Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.8 из 5

Голосов: 5

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Жанна Зарецкая

582 рецензии · 207 оценок · 567 спасибо

Довольно бессмысленно было задавать Могучему вопрос, зачем ему безнадежно устаревшая пьеса Сорокина времен «Голубого сала» — где ставка на обнаженку, тошнотворные физиологические подробности, психушку как модель общества и разъятого на кубики и собранного в постмодернистский винегрет Шекспира. За 16 лет театральных экспериментов режиссер Могучий дважды поставил «Петербург» Белого, дважды — Сашу Соколова, и вот теперь во второй раз выпустил спектакль по... Показать полностью

Довольно бессмысленно было задавать Могучему вопрос, зачем ему безнадежно устаревшая пьеса Сорокина времен «Голубого сала» — где ставка на обнаженку, тошнотворные физиологические подробности, психушку как модель общества и разъятого на кубики и собранного в постмодернистский винегрет Шекспира. За 16 лет театральных экспериментов режиссер Могучий дважды поставил «Петербург» Белого, дважды — Сашу Соколова, и вот теперь во второй раз выпустил спектакль по «Дисморфомании» Владимира Сорокина. И нет ощущения, что не будет третьих и четвертых вариантов. Могучий работает как хореограф-модернист, которому гораздо важней оригинального текста собственный messаge, — и можно было догадаться: если уж он взялся за Сорокина, значит, не в тошнотворной эстетике дело. Нужна, значит, трибуна.

Трибуна и появляется — сразу же. Интерьер — совкового ДК с кумачовыми занавесками (только, когда они раскрываются, по центру задника, где положено бы висеть Ленину, висит Шекспир). Но интерьер начинаешь разглядывать минут через пятнадцать после начала — до того не оторваться от оратора. Доктора Клингермана играет Анвар Либабов, клоун из «Лицедеев»: он читает лекцию о том, что все люди — это студни (лекция определенно посвящается знаменитому телевыступлению Сергея Курехина о людях-грибах — интеллигентно-психоделическому стебу, до сих пор широко цитируемому). Либабов бубнит текст себе под нос, а носом тем временем ползает по конспекту — так что приходится изрядно напрягать слух, дабы расслышать остроумнейший пассаж о коллективном бессознательном, дисперсии и компенсаторных функциях; еще он занимается тем, от чего по идее должно передергивать, — вытаскивает из носа козявки и вытирает их о ту стенку трибуны, которая ближе зрителям; чешет попу и только что не седлает трибуну. Но не передергивает и не тошнит — и не потому, что Либабов все это превращает в гэги (хотя смешно бывает очень), а потому что он создает полноценный театральный — психологический, а не эксцентричный — клоунский образ стерильного существа, свихнувшегося на своей благородной науке. До антракта, впрочем, пока на сцене царит Анвар, играют чистую комедию. Психушка упразднена, больных доктор выбирает из зала с помощью лотереи — встают старший прапорщик, водитель тяжелых грузовиков, библиотекарша, каменщица, студентка, конструктор, безработный: само собой, переодетые актеры. (Пару всамделишных зрителей, вызванных для натуральности, Анвар отпускает почти сразу, поздравив с отменным здоровьем.)

Актеры будут ступать по территории классика осторожно, как по необитаемому острову, ощупью приноравливаясь к словам, — без той разухабистой наглости и панибратства, с какими расправляются с Шекспиром на сцене сегодняшние звездные мальчики. Это — первая радость. Вторая — в том, как микс из «Ромео и Джульетты» и «Гамлета» герои разыгрывают в меру своих куриных мозгов и вполне ничтожных душонок. И что занятнее всего, создают по ходу маленькую антологию героев «новой драмы». Прапорщик, он же Горацио, будет привычно вворачивать в текст имманентный всем людям этого звания матерок — который в сочетании с Шекспиром и улыбкой артиста Машанова обретет действительную ценность. Каменщица Вики Ротановой станет Кормилицей — и в ней узнаешь ту лихую лимиту, что выведена в «Войне молдаван за картонную коробку». Отлично сыгран Вадимом Волковым Тибальд, попавший в заварушку случайно, не подозревая, что игра может оказаться серьезней карточной. И Гамлет — Андрей Шимко — лысеющий, засаленный бывший итээровец с квадратной матерчатой сумкой через плечо, привыкший к коллективной ответственности и пугающийся слов любви, как вызова к начальству; к финалу он получает полное эстетическое право посыпать голову мукой, «седея» на глазах у публики, и вопить: «Я хочу быть машиной, я не хочу больше любить женщину» (единственная сентенция, вырванная из пьесы «Гамлет-машина» немецкого Сорокина Хайнера Мюллера).

…Но после спектакля я все же спросила Могучего про раздражитель, который вернул его к Сорокину. И он принялся с жаром описывать работу «Жизнь, не стоящая жизни» австрийского художника Готфрида Хельнвайна — где девочка лежит лицом в недоеденном супе и рядом ее благодарственное письмо доктору Гроссу за легкую смерть. Практиковавший эвтаназию доктор венской клиники Генрих Гросс подмешивал детям с отклонениями в психике смертельные дозы успокоительного — чем спасал их, по собственному мнению, от более мучительной смерти. В 70-е, когда доктор сознался, это было воспринято спокойно. А вот после Хельнвайна развернулись всеавстрийские дебаты, приведшие в конце концов доктора на скамью подсудимых. «Меня потрясло, — уверяет Могучий, — что факт искусства смог изменить взгляды нации». Не то чтобы спектакль Могучего претендует изменить сознание нации, но ерзать в кресле заставляет — и от него, как от истории про Хельнвайна, трудно отделаться. Это третье достоинство, которое нужно прибавить к двум названным: «Не Гамлет» — зрелище, поставленное психически здоровым и нравственно зрелым человеком. Каковых среди режиссеров все меньше и меньше.

Скрыть

Отзывы пользователей

Нет оценки
Ulrih

270 рецензий · 348 оценок · 414 спасибо

Тягаться с В.Сорокиным сложно. Текст, которого самодостаточен и прихотлив, чтобы так просто можно было его вытянуть из аквариума Литературы и пытаться оживить в театре… Андрей Могучий сделал, что мог. Технически очень точная, как всегда очень продуманная в художественном отношении работа (чего стоит живописная сцена с костюмированным допросом – «ездил ли ты в Бобруйск?» ). Даже с попыткой эхокамеры: театр о том, что играют в театр, в котором ставят пьесу, где идет постановка, в... Читать полностью

Все рецензии 2

Новые рестораны Smørrebrød на Цветном, «Восход» в «Зарядье» и 800°С Contemporary Steak

Масштабные игры для больших команд

Игровые площадки для лучшего торжества

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Группа Little Big снимает самые смелые клипы — вот еще один. Он рассказывает о любви корейского...

В прокате идет картина «По ту сторону надежды» финского гения Аки Каурисмяки. Станислав Зельвенский...

Если вы думаете, что выбрать косметический подарок мужчине, не интересующемуся уходом, сложно, —...

Премия The Game Awards выбрала лучшие игры 2017 года. А еще на ней анонсировали игры, в которые...