Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.3

Спектакль
Пышка

Постановка - Театр на Литейном
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Музыкальная буффонада по Мопассану
Драматический
Владислав Пази
120-300 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Андрей Пронин
75 отзывов, 114 оценки, рейтинг 77
4 мая 2006

Театр на Литейном безмолвствовал весь сезон. Ходили сплетни, что театр лишают финансирования, что его закрывают, что его сцена станет полигоном для антреприз. Уже хотели заказывать сорокоуст, но пациент оказался не только жив, но и довольно румян — как румяна была благородная руанская проститутка по прозвищу Пышка. Донором выступил маститый театровед Валерий Семеновский, превративший знаменитую новеллу Мопассана в пьесу в стихах. Некогда этот рассказ о кучке приятных во всех отношениях господ из высшего общества, которые ради спасения своей шкуры готовы заделаться сутенерами, сделал Мопассана знаменитым в одночасье — Семеновскому «Пышка» не без оснований кажется актуальной и сегодня: «Время опять гнилое,/Раздолье для всякой дряни». Но одно это вряд ли заставило бы главреда журнала «Театр» строчить вирши. Его «опера-буфф для драматического театра» — подвиг литературного диверсанта на вражеской территории постмодернистской драматургии. Сначала он успешно прикидывается своим: отборная ирония, местами переворачивающая смысл, нарочитые анахронизмы, неуместные цитаты etc. То затеют разговор о Достоевском; то монашки обернутся чеховскими тремя сестрами, раскроют кружевные зонтики и заведут: «Если бы знать, если бы знать»; то икнется революционному демократу критику Писареву, то Гете, то Канту. Но вдруг Семеновский смешивает карты и круто меняет общеизвестный сюжет. Его новая Пышка — жертва торжествующего принципа «все относительно, все равно». Который теперь трактуется как принцип именно постмодернистский, а в нравственном смысле — новое издание ханжества и прикрытие трусливого релятивизма.

Режиссер Владислав Пази вряд ли вникал глубоко в замыслы Семеновского, но обедни не испортил. Вдохновлялся Пази скорее не пьесой, а остроумной стилизаторской партитурой композитора Николая Орловского (ее на спектакле исполняют всамделишные оркестранты) и лучшими образцами «капустной» театральной самопародии. Там, где режиссура обнаруживает слабость, ее прикрывает эстетская сценография Александра Орлова. Балетмейстер Сергей Грицай поставил забавные танцы (лезгинка незабываема). Молодая актриса Татьяна Тузова с ролью Пышки в общем справляется: она в отличие от большинства нынешних дебютанток все же предпочитает играть, а не принимать эффектные позы. Большой удачей можно счесть исполнение роли графа де Бревиля Александром Безруковым. Его фактуру «человека без свойств» уже пытался использовать режиссер Галибин в спектакле «С любимыми не расставайтесь», придав образу массовика инфернальный оттенок, — но попытка наткнулась на сопротивление володинской лирики. Теперь зато возник колоритнейший субъект — лысый и щуплый рамоли с визгливым дискантом; пережив ряд трансформаций, ему предстоит явиться в финале жутким роботоподобным существом.

0
0

Отзывы

9
Мария Смолина
97 отзывов, 171 оценка, рейтинг 80
7 ноября 2008

До этого в этом театре я была на современной постановке "За что ты меня так не любишь", и на автомате ожидала чего-то подобного. Оказалось - опера-буфф по Мопассану. Ага - тому самому рассказу о крайне благородных господах, которые в попыхах спасаются от немецких оккупантов в одном дилижансе с проституткой Изабель - по прозвищу Пышка. Всяческое "Фи" моментально нивелируется, как только оказывается, что единственной запасливой в плане на поесть оказалась Пышка ("страдает фигура, но я - не страдаю"), и между проституткой, прогрессивно-революционно настроенным молодым человеком, графской четой, тремя монахинями и дворянами "попроще" завязывается веселая дружба. Что не мешает правда сильно моральным господам активно записываться в сутенеры, различными методами вынуждая Изабель переспать с немецким офицером, "для пользы дела"
В. Семеновский превратил эту новеллу в пьесу в стихах, а Орловский и Грицай создали потрясающие музыку и танцы (лезгинка, "русские народные" - просто потрясающи). Более того - создатели спектакля удалось создать тонкую пародию на постмодернистские шедевры - со всеми клишеными элементами этого уже псевдожанра: и Достоевскому икается, и Гегеля припомнили, и монахини раскрывают кружевные зонтики и превратившись в трех чеховских сестер поют «Если бы знать, если бы знать»

Но спектакль все равно - о вечном: о трусости, ханжестве, идеях на побегушках у мимолетного и людской подлости

Пы.Сы. А еще в спектакле потрясающие костюмы - стилизованные под время фантазии на базе джинс просто великолепны

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все