Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.5

Спектакль
Ивонна, принцесса Бургундская

Постановка - Эрмитаж
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
Алексей Левинский
2 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Екатерина Рябова
135 отзывов, 139 оценок, рейтинг 110
5 апреля 2006

В прошлом сезоне в Москве вышли два спектакля по Витольду Гомбровичу — оба интересные, но не особо удачные. Загадочная пьеса из арсенала польского абсурдного символизма поманила режиссеров Юрия Урнова и Павла Сафонова, но в руки не далась. На этот раз попытать счастья решил Алексей Левинский, большой специалист по маргинальным спектаклям, и артисты из театра «Эрмитаж».

При королевском дворе, вполне современном и благочинном, появляется девушка-сомнамбула. Она не делает ровным счетом ничего, ни с кем не говорит, ни на кого не смотрит — а людей вокруг нее охватывает странное беспокойство. В душах у короля с королевой всплывают потаенные грехи и страхи, они почти сходят с ума и убивают ее, чтоб не мучиться. Что такое Ивонна: святая, сумасшедшая, живой человек или кукла, подсознание или чистое ничто? Пьеса Гомбровича — это предельно рациональная конструкция, выстроенная поверх бездны бессознательного; Ивонна — начало этой системы координат, которое режиссеру необходимо вычислить. Но Левинский, как и его предшественники, ошибся в расчетах.

Он очень конкретно определил бытовую среду и превратил персонажей в узнаваемые типажи. Только вот история этих типажей не имеет никакого отношения к пьесе. Здесь Ивонна (Ольга Левитина) стала слегка заторможенной хиппушкой в холщовом балахоне с розовыми цветами и больших башмаках. Она появляется в компании бродячих музыкантов и поет уличные романсы. Враждебный ей королевский двор выглядит условно-»модно»: компания принца наряжена в клеши и кожаные куртки, королева выходит в черном вечернем платье. Вроде бы обозначен понятный социально-бытовой конфликт — естественный человек в фальшивом мире красоты и успеха, — но даже он никак не работает. Наоборот, король-злодей в исполнении Геннадия Храпункова выходит таким обаятельным, что вызывает у зрительного зала больше симпатий, чем невнятная Ивонна. Общение у персонажей получается странное: кажется, что артисты разом разучились работать с партнерами по сцене и подменяют это насущное умение загадочными взглядами. А один из придворных то и дело выдает цитаты из «Гамлета», любимой пьесы Алексея Левинского, и как бы намекает на что-то. На что именно — останется, видимо, персональной загадкой третьей московской «Ивонны».

0
0

Отзывы

9
Ирина О.
19 отзывов, 19 оценок, рейтинг 14
13 февраля 2013

Не знаю, с чем это связано – возможно, с заменой исполнителя одной из главных ролей – принца Филиппа, но постановка как-то странно ушла из разряда фантасмагорий, оборотившись хорошим «бытовым» спектаклем – наполовину сказкой, наполовину историей «про нас про всех».
В результате зрители смотрят «Ивонну» охотней, чем раньше – и даже мне она, в этой новой ипостаси, весьма «глянулась». Правда, чуть странно смотрятся теперь «фантасмагоричные вставки»: «косая» пробежка Ивонны и Филиппа, странная кукла… да и песенки, которые раньше были вроде бы ни про что, но в то же время – про всё, теперь смотрятся просто как милые вставные номера.

Нет, спектакль не стал ХУЖЕ, он просто стал ДРУГИМ.

Но и пьеса – замечательная, и актеры в ней играют «на все сто».
Хотела выделить всегда восхищающего меня Валентина/Сухарева… Ага! А Маргарита/Белоусова? А Игнаций/Храпунков? А Камергер/Заболотный?
Наконец, сама Ивонна – милая и трогательная Олечка Левитина?
Да и Филипп/Назаренко играет очень хорошо.

Кстати, от изменения стиля игры не изменился общий смысл спектакля.
Для меня он – в невозможности существования особенного человека в стане (стаде) людей банальных. Будь ты хоть раб, хоть король – ежели ты в своих стремлениях, мыслях, привычках, поведении не выходишь за пределы среднестатистических значений – ты будешь жить долго и относительно счастливо.

Стоит же выделиться… Всё. Катастрофа. Не зарежут, так просто в игнор поставят.
Вот Ивонна – она именно ОСОБЕННАЯ. Каждый раз думаю: ведь никому не мешает, тихо-тихо живет, сама по себе, не примешиваясь к общей каше жизни… а вот – ВСЕХ вокруг раздражает. Самим фактом существования выводит из себя настолько, что до бешенства доводят даже обычные бытовые мелочи: в окна она, видишь ли, выглядывает…

Все вокруг испугались до истерики: появился в замке этот тихий Ангел, и сразу из всех шкафов начали выпадать скелеты, сразу память начала выдавать на поверхность давно, вроде бы, забытое… самое потаённое…
Чистота Ивонны была как бы лакмусовой бумажкой, показывавшей, что за адское варево варится в глубине душ всех этих – милых на первый взгляд (на поверхности) людей.

Ну, и чем закончилось? Тем, чем и должно было закончиться: уничтожили девушку. Да еще так, что никто, вроде, и не виноват, кроме нее самой…
Совравши – не соврали. Убивши – в стороне оказались…

Вот так.
А сыграли вчера хорошо.
И все-таки Валентин, с его текстовыми вставочками из «Гамлета» - любимец мой в этом спектакле. С самого дня премьеры.

0
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
21 августа 2010

«Ивонна, принцесса Бургундская» Левинского – первая русская постановка пьесы польского классика Витольда Гомбровича. Её принято считать «сказкой о Золушке наоборот», хотя на самом деле она значительно глубже простой социальной сатиры, но и значительно проще абсурдистских гротесков – скорее, это психологический трагифарс, «Гамлет наоборот» (недаром некий Валентин по режиссёрской воле вполне уместно цитирует «Гамлета» время от времени). Эксцентричный во всех смыслах этого слова принц Филипп (Ковальский) со скуки да всем назло завёл себе новую игрушку – объявил своей невестой объект насмешек товарищей, нищенку Ивонну (Левитина), которая evttn весело распевать песенки с бродячими артистами, но не умеет общаться с царедворцами – и потому предпочитает молчать и замирать от страха, тем самым игнорируя всяческие предписания этикета. Она, может, и юродивая, но в хорошем христианском смысле – по-детски наивная, открытая, естественная и чистая, неспособная кланяться и угождать просто потому, что это не заложено природой. Он её не любит, но её «убожество» необходимо ему, чтобы чувствовать себя величественным и свободным: «с ней всё можно!». Можно, наигравшись, бросить, можно… убить. Ведь существо из другого мира только поначалу смешит, а затем пугает: принц почти суеверно боится оказаться «внутри неё», то есть в сердце полюбившей его девушки, ведь такая связь унижает его гордость. Остальным же она напоминает об их грехах: королю (Храпунков) – о немой белошвейке, когда-то им изнасилованной и утопившейся, королеве (Белоусова) – об её собственных стихах, в которых она наивно мечтает о молодости и чувственности. Воплощение их совести, свидетеля их слабостей, лакмусовую бумажку их лицемерия необходимо уничтожить – не отравить, не пристрелить, не зарезать, а просто подсунуть карася в сметане и строго посмотреть, чтобы скромная, безобидная и болезненная Ивонна насмерть подавилась острой косточкой. Автор не призывает нас пожалеть жертву заговора – убийцы гораздо больше интересуют его: насколько серьёзен повод, насколько сложно решиться, какими оправданиями прикрывается каждый. Но все они жалки – их слабая, малокровная душа либо спит, либо засыпает, либо обречена на сон, и в действительности не они правят народом, а ими правит серый кардинал – камергер (Заболотный). Так кто же здесь кукла, марионетка – несчастная принцесса, не сопротивлявшаяся своей участи, или её палачи, медленно тонущие в пороке, или все скопом?.. Как всегда в «Эрмитаже», здесь все актёры на своих местах, создавая именно такие образы, какие должны быть – яркие, выпуклые, живые, но при этом не по-эрмитажевски некомичные, хотя и от реализма далёкие… эдакие грустные и страшные клоуны-символы. Безупречны костюмы, замечательна сценография, удачно подобрана музыка, ничто не перегружает действие ненужными деталями, а только подчёркивает акценты, мизансцены выстроены каллиграфически. Сама же история в этом изящном обрамлении течёт плавно, но без простоев, вплетая в свой ритм эмоциональные всплески, как припевы между куплетами. Получился неожиданно лиричный, поэтичный по своей атмосфере спектакль, акварельный по рисунку, ненавязчиво тревожащий по настроению, остающемуся после просмотра. Всем по-прежнему считающим, будто труппа Левитина умеет только смешить, рекомендую «Зойкину квартиру» - и «Ивонну».

20.08.2010
Комментировать рецензию

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все