления самые радужные!!! Вообще такие спектакли надо выпускать в Театре Юного Пи... Р.S. Кстати, цена одного билетика около 500 рублей!!! ИСКУССТВО В МАССЫ - ЧЕРЕЗ КАССУ!!!

0

Галерея