• жанр
  • дата выхода
    3 октября 2006
  • 1 час 55 минут, без антракта
    18+

В спектакле «Морфий» по роману М.Булгакова осуществлен синтез самых разных приемов, свойственных самым разным театральным жанрам. Но основа всего — музыка, она управляет драматическим действием. Через музыку можно вычитать сценический текст спектакля, она дает шифр ко всем художественным образам. Музыка в спектакле — это и арии из оперы «Аида», и звуки природы, и деревенские песни. Речь персонажей, оперные фрагменты, инструментальная музыка, язык тела, пение — все эти элементы образуют единый текст, который, в свою очередь, тоже становится музыкой. Реплики персонажей, сочетание пауз и звуков вливаются в конструкцию музыкальной фразы, формируют её. Музыка и контрастирует с обыденной речью, и вбирает её в себя как одну из красок, они взаимопроникают, формируют дополнительный объём, расширяющий рамки обычного драматического спектакля. Все элементы спектакля создают совершенно новый театральный язык, новую форму, развивающую уже найденное в предыдущих спектаклях студии “SounDrama” (режиссер Владимир Панков). Спектакль «Морфий» — это подробное исследование распада человеческой личности, человеческого сознания. Но это не документальное изложение истории болезни, а история гибели человеческого духа. Случай доктора Полякова — это лишь повод рассмотреть явление мирового масштаба: человек, который не в силах противостоять жизни, предпочитает уйти в мир иллюзий. Слабый человек, будучи не в состоянии бороться за самого себя, погружается в процесс отчаянного саморазрушения.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989

В первой сцене посреди двора лежит молодой человек в красной олимпийке (Алексей Черных). Через минуту, проламывая щелястый забор, на сцену вывалит толпа мужиков: они закружат пацана, переоденут в костюм сельского доктора, выслушают, напоят водкой. Приведут за собой сладкоголосую диву с фазаньими перьями в прическе (Оксана Корниевская), немолодую фельдшерицу Анну Кирилловну на пуантах из алюминиевых кружек (Татьяна Владимирова). Разведут его с одной, сведут с другою, в конце концов помогут фельдшерице приготовить ту порцию морфия, после которой вернуться к прежней жизни он уже не сможет. В финале мужики выпотрошат безвольное тело из штанов и той самой олимпийки и разложат одежду на пустой сцене — все, что осталось от человека.

Все два часа на сцене — семь актеров и шестеро музыкантов; автора можно увидеть только на поклонах. А еще недавно он выходил на сцену в другом качестве. Видевшие первый спектакль казанцевского Центра — «Ощущение бороды» — должны помнить Владимира Панкова: он играл там шустрого Ковбойца. В «Облом off» Михаила Угарова роль Панкова была чуть меньше — обломовского слуги Захара. Были и другие, но вскоре у Панкова и вовсе не стало времени играть на сцене: его все больше манила другая роль — композитора и музыканта. С дюжину московских постановок — будь то «Двенадцатая ночь» Доннеллана или «Гроза» Нины Чусовой — озвучены его «Пан-квартетом». После «Мещан» Кирилла Серебренникова, где эту группу поместили на сцене и включили в действие, Панков выпустил свой первый самостоятельный спектакль — «Красной ниткой». Там этот принцип — музыканты не иллюстраторы, а участники событий — был доведен до логического предела. Изобретенный Панковым жанр был назван саундрамой, «Пан-квартет» разросся, но баян, контрабас, виолончель, труба и перкуссия с тех пор присутствуют в каждом его спектакле. В «Морфии» Панков идет дальше, выводя на сцену оперную певицу: оттого что булгаковский герой был брошен исполнительницей партии Амнерис, музыка из «Аиды» становится его наваждением, эквивалентом другой его болезни — морфинизма.

Чего-то в этом энергетическом коктейле с избытком: в какой-то момент кажется — нот, в какой-то — беготни. Но многое Панкову в нем удалось: например, массовые выходы, где все слаженно, как в швейцарских часах. И еще — тихие сцены между ужасно трогательным Алексеем Черных и Татьяной Владимировой, в глазах которой — вся боль за пропащего мальчика.

3
0
...
18 октября 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Морфий»

Фото Катерина
Фото Катерина
отзывы: 36
оценки: 519
рейтинг: 34
3

Действие закончилось. Свет погас. Рядом сидящая девушка прошептала: "Пи..ц". Очень ёмкое определение спектакля.
Именно это слово крутилось у меня в голове на протяжении полутора часов. Такие спектакли идут без антракта, потому что люди и так не стесняются вставать и уходить.
Полуголые мужики. Плохо исполненные (правда, может это у меня вкус не очень) оперные арии. Мужик, орущий в микрофон "Моооорфиииий". Светомузыка. Припадочные танцы. Падающие скамейки (их сначала выставляют в ровненькие ряды, а потом роняют, и так по кругу раза три). Неудавшееся хоровое пение. Эхо в зале после каждой реплики актеров.
Хотя может не все так плохо? Ведь спектакль заставляет задуматься.
Например, я долго думала, да и сейчас размышляю: Зачем? Зачем героиня нацепила на ноги железные кружки и давай в них цокать, как парнокопытное?
Был и хороший момент, поэтому две звездочки, а не одна. Очень здорово показали наркотическую ломку. Сама не видела, не знаю, но почему-то кажется, что все именно так, страшно.

5
0
...
30 октября 2013
Фото Антон Суров
Фото Антон Суров
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 2
7

Антону Пахомову очень идут очки, а et ceter'e очень идет музыка и танцы. Хорошо покушайте и получайте удовольствие.

2
0
...
15 мая 2014
Фото Анастасия Матвеева
Фото Анастасия Матвеева
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
3

Впечатление спорное, скорее негативное.
Если смотреть вне связи с произведением Булгакова - вполне возможно, что и терпимо. Некая в целом выдержанная линия, неплохая игра Черных и Владимировой, удачная находка в соединении галлюцинаций неизлечимо страдающего врача и "Аиды". А вот почитателям творчества Булгакова смотреть не советую. Нестерпимо тяжко лицезреть превращение трагического, во многом автобиографического (и, согласитесь, мужественного) произведения в какофонию-фарс с чудовищным оркестриком на сцене и странной массовочной группой в семейных трусах на протяжении всего спектакля. А. Черных играет неплохо, но вот постановка звука в спектакле неважная. Либо актер еще не освоил это мастерство. Ключевые фразы либо закрываются звуками оркестрика, либо слышны трем первым рядам. 10-страничное произведение Булгакова намного трагичнее и сильнее этой антинаркотической агитпросветки, более уместной в рамках какого-то движения или фестиваля.

2
0
...
14 июня 2009
Фото Михаил Заикин
Фото Михаил Заикин
отзывы: 183
оценки: 316
рейтинг: 365
9

Почти грандиозно!

Не могу себя отнести к большим ценителям театра. Но признать надо такого зрелища, где все постоянно двигается, шумит, гремит, падает и звенит. Где эмоции и экспрессия плещут через край - я давно не видел.

Думаю, Михаил Афанасьевич отметил бы эту постановку.

2
0
...
16 мая 2008
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 411

«Морфий» Владимира Панкова живая и очень честная работа. Оркестрик на сцене, меццо-сопрано (с пером), оперные аллюзии – очень приятные элементы. Звук и ритм, как самостоятельные персонажи - может быть и не новость в театре, но здесь очень уместны и органичны.
Центр всего полотна (и основная перспектива) – актер Алексей Черных. Кажется, очень хороший. Не могу вспомнить, чтобы кого-то также хотелось бы выделить отдельно от команды и поблагодарить за конкретную роль.

«Морфий» мог бы стать одним из самых удачных спектаклей за последнее время, если бы не одно – НО! Однако, довольно значительное. «Морфий» - не имеет содержания…Это французский хлеб. Знаете, есть такая булка, которую, если откусить, оказывается полой и крошится на мелкие части. Очень привлекательна, но не еда…
Нельзя же считать за содержание – посыл, что DRUG – это сильная зверюга, которая пожирает своих детенышей.
Наркоманская лирика – одна из самых благодатных в искусстве. Почти всегда беспроигрышное поле (отдельная тема – почему?). Но успешной drugs-поэзия может быть только в двух случаях. Во-первых, если это ИГРА. Во-вторых, если это инструмент для того, чтобы «вскрыть» человека. В «Морфии» - игра присутствует, но не доминирует, а также нет никакой особенной человеческой истории, которую требовалось бы открывать… И это очень жалко.

2
0
...
21 января 2007
Краткое описание
Информация предоставлена театром Et Cetera п/р Александра Калягина
В спектакле «Морфий» по роману М.Булгакова осуществлен синтез самых разных приемов, свойственных самым разным театральным жанрам. Но основа всего — музыка, она управляет драматическим действием. Через музыку можно вычитать сценический текст спектакля, она дает шифр ко всем художественным образам. Музыка в спектакле — это и арии из оперы «Аида», и звуки природы, и деревенские песни. Речь персонажей, оперные фрагменты, инструментальная музыка, язык тела, пение — все эти элементы образуют единый текст, который, в свою очередь, тоже становится музыкой. Реплики персонажей, сочетание пауз и звуков вливаются в конструкцию музыкальной фразы, формируют её. Музыка и контрастирует с обыденной речью, и вбирает её в себя как одну из красок, они взаимопроникают, формируют дополнительный объём, расширяющий рамки обычного драматического спектакля. Все элементы спектакля создают совершенно новый театральный язык, новую форму, развивающую уже найденное в предыдущих спектаклях студии “SounDrama” (режиссер Владимир Панков). Спектакль «Морфий» — это подробное исследование распада человеческой личности, человеческого сознания. Но это не документальное изложение истории болезни, а история гибели человеческого духа. Случай доктора Полякова — это лишь повод рассмотреть явление мирового масштаба: человек, который не в силах противостоять жизни, предпочитает уйти в мир иллюзий. Слабый человек, будучи не в состоянии бороться за самого себя, погружается в процесс отчаянного саморазрушения.