Театральная афиша Москвы

Спектакль Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля...

8.1
оценить
Театр: Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля...
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
Елена Ковальская
отзывы: 871
оценок: 240
рейтинг: 986

Идеолог социальной, документальной, молодой и прочей «новой драмы» Михаил Угаров на самом деле имеет вкус к XIX веку, смешным анахронизмам, старинным детским забавам и вещам вроде «высоких напольных часов с ленивым медным маятником» или «легких ширм, расписанных узкими подводными травами». Из этих вещей и словесной ворожбы Угаров строит собственные пьесы — антикварные лавки, которые затем населяет персонажами с мозгами и психологией вполне современной сборки. По крайней мере, так пьесы Угарова выглядят в его собственных постановках. Стоит вспомнить «Облом off» в Центре Казанцева; стоит видеть «Газету «Русский инвалидъ» за 18 июля…» на малой сцене театра Et Cetera. Сюда из первого спектакля перекочевал угаровский протагонист Владимир Скворцов. Теперь он Иван Павлович, корреспондент «Русского инвалида» — и сам, как и Обломов, типичный русский инвалид: пережил любовную драму сродни драме Раневской из «Вишневого сада» и второй год подряд сиднем сидит в четырех стенах, заталкивая в китайскую вазу письма от донимающей его бывшей любовницы. Молодой его племянник (Алексей Лонгин) и племянница Сашенька (Наталия Житкова) с муфточкой, липкой от «конфект», водят с ним незначительные разговоры, этакие бла-бла-бла на темы, возможные как в веке девятнадцатом, так и сегодня, держа притом такие паузы, что Станиславский бы удавился от зависти. Сложно понять, куда автор клонит, пока не случается перипетия отнюдь не обычного вида. Как только начинает проясняться какая-никакая фабула, Иван Павлович решительно ее обрывает: «Ненавижу историйки! Ненавижу повести с сюжетом!» «Высокие напольные часы с ленивым медным маятником» (а все на сцене натурально антикварное, за исключением искусственных фикусов; за это отвечал сценограф Андрей Климов) — напольные часы идут вразнос, приближаясь к тому часу, когда возлюбленная героя назначила ему встречу, а он упрямо твердит, что в историю с сюжетом его больше калачом не заманишь. Ни в Аристотелеву фабулу с началом, серединой и концом. Ни в чеховскую пьесу, когда-то протестовавшую против сложившегося канона, но тоже превратившуюся в канон. «Путевые заметки — это можно… Но чтоб там было без слова «вдруг», — настаивает главный герой, переоблачившись вдруг в черную рубашку и ботинки модного студента, и, закинув за плечи рюкзак, отправляется в путешествие не знаю куда, не знаю за чем, потому что «конец вообще неважен. Говорят, после него нет ничего. Но это неправда».

Изящная вещь, что тут добавишь. Теоретический трактат в доступной форме. Публичное выступление по эстетическим вопросам. Теорема с доказательством. Только одно но: хорошо бы «Русскому инвалиду» выйти на сцене пятнадцать лет назад, когда он был написан. Сейчас о том, как Угаров напустил на сцене чеховского туману, а потом показал публике неприличный жест рукой (есть такой в его спектакле), вспоминали бы как о вызове замшелой традиции. Говорили бы, что угаровский «Инвалид» стал «Чайкой» нынешней «новой драмы» — социальной, документальной, наплевавшей на «историйки», вымысел, слово «вдруг» и Аристотелеву поэтику. Вот только любого рода фантазии — вещь малоубедительная; Угаров и об этом тоже написал.

1
0
...
23 марта 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля...»

Фото Marylyn
Фото Marylyn
Marylyn
отзывы: 105
оценок: 141
рейтинг: 84
9

Начну с того, что Скворцов, по-моему, гениальный актер. Вот гениальный, ни больше ни меньше.
Он меня заинтересовал еще во время просмотра спектакля "Драма на охоте", но в "Русском инвалиде" он меня просто потряс. Такая в нем чувствуется глубина личности и такой огромный актерский талант!

Спектакль смотрится не просто на одном дыхании, его смотрят, подавшись вперед и приоткрыв рот...

Сюжет, в общем-то, незамысловатый, драма не глобальная - личная, но до самого последнего момента зрители находятся в напряжении, ведь совершенно не ясно, чем все кончится. Впрочем, и после того, как занавес опустился, понятным оказывается не все - каждому остается додумывать самому...

Отвлеченные разговоры, рассуждения практически ни о чем - казалось бы, это все должно отвлекать от основного сюжета, но каким-то непонятным образом эти сцены только усиливают напряжение - ведь ты понимаешь, что герои обсуждают все это для того, чтобы отогнать главную мысль, не принимать главного решения, и ты помнишь о главном за них, ты за них сосредоточен на основном вопросе, который в конце, конечно, как-то разрешится, но ты об этом не узнаешь, потому что занавес опустится чуть раньше...

Понравилось. Заворожило. Буду ходить в Et Cetera прицельно на Скворцова.

3
0
...
19 мая 2015
Фото Лена Лучик
Фото Лена Лучик
Лена Лучик
отзывы: 6
оценок: 2
рейтинг: 3
9

Чудесная актёрская игра, костюмы, атмосфера... Нет яркого сюжета, но есть масса воспоминаний, и милых, и весёлых, и грустных, мельчайших бытовых подробностей, оттенков, запахов, мыслей героев.
Это кусочек жизни аристократии. Жизни, которая на полтора часа перекрывает всё остальное. Воспоминания героев перекликались с моими. Хотя, я думаю, у любого человека есть такие воспоминания - яркие картинки с множеством подробностей, не привязанные к определённому событию, а просто застывшие в памяти кусочки жизни.
Прекрасная постановка, чтобы отвлечься и задуматься о ценности жизни.

2
0
...
19 февраля 2015
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценок: 381
рейтинг: 405
7

Пьеса с мудрёным названием «Газета "Русский инвалидъ" за 18 июля» писана идеологом современной «новой драмы» Михаилом Угаровым. Газета существует и доныне, однако пьеса повествует о веке эдак позапрошлом, что, впрочем, ни к чему не обязывает постановку самого Угарова, звучащую весьма современно, хоть сценография и костюмы кропотливо учли описанные автором детали быта: чёрное кожаное кресло, старинные напольные часы, скульптуру девушки со светильником, узкие сапоги, наушники на резинке. На первый взгляд композиция пьесы очень постмодернистски-чеховская, и в главной роли – свой собственный дядя Ваня, а именно – Иван Павлович. Он два года кряду не выходит из дома, перебирает воспоминания о детских играх и складывает в китайскую вазу письма от чужой жены. Чтобы развлечь добровольного затворника, его племянники Алёша и Сашенька сочиняют историю о том, как первый отказался от женитьбы на молодой, но небогатой девушке и ради большого состояния решил сочетаться браком со старухой. Но дядя быстро раскусывает обман, а историй «с сюжетом» он вообще не любит: создатели новелл, повестей, романов для всего найдут начало и конец, причину и следствие, точность и стиль, тогда как ничто ни конца, ни начала не имеет, события не взаимосвязаны, «жизнь бесстильна». И пусть он сам – прекрасный рассказчик, способный бесконечно описывать шалаш с гусеницами, немецкие окна с поднимающимися рамами, изразцы на печке, его рассказы ограничиваются этими мельчайшими подробностями и деталями, а события и действия его память удерживает плохо, он даже не уверен, происходили ли они на самом деле или он сам их выдумал. Его можно понять: пока молодые, грезя о приключениях и интригах, врут о несуществующих историях, у него своя история уже была – и он мучительно ограждается от любой возможности её повторения и пытается предостеречь окружающих от гибельного соблазна. Он уже уезжал с той самой чужой женой за границу – но та вернулась к мужу, и вот она снова зовёт его в побег, клянётся в любви… Что хотел сказать автор пьесы, по-чеховски бессюжетной, в которой всё действие происходит в реальном времени в одном помещении, а за разговорами, внешне «ни о чём», кроется внутреннее эмоциональное напряжение? Высмеять ли эту «чеховщину», сведя её до описания интерьера, или же пропеть ей гимн как единственно приближенной к реальной жизни альтернативе «сюжетной» литературе? Каждый решит для себя по-своему. Пьеса начинается «ничем» и так же заканчивается, но постановка приписывает к ней свой финал: едва получив последнее письмо с предложением вторично уехать вместе, Иван Павлович меняет исторический костюм на походный, закидывает рюкзак за плечи и ждёт, когда пробьёт назначенный час, поставив кресло перед часами. И когда увлёкшегося разговором корреспондента «Русского инвалида» (какие такие путевые заметки, интересно, пишет в газету домосед?) один за другим покинут домочадцы, он выйдет на тёмную, морозную улицу, перекрестится и исчезнет в грохочущих клубах дыма. Что он понял, проведя целый день с врунами с благими намерениями? То, что хуже всего врать самому себе – и, осознав ущербность своего образа жизни, согласился на продолжение своего «сюжета»? Или – бросился под поезд, потому что это – хороший конец, а плохой конец – это когда конца нет вовсе? Скорее, второе, ведь тот самый «инвалид» - видимо, и есть Иван Павлович, пассивный ностальгик, мечтающий о пасторальной картине «вечером – простоквашу, на ночь – Майн Рида» изо дня в день. Но, глядя на живчика-дядю в исполнении Владимира Скворцова, больше верится в первое: какими бы циниками под стать нынешнему поколению ни были племяннички, а он кажется позубастее, опаснее их. Много двойственностей, аллюзий, вопросов без ответов… поневоле включаешься в обдумывание предложенных тем. Если пищу для ума Вы способны приготовить сами из авторской россыпи ингредиентов, то это спектакль для Вас.

05.07.2010
Комментировать рецензию

2
0
...
7 июля 2010
Фото Dmitriy
Фото Dmitriy
Dmitriy
отзывы: 2
оценок: 3
рейтинг: 2
9

Великолепнейший! Дабы достойно довести до Вас, любезные мои, сей крик души – воспользуюсь стараниями театралки Лоевской
«"Г.Р.И."-тот самый пример артхаусного искусства, театра "не для всех", которого в столичном репертуаре - раз два и обчелся. Основной смысл в бунте героя против "сюжетов", навязанных людям судьбой. "Родился, женился, страдай.". Герой бунтует также и против литературных сюжетных линий, так модных в беллетристике того времени.
По сюжету - героя, находящегося в психически неуравновешенном состоянии после чудовищного предательства любимой женщины, пытаются спасти его племянники - "вытащить" во что бы то ни стало. Но на все это накладывается новое препятствие - письмо той самой женщины, которая хочет использовать героя вновь. А вот решение освободиться от условностей герой принимает самостоятельно. Лично я увидела в этом - трагический финал, хотя ни Угаров , ни Скворцов про это не говорили нигде.
Спектакль один из моих любимых в Московском репертуаре.»

2
0
...
7 июня 2009
Фото Елена ККК
Фото Елена ККК
Елена ККК
отзывы: 283
оценок: 420
рейтинг: 235
9

С первых же минут спектакля такое щемящее чувство: узнавание, ностальгия, умиление, предвкушение... Не передать словами, наверное. Будто погрузился в интересную книгу, затрагивающую самые-самые струны твоей души и образовался недолговечный новый мирок - где есть та, книжная История и ты в ней.
Невероятно трогательные персонажи, все - и Алеша (Григорий Старостин), и Сашенька (Наталия Житкова ), и Нюта (Татьяна Владимирова), и, конечно же, Иван Павлович (Владимир Скворцов). Вообще мне сейчас хочется разразиться длинной восторженной речью, посвященной Владимиру Скворцову. Но ограничусь кратким: браво!!! Очень пожалела, что цветы не принесла (но ведь не знала, не знала!).
Спектакль в проспекте театра обозначен как "драма", я и настраивалась на что-то достаточно серьезное. На самом деле, драма, конечно присутствовала - личная драма главного героя. Но при этом настолько светлый это спектакль, столько там было милых-забавных-смешных моментов, что улыбка с лица, кажется, не сходила. Да и просто смеялись много :) Отчасти этому способствовала некая техническая накладка (да-да, у нас был "эксклюзивный" показ, с накладкой!). Актеры, кстати, прекрасно преодолели возникшие сложности, я в искреннем восхищении!
Конец у истории открытый, каждый волен понимать, как ему угодно. С одной стороны, испытываешь некоторое разочарование даже: как же так, вели-вели тебя за руку, рассказывая чудесную историю, и вдруг рассказчик бросил тебя, испарился, оборвав повествование на самом интересном месте (в настоящих историях любое место - "самое интересное"!). С другой стороны, после минутной растерянности пополам с обидой понимаешь, что так - правильно, ведь теперь ты можешь дальше вести героя сам! И, конечно, все будет хорошо :)
Я обязательно вернусь еще раз на этот спектакль. Уже с цветами :) И настоятельно рекомендую тем, кто еще не видел - не упускать своего шанса. Замечательный театр Et Cetera, уютный небольшой Эфросовский зал и всего час двадцать на то, чтобы прикоснуться к Прекрасному - оно того стоит, честное слово!

1
0
...
23 сентября 2015

Галерея
Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб