Классический спектакль прославленного литовского режиссера Римаса Туминаса

В неновом, но не устаревающем спектакле одного из мэтров литовской режиссуры Римаса Туманаса поначалу вроде бы царит тотальный театр: Ирина впрыгивает в офицерские сапоги и грациозно размахивает хлыстом, взрослый Андрей ради всеобщего веселья встает на табуреточку и читает стихи, подушки превращаются в сугробы, из них лепят снеговика, а свадьба Наташи с Андреем и вовсе выведена отдельным подчеркнуто-театральным ритуалом. Но по ходу действия жизнь вступает в мертвую схватку с театром и побеждает: погорелец Федотик изо всех сил старается гусарствовать, рассказывая о беде, но валится в обморок, Ирина снова и снова заводит волчка, и его вой перекрывает самое громогласное веселье, Тузенбах, не дождавшись от той же Ирины ответа на свою просьбу сказать ему что-нибудь перед дуэлью, вдруг неожиданно для себя самого хватает ее за горло и начинает душить, Вершинин, у которого пересохло во рту, буквально молит Машу о стакане чая, но та не слышит. А самая сильная сцена — когда рядом с полумертвой от известия от смерти Тузенбаха Ириной усаживается доктор Чебутыкин и автоматически выпивает предназначенный Тузенбаху кофе.

Создатели
Режиссер:
Римас Туминас
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989

Спектаклю литовца Римаса Туминаса год — этой постановкой открылось новое здание его вильнюсского Малого театра (Vilniaus Maмasis teatras). До минувшего лета (когда Туминас привез пять лучших спектаклей в Москву и там его только на руках не носили) чеховское «в Москву, в Москву!» в устах его молодых актрис, надо думать, звучало какой-то абстрактной мантрой. Впрочем, и в Москве актрисы вряд ли почувствовали, что значат эти слова для самого Туминаса, сбегавшего когда-то с лекций в ГИТИСе на Малую Бронную, где репетировал Эфрос. Для Туминаса «Три сестры» — история утраченного культурного бэкграунда; для его актеров — история взросления, проходившего одновременно с взрослением вырвавшейся на свободу Литвы. Лучшие сцены в спектакле те, что не продиктованы текстом, а навеяны им, и здесь обходятся вообще без слов. Вот молоденькая клоунесса Ирина выбирает костюм для появления перед гостями в день рождения — и из груды обуви достает офицерские сапоги: ее отца, полковника, уже год как нет в живых, но она по-прежнему отцова дочь. Брат Андрей, которому по роли положено выпиливать рамочки, выносит гостям деревянную игрушку: два медведя верхом на бревне по очереди стучат топорами — Вершинин дергает ее быстро-быстро и чуть не ломает; Андрей показывает, как надо, тук-тук-тук, мед-лен-но. И все понятно — и о провинции, и о Москве, откуда приехал Вершинин, и о том, почему так сильно именно в Литве звучат «Три сестры»: военные уходят из города, и сестрам придется заново учиться жить.

0
0
...
8 сентября 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Три сестры»

Фото Егор Королёв
Фото Егор Королёв
отзывы: 371
оценки: 371
рейтинг: 755
9
ВИОЛОНЧЕЛЬ


Мне думается, Туминас - не менее значимая величина, чем Чехов. И спектакль "Три сестры" - тому доказательство. Туминас не перекрывает Чехова, он его дополняет. Писателю понадобился волчок в одной сцене, режиссёру в другой. И тогда волчок появляется после ухода Тузенбаха - он вращается вместе с Ириной и, несчастный, тихо падает на бок, вслед за ним падает Ирина.

Туминас - поэт, так как умеет к чеховской поэзии добавить свои рифмы. И в соединении появляется потрясающий нежный спектакль о любви и человеке. Любви в этих "Трех сестрах" так много, что с Вершининым бросается прощаться не одна сестра, а все три. И я смотрю на эти объятия и жалею, что меня нет рядом. Потому что они такие близкие, им так нужна любовь - и они её получают, любовь зрительскую, через сто лет о них вспомнили, ими залюбовались, их поняли. И тогда уже Андрей не выглядит рохлей, он просто тихий человек, который мастерит свои рамочки, в которые вставляет фотографии любимых сестёр.

Туминасу удалось показать то, что у Чехова было только между строк. Так впервые текст прочитался, как текст о трех сестрах и их брате. Так появилась великолепная вставная новелла о жизни полкового города, в котором военные маршируют, купаются в проруби, лепят снеговика.

Таких открытий в спектакле множество. К счастью, они не перебивают смысл, а только помогают докопаться до истины. И не мешают актёрам, которые не существуют под гнётом знаменитого режиссёра, а мастерски помогают ему рассказать казалось бы знакомый сюжет.

Музыкальное сопровождение спектакля выше всяких похвал. Тихая виолончель готовит нас к финалу и так хочется погромче её услышать, что в финале режиссёр исполняет желание зрителя и виолончель помогает сёстрам разыграть финальный реквием. Они, словно колокольчики, уходят от нас, но ограда над ними не становится оградой могильной. Однажды спинка от дивана грозится стать крышкой гроба, но режиссёр не позволяет. И в финале над сёстрами скорее ограда памятника - их любви, их мечтам, памятника им самим.

Не забыть, как сёстры выбивают белые простыни, пытаясь отогнать от себя все несчастья и как они этими простыными покрывают любимую сестру, стараясь отгородить её от несчастий. Так отгораживает их всех Туминас. Такие спектакли помнят всю жизнь.

0
0
...
31 мая 2013