Москва
8.7

Спектакль
Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля...

Постановка - Et Cetera п/р Александра Калягина
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
В чем неповторим и загадочен русский человек? В том, что умеет страстно любить — причем не ту женщину, что его достойна. Делать глупости, проматывать состояния, мучиться от тоски... Все это и происходит с главным героем в этой постмодернистской интерпретации классического сюжета про «инвалидность» русской души. Время действия пьесы условно, хотя и обозначено автором: «Россия, вторая половина XIX века». Герой пьесы — литератор, автор мелких заметок, печатающихся в одном из самых захудалых изданий — газете «Русский инвалидъ». Он пережил разрыв с любимой женщиной: она бежала с ним за границу, а потом вдруг бросила его там и вернулась к мужу. И вот уже два года герой не выходит из дому. Теперь она вновь находит его, клянется в любви и умоляет повторить «побег» вновь… Пьеса «Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…» похожа на вырванный листок из большой книги о большой жизни. Она зашифрована по законам игры: игры словами, текстами, литературными стилями, театральными формами. Однако постмодернистские изыски и ирония не мешают этой истории любви оставаться трогательной мелодрамой, понятной зрителям.
  • Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля... – афиша
  • Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля... – афиша
  • Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля... – афиша
  • Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля... – афиша
  • Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля... – афиша
Драматический
16+
Михаил Угаров
14 марта 2006
1 час 20 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
23 марта 2006

Идеолог социальной, документальной, молодой и прочей «новой драмы» Михаил Угаров на самом деле имеет вкус к XIX веку, смешным анахронизмам, старинным детским забавам и вещам вроде «высоких напольных часов с ленивым медным маятником» или «легких ширм, расписанных узкими подводными травами». Из этих вещей и словесной ворожбы Угаров строит собственные пьесы — антикварные лавки, которые затем населяет персонажами с мозгами и психологией вполне современной сборки. По крайней мере, так пьесы Угарова выглядят в его собственных постановках. Стоит вспомнить «Облом off» в Центре Казанцева; стоит видеть «Газету «Русский инвалидъ» за 18 июля…» на малой сцене театра Et Cetera. Сюда из первого спектакля перекочевал угаровский протагонист Владимир Скворцов. Теперь он Иван Павлович, корреспондент «Русского инвалида» — и сам, как и Обломов, типичный русский инвалид: пережил любовную драму сродни драме Раневской из «Вишневого сада» и второй год подряд сиднем сидит в четырех стенах, заталкивая в китайскую вазу письма от донимающей его бывшей любовницы. Молодой его племянник (Алексей Лонгин) и племянница Сашенька (Наталия Житкова) с муфточкой, липкой от «конфект», водят с ним незначительные разговоры, этакие бла-бла-бла на темы, возможные как в веке девятнадцатом, так и сегодня, держа притом такие паузы, что Станиславский бы удавился от зависти. Сложно понять, куда автор клонит, пока не случается перипетия отнюдь не обычного вида. Как только начинает проясняться какая-никакая фабула, Иван Павлович решительно ее обрывает: «Ненавижу историйки! Ненавижу повести с сюжетом!» «Высокие напольные часы с ленивым медным маятником» (а все на сцене натурально антикварное, за исключением искусственных фикусов; за это отвечал сценограф Андрей Климов) — напольные часы идут вразнос, приближаясь к тому часу, когда возлюбленная героя назначила ему встречу, а он упрямо твердит, что в историю с сюжетом его больше калачом не заманишь. Ни в Аристотелеву фабулу с началом, серединой и концом. Ни в чеховскую пьесу, когда-то протестовавшую против сложившегося канона, но тоже превратившуюся в канон. «Путевые заметки — это можно… Но чтоб там было без слова «вдруг», — настаивает главный герой, переоблачившись вдруг в черную рубашку и ботинки модного студента, и, закинув за плечи рюкзак, отправляется в путешествие не знаю куда, не знаю за чем, потому что «конец вообще неважен. Говорят, после него нет ничего. Но это неправда».

Изящная вещь, что тут добавишь. Теоретический трактат в доступной форме. Публичное выступление по эстетическим вопросам. Теорема с доказательством. Только одно но: хорошо бы «Русскому инвалиду» выйти на сцене пятнадцать лет назад, когда он был написан. Сейчас о том, как Угаров напустил на сцене чеховского туману, а потом показал публике неприличный жест рукой (есть такой в его спектакле), вспоминали бы как о вызове замшелой традиции. Говорили бы, что угаровский «Инвалид» стал «Чайкой» нынешней «новой драмы» — социальной, документальной, наплевавшей на «историйки», вымысел, слово «вдруг» и Аристотелеву поэтику. Вот только любого рода фантазии — вещь малоубедительная; Угаров и об этом тоже написал.

1
0

Отзывы

9
Леонид Казаков
21 отзыв, 22 оценки, рейтинг 12
19 мая 2015

Были с женой, очень понравилось, однозначно стоит сходить.
Одинокий не старый еще педантичный мужчина живет размеренной уединенной жизнью, пишет заметки в газету «Русский инвалидъ», которую почти никто не читает, давно не выходит на улицу. Кажется, он живет только прошлым, общается только со своими племянниками. Ничего не сможет заставить его жизнь измениться, или сможет?
Спектакль идет в малом зале, 4 актера, минимум декораций, действие как на ладони. Интересное музыкальное сопровождение, создающее настроение, но, главное, поразил талант Владимира Скворцова. Мы уже видели его в небольшой роли весельчака-графа в «Драме на охоте», в этом спектакле он предстал как глубокий и интересный драматического актер.
Спасибо театру и актерам за отличный спектакль, до сих пор ломаю голову, как же все-таки сложится судьба главного героя!

3
0
9
Мария Казакова
107 отзывов, 166 оценок, рейтинг 102
19 мая 2015

Начну с того, что Скворцов, по-моему, гениальный актер. Вот гениальный, ни больше ни меньше.
Он меня заинтересовал еще во время просмотра спектакля "Драма на охоте", но в "Русском инвалиде" он меня просто потряс. Такая в нем чувствуется глубина личности и такой огромный актерский талант!

Спектакль смотрится не просто на одном дыхании, его смотрят, подавшись вперед и приоткрыв рот...

Сюжет, в общем-то, незамысловатый, драма не глобальная - личная, но до самого последнего момента зрители находятся в напряжении, ведь совершенно не ясно, чем все кончится. Впрочем, и после того, как занавес опустился, понятным оказывается не все - каждому остается додумывать самому...

Отвлеченные разговоры, рассуждения практически ни о чем - казалось бы, это все должно отвлекать от основного сюжета, но каким-то непонятным образом эти сцены только усиливают напряжение - ведь ты понимаешь, что герои обсуждают все это для того, чтобы отогнать главную мысль, не принимать главного решения, и ты помнишь о главном за них, ты за них сосредоточен на основном вопросе, который в конце, конечно, как-то разрешится, но ты об этом не узнаешь, потому что занавес опустится чуть раньше...

Понравилось. Заворожило. Буду ходить в Et Cetera прицельно на Скворцова.

3
0
9
Лена Лучик
6 отзывов, 2 оценки, рейтинг 3
19 февраля 2015

Чудесная актёрская игра, костюмы, атмосфера... Нет яркого сюжета, но есть масса воспоминаний, и милых, и весёлых, и грустных, мельчайших бытовых подробностей, оттенков, запахов, мыслей героев.
Это кусочек жизни аристократии. Жизни, которая на полтора часа перекрывает всё остальное. Воспоминания героев перекликались с моими. Хотя, я думаю, у любого человека есть такие воспоминания - яркие картинки с множеством подробностей, не привязанные к определённому событию, а просто застывшие в памяти кусочки жизни.
Прекрасная постановка, чтобы отвлечься и задуматься о ценности жизни.

2
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
7 июля 2010

Пьеса с мудрёным названием «Газета "Русский инвалидъ" за 18 июля» писана идеологом современной «новой драмы» Михаилом Угаровым. Газета существует и доныне, однако пьеса повествует о веке эдак позапрошлом, что, впрочем, ни к чему не обязывает постановку самого Угарова, звучащую весьма современно, хоть сценография и костюмы кропотливо учли описанные автором детали быта: чёрное кожаное кресло, старинные напольные часы, скульптуру девушки со светильником, узкие сапоги, наушники на резинке. На первый взгляд композиция пьесы очень постмодернистски-чеховская, и в главной роли – свой собственный дядя Ваня, а именно – Иван Павлович. Он два года кряду не выходит из дома, перебирает воспоминания о детских играх и складывает в китайскую вазу письма от чужой жены. Чтобы развлечь добровольного затворника, его племянники Алёша и Сашенька сочиняют историю о том, как первый отказался от женитьбы на молодой, но небогатой девушке и ради большого состояния решил сочетаться браком со старухой. Но дядя быстро раскусывает обман, а историй «с сюжетом» он вообще не любит: создатели новелл, повестей, романов для всего найдут начало и конец, причину и следствие, точность и стиль, тогда как ничто ни конца, ни начала не имеет, события не взаимосвязаны, «жизнь бесстильна». И пусть он сам – прекрасный рассказчик, способный бесконечно описывать шалаш с гусеницами, немецкие окна с поднимающимися рамами, изразцы на печке, его рассказы ограничиваются этими мельчайшими подробностями и деталями, а события и действия его память удерживает плохо, он даже не уверен, происходили ли они на самом деле или он сам их выдумал. Его можно понять: пока молодые, грезя о приключениях и интригах, врут о несуществующих историях, у него своя история уже была – и он мучительно ограждается от любой возможности её повторения и пытается предостеречь окружающих от гибельного соблазна. Он уже уезжал с той самой чужой женой за границу – но та вернулась к мужу, и вот она снова зовёт его в побег, клянётся в любви… Что хотел сказать автор пьесы, по-чеховски бессюжетной, в которой всё действие происходит в реальном времени в одном помещении, а за разговорами, внешне «ни о чём», кроется внутреннее эмоциональное напряжение? Высмеять ли эту «чеховщину», сведя её до описания интерьера, или же пропеть ей гимн как единственно приближенной к реальной жизни альтернативе «сюжетной» литературе? Каждый решит для себя по-своему. Пьеса начинается «ничем» и так же заканчивается, но постановка приписывает к ней свой финал: едва получив последнее письмо с предложением вторично уехать вместе, Иван Павлович меняет исторический костюм на походный, закидывает рюкзак за плечи и ждёт, когда пробьёт назначенный час, поставив кресло перед часами. И когда увлёкшегося разговором корреспондента «Русского инвалида» (какие такие путевые заметки, интересно, пишет в газету домосед?) один за другим покинут домочадцы, он выйдет на тёмную, морозную улицу, перекрестится и исчезнет в грохочущих клубах дыма. Что он понял, проведя целый день с врунами с благими намерениями? То, что хуже всего врать самому себе – и, осознав ущербность своего образа жизни, согласился на продолжение своего «сюжета»? Или – бросился под поезд, потому что это – хороший конец, а плохой конец – это когда конца нет вовсе? Скорее, второе, ведь тот самый «инвалид» - видимо, и есть Иван Павлович, пассивный ностальгик, мечтающий о пасторальной картине «вечером – простоквашу, на ночь – Майн Рида» изо дня в день. Но, глядя на живчика-дядю в исполнении Владимира Скворцова, больше верится в первое: какими бы циниками под стать нынешнему поколению ни были племяннички, а он кажется позубастее, опаснее их. Много двойственностей, аллюзий, вопросов без ответов… поневоле включаешься в обдумывание предложенных тем. Если пищу для ума Вы способны приготовить сами из авторской россыпи ингредиентов, то это спектакль для Вас.

05.07.2010
Комментировать рецензию

2
0
9
Dmitriy
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
7 июня 2009

Великолепнейший! Дабы достойно довести до Вас, любезные мои, сей крик души – воспользуюсь стараниями театралки Лоевской
«"Г.Р.И."-тот самый пример артхаусного искусства, театра "не для всех", которого в столичном репертуаре - раз два и обчелся. Основной смысл в бунте героя против "сюжетов", навязанных людям судьбой. "Родился, женился, страдай.". Герой бунтует также и против литературных сюжетных линий, так модных в беллетристике того времени.
По сюжету - героя, находящегося в психически неуравновешенном состоянии после чудовищного предательства любимой женщины, пытаются спасти его племянники - "вытащить" во что бы то ни стало. Но на все это накладывается новое препятствие - письмо той самой женщины, которая хочет использовать героя вновь. А вот решение освободиться от условностей герой принимает самостоятельно. Лично я увидела в этом - трагический финал, хотя ни Угаров , ни Скворцов про это не говорили нигде.
Спектакль один из моих любимых в Московском репертуаре.»

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все