Драматический |
16+ |
Лев Шехтман |
1 мая 2006 |
3 часа 10 минут, 1 антракт |
Здесь больше всего подходит определение "Аппетит приходит с едой!", т.к. первые пару десятков минут казалось, что эта постановка - обыкновенный дешёвый телесериал! Наверное, такое первое впечатление было навеяно героиней Елены Соловьёвой - Матерью, чьи реплики пахли вычурными стереотипами вперемешку с лёгким душевным расстройством. Но чем больше погружаешься в действо (чему, несомненно, способствует малая сцена и, как следствие, близость к артистам), тем больше приходит осознание того, что ВСЕ герои в пьесе это эдакие "сгустки" человеческих комплексов и фобий... И, не смотря на это, у всех них светлая душа и необычайно добрый нрав! Повторюсь, это необычная постановка, дающая понять ценность обыкновенного счастья неискушенных развратом и похабностью современного существования людей! Но не стоит сразу представлять себе HappyEnd! Это драма и его здесь нет! Комплексы всё же побеждают над эмоциями, и, "Синяя Розочка" в исполнении красавицы Эмилии Спивак, хоть и познаёт радость почти сбывшейся мечты, но так и остаётся одинокой...
Аплодисменты всем артистам! Стоя!!!
Все актёры, кроме Эмилии Спивак, играют штампы. А как же иначе – пьеса ведь как раз о том, что есть штампованные люди, а есть «другие» (или по крайней мере именно на эту идею в основном «налегал» Лев Шехтман). Это относится и к усталой-нервной-фальшивой-насквозь маме Лоры, и к любимцу-всей-школы-баскетболисту Джиму (вот уж штамп из штампов), и к типичному-неудачнику-с-мечтами-о-путешествиях Тому. Последний, впрочем, на правах рассказчика, претендует на некоторую отстранённость от самой истории и оттого выглядит более одушевлённым.
И вот в этом мире картонных персонажей разворачивается трагедия живого человека, не принятого этим миром, обманутого им – по небрежности ли, а может под указку звериного эгоизма... История трогает. Спасибо Эмилии за то, что не перегибает палку.
Она возможно трогала бы ещё больше, если бы в неё больше верилось. Дело в том, что в самый «ответственный» момент картонный Джим вдруг начинает вести себя не то что нештампованно, а прямо таки необъяснимо. У человека через неделю свадьба, а он увлекается девушкой (которую, между прочим, знал ещё в школе и был к ней вполне безразличен), чьи физические и психические «особенности» были ему достаточно продемонстрированы. Далее этот недалёкий баскетболист, не то чтобы похвастаться успехами в овладении ораторским искусством, не то в порыве сверхчеловеческого великодушия, произносит проникновенную речь о том, что «другие люди – не такие замечательные». Что на него нашло – хоть убейте, не понимаю.
Собственно только эта часть истории (начиная с момента, когда Джим с Лорой остаются наедине), на которую приходится в лучшем случае последняя треть сценического времени, и вызывает какие-то эмоции (несмотря на все вопросы). Оправой для неё служит довольно унылое живописание страданий картонного человека от осознания картонности своего бытия.
Лора навещает пингвинов. И мечется, словно бабочка в стеклянной банке. Она смотрит в зеркало и не узнаёт себя - она красива. Лора надевает черный берет и начинается танго Gotan Project. Они дышат на стекло и оно запотевает - дождь шумит. Старая пластинка просто кладётся на стул - и начинается музыка. Они так включают проигрыватель. И таких мелочей в "Синих розах" много. Мелочей, делающих эту постановку лучшей, на мой взгляд, в Молодёжном театре. Во многом благодаря сразу нескольким его создателям – режиссеру, актёрам, художникам, хореографу и музыкальному руководителю. Идеальная для пьесы Уильямса и задумки режиссера сценография Семёна Пастуха. Давно просившаяся на театральную сцену музыка Gotan Project. Красивейшая Эмилия Спивак опять на сцене Молодёжного играет «кроткую», но, к счастью, не повторяется. Она играет так верно и тихо, даже незаметно, что, кажется, после спектакля эта актриса не может быть счастлива и изящно порхать на земле. Она долго смотрит в зал и приковывает внимание даже тогда, когда действие происходит в другой части сцены. Без неё спектакля бы не получилось.
Это обаятельная и добрая постановка. Только потому что есть эта декорация, словно из «Догвилля» фон Триера. Иногда светится абажур. Иногда Лора под красивейшую музыку представляет себя птицей. Замечательный Евгений Титов излучает вселенскую доброту…
Лев Шехтман, к сожалению, живёт в США. Судя по «Синим розам», его работы украсили бы репертуар любого хорошего театра. Видно, как много он придумал для спектакля уже во время перевода текста Уильямса и сценической редакции. Видно, как он строит композицию спектакля. Заметно, насколько для него важно донести до зрителя смысл постановки, убедить зрителя в необходимости ценить себя, знать себя, любить, жить, не создавая вокруг себя стеклянных стен. Одиночество, скучная работа, всесильные мамочки, несбывшиеся мечты - это всё касается нас и спектакль ставится для нас. Что бы стало, если бы стены наших домов стали прозрачными?..
Режиссёр выстраивает мощный по своему трагическому накалу спектакль. Эмилии Спивак удаётся одним взглядом в зеркало рассказать о мечте своей Лоры. Хореограф Сергей Грицай сочиняет для героев потрясающую кульминацию всей постановки. После этой кульминации хочется финала. Но режиссёр не оставляет надежды, не разрушает лабиринт, так и не выводит свою Лору из зазеркалья. Режиссёр показывает зрителю всю опасность сильных доз и сильных комплексов. И важно - он даёт надежду, что счастье близко, что оно достижимо. Надежда эта живёт благодаря кульминации. Которая, не смотря на финал, остаётся, мне кажется, главным посылом постановки Шехтмана.
Они показывают нам мечту и потом её разрушают. Но разрушение в «Синих розах» не главное. Главное, что розы могут быть синие. Если сильно захотеть и выйти на авансцену.
Потому что другие люди - не такие замечательные люди
Ушла из театра с мыслью не возвращаться. для меня он встал на уровень учебного театра на Моховой: да, театр, видно, что актеры стараются, но всегда выхожу со спектаклей без внутренней наполненности, трепета и переживаний. Пойду по второму-третьему разу пересматривать репертуар МДТ. Пусть Молодежка останется молодежи.
Погружаясь в воспоминания. Уже полюбившейся театр на , "Синие розы".
"В предыдущую свою поездку, я была в молодежном театре на Фонтанке и меня настолько тронул спектакль "Жаворонок", про Жанну д'Арк... Такая изумительная игра и сюжет, я еще брала билет по центру в первом ряду и так здорово смотреть игру актеров, видеть как слезы наворачиваются на глазах, дрогает мускул на лице..., просто не передаваемые ощущения...
Я вновь вернулась в этот театр (правда место досталось не очень-последний билет купила, но потом пересела, как раз одно место по центру оказалось свободным...).
Спектакль "Синие розы" играла Эмилия Спивак. Спектакль длился 4 часа с одним антрактом. Действия происходили в 30-е годы, но тема актуальна и по сей день. Сюжет о семье, которая жила серой однообразной жизнью, каждый был в своих нереализованных мечтах.
Мать, которая в годы своей молодости была хороша и имела множество поклонников, но не удачный выбор мужа привел далеко не к той жизни о которой она мечтала и сейчас её жизнь полностью занята проблемами детей.
Сын, который ходит на работу, которая ему совершенно не интересна и заглушая свою неудовлетворенность, он каждый вечер ходит в кино и там изрядно напивается:
- Почему люди смотрят кино, они смотрят эти мелькающие картинки, живут жизнью героев, так как они сами не могут себе позволить ту жизнь, которую бы хотели...
В последствии, из-за докучливости матери, он все-таки покинул дом и стал путешествовать, но душа его всё равно была не на месте, он каждый вечер заходил в бар и напивался, он тосковал по своей чудачливой сестре...
Сестра, у неё было прозвище "Синие розы", которое ей дал её школьный возлюбленный... Она являлась главной героиней, она была калекой (прихрамывала) и видать из-за своей неполноценности, была замкнута и жила в своём мирке, коллекционируя стеклянные фигурки... Она была не похожа на других: застенчива, мечтательна, чудачлива...
Школьный возлюбленный, который так внезапно ворвался в жизнь, спустя 6 лет и так не на долго. Его в дом привел брат, он работал с ним, по настоянию матери, для знакомства с сестрой. Мать грезила о том, что бы выдать дочь замуж, т.к. она не была карьеристкой и поэтому должна была непременно выйти замуж...
И в какой-то момент уже стало казаться, что этот спектакль закончится красивой сказкой, что они поженятся и будут жить счастливо... Так как этого возлюбленного так тронула эта милая девушка, своей застенчивостью, добротой, непохожестью на других... Но нет, он ушел из её жизни так же внезапно, как и ворвался...
Вот такая вот трогательная обыденная история, которая очень хорошо была сыграна."