Театральная афиша Москвы

Спектакль Воспитание Риты

оценить
Театр: Воспитание Риты

«Моя прекрасная леди» эпохи потребления

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Анна Кузнецова
отзывы:
27
оценок:
11
рейтинг:
37

Пьесу Уилли Расселла «Воспитание Риты» в 1980-х годах с успехом ставили в ведущих лондонских театрах, а в 1983-м историю профессора словесности и бойкой парикмахерши экранизировал Льюис Гилберт — доработанный сценарий Расселла номинировался на «Оскар», а известные английские актеры Майкл Кейн и Джулия Уолтерс получили «Золотой глобус», так что можно уверенно заявлять, что история юной особы, которую не удовлетворяет свобода выбора между восьмью сортами пива, которая не верит телевизионщикам, призывающим зарабатывать больше денег и покупать новые шмотки, и потому ищет смысл жизни в изучении филологии, — эта история завоевала наиобщее признание. Полемика с философией потребления — вот что задело за живое Англию 80-х. И что спустя четверть века стало актуальным в России. Где теперь не просто хотят пить пиво, но выбирать хотя бы из восьми сортов. Московский режиссер, ученица Марка Захарова Анна Потапова нарыла пьесу в старом журнале: поскольку сюжет о воспитании юной леди соответствует формату ТЮЗа, не придерешься. В сценографии Марта Китаева главное место занимают высоченные книжные стеллажи, под стать хогвартским, — прибавьте к этому атрибутику приличного университетского кабинета: огромный старый глобус, череп бедного Йорика — и вот обстановка, где разворачивается действие, среда обитания профессора филологии (Николай Иванов), которого воротит от собственной работы, тупых студентов и герлфренд, торчащей на кулинарии; существование ученого скрашивают книжные полки, но лишь потому, что за томиками Диккенса и Элиота можно отыскать бутылку виски. Ради дополнительного заработка (плюс какое-то развлечение) скучающий профессор соглашается провести курс персональных лекций с одной из вольнослушательниц — не подозревая, что новая ученица потребует не формального отношения к обучению, но, страшно сказать, ответственности за воспитание личности. Иванов блестяще играет стареющего сноба, к которому после встречи со сногсшибательной непосредственностью вернулась способность удивляться. Рита в исполнении Елизаветы Прилепской — действующий вулкан на считаных квадратных метрах подмостков. Режиссер играет на стороне актрисы и наполняет мизансцены спектакля львиной долей эксцентрики: Прилепская штурмует стремянку, катает стулья, отрывает дверные ручки и ползает на четвереньках, держа книгу в зубах, — живое воплощение жадной до знаний и амбициозной юности; охотно верится в последующее чудесное преображение девушки-кокни в бойкую суфражистку, знающую толк в книгах и в какие театры ходить. В отличие от идиллической интерпретации «Пигмалиона» Шоу, впрочем, конец у Расселла не однозначен: хотя и присутствуют романтические намеки на продолжение, профессор поминает Франкенштейна, подозревая, что под видом my fair lady набил цитатами все-таки полное чучело.

1
0
5 октября 2006
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Театром юных зрителей им. Брянцева

Сюжет пьесы современного английского драматурга Уилли Расселла «Воспитание Риты» навеян знаменитой комедией Бернарда Шоу «Пигмалион», но на этот раз в прекрасную леди превращается бойкая парикмахерша. Действие происходит в наши дни, в одном из университетов на севере Англии. Однажды в пыльный кабинет Фрэнка, немолодого профессора английской словесности, ворвалась энергичная девушка Рита, заявив, что хочет найти смысл жизни в изучении литературы. Встреча с Ритой круто меняет привычную жизнь Фрэнка… Непредсказуемые повороты сюжета, тонкий лиризм, остроумные диалоги покорят самых взыскательных зрителей.

Главная фотография: Афиша