Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.2 из 5

Голосов: 30

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 1
Екатерина Рябова

149 рецензий · 34 оценки · 115 спасибо

С годами Малый драматический театр все больше приобретает статус национального достояния, и неудивительно. МДТ — это полумифический зверь по имени «театр-дом», наследник прекрасной идеи. Это театр-монастырь, в отличие от многих — действующий, и еще как. Своих нынешних студентов, занятых в эпическом полотне по книге Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», Лев Додин отвез на север, в советский лагерь, а потом запер в Освенциме на 10 дней. Договорился с руководством... Показать полностью

С годами Малый драматический театр все больше приобретает статус национального достояния, и неудивительно. МДТ — это полумифический зверь по имени «театр-дом», наследник прекрасной идеи. Это театр-монастырь, в отличие от многих — действующий, и еще как. Своих нынешних студентов, занятых в эпическом полотне по книге Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», Лев Додин отвез на север, в советский лагерь, а потом запер в Освенциме на 10 дней. Договорился с руководством музея-мемориала «Освенцим» и запер. Страшно? Очень. Только ведь границу искусства и патологии со стороны не проведешь. Над ней — на ней — уже четверть века бьется человек с внешностью ветхозаветного патриарха и железной хваткой: а как иначе совладать с женственной актерской душой. Стихийное укладывается в жесткие конструкции додинских мизансцен, в утонченные словесные партитуры педагога по сценической речи Валерия Галендеева. Это постоянная игра в рифмы, в «сестры тяжесть и нежность». Нежным, актерским был чеховский «Дядя Ваня»; теперь наступила пора тяжести.

«Короля Лира» репетировали два с половиной года. Разбирали, пробовали на главную роль всех протагонистов труппы и отметали один за другим поэтические переводы. В итоге остались Петр Семак и подстрочник, который написала Дина Додина. Человек с седой гривой, до неузнаваемости состарившей вечного Мишку Пряслина из «Братьев и сестер», и нарочито непроизносимый текст с архаичным синтаксисом и нецензурной бранью.

Питер Брук однажды назвал эту шекспировскую трагедию вершиной, которая никем не была достигнута — путь к ней «усеян останками прежних альпинистов: здесь Оливье, там Лоутон, просто страшно становится». В нашем театральном пейзаже разномасштабных останков не счесть. Ставили истории старого маразматика, благородного отца, деспотичного властолюбца. Лев Додин поставил опыт. Как «Чевенгур» был опытом, где «Кто-то сверху» наблюдал за устроением рая на земле, — так «Лир» становится опытом о пределе личности: сколько позволено? Сколько вытерпит? И какова ей нынче цена среди других людей, цена голого человека на голой земле?

Лир сидит на парусиновом стуле спиной к залу — устраивает театр для себя. Перед ним три почти одинаковые девочки (студентки с того самого «гроссмановского» курса) — медные волосы, простые белые платья. Как всегда, звучат слова старших сестер — не льстивые, торжественные. Как всегда, младшая нарушает ритуал и говорит о послушании и привязанности не к отцу, а к мужу. Все просто: Корделия (Дарья Румянцева) влюблена и обращается через голову отца к герцогу Бургундскому (Алексей Зубарев); но тот, поняв, что наследства не будет, только разводит руками. Звучит странная фраза: «Зачем же сестры выходили замуж, коль говорят, что любят только вас?» На ней-то Додин и строит свой сюжет.

Одно из кодовых слов в шекспировском тексте — природа. Та самая вселенская цепь бытия, которой связаны воедино и рой светил, и гад морских подводный ход, и человеческие души. То, что распадается на наших глазах. «Извращается», — говорит Глостер (Сергей Курышев), имея в виду затмения и неуважение к старикам. По Додину, извращение становится буквальным, под именем природы скрывается Фрейд: Лир своим дочерям и отец, и муж. Это сделано антиэротично и четко: вот Гонерилья (Елизавета Боярская) выходит от него в одном полотенце, вот они с Реганой, по очереди падая под настойчивого Эдмунда (Владимир Селезнев), кричат: «Отец, отец!» Это разлад между двумя поколениями и двумя моралями, ветхой и новой. Закон ветхий — бери свое, где видишь, око за око, стариков побоку — вполне устраивал Лира, пока он был силен. Этот мифический титан не различал греха. Как и Глостер, приживший незаконного сына, он слишком много себе позволил и теперь расплачивается. Его крушение — изнанка титанизма; сама декорация Давида Боровского как бы повернута в зал непарадной стороной: косые перекладины поверх черных холстов, внутренность ширмы — или пустоты.

Это мир черно-белый, как партия в шахматы, и такой же головной. Здесь не оставляет ощущение перетянутой груди, пережатого дыхания: даже текст создан, чтобы застревать в горле. Только Шут (Алексей Девотченко) извлекает из расстроенного мироздания ерническую, полузадушенную мелодию; потом фортепиано в углу будет играть само, как бы под невидимой рукой.

Финал — последнее видение сумасшедшего Лира: его милые девочки медленно ведут хоровод вокруг отца, а потом лежат мертвые — все трое как одна. Женское, раздавленное страшной любовью мужского; дети, раздавленные великим отцами; отцы, раздавленные своими прозрениями. Опыт окончен. Дальнейшее, как и положено в трагедии, молчание.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 2 из 5
Спасибо! 4
Veriq

23 рецензии · 23 оценки · 34 спасибо

Шекспир без штанов
Да, Додинский МДТ очередной раз поразил!
Во-первых, неимоверной скукой. Не скажу, конечно, за всю Одессу, но те, для кого не было интриги, чем там у Лира все кончится, откровенно изнывали. Вроде, и играли в темпе, не изводили зрителя длиннющими патетическими монологами, а все равно тягомотина. Сочувствия никто не вызывает (кроме, пожалуй, Гонерильи-Боярской в паре эпизодов. Хорошо сыграла эту необходимость молчать стиснув зубы, когда тебя оскорбляют и... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
Александра Lain

37 рецензий · 37 оценок · 3 спасибо

Такого прочтения спектакля я не ожидала, мне страшно повезло и я сидела прямо напротив пианино, то есть через какое то время голая жопа была не там где-то на сцене, а прямо перед моим лицом).

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Елена Самукова

192 рецензии · 199 оценок · 245 спасибо

«Король Лир» - сложный, многозначный спектакль с мощным психологическим воздействием, наполненный ассоциациями и аллюзиями. Неслучайно, что он вызвал болезненную реакцию у некоторой части публики. Театр попал в те болевые проблемные точки общества, в которые и намеревался попасть. Со времен короля Лира проблемы взаимоотношений между людьми, увы, остались прежними. Этот спектакль о нас и окружающем нас мире. О недостаточной способности любить, об атрофированной порядочности, о... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Татьяна Листаферова

43 рецензии · 66 оценок · 61 спасибо

Проходят годы, десятилетия, века, накапливая многочисленные наслоения человеческого опыта, складывая массивные груды томов, когда-то написанных, изданных, прочтенных, поставленных… И сквозь пыль и паутину старых фолиантов мы видим все ту же не меняющуюся картину, без прикрас изображающую изнанку человеческой натуры, его неприкрытую природу со всеми ее изъянами, пороками, недостатками. Мы видим ее правдивый портрет, так искусно написанный величайшими художниками прошлого, виртуозно владевшими... Читать полностью

Все рецензии 7

Итоги года Читатели «Афиши» выбирают лучшие сериалы 2017 года

Масштабные игры для больших команд

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Космический квест, который точно понравится детям

Игровые площадки для лучшего торжества

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...

Instagram разрешил подписываться на хэштеги как на обычные профили. «Афиша Daily» собрала 15...