Театральная афишаМосквы

Спектакль Холостой Мольер

оценить

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1107

У театральных новобранцев есть две навязчивые идеи: первая — «театр жестокости» Антонена Арто, вторая — commedia dell’arte, итальянская комедия масок. Мало кто понимает, что имел в виду Арто; комедию масок, этот утренник европейского театра, тоже представить себе сложно — но многим хочется попрыгать в маске на таком вот утреннике. Молодые выпускники гитисовской мастерской Олега Кудряшова (актеры), Олег Глушков (хореограф) и Андрей Першин (режиссер, ученик Марка Захарова) тоже одержимы театром, где нет заученных ролей и можно нести отсебятину, зная только имя своего героя да еще те дурацкие ситуации, в которые он попадает.

Одна из самых заезженных театральных легенд рассказывает, как дедушка водил маленького Жан-Батиста Поклена, позже прославившегося под именем Мольера, на Сен-Жерменскую ярмарку, и покуда дедушка пропускал стаканчик с приятелями, мальчик смотрел итальянские комедии. Немногим позже сын придворного обойщика сколотил собственную труппу, назвал свой театр «Блистательным», с блеском прогорел и через год отправился с труппой в провинцию — делать то, что он видел когда-то на ярмарке. И делал он это без малого тринадцать лет. Потом он вернется в Париж и напишет свои «высокие комедии», но комедия масок осталась родимым пятном на всем, что он писал. Именно по этому крапу команда Глушкова и Першина и реконструировала свой фарс-мажор. Я даже рассказывать вам не стану, что и в какой последовательности происходит в этом разухабистом спектакле, где танцуют, когда щенячья энергия льется через край, и поют фальцетом старинные песни, когда нужно изобразить любовное томление. Надерганные у Мольера сцены сводятся тут к старой — как сама комедия масок — истории: старик желает жениться на молодой, а молодая любит другого. Девушка в этом спектакле что надо: 22-летняя псковитянка Юлия Пересильд — вихрь, а не девушка. То она трясет своего старичка как грушу — то обворожительно поводит попой; то манерно щебечет — то горланит, словно торговка. Она сокрушительна, нет слов. Но речь не о ней — о старике: его играет Альберт Филозов. Вообще-то, без малого 70-летнему артисту к подобным экзерсисам не привыкать: он переиграл все буффонады в «Школе современной пьесы» — от «А чой-то ты во фраке?» до «С приветом, Дон Кихот!». В них и выкристаллизовался особый дар Филозова: быть со всеми и отдельно от всех. Чуть сдержанным, когда все стоят на головах. Чуть ироничным, когда вокруг сгущается пафос. Невесомым, когда все вдруг тяжело провисает. Нежным, когда крепчает балаган. Одним словом, здесь, как и прежде, Альберт Филозов служит противовесом, удерживающим разухабистый молодежный спектакль в рамках самого что ни на есть хорошего вкуса.

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.