В 1816 году Дж.Россини создал оперу, которая открыла ему путь в бессмертие. Это был «Севильский цирюльник».
Комедия П.О.Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» неоднократно использовалась в качестве оперного сюжета. Так, огромную известность получила опера Дж.Паизиелло, поставленная в Петербурге в 1782 году. Решение 24-летнего Россини написать оперу на тот же сюжет было сочтено дерзостью. Предварительно молодой композитор обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил любезным согласием, не сомневаясь в провале оперы самонадеянного юнца.
«Севильский цирюльник» был написан по заказу римского театра «Аржентина» для исполнения во время карнавала. Сочинение и инструментовка оперы заняли всего 13 дней. Произведение называлось «Альмавива, или Тщетная предосторожность».
Первое представление закончилось оглушительным провалом. Исполнитель партии Альмавивы забыл взять с собой гитару во время представления, Дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог тронуться с места, в довершение всего на сцену выбежала кошка и, ослепленная светом, заметалась в поисках выхода.
Но, разумеется, все эти «случайности» были преднамеренными, как и резко враждебное поведение зрителей, сопровождавшее оперу с первых тактов. Сторонники Паизиелло и враги Россини, представители соперничающих антреприз устроили грандиозный скандал, невиданный в летописях театра. Этот скандал и сорвал спектакль (Россини спасся бегством после первого действия), но последующие спектакли принесли опере триумфальный успех. Гениальная музыка открыла новые пути в истории жанра комической оперы, в ней сочетаются дерзкая буффонада, лирика, драматизм, искрящееся веселье и сатира.
Впоследствии Россини, острослов и гурман, вспоминал: «Я плакал в своей жизни три раза: когда на первом представлении провалилась моя опера «Севильский цирюльник», когда на лодочной прогулке упал в воду индюк, фаршированный трюфелями, и когда я слушал Паганини».