Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.6

Спектакль
Пьеса про деньги

Постановка - Практика
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Эдуард Бояков
(1'50'', без антракта). 300-600 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
5 апреля 2006

Когда-то Виктория Никифорова гремела в «Русском телеграфе», потом — в газете «Сегодня», в последнее время совершала точечные удары по театру и кино в разных журналах. В одной из своих заметок года два назад Никифорова учила современных драматургов, приводя в пример героев советских пьес: «Главное их свойство — они живут по правилам… Эти люди умеют — или верят, что умеют — различать добро и зло. Им хорошо знаком конфликт чувства и долга. Их жизнь исполнена невыдуманного драматизма. Они искренне страдают, любят, стыдятся, тоскуют… Современным драматургам не мешало бы усвоить ноу-хау советских классиков. Это очень помогло бы им в конкурентной борьбе».

Теперь Никифорова, изучавшая теорию драмы на театроведческом факультете в ГИТИСе, и сама пошла в атаку — с пьесой «Скрытые расходы» наперевес. Попав к главе «Практики» Эдуарду Боякову, текст тотчас же был принят к постановке, на афишу вынесли подзаголовок: «Пьеса про деньги».

Сцену «Практики» завесили тонкой сеткой, за которой актеры видятся, как на экране. В довесок несколько мониторов транслируют финансовые новости с курсами валют. Актеры разговаривают на пустой сцене. Антураж описывается ремарками, которые выводятся на мониторы. В промежутках между разговорными сценами актеры под музыку Владимира Мартынова выполняют разнообразные движения или принимают позы, стоя и лежа — за это отвечала хореограф Анжела Доний. На экране высвечивается: «Банк. Кредитный отдел… Вася изучает договор. Женя терпеливо ждет».

— Так все-таки 17 и 7?

— Да.

— А не 16 и 8?

— Нет.

— Раньше было 16 и 8.

— Условия изменились.

— Значит, теперь 17 и 7…

По-хорошему, эта пьеса могла бы быть написана в одних только цифрах. Было бы концептуально. Но Никифорова хотела — конкурентоспособно. Сюжет таков. Тридцатилетний Вася берет кредит на новую квартиру и заводит роман с сотрудницей банка Женей. Его младшая сестра Лиза нанимает суррогатную мать, потому что подсчеты показывают, что это будет дешевле, чем потерять на три года работу. Потом Васю кидает принадлежащий банку застройщик, а Лизу — суррогатная мать. В финале Вася и Лиза… По-хорошему, не стоило бы раскрывать карты, но уж очень хочется сказать про финал. В финале потерпевшие крах герои поедают фуа-гра, запивают Asti Martini и рассуждают о скрытых расходах, из которых состоит вся жизнь, как об античном роке: «Ты никогда не знаешь, сколько еще доплачивать. Ты никогда не чувствуешь, что расплатился полностью… И еще хуже — ты не знаешь, кто еще их за тебя будет выплачивать». Кто ж с этим спорит — однако Никифорова продолжает настаивать на очевидном и выдвигает аргумент. Препоганейший, на мой вкус, — бесланскую мертвую девочку на руках у солдата. Увиденный по телевизору сюжет Лиза описывает в подробностях, резюмируя, что эта девочка тоже в уплату за что-то пошла. Помилуйте, есть время для песен — есть время для плова; зачем в комедии Беслан? Никифоровой чуть было не удалась социальная сатира: остроумная, бойкая, на калькуляторе просчитанная вещь, каких действительно не пишут Пресняковы, Дурненковы или Курочкин с Нарши. А вышла образцовая мелодрама в духе бабушки современной драматургии Надежды Птушкиной, лидировавшей на рынке в 90-х. С той разницей, что Птушкина никогда не впадала в подобного сорта пафос. И писала о своих ровесницах, одиноких женщинах, обремененных годами и детьми. А Никифорова — о своих, тридцатилетних. Которых, думает, что знает. Они умеют различать бабло и зло. Им хорошо знаком конфликт чувства и долга по кредиту. Они искренне страдают от недостатка средств на счете. Стыдятся называть годовой доход. Тоскуют по фуа-гра. Никифорова хорошо усвоила ноу-хау классиков — это очень помогло ей в конкурентной борьбе.

0
0

Отзывы

3
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 100
16 апреля 2006

Ты идешь в театр. Покупаешь билет, программку, сидишь в буфете, возможно, куришь. Ты тратишься на театр и получаешь от этого удовольствие, убеждаешь себя, что его получаешь, или честно признаешься себе и другим, что потратил время и (самое главное – деньги!) зря.

Но и театр тратится на тебя. Кто платит за аренду помещения? Кто платит драматургам, режиссерам, актерам, художникам, композиторам и вообще всем, работающим в театре? Может быть, твои деньги уйдут на зарплату худруку, может, на новую осветительную лампу, а может, на декорации к новому спектаклю. Ты его увидишь только через два месяца, а твои деньги уже работают на него. Деньги быстрее, сильнее, совершеннее нас.

В спектакле «Пьеса про деньги» Лиза, работающая на телевидении, говорит, что нами правит огромная денежная масса. Ее брат Вася, торгующий компьютерами, считает, что самый интимный вопрос – сколько человек зарабатывает. Оба они попадают на деньги… Героев даже не очень-то жалко, потому что обманывают их весело. И сами они не особенно огорчены. Лиза спокойно жует фуагру и говорит Васе, что им и их детям никогда не расплатиться. Смешно, когда к Лизе во сне приходит ее еще не родившийся сын из пробирки и говорит, что он ей обойдется слишком дорого и советует его не выкупать у суррогатной матери. Смешно, когда на экране появляется Иисус Христос и говорит о деньгах. Смешно, когда мы читаем мысли у Васи и его девушки в ресторане. Все о деньгах, конечно. И еще много моментов, когда смешно. Но, тем не менее, ни спектакль, ни пьеса, ни актеры не смешны. Зрительский смех – грустный, тихий, робкий, смех над самими собой.

Смотря спектакль, ты невольно следуешь примеру героев пьесы и начинаешь все подсчитывать. Свой годовой доход, расход, что можно купить на 60 долларов, прибыль театра. Интересно, тратился ли он на костюмы, потому что актеры в спектакле одеты как мы с вами? Но еще более интересно, пришлось ли создателям спектакля платить за использование между действиями видеоматериалов CNN, РБК и рекламных компаний? Или, наоборот, эти компании заплатили режиссеру Боякову или драматургу Никифоровой за трансляцию своих роликов на четырех телеэкранах? Они, верно, должны были заплатить полцены, так как трансляция шла без звука. То есть, вместо их звука шла музыка Мартынова. Да еще показ сопровождала группа серьезных людей, синхронно выполняющих разные упражнения. Например, велосипед. Что бы это могло символизировать? Боюсь ошибиться, но не оборот ли денежной массы?

До «Пьесы про деньги» не было ничего подобного ни в литературе, ни в театре. Хотя нет! Была малоизвестная в наши дни пьеса Островского «Бешеные деньги». Приятно, что театр не теряет актуальности. На современных сценах можно посмотреть и про терроризм, и про подростковые проблемы, и про политику, и даже про любовь. Вот теперь еще и про деньги.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все