Москва
5.2

Спектакль
Эдип-царь

Постановка - Александринский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Опыт аутентичной античной трагедии
  • Эдип-царь – афиш�а
  • Эдип-царь – афиша
  • Эдип-царь – афиша
  • Эдип-царь – афиша
  • Эдип-царь – афиша
Драматический
Теодорос Терзопулос

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
21 сентября 2006

Станиславский, как известно, считал: хорош тот спектакль, который можно смотреть без звука, притом понимать его до нюансов. С выключенным звуком «Эдип», которым открылся после реставрации Александринский театр, выглядел бы так. Черный задник, черный круглый помост на черной сцене, на помосте человек в черном бархатном халате и черных штанах — человек подался вперед, что-то горячо говорит, то есть открывает рот; десять минут открывает рот, двадцать минут, тридцать… Единственно, внимание время от времени отвлекают десять обнаженных по пояс молодцов, в правой и левой кулисах по пять, откуда они выдвигаются словно какие-то механизмы, четкие, ритмичные, синхронные, в затылок друг другу; лица и волосы у них набелены, мускулы у них как у богов, гримаса как маска — и тоже вдруг раскрываются одновременно их обеззвученные рты.

Звук, разумеется, у Терзопулоса есть. Да только проясняет это немногое. Десятиголосый хор вдобавок порой сбивается на греческий язык — но и тот текст, что на русском, звучит не понятней. Тяжелый гекзаметр Софокла в дореволюционном переводе Зелинского прессует мозги, его слышишь как речь иностранца: различаешь одно знакомое слово из десяти и пытаешься уловить логику. То еще благо, что миф о фиванском царе Эдипе, который ходил-бродил, а от судьбы не ушел: суждено было — и убил отца; не зная, женился на собственной матери, — этот сюжет известен не хуже сказки про Колобка. Зритель разучился перерабатывать тонны словесной руды примерно лет сто назад, и теперь монолог более пяти минут, не умасленный жестами, звучит абракадаброй — но режиссер из Афин этот негласный закон игнорирует. В театре действует еще один закон: сюжет, две с половиной тысячи ему лет или только сто, не оживет, если режиссер не сочинит поверх него новую историю, не зацепит за живое. Но Терзопулос ничего не сочиняет. По опыту выходит, самым верным было бы заснуть на третьей фразе, чтобы проснуться под аплодисменты, — а вместо этого сидишь и вслушиваешься в текст, который нормальный человек и выговорить-то не может. Потому что невозможно, просто невозможно отвлечься и не следить за героическими усилиями, что затрачивает артист Александр Мохов, чтобы пересказать сюжет про Колобка: рассказать об оракуле, убийстве царя Лаия на развилке дорог, загадках Сфинкса и чуме, поразившей город, о коварстве Креонта и слепом прорицателе Тиресии. Невозможно не следить за работой хористов, извлекающих из недр собственной диафрагмы нечеловеческие звуки, похожие то на свист летящей стрелы, то на громовое эхо. Терзопуловский метод постановки античной трагедии требует от актеров шестичасового ежедневного тренинга, дыхательной практики, это не считая собственно репетиций; артист Семен Сытник, который в роли Тиресия появляется в спектакле на десять минут, сообщил журналистам, что отдал спектаклю 7 кило веса; казалось бы, ради чего так напрягаться? Однако само напряжение связок в спектакле воспринимается как метафора, не физиологично: за дрожащим, предельным состоянием физиологии угадывается натянутая до предела фатальная нить-веревочка. Которую бесстрастные Мойры вьют-вьют, а потом возьмут да и оборвут. Колоссальнейшая сцена в спектакле — где жест и звук сливаются: Эдип снимает халат и спускается с круглого помоста; как уставший младенец, укладывается на колени к Иокасте, и царица нависает над мужем, как птица над птенцом: защищает, напутствует, вселяет уверенность в себе. У кого есть дети, сразу распознает в этой парочке мать и сына. И хор реагирует стремительно: сначала рокочет, потом хохочет — русская драматическая сцена не слышала ничего подобного этим ужасающим звукам; Эдип и Иокаста от них просто цепенеют. Как бы это описать? Задохнувшийся крик, невыносимый, как бы скрип, возникающий на резком вдохе, — только так, кажется, и может звучать трагический вопль; звук, который до самого финала будет наполнять черное пространство.

1
0

Отзывы

5
sergey semenovin
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
2 ноября 2009

Я не силён в отгадывании режиссёрских ребусов, поэтому гадать и фантазировать не буду, а предлагаю краткий пересказ, дающий некоторое представление о данном продукте:

Итак, по центру Эдип, за весь "фильм" он совершит путь от этого центра к краю сцены, зрителям. Он будет много говорить с надрывом и пафосом (как и остальные актёры), кроме как обнажённым торсом ничем не порадует.
По бокам от него две тройки атлетов, которые будут синхронно вдыхать-выдыхать, присаживаться, выпрямляться, вставать на мостик, произносить одну фразу по-латински(громко) и так каждые пять минут, один набор действий. Пару раз они сместятся к центру, разместившись по горизонтали, вдоль сцены. Поочередно каждый из них будет вести диалог с Эдипом, много брызгая слюной (это режиссёрская находка).
Будут ещё три персонажа, ничем не отличающиеся от остальных, только разместятся они сзади или спереди Эдипа (на одной линии разумеется), тож будут общаться с Эдипом-залом надрывно и трагично. Одна из них, Иокаста, обовьёт Эдипа ногами и они какое-то время так посидят.
Вот собственно и всё, ещё музыка будет громкой, костюмов и декораций не ждите.
Заинтриговал? Приятного просмотра!
PS Три звезды поставил за концептуальность))

2
0
1
Анна Фоменко
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 12
10 января 2009

Рецензия - громкое и несколько пафосное слово для посетителя и-нет портала, даже посвященного искусству во всех ныне существующих формах. Но...
Спектакль был посещён и оставил впечатление, которым делюсь.
Шок, ощущение личного оскорбления и желание выйти из зала (которое впрочем было осуществлено).
Режиссёр, господин Терзопулос, несомненно поклонник бихевиоризма, заставил актёров делать возможное, но неприятное - играть на грани фола, игнорируя связь с публикой и с коллегами.
Игра просто технична. Многообразие сценических возможностей не то что не использовано, ими пренебрегли, лишь бы только господин режиссёр мог насладиться реализацией своих творческих замыслов. Какая публика, какие актёры и трагедия, обрушившаяся на греческий народ? Бог с ними, нами и ими, только бы строчился сложнейший текст, и строчился так, чтобы слушать его было неприятно, впрочем как и произносить пересохшими губами несчастному составу труппы, задействованному в этом опыте.
Господин режиссёр оскорбил чувства слуха и зрения, а так же позволил себе отнять время у публики, которая могла провести его хотя бы в другом театре. Но, по доверчивости, пришла на спеклакль "царь Эдип", оказавшегося
очередным экспериментом. Жаль себя, свой воскресный вечер и публику.
Софоклу повезло больше - он умер.

2
0
7
Yulduz Abdurahimova
28 отзывов, 58 оценок, рейтинг 15
14 декабря 2008

я в восторге!
Очень странно, очень красиво, немного тяжело...где то не хватает эмоций, будто все на одном дыхании.
На мой взгляд, там не хватает: ярости.

1
0
7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
14 июля 2009

Впервые не могу определиться: пройти мимо или называть шедевром.. Спектакль оказался самым сложным для меня лично за всё время походов в театр. спектакль сложный, неоднозначный. из зала постоянно уходят люди (но люди, ведь это неприлично, уважайте труд актеров или хотя бы зрителей, если вы шли на Софокла, то имейте терпение, не на комедию ведь пришли).
Ставить сегодня Софокла - большая смелость. перевод явно не для современного слуха. но в итоге, после всего, понимаешь, что только что перед тобой был театр, никогда не виданный в России. был спектакль, который вызывает самые противоречивые чувства - уйти или, напротив, посетить еще раз. текст испаряется, сюжет и без того известен. но в голове остаются крики и свет. таких звуков и такого света, такой атмосферы давно не приходилось видеть на сцене

0
0
?
Alex
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
23 октября 2006

Скажу одно - пьеса однозначно понравилась... сначала казалось что все будет ужасно, но разворачивающиеся события.. так были поданы, что в середине уже ловил каждое слово, каждый жест.... Постановка сильная, психологически продуманная. СПАСИБО!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все