Драматический |
14+ |
5 июня 2002 |
1 час 40 минут, без антракта |
"Куликово Поле… — кто же о нем не слышал! Великий Князь Московский Димитрий Иванович разбил Мамая, смертельно шатнул Орду, потряс давившее иго тьмы. А многие ли знают, где это Куликово Поле? Где-то в верховьях Дона?.. Немногие уточнят: в Тульской губернии, кажется?.." (И. Шмелев. "Куликово поле")
6 октября я побывала на спектакле "Куликово поле", поставленным Театром русской драмы п/р Михаила Щепенко по рассказу Ивана Шмелева, одного из величайших русских писателей (недаром он дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе), покинувшему родину в тяжелые двадцатые годы и умершему во Франции. Творчество Ивана Шмелева долгие годы не было знакомо нашему, взращенному в социализме, читателю. К счастью, оно вернулось. Для меня знакомство с Иваном Шмелевым состоялось именно на этом спектакле.
Спектакль "Куликово поле" поставлен по рассказу, не по пьесе. Непросто это перенести прозу на сцену. Но создателям спектакля это удалось. Спектакль получился впечатляющим и достоверным.
И сложным. Таким многоплановым, объединяющим события, происшедшие в разное время в разных местах. Париж тридцатых годов, Тула - начала двадцатых, Сергиев Пасад (вернее, тогда советский Загорск) - конца двадцатых. Разные люди, разные судьбы. И один объединяющий их персонаж. Бывший Следователь, участник всех событий и главный рассказчик. Роль Следователя исполняет Заслуженный артист России Аркадий Аверин.
Случайная встреча и разговор с лесным объездчиком Василием Суховым (арт. В. Андреев) положили начало всем дальнейшим событиям, перевернувшим жизнь Следователя, маловера, как он себя называл. Василий Сухов рассказал о находке им на Куликовом поле старинного креста и загадочной встрече со Странником (роль исполняет заслуженный деятель искусств России Михаил Щепенко, руководитель Московского Театра русской драмы).
Дома Следователь рассказал о кресте дочери Наде (арт. Ирина Обложнова).
Но ее рассказ отца не слишком впечатлил. Другие заботы печалили. И вот тут еще один пласт истории - судьба русской интеллигенции, вынужденной прислуживать новым хозяевам. И бояться их, и презирать.
А Хозяева Новой жизни в лице некой Клеопатры (арт. Ирина Винокурова) изображены очень уж карикатурно.
Но не о них тут речь, не они герои повествования.
Главные герои это такие, как Ольга Среднева, сохранившая Веру вопреки всем новым порядкам. Светлая, чистая и верующая.
Недаром именно ей Василий Сухов завещал передать на хранение найденный на Куликовом поле крест. Знал, в чьи руки передает. Знал, кем он будет сохранен.
Для того, чтобы узнать, получила ли Ольга крест, и заявился к ним Следователь.
Зашел, чтобы узнать, а получил Чудо, круто изменившее его жизнь.
Не буду раскрывать весь сюжет спектакля (читай, рассказа). Надеюсь, что сами захотите узнать.
Для меня же нашелся ответ на вопрос: "...где это Куликово Поле?". В Душе!
В независимости от времени, от обстоятельств, переименований, свержений, воздвижений новых идолов, распоясовшегося хамства и беспредела.
В душе каждого настоящего русского человека.
Спектакль "Куликово поле" из тех, с которым, как говорится, "надо переспать". О котором, надо подумать, осознать, пропустить через себя. И принять, чтобы не забыть.
Снова имела удовольствие посетить Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко. На этот раз посмотрела спектакль по одноимённому рассказуИвана Шмелёва «Куликово поле», в основу которой положены «реальные события».
Спектакль не простой. Он требует внутренней готовности к тому, о чём вам будет поведано. Он требует созвучности. Душа ваша должна болеть – о России.
Я очень люблю читать Шмелёва, так он легко и душевно пишет, такой золотой вкусный у него язык, а главное, что привлекает в его прозе – понимание какой-то глубинной сущности России, сути характера русского человека, «нетленной красоты его души». Рассказ «Куликово поле» отличается от остальных его произведений. Здесь мало Шмелёва-писателя, больше Шмелёва-православного философа. Шмелёв воспринимает Россию после 17 года, как некую темную разрушительную силу, оружие которой ложь и страх. Рассказ многослойный по уровню понимания множества вещей, и просто невероятно, что его смогли поставить на театральной сцене… Театр Щепенко смог, и у него получился великолепный и очень сильный спектакль…
Свет и тьма...
Русское воинство на поле Куликовом и войско Мамая…
Сергиев Посад и Загорск…
Великая Димитриевская суббота, день поминовения убиенных на Куликовом поле (7 ноября/26 октября по старому стилю) и Праздник Октябрьской революции…
Ангелы и демоны. Мир святости и мир абсурда...
Но как Куликово поле есть великая победа русских, так и окаянным дням противостоит в «Куликовом поле» духовная культура России… И древний крест с Куликова поля является Святым Благовестием и символом надежды спасения нашей многострадальной страны…
Странника играет М.Щепенко, бывшего следователя Сергея Николаевича – А.Аверченко, Среднева - Д.Поляков, Олечку - И.Андреева, Надю – И.Обложнова, Приват-доцента – Д.Щепенко и др.
Спектакль «Куликово поле» похож на белого голубя, которого бережно выпустили из рук.
Лети птица Божия! Неси радость людям…
Спектакль всколыхнёт в вас многое.
И детские воспоминания, и что-то из генной памяти и даже ещё глубже.
Помните времена Сергия Радонежского? А гены помнят! и отзовутся!
Так о чём этот спектакль?
Нет, он не о куликовской битве.
Он о Вере,чуде и промысле Божьем.О том,что помогает нам жить, принимать и любить этот мир таким,каким он предстаёт перед нами.
Куликово поле - это рассказ о чуде. Чуде, которое происходит здесь и сейчас.
Чуде, благодаря которому в ком-то просыпается, а в ком-то укрепляется Вера.
Но не только об этом спектакль.
Он о пути, жизни, стране и много ещё о чём.
И выйдете вы из театра скорее всего взбудораженные, но счастливые!
Потому что такие переживания и размышления - это всегда к лучшему!
Удивительно связаны в спектакле два исторических времени: куликовские события и революционная суета начала 20 века. Сложно поверить, но звеном служит Сергий Радонежский. Кого волнует национальный вопрос, русской самоопределение, спасение России и сохранение русской культуры - всем посмотреть спектакль.
Тема русской духовности поднимается на невыразимую высоту и одновременно углубляется до непередаваемости.
Перед нами маловер, сомневающийся, человек на пути нигилизма. Он изменяется, преображается и находит другой путь. Внутренний процесс в лучших традициях психологического театра написан на лице не актера, а именно героя, потому что сложно провести границу где актер, а где его образ, настолько уподобляется исполнитель главной роли.